СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современные подходы в обучении орфографии в 1 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал из опыта работы по развитию у детей орфографической зоркости.

Просмотр содержимого документа
«Современные подходы в обучении орфографии в 1 классе.»



  1. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
  2. средняя школа № 4 имени Героя Советского Союза
  3. А. Б. Михайлова г. Вязьмы Смоленской области
  4. __________________________________________________________

215119 Смоленская область, г. Вязьма, ул. Ленина,47. директор – 4 21 42, учительская – 4 21 81













Современные подходы в обучении орфографии в 1 классе.

(из опыта работы)







Выступление подготовила

Щербакова О.Н., учитель 1 класса Б









2017год





Одной из главных задач обучения русскому языку в начальных классах является формирование орфографической грамотности. Сформировать орфографическую зоркость – значит, научить детей видеть орфограммы.

Начинаю работу над орфографией как можно раньше, уже в период обучения грамоте.

Для успешного формирования умения обнаруживать орфограммы в первую очередь стараюсь обеспечить разграничение детьми понятий «звук» и «буква». Обучение по УМК «Начальная школа XXI века» в полной мере направлено на формирование умения слышать звучащее слово, т.е. выделять отдельные звуки и определять их характер: гласный или согласный, гласный ударный или безударный, согласный твёрдый или мягкий, звонкий или глухой, парный по глухости-звонкости или непарный, установление последовательности звуков; ориентировке в звуках - «соседях», проведение полного звукового анализа слов, построение звуковых моделей слов. Уделяю этой работе максимальное время на каждом уроке русского языка. Ведь от того, насколько прочно мои первоклассники овладеют этими умениями, в значительной мере будет зависеть успех (или неуспех) в становлении орфографической зоркости, а также развитие всего комплекса фонетических умений.

Примеры упражнений развития фонетического слуха:

  • протяжное интонирование звуков в целом слове: с-с-с-с-ыр, с-ы-ы-ыр, сыр-р-р-р;

  • обязательный на каждом уроке звуковой анализ слов, даже, если в классе не все дети читают;

  • составление моделей слов при помощи цветных квадратов;

  • подбор слов к звуковым моделям;

  • нахождение одинакового звука в словах,

  • определение места звука в слове,

  • называние слов с заданным звуком в начале, середине, конце;

  • нахождение отличительных звуков в паре слов;

  • нахождение слов по его звуковой характеристике (например, найди слово из группы, в котором все согласные звуки твердые, и т.д.).

Уже на этапе обучения грамоте ввожу в активный словарь ребенка понятие «орфограмма», тем самым помогаю им глубже осознать сущность орфографических трудностей русского письма, провожу работу по наблюдению за обозначением звука в слабой позиции буквой. Дети делают открытие о том, что звук и буква не всегда совпадают. А это один из опознавательных признаков орфограмм! Фонетический уровень орфографической подготовки, направлен на развитие языкового чутья, речевого слуха. Материала для такой работы достаточно на страницах «Букваря» Л.Е. Журовой, А.О. Евдокимовой.

Но этот опознавательный признак орфограмм «срабатывает» лишь в тех случаях, когда учащиеся слы­шат слово и одновременно видят его буквенное изображение. В процессе же письма под дик­товку ребенок не может по всех случаях обнаружить несовпадение звука и буквы. Поэтому следующий этап по формированию орфографической зоркости в 1 классе - помочь детям запомнить «опасные» звуки и звукосочетания (буквы и буквосочета­ния). К таким «опасным» местам относятся:

а) гласные о—а, и—е;

б) пары звонких и глухих согласных б—п, г—к, в—ф и т.д.;

в) сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу;

д) сочетания чк, чн, нч, нщ;

ж) буквы я, е, ю, ё, обозначающие два звука.

В процессе этой работы у детей развивается внимание, орфографическая бдительность, т.к. направлена она на запоминание. Помогают ребятам в этом различные рифмовки, запоминалки.

