СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Спецкурс по биологии 8 класс «Здоровье человека: экологический аспект и образ жизни»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели- установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.

   Результатом этой деятельности является  формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

    Программа спецкурса по внеурочной деятельности «Здоровье человека: экологический аспект и образ жизни» предназначена для учащихся 8 класса  МОУ Новоникулинская средняя общеобразовательная  школа МО «Цильнинский район»Ульяновской области , предмет изучается в  рамках биологического образования. Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, согласно  учебному планы  данной школы. Программа  авторская.

Общая характеристика учебного предмета

Курс состоит  из семи разделов:

-Введение;

- Психическое здоровье;

-Пища и здоровье

-Химическая зависимость;

-Болезни;

-Старение и смерть;

-Отношения полов;

- Здоровье людей и окружающая среда.

     Наибольшие возможности в формировании здорового образа жизни заложены в материале раздела «Человек и его здоровье». Но временные рамки урока не позволяют уделить должное внимание данному вопросу в полном объёме. Данный спецкурс позволяет решить это противоречие, посвящен проблеме здорового образа жизни.

     В  программе спецкурса раскрываются понятия «здоровье и здоровый образ жизни», основные факторы, определяющие здоровье.  Как ни странно, в наш информационный век школьники обладают достаточно скудными знаниями о возможностях своего организма, способах поддержания здоровья (чаще всего под здоровым образом жизни они понимают отсутствие вредных привычек). Это одна из главных причин поведения учащихся, не соответствующего принципам здорового образа жизни, а значит и причина их низкого уровня здоровья. Поэтому для оздоровления общества важно сформировать у учащихся ценностное отношение к здоровью. 

Просмотр содержимого документа
«Спецкурс по биологии 8 класс «Здоровье человека: экологический аспект и образ жизни»»

Муниципальное образовательное учреждение

Новоникулинская средняя общеобразовательная школа

МО «Цильнинский район»Ульяновской области


РАССМОТРЕНО «СОГЛАСОВАНО»: «УТВЕРЖДАЮ»:

на заседании ШМО Заместитель директора по УВР Директор школы

Протокол № ____________Н. В. Грунина __________Л. Н. Алексанкина

от «____»_____20____г. «____» _________20____г. Приказ № ____ от________


Рабочая программа

Наименование учебного курса- «Здоровье человека: экологический аспект и образ жизни».

Срок реализации программы, учебный год 2015- 2016 Класс 8

Учитель- Потапова Светлана Александровна

Количество часов по учебному плану: всего 35 часов в год; в неделю 1 час

Рабочую программу составил (а)_____ Потапова Светлана Александровна_

подпись расшифровка


Авторская программа Потаповой Светланы Александровны

( I квалификационная категория)

УМК:

1.Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. – Издательство «Мир», 1997.

2.Маш Р.Д. Биология. Человек и его здоровье. Сборник опытов и заданий. – Мнемозина, 2013

3.Мансурова С.Е., Шклярова О.А. «Здоровье человека и окружающая среда», Санкт – Петербург, 2011

4.Пугал Н.А. и др. Биология. Человек. Практикум по гигиене. – Аркти, 2012.

5.Рохлов В.С. Биология. Человек. 9 класс. Школьный практикум. – Дрофа, 2001.

6.Федорова М.З. и др. Экология человека. Культура здоровья. – Вентана - Граф, 2003.

7.Журнал «Здоровье».

8. Шилкин В.В., Филимонов В.И. Анатомия по Пирогову. Атлас анатомии человека. В 3-х томах. М. ГЭОТАР-Медиа 2011г. 600 c


Село Новое Никулино,2015 г.



Пояснительная записка

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи –вооружить учащегося знаниями- на другую- формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьников должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: человек должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач ( выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи ( учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения ( оценка), только тогда ученик становиться субъектом учебной деятельности.

Одним из способов превращения учеников в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели- установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.

Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Программа спецкурса по внеурочной деятельности «Здоровье человека: экологический аспект и образ жизни» предназначена для учащихся 8 класса МОУ Новоникулинская средняя общеобразовательная школа МО «Цильнинский район»Ульяновской области , предмет изучается в рамках биологического образования. Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования, согласно учебному планы данной школы. Программа авторская.

Общая характеристика учебного предмета

Курс состоит из семи разделов:

-Введение;

- Психическое здоровье;

-Пища и здоровье

-Химическая зависимость;

-Болезни;

-Старение и смерть;

-Отношения полов;

- Здоровье людей и окружающая среда.

Наибольшие возможности в формировании здорового образа жизни заложены в материале раздела «Человек и его здоровье». Но временные рамки урока не позволяют уделить должное внимание данному вопросу в полном объёме. Данный спецкурс позволяет решить это противоречие, посвящен проблеме здорового образа жизни.

В программе спецкурса раскрываются понятия «здоровье и здоровый образ жизни», основные факторы, определяющие здоровье. Как ни странно, в наш информационный век школьники обладают достаточно скудными знаниями о возможностях своего организма, способах поддержания здоровья (чаще всего под здоровым образом жизни они понимают отсутствие вредных привычек). Это одна из главных причин поведения учащихся, не соответствующего принципам здорового образа жизни, а значит и причина их низкого уровня здоровья. Поэтому для оздоровления общества важно сформировать у учащихся ценностное отношение к здоровью.

В основе программы лежит мысль о том, что каждый в значительной степени отвечает за своё здоровье. Только проникшись этой идеей, человек приходит к необходимости вести здоровый образ жизни.

Цель спецкурса – сформировать бережное отношение к здоровью как главной ценности человека, дать учащимся все необходимые сведения для выработки здоровых привычек.

При изучении данного спецкурса решаются следующие задачи :

  1. сформировать понятия о здоровье и здоровом образе жизни, компонентах и показателях здоровья, основных факторах, определяющих здоровье (образ жизни, качество среды обитания), факторах риска, факторах, способствующих укреплению и сохранению здоровья;

  2. сформировать у них убеждения о необходимости в своей повседневной жизни следовать принципам здорового образа жизни;

  3. научить проводить самонаблюдения, анализировать поступки и образ жизни с точки зрения их влияния на здоровье;

  4. научить оценивать функциональное состояние своего организма и отдельных систем органов;

  5. научить при необходимости проводить оздоровительные действия.

Программа состоит из 7 тем. Все темы совершенно автономны и могут изучаться в любой последовательности.

Данная программа спецкурса «Здоровье человека: экологический аспект и образ жизни» предназначена для учащихся 8 класса МОУ Новоникулинская средняя общеобразовательная школа МО «Цильнинский район»Ульяновской области. Курс предусмотрен в части формирования участниками образовательного процесса. Рассчитан на 35 учебных часов, 1 час в неделю. Что отражено в Учебном плане данной школы.

