СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современный кабинет математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Благодаря благоустроенному кабинету математики процесс обучения для учащихся становится более интересным, наглядным, быстрым и эффективным. Современный кабинет математики обеспечен всем необходимым для улучшения качества образования.

Кабинет является необходимым условием организации современного образовательного процесса при обучении математики. Ведь от правильного оборудованного в значительной степени зависят результаты труда учителя и учащихся. Хорошо освещенный кабинет помогает учащимся совершенствовать навыки и умения по математике, оказывать воспитательное воздействие и расширять кругозор. Такой кабинет позволяет работать учителю с высокой отдачей и с чувством удовлетворенности.

Проблема оформления, оснащенности и оборудования школьного кабинета математики всегда остается в поле зрения методистов и учителей. Несмотря на то, что в недалеком прошлом изданы методические рекомендации министерства просвещения, в которых представлены и строительные нормы типового кабинета математики, и вопросы оснащения кабинетов мебелью, и вопросы оснащения кабинетов математики необходимым оборудованием и даже предлагается примерная планировка кабинета математики, время вносит свои коррективы. Вот и в настоящее время проблема внедрения новых педагогических технологий сталкивается с необходимостью некоторой коррективы взглядов на вопрос об оборудовании и оснащении кабинета математики.

Значение кабинета в большей мере возрастает в том случае, если в нем математическая обстановка. При обучении это означает одновременно и умение работоспособность внеклассной работы, и более широкое применение технических средств обучения (ТСО) и наглядных пособий.

Однако учителя по разному представляют кабинет, по разному организуют учебный процесс и внеклассные занятия, добиваясь в итоге разного уровня выполнения программы.

В условиях интенсификации процесса обучения кабинет математики в сегодняшнем его состоянии не удовлетворяет необходимым требованиям. Требуемый материал для кабинета не всегда в достаточном количестве и не всегда соответствует возрасту и уровню учащихся. Даже если в наличии есть все необходимое, не все преподаватели уместно применять его. Недоступность литературы и технических средств является основным недостатком в процессе обучения. Зачастую кабинет не предусматривает возможности организации внеклассной работы по предмету: кружковой работы, факультативов, проектной, исследовательской деятельности и т.д.

Внеклассная работа по математике имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знания по математике, но и способствует также расширению культурологического кругозора школьников, развитию их творческой активности, эстетического вкуса, и как следствие, повышает мотивацию к изучению математики.

Просмотр содержимого документа
«Современный кабинет математики»


Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КАБИНЕТА МАТЕМАТИКИ 8

1.1. Использование кабинета в обучении математике 8

1.2. Проектирование и оснащение кабинета математики 13

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ КАБИНЕТА МАТЕМАТИКИ 31

2.1. Реализация педагогических условий проектирования кабинета математики 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37

Литература 39

ПРИЛОЖЕНИЯ 41

Приложение 1 41





ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Благодаря благоустроенному кабинету математики процесс обучения для учащихся становится более интересным, наглядным, быстрым и эффективным. Современный кабинет математики обеспечен всем необходимым для улучшения качества образования.

Кабинет является необходимым условием организации современного образовательного процесса при обучении математики. Ведь от правильного оборудованного в значительной степени зависят результаты труда учителя и учащихся. Хорошо освещенный кабинет помогает учащимся совершенствовать навыки и умения по математике, оказывать воспитательное воздействие и расширять кругозор. Такой кабинет позволяет работать учителю с высокой отдачей и с чувством удовлетворенности.

Проблема оформления, оснащенности и оборудования школьного кабинета математики всегда остается в поле зрения методистов и учителей. Несмотря на то, что в недалеком прошлом изданы методические рекомендации министерства просвещения, в которых представлены и строительные нормы типового кабинета математики, и вопросы оснащения кабинетов мебелью, и вопросы оснащения кабинетов математики необходимым оборудованием и даже предлагается примерная планировка кабинета математики, время вносит свои коррективы. Вот и в настоящее время проблема внедрения новых педагогических технологий сталкивается с необходимостью некоторой коррективы взглядов на вопрос об оборудовании и оснащении кабинета математики.

Значение кабинета в большей мере возрастает в том случае, если в нем математическая обстановка. При обучении это означает одновременно и умение работоспособность внеклассной работы, и более широкое применение технических средств обучения (ТСО) и наглядных пособий.

Однако учителя по-разному представляют кабинет, по разному организуют учебный процесс и внеклассные занятия, добиваясь в итоге разного уровня выполнения программы.

В условиях интенсификации процесса обучения кабинет математики в сегодняшнем его состоянии не удовлетворяет необходимым требованиям. Требуемый материал для кабинета не всегда в достаточном количестве и не всегда соответствует возрасту и уровню учащихся. Даже если в наличии есть все необходимое, не все преподаватели уместно применять его. Недоступность литературы и технических средств является основным недостатком в процессе обучения. Зачастую кабинет не предусматривает возможности организации внеклассной работы по предмету: кружковой работы, факультативов, проектной, исследовательской деятельности и т.д.

Внеклассная работа по математике имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знания по математике, но и способствует также расширению культурологического кругозора школьников, развитию их творческой активности, эстетического вкуса, и как следствие, повышает мотивацию к изучению математики.

Основные задачи, которые ставит учитель при внеклассной работе, следующие: углублять и расширять знания и практические навыки учащихся; развивать логическое мышление и смекалку; выявлять более одаренных и способных детей, способствовать их дальнейшему развитию, вырабатывать интерес к математике; вовлекать детей в занимательные занятия, а этим укреплять дисциплину, воспитывать целеустремленность, организованность и коллективизм.

Цель исследования – определить организационно-методическое оснащение кабинета математики, способствующее повышению качества обучения.

Объект исследования – образовательный процесс в средней общеобразовательной школе.

Предмет исследования – проектирование кабинета математики в средней общеобразовательной школе.

Гипотеза исследования: проектирование кабинета математики будет обеспечивать повышение качества обучения математике, если:

  • учитываются требования САНПИН;

  • содержательно представлены УМК для разных категорий учащихся в соответствии с их потенциальными возможностями и потребностями;

  • представлены подпространства разработки, опыта и презентации опыта учащихся.

В связи с поставленной целью и выдвинутой гипотезой необходимо решить следующие задачи:

  1. На основе анализа философской, психолого-педагогической, методической литературы проанализировать и уточнить требования к современному состоянию учебного кабинета.

