Этап 2. Создание проблемной ситуации | Предлагает сформулировать тему урока, создание проблемной ситуации. (слайд 1). - Представьте себе, что вы отдыхали на комфортабельном круизном лайнере по Индийскому океану. Проплывая вдоль берегов Африки, ваше судно попало в шторм, в результате корабль сел на мель, к утру, буря утихла, и вы увидели какой – то остров. На шлюпках вы высадились на берег. Обследовав остров, вы поняли, что он необитаем. Также все средства связи вышли из строя. Что делать? Остается одно средство – бутылочная почта. Ваша задача изобразить остров, где вы находитесь, чтобы те, к кому ваша записка попадет, поняли, где вы и пришли к вам на помощь. (выбирается ученик в роли рыбака) - Рыбак с рыболовецкой шхуны, с островов, поймав эту бутылку, видит некое изображение. На русском языке он не говорит. Господин рыбак, что вы видите на этих изображениях? - Понятно, что изобразили наши туристы? А вот наш известный географ Н.Н. Баранский говорил «…это второй язык географии, без которого эта наука не может обойтись. Это несравненно более определенная и точная вещь, чем человеческая речь, устная или письменная». О каком языке говорил ученый? Какая же тема нашего урока? (Слайд 2) Сегодня на уроке вы будете работать в маршрутном листе. Подпишите фамилию, число, тему урока. Задание №1 вы самостоятельно заполняете по ходу урока. Вы должны записать виды изображения местности | Вспоминают изученный ранее материал (П). Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К, Р) Определяют, каких знаний им не хватает (Р) Делятся на три группы, пытаются изобразить остров, на котором находятся. Ученик в роли рыбака читает записки и пытается понять, что это. Объясняют и формулируют тему, записывают в тетради (П) |
Этап 3. Целеполагания: | Объявление темы урока. Уточняет цели урока. Формулирует вместе с учащимися задачи урока. (Слайд 3) -Что вы знаете об изображении земной поверхности с древних времён? А как сейчас изображают земную поверхность, с помощью чего? -Сегодня на уроке мы расширим и углубим знания о глобусе, как объемной модели Земли, узнаем о аэрофотоснимках и космических снимках, узнаем о преимуществе географических планов и географических карт. а также узнаете о том. что такое легенда карты. | Подводящий диалог для формулирования учениками целей урока. Цель обсуждается и записывается (Р). Узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают вывод (П , Р, К) |
Этап 4. Актуализация опорных знаний по теме «Изображение земной поверхности» «Открытие» нового знания | Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов. -Как мы можем рассмотреть форму Земли и её поверхность? - Что является уменьшенной моделью Земли? (демонстрация глобуса) Найдите в тексте на стр.42. когда и кем был изобретен первый глобус? Первый глобус, дошедший до нашего времени был создан немецким географом Мартином Бехаймом в 1492 году. Каких материков и океанов нет на нем? (Слайд 4) Дайте определение понятию «глобус». Проверим по учебнику, с. 42. Чем же глобус похож на Землю? Задание №2. Используя текст на стр. 42 выпишите в маршрутный лист основные свойства Земли, отраженные на глобусе. Проверяем то, что вы записали. В конце маршрутного листа есть таблица, оцените себя, как вы выполнили это задание (Задание №2) - Как вы считаете, удобно пользоваться глобусом? При всех преимуществах глобуса использовать его для решения практических задач неудобно, т.к. он во много раз меньше Земли, поэтому на нем нельзя изобразить все то, что есть на земной поверхности. На глобусе показывают только важнейшие географические объекты6 материки, океаны, реки, горы. равнины и т.д. Поэтому люди используют плоские изображения Земли. А как создать это изображение, при помощи чего? Роман К. подготовил сообщение о том, как производится съемка земной поверхности. Физкультминутка Ветер дует нам в лицо Закачалось деревцо Ветер тише – тише – тише Деревцо все выше – выше. -Аэрофотоснимки и космические снимки люди научились совсем недавно. А какие изображения на плоскости известны очень много веков? Правильно это географическая карта и географический план. (Слайд 5) Давайте попробуем составить определение -географическая карта и географический план по опорной схеме. (стр.50) Запишите определение географическая карта и географический план в маршрутный лист -А зачем нам изучать план и карту? -Вам приходилось пользоваться планами и картами? Скажите, какие карты вы уже знаете? Кто изобрел первые карты и атлас? (Слайд 6). Наиболее удобно пользоваться географическим планом местности. Как вы думаете почему? (Атлас) -Что такое условные знаки? Для чего они нужны? (Слайд 7). Что такое легенда карты? (запишите в маршрутном листе). Оцените выполнение задания №3 в оценочной таблице. | Работают с учебником: находят и узнают информацию, передают своими словами содержание (П,Р) Сравнивают, анализируют, объясняют, обсуждают (П, К). Работают с учебником: находят и узнают информацию, записывают в маршрутный лист (П,Р) Вступают в диалог, отвечают на вопросы Вступают в диалог, отвечают на вопросы учителя Работают с учебником: находят и узнают информацию, записывают в маршрутный лист, передают своими словами содержание (П, Р) |
Этап 5. Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания. | Предлагает задания на «новое» знание, закрепление изученного материала. Давайте проверим сможете ли вы заполнить схему – задание №1 (Слайд № 5) Опираясь на полученные знания, заполните таблицу «Отличия основных видов изображений земной поверхности» (Маршрутный лист задание №4) Проверим заполнение таблицы (Слайд 8). Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы. (Слайд 9). Поставьте в оценочной таблице оценку за задание №4 | Обсуждают в парах и индивидуально, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других. (Р, П, К) Объясняют, анализируют, формулируют. (П, Р,К) Дают развернутый ответ, обобщают информацию. (К, Р) |
Этап 7. Рефлексия (итог урока) | Формулирует выводы. Достигли мы цели и задачи урока? (Слайд 3) На ваших маршрутных листах в конце оцените степень изучения материала урока. Также в конце маршрутного листа есть три смайлика отметьте какое у вас настроение к концу урока. | Записывают выводы. (Р, Л) Определяют степень продвижения к цели (Р,Л,П) Отмечают свое настроение.(Л) |