СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оказать сильное влияние на развитие личности ребёнка может только человек, значимый для него. Именно учитель формирует нужные качества ребёнка, стимулирует тенденции его к личностному росту, создаёт условия для совершения учеником нравственных поступков. Итак, будет ли в классе психологический комфорт или дискомфорт, зависит от учителя, особенно это заметно в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Создание ситуации успеха на уроках в начальной школе»



СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

С момента создания традиционной классно-урочной системы обучения, всегда существовала проблема формирования у обучаемых высокой и устойчивой мотивации к обучению, активной познавательной деятельности, а также проблема поиска наиболее эффективных методов и средств организации образовательного процесса.

Учителю необходимо направить основное внимание на максимальное развитие способностей учащихся, чему способствует личностно-ориентированная система обучения, учитывающая и развивающая индивидуальные способности учеников.

Я считаю, что реализация личностно-ориентированного подхода является одним из методических приёмов повышения качества обучения. Ведь желание учиться возникает тогда, когда всё или почти всё получается. Появляется личная заинтересованность ученика в получении знаний. В.А.Сухомлинский писал: «Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться».

Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребенка в том случае, если у него возникает интерес к учению. Но как повлиять на его формирование? Для того чтобы сформировать интерес у учащихся необходимо создавать ситуации успеха! Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество обучения.

В своей педагогической деятельности для каждого учащегося, особенно это касается «слабых» учеников, я стараюсь создать «ситуацию успеха».

Успех – положительный результат, удачное завершение чего-нибудь.

Успех – это общественное признание, одобрение.

Успех – хорошие результаты в работе, занятиях.

(Малый толковый словарь)

Ситуация успеха – это совокупность педагогических действий, обеспечивающих самореализацию ребенка в каком-либо виде социальной деятельности (общественной активности, учебе, труде, художественном творчестве, спорте и т.д.) и способствующих формированию положительной и вместе с тем адекватной самооценки.

Это сочетание многообразных педагогических средств и приемов, методов реализующих установку учителя на гуманизацию педагогического процесса в школе.

Необходимо выполнять ряд следующих педагогических действий для создания ситуации успеха:

1. Изучение личности младшего школьника; составление на этой основе его диагностической характеристики.

Клиническое, психологическое и педагогическое направления диагностической работы помогает учителю начальных классов и родителям получить информацию о состоянии здоровью ученика, возможных причинах неуспеваемости, потенциальных возможностях интеллекта, причине личностной дезадаптации, а также уровне эмоционально – волевой сферы. Такая диагностика позволяет учителю осуществлять дифференцированный подход при разноуровневом обучении. Ведь от правильной диагностики зависит не только дельнейшее обучение ребенка, но часто и его судьба.

2.Формирование социально-психологиеческой атмосферы, обеспечивающей ребенку положение приветствуемого члена коллектива.

Дети, особенно те, к которым необходимо осуществлять индивидуальный разноуровневый подход, чрезвычайно чувствительны. Любое изменение настроения и поведения учителя неизбежно сказывается на их настроении. От того, как сложатся отношения «учитель- ученик», зависит очень многое. Отношения «учитель – ученик» должны строиться на доверии, приятии, эмпатии, поддержке.

3. Создание условий для эффективного участия в деятельности(учении, игре и т.д.)

К ним относятся: создание материально – технологического обеспечения пространства; подбор соответствующих возрастным особенностям методов и приемов обучения; учет индивидуально – личностных качеств учеников. Состояние комфорта несет с собой удовлетворения собственной деятельностью, рождает положительные мотивы к её продолжению, ведет к индивидуальному личностному росту каждого ученика. Вывод ясен: комфортность обучения – условие её успешности.

4. Достижение интеллектуального комфорта на уроке требует смены видов деятельности, обеспечение каждому ученику возможности работать в доступном ему темпе, получения или собственного, личностно значительного результата учебной работы, укрепляющего веру ребенка в его познавательные возможности.

Следует отметить важную роль для возникновения у учащихся психологического комфорта. Наиболее продуктивное время занятий 10-25 минут от начала урока, поэтому наиболее сложные виды работ я планирую именно на это время.

При конструировании ситуации успеха необходимо:

определить виды деятельности и сферы общения, в которых реален успех ученика;

найти у ученика положительные стороны индивидуальности и на этой основе проектировать личностное развитие;

ставить перед учениками трудные, но достижимые цели;

способствовать успеху в деятельности индивидуализацией требований, одобрением и разумной помощью;

«обезболить» неудачи содержательным оцениванием, оттеняющим некоторые успешные действия;

оценивая деятельность детей, не сравнивать достижения разных учеников, т.к. их возможности, уровень развития разный;

при оценке деятельности детей хвалить исполнителя, а критиковать исполнение;

познакомить родителей с алгоритмом создания ситуации успеха в семье;

использовать возможности семьи для повышения результативности учебно-воспитательного процесса;

влиять на групповое мнение с помощью демонстрации положительных сторон личности;

помогать освоить роль не только ведомого, но и ведущего в межличностном общении детей;

побуждать ученика к самопознанию и самовоспитанию адекватной самооценки;

стимулировать мотивацию успеха в общем деле;

поощрять стремление к самовыражению и самореализации в творческих делах;

способствовать формированию увлечения самим процессом деятельности, а не только результатом.

Предлагаю использовать следующие приемы создания ситуации успеха:

1. Похвала

Страшна ли она? Мы с вами знаем, каков преобладающий тон школьных отношений. Ребенок часто слышит из уст учителя «тупица», «разгильдяй» и тому подобные определения. Они ложатся на сознание и душу ребенка чугунной гирей, унижая его человеческое достоинство. Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, отдать ему свое сердце, открытое для добра и сочувствия, — в этом залог успешного воспитания.

2. Анонсирование

Речь идет о тех случаях, когда учитель заранее предупреждает школьника о самостоятельной или контрольной работе, о предстоящей проверке знаний. Предупреждает не просто так. Иначе этот прием можно было бы обозначить как упреждающий контроль.

Смысл анонсирования в предварительном обсуждении того, что должен будет ребенок сделать: посмотреть план сочинения, прослушать первый вариант предстоящего ответа, вместе с учителем подобрать литературу к выступлению и т.п. Чем-то это напоминает репетицию предстоящего действия. Сомневающимся в себе такая подготовка создает психологическую установку на успех, дает уверенность в силах.

3. «Холодный душ»

На уроке у способных учеников можно наблюдать, что периоды подъема, взлета могут сменяться расслаблением; добросовестное отношение к своим обязанностям иногда «пробуксовывает». Такие ученики очень эмоциональны, активно реагируют на успехи и неудачи. Оценки переживают бурно. Как правило, семьи у них хорошие, заботливые. Отношение коллектива благожелательное. Они пользуются симпатиями одноклассников, учителей. Ахиллесова пята этих школьников – быстрое привыкание к успеху, девальвация радости, превращение уверенности в самоуверенность. Для таких учеников педагогический прием «Холодный душ» может быть полезен.

Литература:

Рафальская Е.С. Психолого-педагогические механизмы и этапы организации ситуации успеха у учащихся гимназии. // Психология и школа – №2, 2004. – с. 86-91.

Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. – 1996. – № 4. – С. 29-36.

Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1999. – 536 с.

Осмоловская И. Начать с изучения личностных качеств / И. Осмоловская // Нар. образование. – 1996. – №

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1996. – 96с. – // Директор школы. – Библиогр.: С.95




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!