  2. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально апробировать условия успешного проектирования кабинета математики в общеобразовательной школе.

  3. Разработать методические рекомендации для учителей математики по проектированию кабинета.

Методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы, передового педагогического опыта; метод анализа реального педагогического процесса; оценка результатов учебной деятельности учащихся; анализ результатов опытно-экспериментальной работы методом математической и статистической обработки результатов.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

  • общетеоретические исследования в сфере философии, культурологии, педагогики, психологии (Ю.К. Бабанский, У. Бек, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.И. Загвязинский, С.Л. Рубинштейн, С.М. Соловьев, В.Н. Фуре и др.); о теории деятельности (К.А. Абульханова-Славская, А.Н. Ксенофонтова, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина, Г.И. Щукина и др.);

  • фундаментальные теории отечественных ученых: деятельностного и личностно-ориентированного подходов в обучении профессионального становления личности (К.Ш.Ахияров, Е.А. Климов и др.); непрерывного образования (Б.С. Гершунский, В.А. Сластенин и др.); активности личности в процессе обучения (А.К. Маркова, П.И. Пидкасистый, Т.И. Шамова и др.);

  • идеи гуманизации и дифференциации.

База исследования:

Теоретическая значимость состоит в комплексном рассмотрено организационно-методическое оснащение современного школьного кабинета, а также условий проектирования кабинета математики, способствующих повышению качества обучения данной учебной дисциплине.

Практическая значимость: материалы исследования и разработанные методические рекомендации могут быть использованы учителями математики при проектировании кабинета.

Структура – работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Проведенный в ходе констатирующего этапа эксперимента анализ соответствия кабинета требованиям САНПИН, содержательного наполнения кабинета УМК для разных категорий учащихся, программами факультативов и спецкурсов для удовлетворения потребностей учащихся в изучении математики, а также наполнения подпространств разработки, опыта и презентации позволил установить, что состояние кабинета математики имеет ряд недостатков, не позволяющих полноценно осуществлять качественный образовательный процесс.

В ходе формирующего эксперимента устранялись недостатки в оформлении кабинета, кабинет наполнялся содержательно различными УМК соответственно возможностям учащихся в обучении. Наполнялись и расширялись подпространства кабинета, позволяющие учащимся приобретать опыт разработки, освоения опыта и его презентации.

В ходе контрольного эксперимента производился итоговый замер качества обученности учащихся по предмету Математика и анализ результатов опытно-экспериментальной работы, который показал рост качества знаний и мотивации к изучению математики.


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КАБИНЕТА МАТЕМАТИКИ


    1. Использование кабинета в обучении математике


Кабинетная система остается актуальной для современного образования, поэтому нет необходимости подробно расписывать достоинства данной системы. Достаточно просто перечислить основные из них: сама атмосфера кабинета, его внешний вид, оформление уже подготавливают учащихся к восприятию материала; наличие в кабинете необходимого демонстрационного и лабораторного оборудования, наглядных пособий позволяют учителю более качественно и эффективно подготавливать и проводить урок. Однако система образования в нашей стране прошла сложный период развития, прежде чем была разработана и создана данная система.

Кабинетная система обучения в нашей стране прошла длительный путь становления от создания кабинетов для преподавания отдельных предметов до создания в каждой школе кабинетов по основным школьным предметам. Создание кабинетной системы во многом определило успехи отечественного образования. Какой же путь прошло становление этой системы и кто стоял у истоков ее создания? Над этой проблемой занимались и занимаются К.Д. Ушинский и опытные методисты И.Э. Багдасарян, А.И. Власов, К.А. Петрова. Рассмотрим это на примере кабинета математики.

Под процессом обучения И.Ф. Харламов понимает «обогащение личности научными знаниями, развитием интеллектуальных и творческих способностей, а также формирование мировоззрения и нравственно-эстетической культуры». Понятие предполагает результаты, которых добивается личность в своем развитии в процессе учебно-воспитательной работы. Кабинет в этом случае создает одно из необходимых условий для обучения математике как самостоятельно, так и под руководством учителя.

К.Д. Ушинский писал, что наглядное обучение повышает внимание учащихся, способствует более глубокому усвоению знаний. При использовании на уроках дополнительного материала, который входит в оформление или содержание кабинета, можно достичь поставленных целей при обучении математике. О этом свидетельствует статья В.Г. Бибикова, рассказывающая о дополнительных материалах, а именно о журналах и публикациях, которые содержат актуальную информацию об открытиях и оказывающих гораздо большую пользу в развитии умений и навыков математической логики учащихся, чем некоторые тексты из книг для изучения математике, которыми большинство учителей ограничиваются.

Статья подтверждает продуктивность использования дополнительного материала и оборудования, находящегося в кабинете, поэтому в общеобразовательной школе при ограниченном количестве часов и большой наполняемости групп важно, чтобы все уроки математики проводились в условиях кабинета, оснащенного соответствующим оборудованием и средствами обучения.

Использование с умом подобранного дополнительного материала, который входит в оформление кабинета математики, позволяет расширить горизонты для реализации преподавательского мастерства педагога и способствует более глубокому усвоению знаний учащихся. Хорошее оформление кабинета математики помогает учащимся совершенствовать владение математическими знаниями и расширить кругозор.

Значение кабинета еще более возрастает в том случае, если в нем создана математическая обстановка. Рациональное оформление кабинета математики предполагает размещение тематических стендов на его боковой стене. Особо важными экспонатами этих стендов необходимо считать таблицы с формулами на разные темы. Сверху желательно отнести место для портретов великих математиков. Следует обратить внимание на тот факт, что таблицы с формулами и портреты относятся к материалам постоянного экспонирования. Такое оформление кабинета математики помогает учителю и учащимся при изучении многих тем на разных этапах.

Качественное оформление кабинета математики сложный и длительный процесс, требующий не только высокой педагогической подготовки, но и изучения специальной дополнительной литературы.

Наблюдения показывают, что кабинет математики в школе, без сомнения, нужен. Создание кабинета  одна из главных трудностей в работе учителя. При оборудовании и оформлении кабинета математики надо соблюдать пять основных принципов: принцип систематизации, принцип новизны или сменности, принцип целенаправленности, принцип научности, принцип воссоздания атмосферы дома и благоприятного психологического климата.