Сроки реализации данной программы 1 год.

С целью усиления гигиенической направленности проводятся практические работы по изучению влияния факторов внешней среды на здоровье человека: гигиенический анализ воды, определяется запылённость воздуха, режим вентиляции помещений. Работы не требуют особого оснащения и сложных приборов.

С целью формирования знаний и умений предполагается проведение практической работы «Оценка состояния здоровья», которую целесообразно проводить в конце учебного года, когда учащиеся уже знакомы с особенностями функционирования почти всех систем органов и имеют необходимые знания о компонентах здорового образа жизни.

Возможные результаты («выходы») спецкурса

Альбом

паспорт

Газета

плакат

Журнал, книжка - раскладушка

серия иллюстраций

Коллаж

справочник

Коллекция

стенгазета

Макет

сценарий

Модель

учебное пособие

Наглядные пособия

фотоальбом

Практическая работа

отчет


Воспитательные результаты спецкурса школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов ( получение школьниками социально – значимых знаний); приобретение школьником представлений о проектной деятельности, профориентационных знаний по ряду профессий ( биолог, медицинский работник, психолог, эколог).

Второй уровень результатов ( развитие социально – значимых отношений школьников): формирование позитивного отношения к учебной дисциплине биологии, природе, науке, исследовательской деятельности, человеческой жизни вообще.

Третий уровень результатов ( приобретение школьниками опыта социально- значимого действия) : школьник может приобрести опыт публичного выступления по проблемным вопросам; опыт позитивного отношения к труду; опыт общения со сверстниками; опыт организации совместной деятельности с другими детьми.

Содержание программы

Введение – 1 час.

Определение здоровья и благополучия. Уровни благополучия. Состояние здоровья среднего россиянина. Благополучие: целостный подход. Факторы, влияющие на благополучие. Изменение поведения. Сохранение установки на благополучие.


Тема 1. Психическое здоровье – 2 часа.

Природа эмоций. Личность и её развитие. Признаки эмоционального благополучия. Дос-тижение эмоционального благополучия. Стресс: стимул и ответ. Стадии общего адаптационного синдрома. Как стресс вызывает заболевания. Стресс, связанный с работой. Преодоление стресса. Психологические механизмы защиты от стресса. Овладение ситуации с помощью постановки задачи и её решения. Распространённые эмоциональные проблемы. Решение эмоциональных проблем


Тема 2. Пища и здоровье – 5 часов.

Рациональное питание. Потребности в питательных веществах. Адекватное питание. Типы и источники питательных веществ. группы пищевых продуктов. Диетологические рекомендации. Стили питания. Питание и возраст. Идеальный вес. Состав тела. Избыточный вес и ожирение. Причины ожирения. Жировые клетки и развитие ожирения. Пагубные последствия ожирения. Лечение ожирения. Пониженный вес тела. Расстройства пищевого поведения. Как избавиться от лишнего веса.

Практические работы: 1. Составление пищевого рациона.

2. Определение энергозатрат по состоянию сердечных

сокращений.


Тема 3. Химическая зависимость – 7 часов.

Лекарство. Употребление и злоупотребление. Дозировка лекарственных препаратов. Методы приёма лекарственных препаратов. Распределение лекарственных препаратов в организме. Нейромедиаторы и рецепторные механизмы. Эндорфины. Выведение веществ из организма. Эффект последействия. Развитие толерантности. Химическая зависимость. Взаимодействие вещества. Причины злоупотребления психоактивных веществ. Индивидуальное отношение к наркотикам. Молодёжь и наркотики. Наркотики и общество. Избавление о химической зависимости.

Классификация психоактивных веществ. Источники психоактивных веществ. Стимулирующие препараты. Успокаивающие и снотворные средства. Опиатные наркотики. Психоделики и галлюциногены. Марихуана и другие производные конопли. Вдыхаемые средства (летучие вещества). Анаболические стероиды. Альтернативы злоупотреблению психоактивными веществами.

Формы употребления табака. Табак как наркотическое средство. Вредные эффекты табака. Пассивное курение. Снижение потребности табака. Употребление табака среди молодёжи. Курение и женщины. Отказ от курения.

Алкоголизм – важнейшая проблема современного общества. Спиртные напитки. Всасывание и питательная ценность алкоголя. Уровень алкоголя в крови. Расщепление алкоголя и его удаление из организма, физическое действие алкоголя. Алкогольный синдром плода. Алкоголь и способность управлять автомобилем. Характеристика употребления спиртного. Злоупотребление алкоголем. Алкоголизм и семейные отношения. Программы по борьбе с алкоголизмом.

Практическая работа: Определение влияния образа жизни на состояние здоровья.


Тема 4. Болезни – 8 часов.

Патогены. Инфекционная цепь. Течение инфекционного процесса. Механизм защиты от инфекционных заболеваний. Заболевания иммунной системы. Борьба с инфекционными заболеваниями. Заболевания, имеющие особое значение: атеросклероз, гипертония, инфаркт миокарда, аритмия, врождённые пороки сердца. Факторы риска для сердечно – сосудистых заболеваний.

История венерических заболеваний. Заболеваемость венерическими болезнями. Лечение венерических болезней СПИД. Перспективы вакцинации. Герпесвирусная инфекция половых органов. Гепатит В. Хламидиальная инфекция половых органов. Гонорея. Сифилис. Инфекция половых органов, вызванная дрожжеподобными грибками. Трихомониаз. Чесотка. Профилактика венерических болезней.

Факторы риска для сердечно – сосудистых заболеваний. Методы лечения заболеваний сердечно – сосудистой системы. Как сохранить здоровье сердечно – сосудистой системы.

Раковые заболевания. Природа злокачественных заболеваний. Классификация злокачественных заболеваний. Причины возникновения злокачественных опухолей. Терапия опухолевых заболеваний. Предотвращение опухолевых заболеваний.

Болезни почек. Заболевания дыхательной системы. Диабет. Головные боли. Рассеянный склероз, эпилепсия, болезнь Альцгеймера.

Практические работы: 1. Измерение артериального давления.

2. Минутный и систолический объём крови.

3. Определение частоты сердечных сокращений в состоянии покоя и после действия физической нагрузки.


Тема 5. Старение и смерть – 1 час.

Понятие «старение». Увеличение доли пожилых людей в населении России. Биологические теории старения. Эффекты старения. Здоровое старение. Средний возраст. Планирование финансового обеспечения старости. Отношение к старым людям. Старость как вершина жизни.

Смысл смерти. Феномен смерти. Отношение к смерти. Околосмертный опыт. Эмоциональная атмосфера в семье умирающего. Служба хосписа. Горе и реакция родных на потерю. Право умереть. Донорство органов.

