ГОРОДСКОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ И УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ ДОУ
Специфика проведения диагностического обследования в условиях ТПМПК с целью определения образовательной программы и специальных условий для детей с РАС
выступление
учителя-логопеда, председателя ТПМПК
Каретниковой С.М.
26.02.2020г.
Специфика проведения диагностического обследования в условиях ТПМПК с целью определения образовательной программы и специальных условий для детей с РАС
2. В настоящее время к расстройствам аутистического спектра относятся специфические нарушения развития, характеризующиеся качественным нарушением социального взаимодействия, коммуникации, ограниченными интересами и деятельностью, повторяющимся стереотипным поведением. Несмотря на общие черты, дети с РАС составляют очень неоднородную группу.
3. Психолого-педагогическая диагностика детей с расстройствами аутистического спектра представляет определенные сложности из-за трудностей установления с ними контакта и аффективных реакций на незнакомых людей и обстановку. Известно, что у детей с РАС в наибольшем числе случаев отмечается асинхрония (неравномерность) психического развития. Зачастую наблюдается одно из парадоксальных сочетаний — развитие формально-логического мышления, абстрагирования, опережает коммуникативные навыки.
Оценивая практику проведения диагностических обследований детей с РАС в рамках ПМПК, можно сделать следующее заключение: на первый план выступает проблема использования речи как средства коммуникации; речевое развитие ребенка с РАС отличается особым своеобразием речевой деятельности и коммуникаций.
4. В зарубежной литературе описано большое количество разнообразных оценочных методик, протоколов обследования для детей с РАС. Использование этих методик в России, чаще всего, требует лицензии и серьезной адаптации. Это делает их недоступными для массового использования в образовании. Отечественными исследователями (Никольской О.С., Лаврентьевой Н.Б.) сделаны первые успешные попытки к созданию методик обследования детей с РАС. Федеральный ресурсный центр по работе с детьми с РАС также занят проблемой диагностики. Следует отметить, что на Комиссию дети, как правило, приходят с уже установленным диагнозом, и задача специалистов ПМПК определить им образовательный маршрут. Таким образом использование специальных методик в полном объеме на ПМПК не целесообразно и занимает продолжительное время, а специалисты им не располагают.
5. В подборе подходящего ребенку диагностического инструментария специалисты ПМПК опираются на данные анамнеза и медицинские документы, жалобы родителей, сведения из психолого-педагогической характеристики, собственную первичную диагностическую беседу. Все диагностические методики, которые используются специалистами, стандартизированы и имеют высокую валидность.
6. При обследовании ребенка с РАС должны учитываться его психоэмоциональные особенности и потребности, поэтому серьезное внимание уделяется организации обследования. При выборе количества и объема диагностических методик учитываются мотивационные условия, которые могут повлиять на поведение ребенка, особенности обработки сенсорной информации, готовность ребенка следовать вербальным инструкциям. Целесообразно организовывать обследование детей с РАС в виде комплексной психолого-педагогической диагностики, которую, особенно на начальном этапе, лучше проводить одному специалисту (как правило, психологу). Это позволяет ребенку привыкнуть к новой ситуации, даёт возможность ему хотя бы немного адаптироваться, сориентироваться в пространстве кабинета, ослабить тревожность и опасения. По мере того, как ребенок будет привыкать к новой обстановке, другие специалисты могут постепенно включаться в процедуру обследования. Необходимо сопровождать инструкцию доступной наглядностью, по возможности, краткой и схематичной. Важно создать для ребенка ситуацию успеха, даже если он внешне на это никак не реагирует. (см. Приложение 1)
7. Приоритетной задачей специалистов ПМПК при обследовании детей с РАС, также как и других детей, является определение потенциальных возможностей как когнитивных, так и личностных, позволяющих овладеть одним из вариантов адаптированной образовательной программы. На данный момент утверждённой АООП ДО для детей с РАС не существует. Поэтому в соответствии с учетом психофизических особенностей и индивидуальных возможностей ребенка с РАС могут быть рекомендованы различные образовательные программы. На уровне начального образования с 2016г. реализуется ФГОС НОО ОВЗ, предполагающий четыре варианта адаптированной образовательной программы, по которой могут обучаться ученики с РАС. Выбор программы также зависит от уровня интеллектуального развития и психофизических особенностей ребёнка.