Рассмотрим каждый из принципов в отдельности. Принцип систематизации. Всем известно; чтобы в доме был порядок, нужно каждую вещь класть на свое место. Методический порядок в кабинете обеспечивается только при условии, если, во-первых, для каждой вещи, наглядных пособий, учебных папок по годам обучения, раздаточного материала, учебников, технических средств и т.д. определяется свое постоянное место и, во-вторых, если в кабинете имеется соответствующий каталог учебно-методической литературы. Четкая систематизация материала поможет более эффективной организации классной и внеклассной работы.

Принцип новизны или сменности наглядного и раздаточного материала. Стенды, помещенные на стенах кабинета, в папках, в «раскладушках» следует менять через определенные промежутки времени. Это не относится к некоторым таблицам, на которых приведен контент, константный во времени. Таковыми, могут быть, например, таблицы с формулами, изображения геометрических фигур, портреты известных математиков и т.д., чьи биографии изучаются. Некоторые стенды, которые подолгу находятся на виду у ребят, со временем перестают оказывать на них какое-либо учебное и воспитательное воздействие, устаревая, как морально, так и эстетически.

Принцип целенаправленности. Все оформление и оснащение кабинета математики направлены на развитие практических, образовательных, воспитательных и развивающих целей обучения математики. Н.П. Гмызина справедливо отмечает, что в кабинете не должно быть ничего лишнего. Кабинет  это рабочая лаборатория и этому все подчинено.

Принцип научности. Оборудование и наглядность в кабинете должны соответствовать уровню современного научно-технического и гуманитарного прогресса. Несмотря на финансовые трудности, необходимо стремиться к тому, чтобы кабинеты математики в приоритетном порядке обеспечивались телевизорами, DVD-плеерами, компьютерной техникой, смарт-досками и другой новейшей и исключительно современной техникой. Как показывает практика, например, использование ЭВМ в преподавании математики является сильным средством мотивации его изучения. Такое положение дел обязывает учителя приобретать навыки компьютерной грамотности, необходимые ему в учебном процессе.

Принцип воссоздания атмосферы дома и благоприятного психологического климата. В кабинете должно быть уютно. На общую атмосферу благоприятно воздействует, к примеру, цветы. Атмосфера дома и доверительный стиль работы педагога раскрепощает учеников, создают условия для самовыражения, помогают регулировать отношения партнерства и заинтересованности в выполнении той или иной деятельности. Главное, чтобы ученики чувствовали психологическую раскованность, находясь в уютном уголке своей школы.

Кабинет математики требует правильного методического оборудования, и оформления с соблюдением определенных правил эстетики.

С методической точки зрения в кабинете необходимо иметь:

  1. учебно-методическую литературу: учебники (книги для учащихся) по годам обучения в достаточном количестве, различные учебные пособия, справочники, таблицы, литературу научного характера;

  2. учебно-наглядный материал: необходимые стенды, «раскладушки», портреты и т.д.;

  3. раздаточный материал (помимо учебно-методической литературы);

  4. технические средства обучения. Кроме традиционных средств (магнитофона, фильмоскопа, диапроектора, проигрывателя) следует стремиться к приобретению оверхед-проектора, компьютера последней модификации, смарт-доски и т.д.

Следует избегать большого многообразия ярких красок. Это может раздражать и отвлекать учащихся, создавая психологические помехи в учебном процессе.

Как лучше оформить кабинет математики в школе? Начнем с передней стены. Центральное место здесь принадлежит доске и смарт-доске. На передней же стене рекомендуется размещать материалы, регулярно используемые на уроках.

Справа или слева от доски можно поместить стенды. На одной из боковых стен желательно поместить стенд с результатами ГИА, ЕГЭ для мотивации учащихся и ознакомления со статистикой. Желательно иметь в кабинете стенды, имеющие профориентационное назначение. Это такой стенд, на котором представлены фотографии лучших учащихся, отмечен перечень профессий, требующих математических знаний. Особый интерес у школьников вызывает информация из жизни великих математиков.

Таким образом, при изучении математики результаты труда и учителя, и учащихся в значительной мере зависят от того, какими средствами обучения располагает учитель и насколько умело он использует их в ходе обучения предмету.

Во всех школах нашей страны существует кабинеты математики. Они оснащены всеми необходимыми для преподавания средствами обучения в соответствии с требованиями: книгами, мебелью, видео- и звуковоспроизводящей аппаратурой: телевизорами, DVD-плеером и т.д.


    1. Проектирование и оснащение кабинета математики


Одним из важнейших педагогических условий проектирования кабинета математики, обеспечивающих высокое качество обучения, является соблюдение требований САНПИН к кабинету математики.

А. Санитарно-гигиенические требования

Естественное и искусственное освещение кабинета должно быть обеспечено в соответствии со СНиП 23-05-95. «Естественное и искусственное освещение. Нормы проектирования».

Ориентация окон учебных помещений должна быть на южную, восточную или юго-восточную стороны горизонта.

В помещении должно быть боковое левосторонее освещение. При двустороннем освещении в помещении кабинета шириной  более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть – не менее 2,2 м от пола.

Запрещается загромождение световых проемов (с внутренней и внешней стороны) оборудованием или другими предметами. Светопроемы кабинета должны быть оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых оттенков, сочетающихся с цветом стен и мебели.

Для искусственного освещения следует использовать люминесцентные светильники типов: ЛС002×40, ЛП028×40, ЛП002-2×40, ЛП034-4×36, ЦСП-5-2×40. Светильники должны быть установлены рядами вдоль помещения параллельно окнам. Необходимо предусматривать раздельное (по рядам) включение светильников. Классная доска должна освещаться двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛП-30-40-122(125) («кососвет»). Светильники должны размещаться выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.

Наименьший уровень освещенности рабочих мест для учителя и для обучающихся при искусственном освещении должен быть не менее 300 лк, на классной доске – 500 лк.

Окраска помещения в зависимости от ориентации должна быть выполнена в теплых или холодных тонах слабой насыщенности. Помещения, обращенные на юг, окрашивают в холодные тона (гамма голубого, серого, зеленого цветов), а на север – в теплые тона (гамма желтого, розового цветов). Не рекомендуется окраска в белый, темный и контрастные цвета (коричневый, ярко-синий, лиловый, черный, красный, малиновый).

Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеумное на утепленной основе.