Тема 6. Отношения полов – 3 часа.

Половое созревание. Сексуальная ориентация. Анатомия и физиология пола. Проявления полового поведения. Расстройство полового поведения.

Контроль рождаемости. Выбор методов контрацепции. Методы контрацепции для мужчин. Методы контрацепции для женщин. Стерилизация. Прерывание беременности. Аборт.

Материнство и отцовство. Беременность. Период беременности. Предродовый уход. Проблемы, связанные с беременностью. Роды. Уход за новорожденным. Бесплодие.


Тема 7. Здоровье людей и окружающая среда – 8 часов.

Забота о собственном здоровье. Лекарства, имеющиеся в свободной продаже, и препараты, отпускаемые по рецепту врача. Лекарства, приобретаемые без рецепта: хорошо или плохо. Косметические средства. Шарлатанство в медицине.

Загрязнение воздуха. Загрязнение воды. Уничтожение отходов. Радиация. Шум.

Практические работы: 1. Гигиенический анализ воды.

2. Определение запылённости воздуха.

3. Определение режима вентиляции помещений.

4. Оценка состояния здоровья.



Учебно – тематический план

N п/п

Раздел

Тема

Общее

кол- во

часов

Результат

Введение – 1 час.


1


Здоровье и благополучие.

1

анкетирование

Психическое здоровье – 2 часа.


2


Эмоциональное благополучие.

1

Игротека

3


Стресс и другие проблемы психического здоровья.

1

Составление презентации

Пища и здоровье – 5 часов

4


Питание.

1

Составление плаката «Пирамида здорового питания»

5


Источники питательных веществ. Группы пищевых продуктов.

1

Коллаж «Основные группы пищевых продуктов»

6


Рациональное питание. Вес тела и диета.

1

Книжка –раскладушка

« Витамины»

7


Практическая работа «Определение энергозатрат по состоянию сердечных сокращений».

1

Отчет по работе

8


Практическая работа «Составление пищевого рациона».

1

Отчет по работе

Химическая зависимость- 7 часов.

9


Лекарственные препараты.


1

Проект «Таблетки- это не конфетки», разработка справочника основных лекарственных средств.

10


Наркотики.

1

Плакат «Мифы о наркомании»

11


Психоактивные средства.

1

Составление буклета «Психоактивные вещества»

12


Табакокурение.

1

Инсценировка ,составление плаката « Скажем курению-нет!»

13


Алкоголь и здоровье.

1

Проект «Твое здоровье и алкоголь »

14


Практическая работа «Определение влияния образа жизни на состояние здоровья».

1

Отчет по работе

15


Влияние социальной среды на здоровье человека.

1

Составление презентации

Болезни – 8 часов.


16


Инфекционные болезни.

1

Составление таблицы

17


Инфекционные болезни.

1

Оформление стенда «Профилактика инфекционных болезней»

18


Венерические болезни.

1

Лекция

19


Заболевания сердечно – сосудистой

системы.

1

Составление презентации «Профилактика сердечно- сосудистых заболеваний»

20


Практическая работа «Функцио – нальные пробы на состояние сердечно – сосудистой системы».

1

Отчет по работе

21


Злокачественные опухоли.

1

Составление проекта «Родинки»

22


Хронические болезни.

1

Интеллектуальная игра

23


Неврологические болезни.

1

Разработка презентаций.

Старение и смерть – 1 час.

24


Старение. Смерть.

1

Подборка стихов, пословиц, песен про старость

Отношения полов – 3 часа.

25


Биология полов и половое поведение.


Обсуждение газетной статьи

26-27


Предупреждение беременности.

Беременность и уход за младенцем.

2

Составление презентации, проекта

Здоровье людей и окружающая среда – 8 часов

28


Загрязнение воздуха.

1

фотоальбом

29


Практическая работа «Определение запылённости воздуха, режима вентиляции помещения».

1

Отчет по работе

30


Загрязнение воды. Практическая работа «Гигиенический анализ воды».

1

Отчет по работе

31


Утилизация отходов.

1

Стенгазета

32-33


Радиоактивное загрязнение.

2

Плакат, серия иллюстраций

34


Шум и здоровье человека.

1

Ролевая игра

35


Практическая работа «Оценка состояния здоровья».

1

Отчет по работе

Итого 35 ч


Результаты изучения учебного курса

Личностные: формирование у учащихся ценностного отношения к своему здоровью, жизни; проявлять эмоционально- ценностное отношение к своему эмоциональному состоянию, к необходимости его сохранения в благополучии; формирование интеллектуальных умений; формирование познавательного интереса к строению и функционированию своего организма; знание основных принципов и правил отношения к своему организму, основ ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий; развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в процессе образовательной, общественно- полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видов деятельности; формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей , правил поведения в различных жизненных ситуациях угрожающих своему здоровью; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни ; осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей среды.

Метапредметные: овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога; умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе; формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ; умение организовывать свое сбалансированное питание; уметь анализировать,  сравнивать, делать выводы, развивать познавательного интереса к урокам биологии ;способствовать сознательно организовывать свою деятельность – учебную, общественную; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать факты, составлять простой и развернутый планы, формулировать и и обосновывать выводы и.тд.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (составлять сообщения презентации, проекты, плакаты, листовки, газеты ; готовность к сотрудничеству с соучениками.







Предметные: усвоение системы научных знаний о своем организме, его здоровье и поддержании своего организма в здоровом состоянии; демонстрирование необходимости выработки специальных навыков, которые могли бы помочь школьникам уберечься от нежелательных форм поведения; усвоение системы научных знаний о эмоциях и закономерностях эмоционального благополучия человека; определять и знать основные биологические понятия связанные с анатомией и физиологией человеческого организма; использование приобретенных знаний и умений для организации своей повседневной жизни; освоение приёмов оказания первой медицинской помощи , рациональной организации труда и отдыха; формирование основ экологической грамотности: способности оценивать влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих поступках и действиях по отношению к своему здоровью и окружающих.

Требования к уровню освоения содержания курса.


Учащиеся должны знать:

- компоненты и показатели здоровья;

  • психологические механизмы защиты от стресса;

  • основы рационального питания;

  • источники питательных веществ;

  • механизм формирования физиологической зависимости от наркотических веществ;

  • вредное воздействие наркотических веществ на организм человека;

  • основные группы болезней человека, факторы риска для развития этих заболеваний;

  • методы контроля рождаемости;

  • гигиенические требования к режиму будущей матери;

  • глобальные экологические проблемы, влияющие на здоровье человека.


