СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР)

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Специальная индивидуальная программа развития по учебному предмету "Изобразительное искусство" в 5 классе.Вариант 2

Просмотр содержимого документа
«Специальная индивидуальная программа развития (СИПР)»

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_________________И.В. Шарых

«____» _______________202___г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Ильинская СОШ»

________________ И.Н. Никитина

Приказ № ______ от «_____» ______ 202___ г.







Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ильинская средняя общеобразовательная школа»



Специальная индивидуальная программа развития по учебному предмету

Изобразительное искусство

5 класс



Сецко Л.К., учитель начальных классов

Высшей квалификационной категории



с. Ильинка, 2022



Пояснительная записка

Специальная индивидуальная программа развития учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009г. № 373), на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы  под редакцией В. В. Воронковой. – (Москва; Гуманитарный Издательский Центр «Владос», 2011).

Цель программы: формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.

Основные задачи: развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование умений пользоваться инструментами, обучение доступным приемам работы с различными материалами, обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов, развитие художественно-творческих способностей.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются специальные задачи, направленные на коррекцию и развитие:

- основных мыслительных операций (сравнения, обобщения, ориентации в пространстве, последовательности действий);

- наглядно – действенного, наглядно – образного; словесно – логического мышления;

- зрительного восприятия и узнавания;

- моторики пальцев;

- пространственных представлений и ориентации;

- речи и обогащения словаря;

- коррекции индивидуальных пробелов в знаниях, умениях и навыках.

Общая характеристика учебного предмета

Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР. Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у обучающегося воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируются восприятия, воображение, память, зрительно-двигательная координация. На занятиях по аппликации, лепке, рисованию он имеет возможность выразить себя как личность, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения, доступными способами осуществить выбор изобразительных средств.    

 Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей. Изобразительная деятельность стоит среди самых интересных видов деятельности для детей разных возрастов. Она позволяет ребенку выразить в рисунках свое личное впечатление об окружающем мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития ребенка, раскрытия и обогащения его творческих

Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включать в этот вид деятельности всех детей без исключения. Несмотря на то, что некоторые дети с ДЦП не могут использовать приемы захвата кисти, карандаша, они могут создать сюжет изображения, отпечатывая картинки штампами или выдувая краску через блоупен на трафарет. Разнообразие используемых техник делает работы детей выразительнее, богаче по содержанию, доставляет им много положительных эмоций.

Изобразительное искусство как учебный предмет наряду с другими дисциплинами оказывает исключительно большое влияние на умственное, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание школьников. На уроках изобразительного искусства у учащихся совершен­ствуются представления о предметах и явлениях окружающего мира, развиваются наблюдательность, зрительная память, вооб­ражение, фантазия, художественный вкус, умение осознавать наблюдаемое, выделять главное, существенное, устанавливать взаимосвязь между целым и его частями.

Данный курс «изобразительное искусство» создан с учётом дифференцированного и культурно – ориентированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ и направлен на формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей.

Место учебного предмета в учебном плане

Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству рассчитана на 92 часа в год (3 часа в неделю).












Планируемые результаты изучения учебного предмета


Личностные результаты:

    • осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

    • основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу;

    • положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

    • формирование уважительного отношения к окружающим;

    • готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;

    • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

    • освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), развитие мотивов учебной деятельности;

    • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания;

    • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

    • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Предметные результаты:

  • освоение доступных средств изобразительной деятельности и их использование в повседневной жизни: интерес к доступным видам изобразительной деятельности; умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация); 

  • способность к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности: положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе изобразительной деятельности; стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать результаты работы; умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности;

  • готовность к участию в совместных мероприятиях: готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со сверстниками, взрослыми; умение использовать полученные навыки для изготовления творческих работ, для участия в выставках, конкурсах рисунков, поделок.

Метапредметные результаты:

    • умение выполнять задание в течение определённого времени;

    • умение выполнять инструкции учителя;

    • учиться работать по предложенному учителем плану.

 


























Содержание учебного предмета


Раздел

Ожидаемый результат (формирование предметного умения)

Аппликация

-элементарные сведения о бумаге,

-инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном;

-организация рабочего места при работе с бумагой.

-виды работы с бумагой и картоном:

-разметка бумаги, экономная разметка бумаги.

-приемы разметки:

- понятие «шаблон»;

- правила обращения с ножницами;

- обрывание бумаги;

- складывание фигурок из бумаги (оригами);

- сминание и скатывание бумаги в ладонях;

- конструирование из бумаги и картона;

- соединение деталей изделия.

Формирование умения узнавать и различать:

· разные виды бумаги;

· инструменты и приспособления, используемые для изготовления аппликации;

Формирование умения:

· сминать бумагу,

· отрывать бумагу заданной формы, размера,

· сгибать лист бумаги

Формирование умения намазывать поверхность клеем.

Формирование умения:

· собирать изображение объекта из нескольких деталей,

· конструировать объект из бумаги,

· соблюдать последовательность действий при изготовлении предметной аппликации,

· соблюдать последовательность действий при изготовлении декоративной аппликации,

· соблюдать последовательность действий при изготовлении сюжетной аппликации.

Узнавать различные виды бумаги, инструменты

  • выполнять различные действия с бумагой (сминать, отрывать, сгибать, скручивать, )

  • работать с клеем, шилом, ножницами

  • конструировать объект из бумаги

  • соблюдать последовательность действий при изготовлении аппликации

  • аппликация на темы

Лепка

Узнавать пластичные материалы (пластилин, тесто, глина)

  • узнавать (различать) инструменты и приспособления для работы с пластичными материалами (стека, нож, скалка, валик, форма, подложка)

  • выполнять различные действия с пластичным материалом (разминать, раскатывать, отрывать кусочки, откручивать, отщипывать, отрезать размазывать, катать)

  • Элементарные знания о пластилине (свойства материалов, цвет, форма).