Стены кабинета должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом. Оконные рамы и двери окрашиваются в белый цвет. Коэффициент светового отражения стен должен быть в пределах 0,5-0,6, потолка – 0,7-0,8, пола – 0,3-0,5.

Кабинет должен быть обеспечен отоплением и приточно-вытяжной вентиляцией с таким расчетом, чтобы температура в помещениях поддерживалась в пределах 18-21 градус Цельсия; влажность воздуха должна быть в пределах 40-60%.

Естественная вентиляция должна осуществляться с помощью фрамуг или форточек, имеющих площадь не менее 1/50 площади пола и обеспечивающих трехкратный обмен воздуха. Фрамуги и форточки должны быть снабжены удобными для закрытия и открывания приспособлениями.

Электроснабжение кабинета должно быть выполнено в соответствии с требованиями ГОСТ 28139-89 и ПУЭ.

К столу учителя должны быть подведено электропитание напряжением 220В. Подводка должна быть стационарной и скрытой.

Б. Требования к комплекту мебели

Кабинет должен быть оснащен определенным комплектом специализированной мебели, отвечающей требованиям ГОСТ 22046-89, имеющей сертификат соответствия технической документации и гигиенический сертификат.

Кабинет должен иметь мебель для:

  • организации рабочего места учителя;

  • организации рабочих мест обучающихся;

  • для рационального размещения и хранения средств обучения;

  • для организации использования аппаратуры.

Мебель для организации рабочего места учителя:

  • стол для учителя (по ГОСТ 18313-93);

  • стул для учителя;

  • классная доска.

Мебель для организации рабочих мест обучающихся включает двухместные или одноместные столы (по ГОСТ 11015-93) и стулья ученические (по ГОСТ 11016-93) разных ростовых групп (Ш 3,4,5,6)

Мебель для рационального размещения и хранения учебного оборудования должна включать секционные комбинированные шкафы (по ГОСТ 18666-95). Шкаф должен состоять из следующих секций:

  • нижняя (с цоколем) с глухими дверками) – 2-6 шт.;

  • верхняя (устанавливается на нижнюю) с остекленными дверками – 2-6 шт.;

  • верхняя (устанавливается на остекленную) с глухими дверками – 2-6 шт.;

Количество секций определяется площадью кабинета, наличием лаборантского помещения.

Для хранения и установки в рабочем положении проекционной аппаратуры следует использовать специальные тумбы, шкафы-подставки или тележки.

В. Требования к оснащению кабинета аппаратурой и приспособлениями

В кабинете рекомендуется иметь следующую аппаратуру: диапроектор, графопроектор (кодоскоп), проекторы другие, магнитофон, телевизор, комплект учебной вычислительной техники различной комплектации в зависимости от возможностей образовательной организации.

В кабинете рекомендуется иметь следующие приспособления: для демонстрации таблиц, для зашторивания окон, стены, пульт для дистанционного управления освещением, зашториванием, аппаратурой.

В кабинете необходимо предусмотреть рациональное размещение проекционной аппаратуры. Для этого выделяют следующие зоны ее размещения:

  • у задней стены (диапроектор с длиннофокусным объективом для демонстрации диафильмов);

  • в середине кабинета (диапроектор с короткофокусным объективом для демонстрации диафильмов, диапроектор для демонстрации диапозитивов, эпипроектор);

  • в зоне рабочего стола учителя (графопроектор, телевизор, видеомагнитофон).

Г. Требования к помещениям кабинета

Площадь кабинета должна быть не менее 60 кв. м при ширине не менее 6 м. Если в кабинете должны быть размещены ПЭВМ, то на одну ПЭВМ должна быть учтена дополнительная площадь 6 кв. м при высоте потолка не 4 м.

Ученические столы рекомендуется ставить в три ряда. Допускается двухрядная и однорядная расстановка столов. Рекомендуемое расстояние между столами в ряду – 0,6-0,7 м, между рядами столов и боковыми стенами помещения – 0,5-0,7 м. От первых столов до последней стены – 2,6-2,7 м. Наибольшая удаленность последнего места обучающихся от классной доски – 8,6 м. Для размещения ПЭВМ рекомендуется использовать последние столы.

Рекомендуется использовать типовую планировку кабинета: на передней стене справа от входной двери – классная доска, напротив двери ближе к окну – стол учителя, слева – ряды рабочих мест обучающихся.

Вдоль задней стены должен быть установлен комбинированный секционный шкаф для хранения учебного оборудования (8-ми или 18-ти-секционный в зависимости от площади классного помещения).

Боковая стена (противоположная окнам) используется для постоянной и временной экспозиции.

Д. Оснащение кабинета учебным оборудованием

Кабинеты математики должны быть оснащены комплектом средств обучения, выпускаемых промышленностью, в соответствии с действующими «Перечнем учебного оборудования по математике для общеобразовательных учреждений России», утвержденными Министерством образования Российской Федерации. (Приложение 1)

Учебное оборудование по математике включает следующие виды: модели, таблицы, раздаточный материал, диапозитивы и диафильмы, транспаранты для графопроектора, звуковые пособия (лазерные диски, магнитофонные записи, видеозаписи, компьютерные программы, чертежные принадлежности для работы на классной доске).

Допускается оснащать кабинет средствами обучения, изготовленными в порядке самооборудования учителем, обучающимися, родителями и работниками шествующих над школой предприятий и учреждений.

В кабинете математики должны быть полный комплект учебных книг для курса математики по программе данного типа учебного заведения.

В кабинете необходимо предусмотреть достаточный комплект методической литературы для учителя, специальную методическую литературу, программы обучения математике в данном учебном заведении, справочную литературу, образовательный стандарт по математике.

В кабинете должны быть картотеки справочной литературы, методической литературы для учителя, для обучающихся, тематическая картотека, содержащая индивидуальные, групповые задания для обучающихся.

В кабинете должна быть предусмотрена инвентарная книга с перечислением в ней имеющегося оборудования, мебели, приспособлений с указанием их инвентарного номера.

В кабинете должен быть набор лучших письменных контрольных и экзаменационных работ, выполненных обучающимися.

Е. Требования к организации рабочих мест учителя и обучающихся

В состав рабочего места учителя входят стол и стул для учителя, классная доска, экран.

Для кабинета рекомендуется использовать классную доску с пятью рабочими поверхностями, состоящую из основного щита и двух откидных. Размер основного щита: 1500 х 1000 мм, откидных титов: 750 х 1000 мм. Эти доски должны иметь магнитную поверхность.