Учащиеся должны уметь:


  • применять знания для научного объяснения гигиенических правил;

  • в повседневной жизни следовать принципам здорового образа жизни;

  • проводить самонаблюдения;

  • оценивать функциональное состояние своего организма и отдельных систем органов.




Календарно- тематическое планирование

Дата

п/п

Тема занятия

Цель работы

Результаты обучения

Методы

Основные средства обучения,ЭОР

По плану

фактически

Введение – 1 час.




1

Здоровье и благополучие

 формирование у детей представлений о здоровье, как о важнейшей составляющей человеческого благополучия и о здоровом образе жизни как способе сохранения и укрепления здоровья.

Личностные

Формирование у учащихся ценностного отношения к своему здоровью, жизни.

Метапредметные

Овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога

Предметные

Демонстрирование необходимости выработки специальных навыков, которые могли бы помочь школьникам уберечься от нежелательных форм поведения

Беседа, рассказ, анкетирование ,наглядные

плакаты и рисунки по теме, видеофильм, презентация;

http://festival.1september.ru/articles/514679/


http://www.youtube.com/watch?v=k9l7IMby5gI


http://www.youtube.com/watch?v=bYowRv2S8vk



Психическое здоровье – 2 часа.




2

Эмоциональное благополучие.

научить учащихся избегать ненужных эмоций; прививать ценные качества культуры поведения и общения

Личностные

Проявлять эмоционально- ценностное отношение к своему эмоциональному состоянию, к необходимости его сохранения в благополучии.

Метапредметные

Умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе

Предметные

Усвоение системы научных знаний о эмоциях и закономерностях эмоционального благополучия человека


Беседа, тестирование, игра







Рисунки,

http://www.youtube.com/watch?v=nmvUYSBw42M


http://www.youtube.com/watch?v=DU7Zdys1J-w




3

Стресс и другие проблемы психического здоровья.

показать важность умения справляться со стрессовыми ситуациями

Личностные

Формирование интеллектуальных умений: анализировать справочный материал, отбирать его, составлять презентации ,формирование познавательного интереса к данной теме .

Метапредметные

Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ

Предметные

Определять понятия «стресс», «психическое здоровье»


Наглядные ,словесные, проблемно- поисковые,

http://nsportal.ru/sites/default/files/2014/07/23/stress_i_drugie_problemy_psikhicheskogo_zdorovya.pdf


http://tak-to-ent.net/load/404-1-0-12377


http://www.youtube.com/watch?v=GVyE-RKMV_4


http://www.youtube.com/watch?v=K0moT7cT6Uw


http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2013/12/13/umk-po-teme-stress-i-stressoustoychivost



Пища и здоровье – 5 часов



4

Питание.

- совершенствовать знания учащихся о здоровом, правильном питании, познавательный интерес к окружающему миру, используя сюжетную линию;

 - сформировать у детей представление о продуктах питания, полезных для здоровья;

- воспитывать бережное отношение к продуктам питания, чувство товарищества и взаимопомощи.


Личностные

Овладение системой знаний о правильном питании, применение их в жизненной ситуации;

Метапредметные

Умение организовывать свое сбалансированное питание

Предметные

Использование приобретенных знаний и умений для организации правильного питания в своей повседневной жизни

Работа со справочной литературой,

словесные, проблемно- поисковые

http://www.youtube.com/watch?v=Z7ard6EyVQM


http://www.youtube.com/watch?v=Qc0Id6kZlS0


http://4brain.ru/zozh/pitanie.php



http://www.youtube.com/watch?v=Z7ard6EyVQM





5

Источники питательных веществ. Группы пищевых продуктов.

Познакомить учащихся с различными питательными веществами и их превращениями в организме человека, их значением для организма, основными группами пищевых продуктов

Личностные

Осознание ценности правильного питания полезными и правильными для организма продуктами

Метапредметные

Уметь анализировать,  сравнивать, делать выводы, развивать познавательного интереса к урокам биологии

Предметные

Использование приобретенных знаний для составления коллажа «Основные группы пищевых продуктов»

Проблемно- поисковые,словесные, наглядные,работа со справочной литературой

http://festival.1september.ru/articles/561289/


https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fnst-ice.ru%2Fnews.php%3Fwobi%3D%2Fpdkcdxj%2Furok_prezentaciya_biografiya_m_m_zoschenko_27396_7.jpg&text=Урок%20Источники%20питательных%20веществ.%20Группы%20пищевых%20продуктов&redircnt=1445874048.1&noreask=1&pos=1&rpt=simage&lr=47


http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/3e1d458c-1a04-11dd-bd0b-0800200c9a66/83268/?interface=catalog&class=50&subject=29


https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fcafeny.ru%2Fnekvena%2Fimg2172.jpg&text=Группы%20пищевых%20продуктов.&redircnt=1445874581.1&noreask=1&pos=0&rpt=simage&lr=47

http://www.youtube.com/watch?v=xm48hzlRhm4





6

Рациональное питание. Вес тела и диета.

Ученики должны составить четкое представление об основных и современных видах диет и их главных особенностях, анализировать диеты с точки зрения принципов рационального питания.


Личностные

Осознание ценности рационального питания и вреда диет;

Развитие коммуникативной компетентности в процессе общения

Метапредметные

Анализировать информацию текстовую, звуковую, в том числе иллюстрацию и видео;

Ориентироваться в многообразии справочной литературы, находить необходимый материал

Работать индивидуально и в группе: находить общее решение на основе согласования позиций и учёта интересов

Предметные

Объяснять существенные признаки понятий «витамины» «диета» , «рациональное питание»; использовать эти понятия для решения учебных задач по построению модели «Книжки-раскладушки «Витамины»


Наглядные, словесные, частично -поисковые

https://my.mail.ru/mail/g-kaminskaya/video/638/3454.html


http://www.youtube.com/watch?v=dNGIs-OYcfk

http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2013/02/19/diety-lechebnoe-pitanie


http://krasota.school-video.ru/news/diety/1-0-8


http://festival.1september.ru/articles/412792/








7

Практическая работа «Определение энергозатрат по состоянию сердечных сокращений».

Изучить влияние энергозатрат на состояние сердечных сокращений прифизических нагрузках

Личностные

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе практической работы

Метапредметные

Сравнивать результаты измерений и расчеты делать выводы для оформления результатов

Предметные

Определять энергозатраты по состоянию сердечных сокращений при физической нагрузке

Практическая работа

Расчеты производят после любой физической агрузки. Энергозатраты за 1 мин рассчитывают по формуле:Q = 2,09 (0,2 × ЧСС – 11,3),где Q — энергозатраты, кДж/мин,
ЧСС – частота сердечных сокращений.

http://www.docme.ru/doc/1055566/2.prakticheskie-raboty-po-kursu-vozrastnaya-anatomiya--fizio...






