СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Спешите делать добрые дела

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

КСП для 9 класса по теме К. Г. Паустовского "Телеграмма". Тема: любовь к матери детей, тема одиночества и доброты.

Просмотр содержимого документа
«Спешите делать добрые дела»

Раздел

Отцы и дети: диалог и конфликт поколений.

ФИО учителя


Дата


Класс: 9

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Тема урока

К.Г.Паустовский. Рассказ «Телеграмма». «Спешите делать добрые дела…»

Цели обучения

9.1.3.1- понимать содержание прозаических, драматических, поэтических произведений/ фрагментов, определяя слова, с помощью которых автор выражает эмоционально-оценочное отношение к героям, событиям.

9.2.5.1-участвовать в дискуссии по предложенной проблеме, синтезируя различные точки зрения и формулируя пути решения проблемы

Цели урока

- понимает содержание прозаического произведения/ фрагментов, определяя слова, с помощью которых автор выражает эмоционально-оценочное отношение к героям, событиям;

-участвует в дискуссии по предложенной проблеме, синтезируя различные точки зрения и формулируя пути решения проблемы;


Ход урока

Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Оценивание

Ресурсы

начало урока


1.Приветствие учителя с учащимися:

- Здравствуйте, ребята! Приветствую вас на сегодняшнем уроке. Рад сообщить вам, что сегодня нам предстоит работа насыщенная, сложная, но интересная.

Приветствуют учителя


Указатель группы

1 – группа: «А - Е»

2 – группа: «И - Н»

3 – группа: «С - Я»


3 мин.













3 мин.




















6 мин














7 мин.





8 мин

















































3 мин.








7 мин.













3 мин.














2 мин.


2. Сообщение темы и цели урока.

- Мы продолжаем изучать раздел «Отцы и дети: диалог и конфликт поколений»

Тема урока: «Спешите делать добрые дела…». . Познакомитесь с рассказом К. Паустовского «Телеграмма».

Цели урока. Сегодня вы:

- будете определять слова, с помощью которых автор выражает эмоционально-оценочное отношение к героям и событиям;

- будете участвовать в дискуссии, рассматривая проблему с разной точки зрения и предлагать разные пути решения.

Задание 1. Какая группа подберет слова с начальным сложным компонентом «теле -…». Побеждает группа, подобравший больше слов.


Учитель: Ребята, вы молодцы, что смогли вспомнить и записать слова с начальным компонентом «теле». Что означает это слово «теле-» - «далеко», «на расстоянии», а «грамма» - (от греч. grámma черта, буква, написание.

«Телеграмма» - «далеко писать».


Перед тем как приступим изучать рассказ Паустовского «Телеграмма» послушайте стихотворение Расула Гамзатова «Слово о матери».

- Как вы думаете, почему поэт пишет, что счастлив тот, у кого есть мать?

- К чему призывает поэт?

- Как вы думаете, каким образом может быть связано стихотворение с нашим сегодняшним уроком?

Учитель: Ребята, вспомните, каким образом писатели могут выражать свое отношение и давать оценку героям и событиям?

Задание 2. Прочитайте начало рассказа «Телеграмма». Перед вами органайзер, которого должны покрасит тёплыми и холодными цветами. Прокомментируйте ваши действия.


Учитель: Вы молодцы. Потому что вы смогли через цветовую гамму, в красках выразить свое отношение к героям и событиям.

А теперь, можете ли определить отношение автора к героям?

- Как относится автор к соседской дочери?

_ Как автор относится к Насте, единственной дочери Катерины Петровны?


Работа в группах.

Задание 3. Стратегия: «Двухчастный дневник». Прочитайте отрывок на стр.27. Упражнение 4. Заполните дневник.

1 группа. Определяют отношение автора к Катерине Петровне.

Вопросы

Ответы

Выпишите из текста слова и словосочетания, выражающие отношение автора к Катерине Петровне. Какие чувства вызывает у автора образ героини?




Группа 2. Определите виды художественных приёмов и их роль в тексте.


Вопросы

Выразительные средства языка.

Она посадила дерево еще девушкой-хохотушкой, а теперь клён был старый, шершавый, облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи.


«Смерть забыла ко мне дорогу».




Группа 3. Определите отношение автора к Насте.

Вопросы

Ответы

Через какие строки письма теплится надежда автора на человечность Насти?


«Но внутри ничего не было видно-одна жестяная пустота» Выражает ли данное предложение отношение автора к героине. Если «да», то прокомментируйте.






Задание 4. Прочитайте отрывок. Стр.29. Упражнение 7. За что художники дали Насте имя Сольвеиг? Как имя, данное художниками, совпадает с действительностью её натуры?