Доски или панели над ними должны быть снабжены держателями для закрепления таблиц.

Для рациональной организации рабочего места обучающихся должны быть соблюдены следующие условия:

  • достаточная рабочая поверхность для письма, чтения и других видов самостоятельных работ;

  • удобное размещение оборудования, используемого на уроке;

  • соответствие стола и стула антропометрическим данным для сохранения удобной рабочей позы обучающегося;

  • необходимый уровень освещенности на рабочей поверхности стола (300 лк).

Для организации рабочих мест обучающихся предназначены одноместные или двухместные ученические столы (по ГОСТ 11015-93) в комплекте со стульями (по ГОСТ 11016-93) разных ростовых групп с цветовой маркировкой. Группа мебели Высота переднего края сиденья стула, мм Группа роста, мм Цвет маркировки Высота тола, мм 4 380 1460 до 1600 Красный 640 5 420 1600 до 1750 Зеленый 700 6 460 1750 до 1800 Голубой 60

Рабочая поверхность стола должна быть отделана декоративным пластиком, либо сохранен натуральный цвет древесины с защитным покрытием.

Ж. Требования к размещению и хранению оборудования

Система размещения и хранения учебного оборудования должна обеспечивать:

  • сохранность средств обучения;

  • постоянное место, удобное для извлечения и возврата изделия; закрепление места за данным видом учебного оборудования на основе частоты использования на уроках;

  • быстрое проведение учета и контроля для замены вышедших из строя изделий новыми. Основной принцип размещения и хранения учебного оборудования;

  • по видам учебного оборудования, с учетом частоты использования данного учебного оборудования и правил безопасности.

Учебное оборудование должно размещаться так, чтобы вместимость шкафов и других приспособлений была максимально использована при соблюдении перечисленных выше требований.

Модели геометрических фигур целесообразно разместить в остекленных секциях шкафов.

Серии таблиц по выбору учителя можно наклеить на картон. В таком виде их хранят в специальных секциях для таблиц комбинированных шкафов или ящиках-табличниках, размещенных под классной доской или установленных отдельно. Таблицы размещают в секциях и ящиках по классам и темам с указанием списка и номера таблиц для облегчения поиска нужных таблиц.

Для хранения проекционной аппаратуры предназначена специальная секция комбинированного шкафа. При отсутствии такой секции аппаратуру хранят в секциях с глухими дверками, разместив съемные полки в них на нужной высоте. Для использования на уроке аппаратуру размещают на специальной передвижной тележке у задней стены лаборатории.

З. Требования к оформлению интерьера кабинета

Интерьер кабинета математики должен отвечать особенностям преподавания предмета. Оформление экспонируемых материалов должно гармонично сочетаться с окраской стен, цветом и отделкой мебели.

В кабинетах следует экспонировать материалы, которые используются повседневно или в течение ряда уроков. Различают материалы постоянного и сменного экспонирования. Не следует перегружать интерьер кабинета, все экспонируемые материалы должны быть функционально значимы и видны с каждого рабочего места: текст и рисунки должны быть достаточно крупными.

Постоянную экспозицию составляют портреты ученых-математиков, таблицы, справочные и другие материалы, которые применяются почти на каждом уроке.

К сменной экспозиции относятся инструктивные материалы и таблицы, необходимые при изучении определенной темы.

Для размещения экспозиции используют специальные экспозиционные щиты, которые закрепляют на боковой стене, противоположной стене с оконными проемами.

УМК – УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ.

УМК должен соответствовать уровню и возрасту учащихся. Существует различные линии учебников, программ для различных категорий учащихся. Также он должен быть удобным и уместным для учителя. Представляем несколько классификации. Выбирая тот или иной учебник или целостный учебно-методический комплект (УМК), учителю следует исходить из особенностей образовательного учреждения, т.е. из типа школы, возрастных и индивидуальных особенностей своих учащихся, своего менталитета.

Отобранный учителем УМК должен отвечать требованиям государственного образовательного стандарта. Результаты исследований в области теории учебника позволяют говорить о дидактических и методических требованиях к учебникам математики. В дидактическом плане внимание обращается на 4 основные группы требований, связанные с ведущими функциями, которые должен выполнять учебник:

  • соответствие потребностям педагогического процесса (учет программных требований, закономерностей усвоения знаний, управление процессом усвоения, взаимодействие всех компонентов УМК);

  • целенаправленность (ориентация на цель, выделение пороговых уровней, целостность элементов учебника);

  • ориентация на учащихся (учет индивидуальных и возрастных особенностей, опора на интеллектуальные возможности и уровень обучаемости учащихся, создание оптимальных условий для самостоятельной работы, разнообразие приемов работы и видов учебной деятельности);

  • мотивация (стимулирование познавательной активности), проблемность изложения, личностная значимость учебного материала и учет коммуникативных потребностей обучаемых, масштабное использование средств оформления учебника).

О средствах обучения учителю не только следует знать и иметь их, но и содержать их в рабочем состоянии, чтобы регулярно можно было ими пользоваться на уроке и во внеурочное время при подготовке и проведении внеклассной работы, факультатива и т.д. Средства обучения должны органически входить в учебно-воспитательный процесс, что позволит учителю интенсифицировать его.

Рассмотрим средства обучения на примере геометрии:

Облегчение восприятия и усвоения учащимися математических знаний может быть достигнуто разумным использованием различных средств и пособий наглядности - моделей, таблиц, чертежей и рисунков, предназначенных для показа с помощью разнообразных проекционных устройств, демонстрацией специальных кинофильмов и т.д. 

Однако чрезмерно частое использование средств наглядности может привести к задержке развития у школьников абстрактного мышления, затруднениям при решении задач, требующих развитого пространственного представления и т.д. 

Естественно, невозможно дать универсальные рецепты «соблюдения меры» в использовании тех или иных средств наглядности. В каждом отдельном случае эта мера определяется практически. Пусть, например, решается некоторая стереометрическая задача в классе. Сначала учащиеся должны самостоятельно вычертить чертеж по условию задачи. Некоторые справляются с этим заданием, другие затрудняются. Используя пространственные представления учащихся, учитель пытается добиться выполнения этого задания, проводя дополнительное объяснение. Для тех, кто все еще не понимает задачу, выполняется чертеж на доске, демонстрируется кадр диафильма или диапозитив или же показывается модель. 