8

Практическая работа «Составление пищевого рациона».

Научиться грамотно составлять суточный пищевой рацион человека

Личностные

Формирование целостного представления о правильном рационе питания человека

Метапредметные

Определять по таблице химический состав и калорийность продуктов для грамотного составления суточного рациона питания человека

Предметные

Описывать в форме отчета результаты своей работы по составлению рациона питания


Практическая работа

http://www.docme.ru/doc/1055566/2.prakticheskie-raboty-po-kursu-vozrastnaya-anatomiya--fizio...


таблица «Химический состав пищевых продуктов и калорийности»

Химическая зависимость- 7 часов.



9

Лекарственные препараты.

Объяснить детям, что такое лекарства, где они должны храниться, в каких случаях можно принимать лекарства, что нужно делать, если лекарство приняли по ошибке

Личностные

Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения. Развитие творческих и логических способностей через активные формы деятельности. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

Метапредметные

планировать учебное сотрудничество, достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулировать и аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации;

оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений;

анализировать и обобщать факты, составлять простой план, формулировать и обосновывать выводы, решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах.

Предметные

Научиться овладевать целостными представлениями о лекарственных препаратах.; устанавливать причинно – следственные связи; рассказывать о лекарственных средствах, используя основные и дополнительные источники информации; готовить презентации; применять понятийный аппарат.

самостоятельная работа, составление алгоритма презентаций, составление логической схемы;

наглядные, словесные.


http://конспекты-уроков.рф/obzh/5-klass/file/6877-lekarstvennye-preparaty.html


http://www.youtube.com/watch?v=O1JnS9cDfjE




10

Наркотики.

провести профилактику употребления наркотических веществ среди детей; расширить представления детей о негативном влиянии психотропных веществ на тело и мозг человека; формировать отрицательное отношение к наркотикам; пробуждать в детях чувство собственного достоинства и уважительное отношение к себе; побуждать к саморазвитию, самосовершенствованию; развивать стойкие позитивные интересы; пропагандировать здоровый образ жизни.

Личностные

Формирование навыка осознанного выбора наиболее эффективного способа решения. Осмысление социально – нравственного опыта предшествующих поколений.

Метапредметные

формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме; проявлять готовность к сотрудничеству с одноклассниками, коллективной работе; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;

формировать способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную , общественную и др., определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий;

использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; проявлять способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах.


Предметные

познакомить обучающихся с понятием « наркотические вещества» и возможными негативными последствиями их  употребления;

формировать умения в определении способов  противодействия первичному употреблению наркотических веществ;

формировать умение применять алгоритм рассуждения по данной теме.


Проблемно- поисковые, словесные, наглядные, работа со справочной литературой

http://www.youtube.com/watch?v=VbyQU7W_htw


http://infourok.ru/urok-narkotikioruzhie-samoistrebleniya-488768.html




11

Психоактивные средства.

познакомить учеников с понятием «психоактивное вещество» (ПАВ).

Личностные

Формирование морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения

Метапредметные

формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планировать и регулировать свою деятельность;

Формировать способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др., определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составлять план последовательности действий;

формировать умение работать с учебной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; формировать умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения

Предметные

Сформировать у детей представление о ПАВ, как о веществах, влияющих на работу мозга.

Актуализировать в сознании детей тот факт, что они знают большое количество ПАВ, которые встречаются в быту и о которых они слышат из средств массовой информации.



Наглядные, словесные, частично -поисковые

http://www.youtube.com/watch?v=1eIyaFk6F1c


http://www.youtube.com/watch?v=e6-re3nV0A4


http://www.youtube.com/watch?v=LeIliqjBDwU





12

Табакокурение.

Углубить и актуализировать знания обучающихся о вредной привычке- табакокурении.

Дать обучающимся понятие о том, как табакокурение влияет на здоровье подростка и полностью искажает нормальное развитие личности. Как побороть эту вредную привычку?

Воспитывать ценностные ориентации у подростков, способствующие противостоять негативному давлению сверстников.

Развивать умения вести диалог, делать выводы и обобщения.

Учить обучающихся умению находить и использовать материалы по изучаемой теме в Интернете

Личностные

Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения. Развитие творческих и логических способностей через активные формы деятельности. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно- полезной, учебно- исследовательской, творческой и других деятельности

Метапредметные

: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

проводить контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых коррективов.; выделять существенную информацию из текстов разных видов, обобщать результаты исследовательской работы в комплексной характеристике вреда табакокурения

Предметные

Сформировать у учащихся представление о табаке, показать отрицательное воздействие его на организм, выявить проблемы влияние курения на организм человека, сформировать негативное отношение к курению.

Развивать познавательный интерес к проблеме влияния табакокурения на организм и необходимость бережного отношения к своему здоровью.

рассказ в сочетании с обсуждением, опросом;

работа в учебных группах;

демонстрация видеофильмов, анимации;

выставка работ обучающихся: плакатов, листовок, стенгазет, рефератов, творческих работ

http://www.youtube.com/watch?v=XlWvNBJVaVY




13

Алкоголь и здоровье.

Углубить и актуализировать знания обучающихся о пагубном воздействии алкоголя на детский организм .

Дать обучающимся понятие о том, как алкоголизм влияет на здоровье подростка и полностью искажает нормальное развитие личности. Как побороть эту вредную привычку?

Воспитывать ценностные ориентации у подростков, способствующие противостоять негативному давлению сверстников.

Развивать умения вести диалог, делать выводы и обобщения.

Учить обучающихся умению находить и использовать материалы по изучаемой теме в Интернете

Личностные

Формирование навыка составления алгоритма выполнения творческого задания, осознание ответственного отношения к своему здоровью, вредного воздействия алкоголя на организм человека.

Метапредметные

развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии, проявлять готовность к сотрудничеству с одноклассниками, коллективной работе; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; формировать способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составлять план последовательности действий.

использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; проявлять способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах.

Предметные

Уметь объяснять причины подросткового алкоголизма, уметь работать с статистическими материалами и понимать последствия подросткового алкоголизма; определить физиологическое влияние алкоголя на подростков.


рассказ в сочетании с обсуждением, опросом;

работа в учебных группах;

демонстрация видеофильмов, анимации;

выставка работ обучающихся: плакатов, листовок, стенгазет, рефератов, творческих работ

http://www.youtube.com/watch?v=vZpt-yy9M2E




14

Практическая работа «Определение влияния образа жизни на состояние здоровья».

провести самоанализ образа жизни и оценить его влияние на состояние здоровья

Личностные

Формирование навыка составления алгоритма выполнения практической работы, осознание ответственного отношения к своему здоровью, вредного воздействия вредных привычек на организм человека.