К моменту знакомства с признаками «опасных мест» для гласных первоклассники уже умеют решать некоторые орфографические задачи, которые не связаны с обозначением звуков буквами. Ученики умеют оформлять границы предложений, пишут слова отдельно друг от друга, употребляют заглавную букву в именах собственных, а также знают об ударных и безударных гласных и обозначают ударный звук принятым знаком ударения, а безударный – подчеркивают. Основной прием усвоения безударности - одного из опознавательных признаков орфограмм данного типа – постановка ударения. Поэтому, начиная уже с октября месяца, после прохождения темы «Ударение» постоянно провожу разнообразные упражнения на нахождение ударных и безударных гласных:

1. Поставить в словах ударение.

2. Назвать или выписать слова, в которых ударение падает на 1(2,3) слог.

3. Назвать в предложении (в тексте) все ударные гласные.

4.Соотнести слова со слогоударной схемой.

5. «Ударный» диктант. (Диктую слова, а ученики записывают или показывают на карточке только ударную букву).

6. Найти слова, отличающиеся только ударением и т.д.

К концу года постановка ударения в слове, как правило, не вызывает затруднений ни у кого из моих первоклассников.

По мере появления первых орфографических правил работу по умению видеть орфограммы провожу систематически. Для каждого изученного правила изготавливаем с ребятами карточку-помощницу. В первом классе их немного, т.к. количество изучаемых орфограмм минимальное. Они представляют собой прямоугольник размером 8 х 5 см, на котором графически изображается изучаемая орфограмма. Например,

Б


- Заглавная буква.


ж ш




- Сочетания жи-ши.



- Проверяемая безударная гласная.


!



- Непроверяемая безударная гласная.


Приемы работы с такими карточками помогают запомнить название орфограммы, способствуют умению видеть «опасные места» в слове, разнообразить работу на уроке. Задания могут быть следующими:

  1. «Определи орфограмму» (учитель называет слово, дети показывают карточку с графическим изображением орфограммы в этом слове).

  2. «Придумай слово» (учитель показывает карточку, а ученики называют слова на данное правило).

  3. «Соедини слово с орфограммой».

  4. «Найди ошибку» (при проведении какографических упражнений дети над каждым словом с ошибкой помещают карточку с изображением той орфограммы, на которую сделана ошибка) и т.д.

На уроках русского языка использую следующие упражнения, способствующие формированию орфографической зоркости:

  • Списывание. Начинаю с одного предложения. (Прочитай. Повтори. Найди орфограммы и объясни их. Прочитай орфографически. Пиши, диктуя по слогам. Проверь.)

  • Письмо с проговариванием. (Ученик диктует предложение, произнося каждое слово орфографически, по слогам, проговаривая гласную в нем.)

  • Письмо с комментированием. (Ученик комментирует всё, что пишет, объясняя выбор нужной орфограммы. Останавливаю комментарий, если возникает ошибка.)

  • Диктант "Проверяю себя”. (При написании ученик имеет право задать вопрос, если сомневается в написании слов.)

  • Выборочное списывание.

  • Письмо с пропусками. (Запись предложений, при сомнении написания можно букву пропустить).

  • Диктант с постукиванием. (Во время диктанта постукиваю по столу в тот момент, когда произношу слово с орфограммой.)

  • Какографические упражнения. (Любимые у моих учеников. Исправление умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний.)

  • Письмо по памяти.

При проверке написанного учу детей пользоваться приемом «Волшебная линейка», когда ребенок закрывает написанное предложение линейкой и постепенно отодвигая ее, читает текст. Таким способом он легко обнаружит пропуск букв в словах, т.к. линейка притормаживает движение глаз и заставляет детей быть внимательнее.

Обязательно знакомлю своих первоклассников с орфографическим словарем. Необходимо как можно раньше заложить ос­новы правильного способа действия, необходимого для поиска ответа на ор­фографический вопрос.

В последующих классах данная работа, конечно, будет мною продолжена. Приемы работы по формированию орфографической зоркости, которыми начали овладевать первоклассники, надеюсь, будут способствовать в будущем глубокому освоению правописания морфем.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!