В другом случае, когда, например, ученики впервые знакомятся с тем или иным понятием, например, геометрическими фигурами, целесообразно провести демонстрацию этих понятий по модели на более раннем этапе изложения. Но учителю не следует стараться любой вопрос, любую задачу подкреплять соответствующей наглядностью в той или иной форме. 

В распоряжении учителя математики в настоящее время имеются различные средства наглядности, выпускаемые промышленностью. В этих условиях необходимость в изготовлении самодельных наглядных пособий понемногу уменьшается, но вряд ли отпадет совершенно. 

Во-первых, изготовление некоторых средств наглядности может быть легко связано с решением ряда вычислительных и геометрических задач и проводиться лабораторно. В этом случае нельзя пренебрегать обучающей функцией этой работы. Мы имеем в виду прежде всего изготовление разнообразных многогранников, тел вращения и особенно их разверток. Важность умения практически рассчитать развертку совершенно очевидна. 

Во-вторых, «номенклатура» наглядных пособий, которые могут быть легко изготовлены на месте, всегда шире, чем фабричных, и в значительной мере зависит от вкусов, взглядов умений самого учителя. В преподавании математики можно выделить следующие средства наглядности: а) модели и макеты; б) (настенные) таблицы; в) диапозитивы (слайды), кодограммы и дидактические материалы для оверхед-проектор; г) диафильмы; д) кинокольцовки, кинофрагменты и кинофильмы. Средствами наглядности могут служить также разнообразные геометрические, вычислительные и измерительные приборы, которые мы специально рассматривать не будем. Хотя различные средства наглядности обладают большим сходством дидактических функций, можно заметить и некоторые особенности в практическом использовании каждого из них. 

Плоские и объемные модели хорошо известны каждому преподавателю математики. Они представляют собой натуральные объекты для наблюдения и непосредственного изучения и применяются во всех классах. Эффективность применения моделей становится особенно ясной, если вспомнить такие образцы, как шарнирные параллелограмм и ромб, равносоставленные фигуры, треугольник, основание которого сохраняется постоянным, а вершина перемещается параллельно основанию (стороны его образуются резиновой нитью или шнуром) - в планиметрии, динамические модели тел вращения, модели многогранников, различные стереометрические наборы, прозрачные и полупрозрачные модели сечений, вписанных и описанных тел и т. д. -в стереометрии, модель термометра - для демонстрации свойств целых чисел и т. д. 

Настенные таблицы по математике используются для решения различных дидактических задач, но основная их особенность - возможность размещения на стенах классной комнаты на длительное время. Многократное их использование обеспечивает более глубокое запоминание содержащегося в них материала, с одной стороны, и дает возможность быстро навести необходимую справку - с другой. 

В настоящее время практически каждая школа располагает разнообразными техническими средствами прямой связи, в частности диаи эпипроекторами, а в самое последнее - время на вооружение школ стало поступать новое мощное проекционное устройство - настольная документ камера. 

Между диапозитивами и диафильмами много общего. Диафильм, разрезанный на отдельные кадры (слайды), представляет собой основу диапозитива. Но если диапозитивы можно демонстрировать в любой последовательности, которая часто определяется самим ходом учебного процесса, то последовательность демонстрации кадров диафильма является значительно более жесткой. В соответствии с этим диафильмы целесообразнее использовать при изложении материала, требующего определенной логической последовательности, в частности при изложении различных теоретических положений, а также при решении постепенно усложняющихся и тесно между собой связанных задач практического характера. Диапозитивы используются в тех случаях, когда последовательность их применения определяется в ходе работы - например, при решении некоторой задачи обнаружилось незнание учащимися некоторых свойств, которые легко усматриваются с помощью диапроектирования. Тут же извлекается соответствующий диапозитив и демонстрируется. Если намечалось решить несколько тесно связанных между собой задач, но в ходе работы оказалось, что ученики усвоили метод их решения раньше, чем предполагалось, то соответствующие слайды пропускаются. Число диафильмов и наборов диапозитивов, выпускаемых промышленностью, неуклонно увеличивается. Сведения о новых диапозитивах и диафильмах регулярно публикуются в журнале «Математика в школе». Учитель математики должен регулярно пополнять школьную фильмотеку через магазины наглядных пособий. 

С помощью оверхед-проектор (далее – кодоскоп) могут демонстрироваться непрозрачные чертежи, рисунки, записи и т. д.

Заранее заготовив изображение основных фрагментов некоторого чертежа и спроектировав его на доску, учитель может уже на доске дочертить недостающие его части, сечения, списанные фигуры и т. д., чем достигается важный педагогический эффект. 

Промышленность уже выпускает наборы дидактических материалов для кодоскопов (назовем их кодограммами), кодограммы легко могут быть изготовлены и на месте. Важной особенностью кодоскопа является возможность наложения нескольких кодограмм друг на друга, чем достигается эффект присутствия при построении и создаются большие возможности для составления` условий задач на комбинации геометрических тел, на графическое решение уравнений и их систем, на построение сечений и т. д. Представляет интерес и возможность смещения кодограмм друг относительно друга при их совмещенном показе, например, при изложении тем о геометрических преобразованиях. 

Новые возможности достигаются при использовании кодоскопа в ходе, опроса учеников. Нескольким ученикам раздаются прозрачные карточки, на которых шариковыми ручками или специальными карандашами ученики записывают ответы. После этого записи учеников демонстрируются через кодоскоп перед всем классом. Если при этом окажется, что требуется внести исправления, ученик возвращается со своей кодограммой на место, где и устраняет недочеты. 

Там, где нужно продемонстрировать некоторое математическое свойство в динамике, в процессе изменения некоторого объекта, незаменимой является кинокольцовка, кинофрагмент, кинофильм. Число дидактических материалов, выпущенных для кино-проектирования, также довольно значительно. Некоторые неудобства причиняет необходимость затемнения помещения при кино-демонстрации. Оно устраняется частично применением «дневных экранов» и «дневных киноустановок», изготовляемых во многих школах. В дальнейшем положение улучшится в результате применения новых мощных источников света, осваиваемых в настоящее время предприятиями, изготовляющими школьное оборудование и киноустановки. Следует помнить общее правило: кино-демонстрация органически вписывается в урок, если она длится недолго. В этом смысле кинокольцовки и короткие кинофрагменты предпочтительнее кинофильмов. Желательно также наличие наиболее характерных кадров кинофрагментов в виде отдельных слайдов - для продолжительной демонстрации их с помощью статических проекторов. Сочетание статического и динамического показа во многих случаях обеспечивает более высокий уровень усвоения. 