Метапредметные

Уметь самостоятельно приобретать новые знания вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, ее преобразование, работа с анкетами, оформлять результаты своей работы в таблицу.

Предметные

проводить самоанализ образа жизни и оценить его влияние на состояние своего здоровья.

Инструктивная карточка, анкеты для оценивания своего образа жизни.




15

Влияние социальной среды на здоровье человека.

Изучить влияние социальной среды на здоровье человека Воспитывать ценностные ориентации у подростков, способствующие противостоять негативному давлению сверстников.

Развивать умения вести диалог, делать выводы и обобщения.


Личностные

Осознавать значимость ЗОЖ для человека, иметь представление о влиянии на организм человека никотина, алкоголя, наркотиков; рассмотреть разные способы противостояния отрицательному давлению социальной среды; принимать только ,разумные взвешенные решения

Метапредметные

Уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, её преобразование, классификацию.

Предметные

научить находить, сопоставлять, анализировать положительное и отрицательное воздействие элементов среды на здоровье ребенка, разработать рекомендации по улучшению этого влияния, отработать ситуации отказа от предложений, вредных для здоровья, развивать уверенность, самостоятельность, способность отстаивать свою точку зрения, делать выводы, проводить исследования, наблюдения, обобщать материал, умение работать в группах.

Наглядные, словесные, частично -поисковые

http://www.youtube.com/watch?v=VgTWgN2B56E


http://www.youtube.com/watch?v=iFU3cuX31F8



Болезни – 8 часов.




16

Инфекционные болезни.

Познакомить учащихся с признаками инфекционных за­болеваний, условиями и механизмами передачи инфекции. Познакомить учащихся с наиболее часто встречающимися инфекциями и механизмами их передачи. Объяснить обязательные правила личной гигиены, предотвращающие инфекци­онные заболевания.

Личностные

Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения. Развитие творческих и логических способностей через активные формы деятельности. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

Метапредметные

Уметь сравнивать, анализировать, делать выводы;

воспитывать культуру устной речи, коммуникативные способности.

развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии, проявлять готовность к сотрудничеству с одноклассниками, коллективной работе; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; формировать способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составлять план последовательности действий.

использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

Преметные

Выделять виды инфекционных заболеваний, причины возникновения эпидемий, знать способы защиты от инфекционных заболеваний

Проблемно- поисковые, словесные, наглядные, работа со справочной литературой

http://www.youtube.com/watch?v=tMoQ42ccVEc






17

Инфекционные болезни.

Познакомить учащихся с признаками инфекционных за­болеваний, условиями и механизмами передачи инфекции. Познакомить учащихся с наиболее часто встречающимися инфекциями и механизмами их передачи. Объяснить обязательные правила личной гигиены, предотвращающие инфекци­онные заболевания.

Личностные

Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения. Развитие творческих и логических способностей через активные формы деятельности. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

Метапредметные

Уметь сравнивать, анализировать, делать выводы;

воспитывать культуру устной речи, коммуникативные способности.

развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии, проявлять готовность к сотрудничеству с одноклассниками, коллективной работе; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; формировать способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составлять план последовательности действий.

использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

Преметные

Выделять виды инфекционных заболеваний, причины возникновения эпидемий, знать способы защиты от инфекционных заболеваний

Проблемно- поисковые, словесные, наглядные, работа со справочной литературой

http://www.youtube.com/watch?v=-qq8QiVuGbI




18

Венерические болезни.

 рассмотреть основные инфекции, передаваемые половым путём и меры их профилактики

Личностные

Формировать сознательное отношение к здоровому образу жизни и ответственность за полноценность будущего потомства

Метапредметные

 Уметь обобщать, выделять главное, делать логические выводы, сравнивать и анализировать, фиксировать информацию в форме таблицы,

развивать потребности в творческой самореализации, самообразовании.

Предметные

Уметь характеризовать наиболее известные наследственные заболевания;

сформировать понятие о факторах риска для здоровья человека и его будущего потомства;

Уметь обосновать необходимость обеспечения генетической безопасности человека;


рассказ в сочетании с обсуждением, опросом;

работа в учебных группах;

демонстрация видеофильмов, анимации;

выставка работ обучающихся: плакатов, листовок

http://www.youtube.com/watch?v=wcNpPQYrbn8


http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2015/02/22/prezentatsiya-venericheskie-zabolevaniya


http://gigabaza.ru/doc/106714.html


http://900igr.net/prezentatsii/meditsina/Venericheskie-bolezni/Venericheskie-bolezni.html


http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2012/11/05/urok-biologii-v-8-klasse-s-ispolzovaniem-ikt-nasledstvennye





19

Заболевания сердечно – сосудистой

системы.

Знакомство с причинами заболеваний сердечно-сосудистой системы

Личностные

Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения. Развитие творческих и логических способностей через активные формы деятельности. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

Метапредметные

Уметь самостоятельно работать с дополнительной литературой; оказывать первую помощь при повреждении сосудов

планировать учебное сотрудничество, достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулировать и аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации;

оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений;

анализировать и обобщать факты, составлять простой план, формулировать и обосновывать выводы, решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах.

Предметные

Раскрывать основные причины сердечно - сосудистых заболеваний ; выявлять роль тренировки сердца и сосудов для сохранения здоровья и профилактики сердечно - сосудистых заболеваний; Иметь представления о различных видах кровотечений


Проблемно- поисковые, словесные, наглядные, работа со справочной литературой , работа с тестом,

демонстрация видеофильмов, анимации;

выставка работ обучающихся: плакатов, листовок.

http://festival.1september.ru/articles/419010/


http://festival.1september.ru/articles/524226/


https://www.youtube.com/watch?v=eTRJyxqieig


https://www.youtube.com/watch?v=rRupeO52igE


https://www.youtube.com/watch?v=VJaxGmfIqn0


https://www.youtube.com/watch?v=d1mvSJIhtjM




20

Практическая работа «Функциональные пробы на состояние сердечно – сосудистой системы».

Научиться измерять артериальное давление с помощью тонометра и фонендоскопа.

Выяснить, как изменяется артериальное давление при физической нагрузке



Личностные

внимательно относиться к своему здоровью, понимать важность профилактики заболеваний сердечно- сосудистой системы.

Метапредметные

Уметь экспериментально ,опытным путем доказывать влияние физической нагрузки на работу сердечно –сосудистой системы , развить умение работать в группе, делать выводы

Предметные

выяснить природу пульса и перераспределения крови в организме, зависящего от функционирования органов; связать изученный материал о работе сердца и кругах кровообращения с новой темой, выяснить причины движения и изменения скорости крови в сосудах, показать зависимость от интенсивности работы органов кровоснабжения;


Практическая работа

http://www.fizkultura-vsem.ru/функциональные-пробы-сердечно-сосуд-2/


http://lekmed.ru/info/arhivy/prakticheskie-navyki-pediatra-40.html


http://megaresheba.ru/publ/izmerenie_krovjanogo_davlenija_v_pokoe_i_posle_fizicheskoj_nagruzki/125-1-0-1581


http://beregifiguru.ru/Калькуляторы/Пульс-при-нагрузках






21

Злокачественные опухоли.

Знакомство с понятием «злокачественная опухоль», «онкологические заболевания»,с возможными причинами их возникновения

Личностные

Овладение системой биологических знаний о злокачественных опухолях и применение полученных знаний в жизненных ситуациях.

Метапредметные

Умение анализировать и отбирать информацию.

Предметные

Использование приобретенных знаний и умений для составления статьи, презентации, сообщения об онкологических болезнях.

Словесные ,наглядные, частично –поисковые.

http://www.myshared.ru/slide/821277/




22

Хронические болезни.

Познакомить учащихся с признаками основных хронических болезней легких ,сердца, печени и др. органов, условиями и механизмами их профилактического лечения.

Личностные

Овладение системой биологических знаний о хронических болезнях и применение полученных знаний в жизненных ситуациях.

Метапредметные

Умение анализировать и отбирать информацию.

Предметные

Использование приобретенных знаний и умений для составления статьи, презентации, сообщения о хронических болезнях

Словесные ,наглядные, частично –поисковые

https://www.lds.org/topics/disability/list/chronic-illness?lang=rus




23

Невралгические болезни.

Познакомить учащихся с основными причинами возникновения невралгических болезней, типами таких болезней.

Личностные

Овладение системой биологических знаний о типах невралгических заболеваний, причинами их возникновения ,применение полученных знаний в жизненных ситуациях.

Метапредметные

Умение анализировать и отбирать информацию.

Предметные

Использование приобретенных знаний и умений для составления статьи, презентации, сообщения о невралгических болезнях

Словесные ,наглядные, частично –поисковые

http://simptomed.ru/articles/nevrologicheskie_zabolevaniya_ih_simptomi_i_metodi_lecheniya


http://www.grippa-net.net/bolezni/nevrologicheskie-bolezni


http://www.youtube.com/watch?v=8yLKXMzI0BY


http://puzkarapuz.ru/content/somaticheskie_bolezni_detej/nevrologicheskie_bolezni_problemy_sna/


Старение и смерть – 1 час.



24

Старение. Смерть.

сформировать знания о старение и смерть как биологически запрограммированные состояния онтогенеза. Ознакомить с вопросами геронтологии теориями старения и продолжительностью жизни человека.

Личностные

Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения. Развитие творческих и логических способностей через активные формы деятельности. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

Метапредметные

Уметь самостоятельно работать с дополнительной литературой;

достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулировать и аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации;

оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений;

анализировать и обобщать факты, составлять простой план, формулировать и обосновывать выводы, решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах.

Предметные

Определять понятия «старость», причины старения,

Использование приобретенных знаний и умений для организации своей повседневной жизни.


Проблемно- поисковые, словесные, наглядные, работа со справочной литературой , работа с тестом,

демонстрация видеофильмов, анимации;

выставка работ обучающихся: плакатов, листовок, презентаций, проектов.

http://na-uroke.in.ua/65-88.html


http://www.youtube.com/watch?v=ex0junCPkOE


http://www.myshared.ru/slide/96349/


Отношения полов – 3 часа.



25

Биология полов и половое поведение.

Рассмотреть понятия нравственности, этикета и взаимоотношения полов.

Личностные

Формировать сознательное отношение к здоровому образу жизни и ответственность за полноценность будущего потомства.


Метапредметные

развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии, проявлять готовность к сотрудничеству с одноклассниками, коллективной работе; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; формировать способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составлять план последовательности действий.

использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; проявлять способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах.

Предметные

Использовать приобретенные знания и умения для организации своей повседневной жизни.



Проблемно- поисковые, словесные, наглядные, работа со справочной литературой , работа с тестом,

демонстрация видеофильмов

http://mults.info/mults/?id=2308

http://www.youtube.com/watch?v=z0vh2dTCIlM


http://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2013/01/01/klassnyy-chas-nravstvennost-i-formirovanie


http://www.youtube.com/watch?v=1SyU1b13xyY

https://vk.com/video44928865_169149475




26-

27

Предупреждение беременности.

Беременность и уход за младенцем.

актуализировать активную позицию подростка в отношении сохранения собственного здоровья, как физического, так и психического.


Личностные

Формирование навыков анализа, сопоставления, сравнения. Развитие творческих и логических способностей через активные формы деятельности. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

Метапредметные

Уметь самостоятельно работать с дополнительной литературой;

достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулировать и аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации;

оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений;

анализировать и обобщать факты, составлять простой план, формулировать и обосновывать выводы, решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах.


Предметные

показать последствия беременности в подростковом возрасте.Проанализировать результативность разных методов предупреждения беременности.Создать предпосылки для формирования навыков принятия и оказания поддержки в сложных ситуациях.Развитие чувства ответственности.Формировать умение делать осознанный выбор.


игровые методы;

решение проблемных ситуаций;

беседа;

сказкотерапия;

визуализация.

http://www.youtube.com/watch?v=-BBmtFIlwVw

http://www.youtube.com/watch?v=Dff9hXmu-wk

http://www.youtube.com/watch?v=j38rip6n8I4

http://www.youtube.com/watch?v=8NGlpH5hWVU

http://www.youtube.com/watch?v=VTVp8XaRsTc

http://festival.1september.ru/articles/509537/


Здоровье людей и окружающая среда – 8 часов



28

Загрязнение воздуха.

Познакомиться с основными источниками загрязнения воздуха в окружающей среде

Личностные

Овладение системой знаний о загрязнении воздуха на Земле и применение этих знаний в жизненной ситуации для сохранения своего здоровья.

Метапредметные

Уметь вести самостоятельный поиск, отбор информации и её преобразование, развивать навыки работы в группе и парах, уметь строить ответ по алгоритму, формировать проектные умения

Предметные

характеризовать основные источники загрязнения атмосферного воздуха; называть предпосылки, определяющие современное состояние природной среды определять способы улучшения экологической ситуации в городе развивать организационные и информационные умения

Словесные ,наглядные ,частично - поисковые

http://biofile.ru/geo/24009.html




29

Практическая работа «Определение запылённости воздуха, режима вентиляции помещения».