Рекомендованная литература:
Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008.
Манелис Н.Г., Хаустов А.В., Панцырь С.Н., Волгина Н.Н., Мамонтова Н.А. Сравнительный анализ диагностических методик, используемых в образовательных организациях г. Москвы при работе с детьми с расстройствами аутистического спектра // Аутизм и нарушения развития. 2015. Т. 13. (47). No 2. С. 8—16. doi:10.17759/autdd.2015130202
Организация деятельности системы ПМПК в условиях развития инклюзивного образования / Под общ. ред. М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. М.: АРКТИ, 2014. 368 с.
Положение о ПМПК. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. No 1082. URL: http://base.garant.ru/70485996/
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. No 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». URL: http://base.garant.ru/70862366/
Семенович М.Л., Манелис Н.Г., Хаустов А.В., Козорез А.И., Морозова Е.В. Описание методики оценки базовых речевых и учебных навыков (ABLLS-R) // Аутизм и нарушения развития. 2015. Т. 13. No 3. С. 3—10. doi:10.17759/autdd.2015130301
Приложение 1.
Правила проведения первичной психолого-педагогической диагностики детей с РАС (Мамайчук И.И., Моржина Е.В., Захарова И.Ю.)
• необходимо исключить прямой принудительный подход к ребенку;
• перед обследованием необходимо предупредить родителей о недопустимости принудительного контакта;
• в присутствии ребенка не следует собирать анамнез, так как дети очень чувствительны в отношении реакций матери при опросах;
• заблаговременно из зоны досягаемости для ребенка должны быть исключены бьющиеся или острые предметы, вода, еда и пр.;
• из-за гиперчувствительности дети с аутизмом тонко реагируют на посторонние шумы, зрительные стимулы. Поэтому в кабинете должно быть мягкое освещение, тишина, отсутствие резких запахов;
если ребенок проявляет выраженный негативизм или страх, рекомендуется предложить выбрать игрушку (игрушки заранее подготовлены и лежат в определенном месте). Не стоит делать ему замечание, если он вышел из-за стола, ходит по кабинету и пр.;
• снижение психического тонуса у детей с РАС проявляется в том, что ребенок не выдерживает малейшего напряжения, быстро истощается. Поэтому рекомендуется дать ребенку отдохнуть от выполнения заданий или, наоборот, предъявлять их в ускоренном темпе, если ребенок успешно с ними справляется;
• если ребенок возбужден, не слышит или не хочет слышать взрослого, лучше перейти на шепотную речь;
• в случае если ребенок демонстрирует выраженный негативизм в ответ на просьбы и задания, можно попробовать подключить, например куклу из набора кукольного театра, и обращаться с просьбами к кукле, поощрять ее выполнять задания.
Формирование первичного контакта с ребенком с РАС
• снижение активности специалиста на начальном этапе взаимодействия;
• следование интересам ребенка;
• дозирование положительных эмоций;
• тестирование интересов ребенка, расширение сферы интересов;
• определение особенностей коммуникации, использование доступных ребенку средств коммуникации;
• на первичном приеме лучше, если в контакт с ребенком первоначально вступает один специалист, а другие наблюдают и беседуют с родителями.
Наблюдение
• Как вошел на прием, меняется ли выражение лица, есть ли реакция на незнакомых людей, как передвигается по комнате, адаптировался ли к новой ситуации и за какое время
• Самостоятельная активность
✓ На что направлена активность ребенка (отдельные действия, игра и деятельность, продолжительность занятия, полностью ли поглощен своей игрой или реагирует на происходящее)
✓ Характеристики поведения: хаотичное/целенаправленное, вялое/активное, стереотипное/гибкое и т. д.
✓ Темп собственной активности и темп реагирования на чужую активность, переключаемость, истощаемость
✓ Наличие стереотипии, способы аутостимуляции, плавность и координация движений
• Взаимодействие и общение с педагогом и с близкими на приеме: особенности зрительного и тактильного контакта с близкими и незнакомыми людьми, показывает ли игрушки маме
• Особенности коммуникации: направлена ли речь на коммуникацию, связана ли с ситуацией, запас слов, особенности понимания речи, возможность использования первого лица, особенности темпа, ритма, интонирования речи, использует ли жесты для коммуникации, особенности использования жестов.
4