  • Приемы работ.

  • Разминание пластилина (теста, глины), раскатывание теста (глины) скалкой, отрывание кусочка материала от целого куска, отщипывание кусочка материала от целого куска, размазывание пластилина по шаблону (внутри контура), катание колбаски на доске (в руках).

Рисование

-оставление графического следа. Освоение приемов узнавания (различения) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, мольберт, кисти.

- вызывать у обучаемого интерес к действиям с карандашами, фломастерами, кистью, красками.

-рисованию с натуры предшествуют наблюдение тремя пальцами выше точёного конца, кисть - чуть выше железного наконечника; набирать краску на кисть, макая её всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки.

-продолжать знакомить с цветами: красный, зелёный, жёлтый, белый, чёрный, синий.

-формировать представление о том, что карандашами, красками, фломастерами рисуют.

-соблюдение последовательности действий при работе с красками (опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе бумаги).

- соблюдение контура, заполнение контура точками, штрихование.

-узнавать (находить) основные цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный, белый, чёрный);

-уметь правильно держать карандаш, кисть и пользоваться ими;

-уметь раскрашивать рисунок (с помощью педагога).



Календарно – тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

1

Знакомство с материалами.

1


2

Работа с материалами и инструментами.

1


3

Работа с разными видами бумаги.

1


4 - 5

«Консервируем фрукты». Наклеивание фруктов на лист бумаги в форме банки.

2


6 - 7

Работа с бумагой. «Букет цветов».

2


8 - 9

Составление аппликации. Предметная аппликация. Домик. Бумага.

«Волшебные фигуры»

2


10

Составление предметной аппликации. Собачка.

1


11

Составление предметной аппликации. Осеннее дерево.

1


12

Составление декоративной аппликации. Тарелочка.

1


13

Составление декоративной аппликации. Платочек.

1


14 - 15

Составление сюжетной аппликации. Полянка в лесу.

2


16 - 17

Составление сюжетной аппликации. Колобок.

2


18

Новые материалы. Соленое тесто, глина, скалка, валик, штампы, формы, дощечка

1


19

Блинчики. Из глины. Раскатывать глину скалкой.


1


20

Гусеничка из пластилина.

1


21

Бусы из соленого теста.

1


22 - 23

Цифры из пластилина.

2


24 - 25

Буквы из пластилина

2


26

«Цветик- семицветик»

1



Рисование тампонами из поролона «Падают листья».




Раскрашивание узора из осенних листьев в полосе.



27 - 28

Штрихи в ограниченном пространстве.

2


29

Рисование на тему «Времена года» по подражанию действиям учителя. Рисование точек «Идет дождь».

1


30 -= 31

Рисование предметов разной формы и цвета.

2


32

Рисование по трафарету овощей.

1


33

Рисование по трафарету фруктов.

1


34

Классификация и рисование с натуры «Дары сада и огорода».

1


35

Штрихование геометрических фигур. Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри контура

1


36

Новогодние игрушки. Рисование контура предмета по трафарету, по шаблону.


1


37

Новогодняя ёлка. Рисование контура предмета по трафарету, по шаблону.


1


38

Рисование на тему: «Времена года» («Снег идёт»).

1


39

Рисование снеговика по трафарету.

1


40

Рисование по подражанию действиям учителя «Снежинки».

1


41 - 42

Узор в полосе. Соединение точек. Рисование геометрической фигуры

2


43 - 44

Воздушные шарики. Рисование. Соединение точек. Рисование геометрической фигуры

2


45

Цветные карандаши. Рисование прямых вертикальных линий

1


46

Разноцветные клубки ниток. Рисование замкнутых круговых линий по показу.



1


47 – 48

«Мир фантастических деревьев»

2


49 - 50

Раскрашивание рисунка «В аквариуме»

2


51

Разноцветные мыльные пузыри. Закрашивание внутри контура.

1


52 – 53

Геометрический орнамент в квадрате. Рисовать предметы различной геометрической формы.

2


54- 55

Рисование узора в круге, рисовать предметы различной геометрической формы.

2


56 – 57

«Сказочные птицы»

2


58

«Море цветов» Работа с рифлёной поверхностью.


1


59

Листочки на деревьях»

1


60 - 61

«Чудо - дерево» »

2


62 - 63

«Сирень в корзине»

2


64 – 65

Рисование на тему «Времена года» («Журчат ручьи»)

2


66 – 67

Рисование. Открытка для мамы на 8 марта. 

2


68 – 69

Рисование по подражанию действиям учителя « «Цветы на клумбе»

2


70 – 71

Рисование по подражанию действиям учителя «Цветы в вазе»

2


72

Раскрашивание трафарета «Бабочка»

1


73 - 74

Рисование на тему «Времена года» («Ярко светит солнышко»)

2


75 – 76

Рисование тампонами из поролона праздничного салюта ко Дню победы.

2


77 – 78

Раскрашивание рисунка военной техники.

2


79

Раскрашивание веера (готовая форма)

1


80 – 81

Рисование на тему «Времена года» («Лето красное пришло»)

2


82 – 83

Раскрашивание платья куклы. Рисование узора для платья куклы (разноцветные круги, полоски, точки)

2


84 – 85

Декоративное рисование Составление узоров из линий различного цвета

2


86 – 88

Иллюстрирование русской народной сказки по выбору.

3


89 - 92

Закрепление пройденного. Итоговое занятие. Рисование по выбору

3











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!