Определить качество воздуха в помещении опытным путем

Личностные

Овладение системой знаний о загрязнении воздуха на Земле и применение этих знаний в жизненной ситуации для сохранения своего здоровья.

Метапредметные

Умение организовать свою практическую деятельность

Предметные

Научиться анализировать состояние воздуха в непроветриваемом помещении и проветриваемом помещении на соответствие ее основным гигиеническим требованиям путем решения ситуационных задач. Научиться давать развернутое гигиеническое заключение о пригодности воздуха в кабинете биологии.

Практическая работа

http://biofile.ru/geo/24009.html




30

Загрязнение воды. Практическая работа «Гигиенический анализ воды».

При помощи органолептических способов научиться определять качество воды.

Личностные

Овладение системой знаний о загрязнении воды на Земле и применение этих знаний в жизненной ситуации.

Метапредметные

Умение организовать свою практическую деятельность

Предметные

Научиться анализировать питьевую воду на соответствие ее основным гигиеническим требованиям путем решения ситуационных задач. Научиться давать развернутое гигиеническое заключение о пригодности исследуемого образца воды для хозяйственно-питьевых целей.

Практическая работа

http://www.youtube.com/watch?v=L3JE3Ck_wQ8




31

Утилизация отходов.

Знакомство со способами утилизации БО и определять значение переработки БО для окружающей среды

Личностные

Овладение умениями и навыками по применению в жизненных ситуациях.

Метапредметные

Умение вести самостоятельный поиск, отбор информации и её преобразование. развивать навыки работы в группе и парах, умение строить ответ по алгоритму, творческие способности,

Формировать проектные умения

Предметные

формировать потребности поведения и деятельности, направленных на рациональное природопользование, убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды

Проблемно- поисковые, словесные, наглядные, работа со справочной литературой , работа с тестом,

демонстрация видеофильмов

http://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2013/12/31/utilizatsiya-bytovykh-otkhodov

http://www.youtube.com/watch?v=OngvxDcnW7g




32-

33

Радиоактивное загрязнение.

познакомиться с правилами поведения и действиями населения при радиационных авариях и радиоактивном загрязнении 

Личностные

Формирование навыка составления алгоритма выполнения творческого задания, осознание ответственного отношения к своему здоровью, вредного воздействия радиоактивного загрязнения.

Метапредметные

развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии, проявлять готовность к сотрудничеству с одноклассниками, коллективной работе; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; формировать способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.; определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составлять план последовательности действий.

использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; проявлять способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах.

Предметные

Уметь объяснять причины радиоактивного загрязнения, уметь работать с статистическими материалами и понимать последствия радиоактивных загрязнений; определить физиологическое влияние алкоголя на подростков.


Проблемно- поисковые, словесные, наглядные, работа со справочной литературой , работа с тестом,

демонстрация видеофильмов, анимации;

выставка работ обучающихся: плакатов, листовок.

http://school.xvatit.com/index.php?title=Особенности_радиоактивного_загрязнения_(заражения)_местности


http://www.youtube.com/watch?v=dnoX6Dajpow


http://www.youtube.com/watch?v=O0vqQO8VVK4






34

Шум и здоровье человека.

познакомить учащихся с шумовыми видами загрязнения; обучить способам защиты от них

Личностные

Осознание вредного воздействия шумого загрязнения для здоровья человека

Метапредметные

Уметь обрабатывать и обобщать полученную информацию в результате проведенных опытов и экспериментов

Предметные

Изучить влияние техногенных факторов на здоровье человека.

Сформировать понятие шума.

Дать представление о последствиях воздействия шума на живые организмы, в том числе на организм человека с целью профилактики болезней вызванных шумом.

Словесные, наглядные

http://ppt4web.ru/medicina/vlijanie-shuma-na-zdorove-cheloveka.html


http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/12/15/prezentatsiya-k-uroku-obzh-po-teme-negativnoe-vliyanie-shuma-na-zdorove


http://www.youtube.com/watch?v=0zp_1yZxMB4


http://zvonoknaurok.ru/load/ehkologija/konspekty_urokov/vlijanie_shuma_na_zdorove_cheloveka/102-1-0-4869





35

Практическая работа «Оценка состояния здоровья».

Оценка состояния здоровья

с использованием различных подходов


Личностные Овладение системой методов позволяющих комплексно оценить состояния своего организма.

Метапредметные

Умение организовать свою практическую деятельность


Предметные

Оценка состояния здоровья с использованием различных подходов


Практическая работа

http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/03/23/proektotsenka-sostoyaniya-zdorovya-valeologicheskiy-samoanaliz-0 http://www.nv-study.ru/NSGKfiles/Publications/Практикум%20по%20комплексной%20оценке%20состояния%20здоровья.pdf










Информационно– методическое обеспечение курса:


Методическая литература для учителя:


1.Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни. – Издательство «Мир», 1997.

2.Маш Р.Д. Биология. Человек и его здоровье. Сборник опытов и заданий. – Мнемозина, 2013

3.Мансурова С.Е., Шклярова О.А. «Здоровье человека и окружающая среда», Санкт – Петербург, 2011

4.Пугал Н.А. и др. Биология. Человек. Практикум по гигиене. – Аркти, 2012.

5.Рохлов В.С. Биология. Человек. 9 класс. Школьный практикум. – Дрофа, 2001.

6.Федорова М.З. и др. Экология человека. Культура здоровья. – Вентана - Граф, 2003.

7.Журнал «Здоровье».

8. Шилкин В.В., Филимонов В.И. Анатомия по Пирогову. Атлас анатомии человека. В 3-х томах. М. ГЭОТАР-Медиа 2011г. 600 c

Мультимедийная поддержка курса

Компакт-диск «Уроки биологии КиМ. Человек и его здоровье».

Учебные видеофильмы «Анатомия-1,2,3,4»

Основная литература для учащихся:

1.Зверев и.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии, гигиене.- М., Просвещение,2009

2. Энциклопедия для детей «Человек» (части 1 и 2). – М., Аванта +, 2002.

3.Атлас анатомии человека

Интернет-ресурсы

http://medstudents.ru/category/anatomy/

http://www.youtube.com/watch?v=zC22_fcFu0o

http://yandex.ru/video/search?text=фильмы%20про%20ЗППП&safety=1

http://yandex.ru/video/search?text=учебные%20фильмы%20про%20беременность&safety=1

http://yandex.ru/video/search?text=фильмы%20по%20анатомии%20и%20физиологии%20человека&path=wizard

http://studentmedic.ru/video.php?rub=15

http://www.youtube.com/watch?v=D8vM91shBUw

http://www.youtube.com/watch?v=_Miv2y6al6s

http://www.youtube.com/watch?v=ex0junCPkOE




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!