Некоторые перспективы в области преподавания математики имеет учебное телевидение. Так, телевидение возможно применять для организации серии учебных телепередач с участием наиболее квалифицированных преподавателей одновременно для ряда школ и классов. Отметим, что в течение самого последнего времени в школу начинают проникать замкнутые, т. е. не имеющие выхода в эфир, телевизионные системы. Эти устройства имеют большое будущее для распространения передового опыта, проведения педагогических исследований и т. д., а также в преподавании физики, химии и других дисциплин. Предполагается, что высшей формой организации использования разнообразных технических средств обучения со временем станет школьный технический центр, оборудованный замкнутой телевизионной системой. Из этого центра будет, в частности, удобно организовать показ кинокольцовок, фрагментов и т. д. непосредственно на экранах телевизоров, расположенных в классных комнатах. В этом случае отпадает проблема затемнения и транспортировки из класса в класс кинопроекционных устройств. 

Все возрастающая роль в обучении технических средств, наглядных пособий, вспомогательных дидактических материалов приводит к необходимости создания в каждой школе специализированного математического кабинета.

В настоящее время на книжном рынке имеется большой выбор УМК с учетом различных моделей обучения. При выборе базового курса учитель руководствуется различными критериями, но ведущими должны быть следующие:

  • является ли этот курс полным учебно-методическим комплексом (УМК) или к нему необходимо подбирать/составлять недостающие компоненты;

  • соответствует ли данный курс требованиям отечественных/региональных программ по математике;

  • соответствует ли данный курс возрасту учащихся, возможному контексту их деятельности, реальным интересам, потребностям и возможностям;

  • развивает ли этот курс в достаточной мере необходимые умения, навыки в различных видах учебной деятельности;

  • доступен ли данный курс учителю и ученикам.

Идеальных УМК, как известно, не существует, поэтому учитель математики должен проявить максимум творчества, чтобы выбрать нужные ему материалы, а в случае необходимости составить свои собственные.

Книга для учителя раскрывается где, когда, какой из компонентов используется для решения какой конкретной задачи в той или иной «точке» учебного-воспитательного процесса. В структуру книги для учителя входит: вводная часть, тематическое и поурочное планирование, приложение. Учитель должен внимательно изучить вводную часть и усвоить основные положения, на которых рекомендуется строить обучение в данном классе; соотнести их с общими методическими рекомендациями программы, выяснить состав УМК для данного класса и проверить, все ли у него есть, чего не хватает и что нужно приобрести. Что касается распределения материала по урокам, то авторы УМК высказывают пожелания, чтобы учитель придерживался его и без необходимости не нарушал. В отношении приемов работы по овладению учащимися учебным материалом и формированию требуемых навыков и умений учитель может и должен творчески подходить к рекомендациям авторов книги, не нарушая системы, на которой построен УМК.

Подходить творчески означает находить наилучший вариант решения поставленной задачи в конкретных условиях, исходя из индивидуальности учителя, его личностных свойств, стиля деятельности, способностей, черт характера, методической культуры, знаний о составляющих учебный процесс, опыта, профессиональных умений; состава и особенностей группы, инициативности каждого и коллектива в целом, наличия сильных, средних, слабых учащихся, того, что они знают, могут и умеют по математике; мотивации изучения математики: высокой, средней, низкой; того, что группа в целом больше любит: решать самостоятельно, с учителем, пользоваться интерактивной доской.

Книга для учителя очерчивает общие подходы к организации и проведению учебно-воспитательного процесса, если не в идеальных условиях, то, по крайней мере, приближающихся к таковым. Талантливый учитель, пользуясь материалом учебника и другими вспомогательными средствами, обеспечивает высокий уровень владения математическими знаниями каждому учащемуся. Необходимо творчески подходить к книге для учителя, делать все возможное, чтобы вдохнуть жизнь в ее рекомендации, как бы пропустить их через себя и сделать обучение увлекательным и интересным, прежде всего за счет учета конкретных условий, вовлечения каждого в активную работу на уроке путем эффективного использования основных и вспомогательных средств обучения. Книга для учителя призвана помогать учителю, полнее раскрывать возможности УМК и способствовать повышению его профессионального мастерства и, в первую очередь, методической грамотности.

Книга для учащихся (учебник) должна содержать все, что необходимо для достижения целей: упражнения, правила-инструкции, схемы, таблицы, иллюстрации, выполняющие различное дидактическое назначение, опоры для понимания. Она призвана обеспечить самостоятельную работу на уроке и во вне урочное время. С учебником учащийся работает больше всего, а поэтому он должен хорошо его знать: как он построен, где что расположено, как им пользоваться. Для этого рекомендуется на первом уроке проводить «путешествие по учебнику». Учитель должен сообщить учащимся, чему они научатся в предстоящем году, что нового их ожидает в работе, с какими другими компонентами они будут работать.



Выводы по главе I

Кабинетная система обучения в нашей стране прошла длительный путь становления от создания кабинетов для преподавания отдельных предметов до создания в каждой школе кабинетов по основным предметам.

Использование с умом подобранного дополнительного материала, который входит в оформление кабинета математики, позволяет расширить горизонты для реализации преподавательского мастерства педагога и способствует более глубокому усвоению знаний учащимися.

При оборудовании и оформлении кабинета математики надо соблюдать принцип систематичности, новизны или сменности, целенаправленности, научности, воссоздания атмосферы дома и благоприятного психологического климата.

Оформление кабинета должно соответствовать требованиям САНПИН.

Кабинет математики должен иметь соответствующее содержательное наполнение: УМК для различных категорий учащихся, программы факультативов, спецкурсов для удовлетворения индивидуальных потребностей учащихся.

УМК должен соответствовать уровню и возрасту учащихся и иметь и иметь соответствующее наполнение.

Для приобретения учащимися опыта практической, исследовательской, проектной и иной деятельности в кабинете должны быть содержательно представлены подпространства, в которых учащиеся имеют возможность разрабатывать, приобретать и презентовать свой опыт.








ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ КАБИНЕТА МАТЕМАТИКИ


2.1. Реализация педагогических условий проектирования кабинета математики


Проектирование кабинета математики происходило в несколько этапов. Сначала изучалось состояние кабинета и устранялись недостатки. Затем анализировалось наличие и состояние УМК, удовлетворенность потребностей учащихся в изучении математики на определенном уровне, проводился анализ учебников, качество внеурочной работы по предмету (наличие программ факультатива, спецкурса, условий для исследовательской деятельности). Затем недочеты устранялись. На третьем этапе создавались условия для насыщения подпространств разработки, опыта и презентации.

Изучение состояния кабинета позволило составить следующую таблицу с указанием недостатков (таблица 1).

Таблица 1

Состояние современного кабинета математики

Требования к кабинету

Состояние кабинета

Способы устранения несоответствия

Соответствие требованиям САНПИН

Окраска помещения обращенного на юг, окрашивают в холодные тона (гамма голубого, серого, зеленого цвета), а на север – теплые тона (гамма желтого, розового цветов)

Стены окрашены в бледно-голубой цвет

Перекрасим стены в бледно-зеленый цвет

Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утепленной основе.

Полы покрыты линолеумом

-

Стены кабинета должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом

Соответствует

-

В кабинете вдоль задней стены должны быть размещены комбинированные секционные шкафы для хранения учебного оборудования.

3 шкафа

-

На передней стене класса должны быть расположены классная и интерактивная доски

Классная доска есть, нет интерактивной доски

Приобрести интерактивную доску

На потолке должен быть установлен мультимедийный проектор

-

Приобрести мультимедийный проектор

Рабочим местом учителя должен быть стол с отделениями для хранения писчебумажных принадлежностей, на котором должен быть находиться компьютер, лампа, пульт дистанционного управления проекционной аппаратурой.

Нет стола с отделениями для хранения писчебумажных принадлежностей, компьютера, лампы, пульта.

Поставить стол для учителя с отделениями для хранения писчебумажных принадлежностей, приобрести компьютер, лампу.

В кабинете математике должен быть полный комплект средств обучения в виде учебных книг курса математики по программе данного типа учебного заведения:

- учебники (по количеству обучающихся в группе);

Не соответствует количеству учащихся

Приобрести учебники по количеству учащихся в группе.

В кабинете необходимо предусматривать достаточный комплект методической литературы для учителя, включающий методический журнал «Математика».

Недостаточность методической литературы для учителя

Пополнить методическую литературу для учителя

В кабинете должен быть каталог учебного оборудования, которым оснащен кабинет.

Отсутствует

Составить

Учебное оборудование и пособия должны храниться в секционных шкафах, размещенных вдоль задней стены и имеющих переставные полки и полуполки.

Имеется

-

Нижние секции шкафов должны быть с глухими дверками, верхние – с остекленными, антресольные верхние – с глухими дверками.

Имеется

-

Содержательная представленность УМК для разных категорий учащихся

В кабинете имеются программы и учебники для разных категорий учащихся

Имеется

-

Имеются программы факультативов, спецкурсов, кружковой работы и т.д.

Нет

Разработать программы

Энциклопедическая литература

Имеется

-

Подборка фильмов с историей математики

Отсутствует

Приобрести фильмы с историей математики

Материалы ЕГЭ

Есть

-


После того, как проанализировали состояние кабинета и его содержательное наполнение, привели кабинет в соответствии с требованиями САНПИН.



Вывод к главе II


Проведенный в ходе констатирующего этапа эксперимента анализ соответствия кабинета требованиям САНПИН, содержательного наполнения кабинета УМК для разных категорий учащихся, программами факультативов и спецкурсов для удовлетворения потребностей учащихся в изучении математики, а также наполнения подпространств разработки, опыта и презентации позволил установить, что состояние кабинета математики имеет ряд недостатков, не позволяющих полноценно осуществлять качественный образовательный процесс.

В ходе формирующего эксперимента устранялись недостатки в оформлении кабинета, кабинет наполнялся содержательно различными УМК соответственно возможностям учащихся в обучении. Наполнялись и расширялись опыт разработки, освоения опыта и его презентации.

В ходе контрольного эксперимента производился итоговый замер качества обученности учащихся по предмету Математика и анализ результатов опытно-экспериментальной работы, который показал рост качества знаний и мотивации к изучению математики.

Проект, разработанный мной, удовлетворяет всем условиям, которым должен удовлетворять современный кабинет математики.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В современном обществе, в эпоху научного прогресса меняется и растет статус математики как учебного предмета. Для качественного осуществления образовательного прогресса необходимы соответствующие материально-технические и учебно-методические условия, удовлетворяющие требованиям современного образования.

Кабинетная система обучения в нашей стране прошла длительный путь становления от создания кабинетов для преподавания отдельных предметов до создания в каждой школе кабинетов по основным предметам.

Использование с умом подобранного дополнительного материала, который входит в оформление кабинета математики, позволяет расширить горизонты для реализации преподавательского мастерства педагога и способствует более глубокому усвоению знаний учащимися.

При оборудовании и оформлении кабинета математики надо соблюдать принцип систематичности, новизны или сменности, целенаправленности, научности, воссоздания атмосферы дома и благоприятного психологического климата.

Оформление кабинета должно соответствовать требованиям САНПИН.

Кабинет математики должен иметь соответствующее содержательное наполнение: УМК для различных категорий учащихся, программы факультативов, спецкурсов для удовлетворения индивидуальных потребностей учащихся.

УМК должен соответствовать уровню и возрасту учащихся и иметь и иметь соответствующее наполнение.

Для приобретения учащимися опыта практической, исследовательской, проектной и иной деятельности в кабинете должны быть содержательно представлены подпространства, в которых учащиеся имеют возможность разрабатывать, приобретать и презентовать свой опыт.

Проведенный в ходе констатирующего этапа эксперимента анализ соответствия кабинета требованиям САНПИН, содержательного наполнения кабинета УМК для разных категорий учащихся, программами факультативов и спецкурсов для удовлетворения потребностей учащихся в изучении математики, а также наполнения подпространств разработки, опыта и презентации позволил установить, что состояние кабинета математики имеет ряд недостатков, не позволяющих полноценно осуществлять качественный образовательный процесс.

В ходе формирующего эксперимента устранялись недостатки в оформлении кабинета, кабинет наполнялся содержательно различными УМК соответственно возможностям учащихся в обучении. