СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Специфика культуры северного Возрождения. Картина Яна ван Эйка " Мадонна канцлера Ролена".

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интересный материалкультура северного Возрождения. Описание и разбор картины великого Яна ван Эйка " Мадонна канцлера Ролена".

Просмотр содержимого документа
«Специфика культуры северного Возрождения. Картина Яна ван Эйка " Мадонна канцлера Ролена".»

СПЕЦИФИКА КУЛЬТУРЫ СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ. РАЗБОР КАРТИНЫ ЯНА ВАН ЭЙКА « МАДОННА КАНЦЛЕРА ЭЙКА»


1. Познакомиться с картиной Яна ван Эйка «Мадонна канцлера Ролена» и с отрывками монографии Йохана Хёйзинги «Осень Средневековья».



2. На основании полученной информации выявить особенности живописи Северного Возрождения.


На картинах эпохи Северного Возрождения появилась красочность, разнообразие форм. Совершенствовалась масляная техника, что ярче передавало блеск, глубину и богатство предметного мира.

Благодаря чему стало возможным наносить краски слоями, как плотными, так и прозрачными. Многослойные мазки позволяли добиться объемности изображения, игры света и тени – это стало особенностью фламандской манеры письма. 

Отчётливо видна старательная пунктуальность, мрамор колонн и плиток, блеск оконных стёкол, декор угловатых капителей, декорированные колонны и барельефы.

Передача окружающего мира с необычайной тщательностью и подробностью.

Узкие фасады. Особое значение придавалось ратушам.

Создан парный портрет.


3. Ответить письменно на вопросы:

1) Как на картине выражена связь земного и небесного? Каково значение вида из окна?



 Евангельские персонажи облачены в тяжеловесную роскошь негнущихся одежд, расшитых золотом и каменьями; чтобы устремиться ввысь, он еще не нуждается в развевающихся тканях и взметенных членах барокко.

На заднем плане виднеется город с пересекающей его рекой.

Маленький сад с цветами (розы, пионы, ирисы).

Вдали, рядом с фигурами, видны павлины.


На полотне изображены три фигуры – Дева Мария, Младенец Иисус и сам канцлер. Но внимание зрителя не может не обратиться к пейзажу, который благодаря окну разделен на три части: за фигурой канцлера видны дома и городские постройки, за Мадонной – церкви. Эти две части разделяет река, проводя границу между светским и духовным. Берега реки символически соединены мостиком. 


Вдали, из окна , виднеется город Отён, Родина Ролена. Нам представлен красивый городской пейзаж.

2) В чем особенности композиции картины?



Не очень большая (0,66x0,62 м), она кажется больше своих реальных размеров. Образы жестче и определеннее. Бесконечно уходящая панорама торжественно открывается через три арочных пролета. Архитектурно-пейзажная часть не составляет с людьми лирического и гармонического единства, но выступает как важный, самостоятельный образ.

Мадонна сидит напротив канцлера Ролена с сыном на руках и в это время её коронует ангел. На Деве Марии богатое красное одеяние, ведь она — царица небесная. Корона сама по себе — символ верховной власти, на небесах или на земле. За спиной ей мы видим небольшой сад, который обычно символизирует непорочность зачатия Девы Марии, её девственность. А павлины – это христианский символ бессмертия.

Канцлер Ролен повернут к Мадонне, причём обе фигуры находятся почти на одном уровне и почти одинаковы по размеру. Жест младенца направлен к Ролену. Они представлены как партнёры знакомые друг другу, и потому внимание между ними распределено равномерно.

В этом проявилось новое отношение художника к человеку, новое понимание его места в мире.

3) Как специфика живописи Северного Возрождения связана с мировоззрением эпохи?


По общим чертам Северного Возрождения можно выделить следующие особенности: росло человеческое самосознание, мировоззрение феодального типа расшатывалось, а гуманизм буржуазный, наоборот, только набирал обороты.

В Северных Странах главным вопросом стала любовь к ближнему своему. Потому в данном искусстве по большей части отражались черты религиозных чувств с мировоззрением, характерным для Средневековья. Это искусство меньше знакомо с античностью, более архаично по своей форме

Пантеизм стал настоящей основой для такого направления, как Северное Возрождение. Это когда обожествляется всё, что связано с природой. Бог растворяется в природе. Хотя напрямую его существование не отрицается. Вечность, бесконечность – лишь несколько божественных атрибутов, которыми наделяют персонажа. Частичка Бога есть в каждой частичке Мира. Именно на этом положении было основано учение пантеистов. Потому необходимо изображать каждое проявление природы. Именно так в западных странах появилось такое явление, как пейзаж. И он развился в самостоятельное направление.

Художники Ян Провост, Ян Ван Эйк, Ян Ван Хемессен, Хуго ванн дер Гусс, Ханс Бальдунг, Мабюз, Лукас Кранах Старший и другие в определённой степени развивали такое явление, как Северное Возрождение.

В Германии в последней трети пятнадцатого века началось активное становление портретной живописи, для Северного Возрождения имевшей большое значение. Портретная живопись Возрождения Италии и немецкий портрет довольно сильно отличаются друг от друга. Немецкие портретисты к красоте были равнодушны. Образ должен обладать эмоциональным выражением, к этому стремилась большая часть художников. Кроме того, происходило развитие жанра бытовых картин. Ему отдавали предпочтение многие художники. Этим характеризуется Северное Возрождение. Нидерланды – страна, где это было особенно актуально.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!