Министерство образования РФ
Главное Управление образования администрации Челябинской области.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа – интернат № 52» города Магнитогорска
455019, Челябинская область, г. Магнитогорск, пер Ржевского,4; тел 48 21 43, e-mail: int52@mail.ru
Специализированное оборудование логопеда, как средство речевого развития учащихся
Учитель-логопед: Корнеева Ю.А.
Магнитогорск , 2016 г.
Логопедический тренажер «Дэльфа -142.1» представляет собой компьютерную приставку, работающую под программу для коррекции устной и письменной речи детей с речевой патологией.
Основной целью создания тренажера являлось дидактическое обеспечение процесса коррекции речи на логопедических занятиях.
С помощью данного тренажёра можно решать следующие задачи логопедической работы:
-коррекция речевого дыхания;
-коррекция силы голоса;
-коррекция произношения гласных и согласных звуков;
-отработка дифференциации парных согласных по глухости-звонкости;
-отработка дифференциации согласных по твердости-мягкости;
-работа над звукобуквенным составом слова;
-работа над слоговой структурой слова;
-формирование лексического значения слова;
-формирование лексико-грамматического строя речи;
-формирование и развитие навыка чтения;
-расширение словарного запаса;
-работа над построением плана речевого высказывания;
-развитие связной монологической речи.
Т.е. всё то, что мы развиваем на логопедических занятиях от звука до текста, составления рассказа и пересказа представлено в одном тренажере, систематизировано.
Теперь немного о каждом разделе в данной программе.
Раздел ЗВУК.
Упражнения в данном разделе выполняются с помощью микрофона.
Направления коррекционной работы:
-отработка правильного речевого дыхания, плавности, длительности выдоха;
-коррекция и развитие громкости голоса, длительности звука;
-работа над слитным произношением слогов, слов, фраз;
-выработка правильного произношения отдельных гласных и согласных звуков.
Раздел БУКВА.
Направления коррекционной работы:
-формирование умения мысленно расчленить букву на несколько частей и соотнести расположение данных частей в пространстве(«Собери букву из частей»);
-формирование первоначального навыка правильного чтения («Найди букву»);
-формирование навыка определения первого звука в слове и различения артикуляторно сходных звуков («Картинки»);
-дифференциация согласных звуков по твердости-мягкости («Тим и Том»).
Раздел СЛОГ.
Направления коррекционной работы:
-формирование первоначального навыка правильного чтения («Найди слог»);
-отработка правильного употребление слогов, содержащих сходные по артикуляции пары согласных («Грузовик»).
Раздел СЛОВО.
Направления коррекционной работы:
-формирование первоначального навыка правильного чтения, формирование навыка звукового анализа слова («Найди слово»). Упражнение усложняется: слова мерцают, перемещаются;
-развитие лексико-грамматического строя речи:
-узнавание имени существительного среди других частей речи;
-узнавание имени прилагательного среди других частей речи;
-узнавание глагола среди других частей речи;
-определение числа, рода имени существительного и прилагательного;
-определения числа, рода, времени глагола;
-тренировка в поиске предлогов;
-тренировка в поиске антонимов.
Раздел ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Направления коррекционной работы:
-развитие лексико-грамматического строя речи:
-установление смысловых связей между словами в предложении;
-составление предложений;
-поиск пропущенного слова;
-поиск нужного предлога, союза.
Раздел ТЕКСТ.
Направления коррекционной работы:
-развитие навыка чтения;
-работа над построением плана речевого высказывания;
-развитие связной монологической речи;
-обучение пересказу.
Дополнительные плюсы тренажера «Дэльфа-142.1»
-вовлечение игровых моментов в процесс коррекции;
-возможность многократно дублировать необходимый тип упражнений;
-работа на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ученика, т.е. я сама выбираю уровень сложности, зная ребенка;
-разнообразие тем: посуда, мебель и т.д.;
-одновременно с логопедической работой осуществляется коррекция восприятия, внимания, памяти, мышления ученика.