Задание 5. Прием «выскажи позицию». В рассказе автор поднимает проблему одиночества пожилых людей и бессердечность молодёжи, которая в суете быстротечной жизни забывает о близких людях. Учащимся предлагается высказать свою позицию, выбрав стенку с надписью и предложить пути решения данной проблемы.

Кто или что виноват: молодежь, старшее поколение или время и глобализация?

Можно ли решить данную проблему?




Подведение итога. Итак, ребята, какова была цель нашего урока? (Слайд)

- понимает содержание прозаического произведения/ фрагментов, определяя слова, с помощью которых автор выражает эмоционально-оценочное отношение к героям, событиям;

-участвует в дискуссии по предложенной проблеме, синтезируя различные точки зрения и формулируя пути решения проблемы;

Как вы думаете, цель нашего урока достигнута?

Был ли урок полезным, жизненным?


Рефлексия


Д/э.Прочитать продолжение рассказа. Сделайте вывод.

Учащиеся знакомятся с темой урока и целями обучения.






Каждая группа вспоминают слова с начальным слогом теле и записывают слова подряд.












Слушают и читают стихотворение.


Приблизительные ответы:

Поэт призывает беречь своих матерей, уважать и любить их.

Возможно, рассказ будет о матери.



Приблизительные ответы: авторы выражают свою оценку через лексику, выражающую эмоцию, чувства.



Учащиеся комментируют, почему некоторые графы покрасили тёплыми, а некоторые – холодными тонами и читают самостоятельно заполненную графу.




Примерные ответы:

Автор относится к дочери сапожника с любовью, а чувства к Насте нейтральное, не совсем понятное, немного осуждающее.







Группа 1

Дескрипторы.

1.Определяет отношение автора к Катерине Петровне.

2. Приводит примеры из текста.







Группа 2

Дескрипторы.

1. Определяет виды выразительных средств языка.

2.Приводит аргументы.

3.Определяют роль художественных приемов.







Группа 3

Дескрипторы.

1. Находит строки, через которые автор выражает надежду на человечность Насти.

2.Раскрывает смысл предложения



Примерные ответы учащихся:

Автор неспроста описывает Настю с холодными глазами. Глаза – зеркало души. Настя была бессердечной по отношению к матери.



Дескрипторы:

1.Выбирают и отстаивают позицию.

2.Приводит аргументы.

3.Предлагает пути решения.

4. Соблюдает орфоэпические и речевые нормы языка.

5. Демонстрирует богатый словарный запас.


Приблизительные ответы учащихся:

Цели урока достигнуты.

Мы смогли определить отношение автора к героям через выразительные средства, природные явления и по эмоциональной оценке.

На уроке были подняты жизненные проблемы, духовные ценности как отношение к близким. Тема актуальна в наши дни.


Учащиеся крутят колесо отвечают на вопрос и дают оценку своей работе. После вопрос удаляется, нажатием на вопрос.











Оцените работу, используя прием «Большой палец».






Обратная связь учителя: словесное поощрение.



Приём «Свободный микрофон»

Оцените работу каждой группы.






Обратная связь учителя:

Вы верно подметили, что к Манюшке автор относится с любовью. Использует ласкательный суффикс -юшк

Маня-Манюшка.

Автор подчеркивает недовольство Насти словами, что не пишет, а присылает иногда деньги.



Обратная связь:

Словесная поддержка учителя:

Катерина Петровна:

Одинокая, старая, забытая родной дочерью, беспомощная: «долго обвязывала голову тёплым платком…», «впервые за этот год вышла из дому», «позабытые звёзды пронзительно смотрели на землю…»


Выразительные средста: сравнение: она посадила дерево девушкой – хохотушкой (сущ. Т.п). эпитеты: старый, шершавый, облетевший, озябший.

Бесприютная ночь.

Олицетворение: озябший, ему некуда было уйти (о дереве).

Метафора: Смерть забыла дорогу ко мне.

Роль: передает чувства автора, затрагивает глубинные эмоции читателя.


«Ненаглядная» - родной, дорогой человек, смысл жизни.

Через письмо автор ещё надеется на человечность дочери.

«Но внутри ничего не было видно-одна жестяная пустота». Настя, которую ждет мать, называя её ненаглядной – не отзывается, не пишет, не ищет встречи.


Прием «Свободный микрофон».

Я согласен \ не согласен с мнением…

Потому что…, или я считаю…



«Две звезды – одно пожелание».



























https://www.youtube.com/watch?v=psBfsgiaxZs












Учебник. Атамура. Часть 2. Стр.27


Приложение 1 к уроку



















Учебник. Атамура. Часть 2. Стр.27


Приложение 2 к уроку




























1-стена

МОЛОДЁЖЬ


2-стена

ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ


3 -стена

ВРЕМЯ И ГЛОБОЛИЗАЦИЯ

















https://wordwall.net/ru/resource/52106741/
































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!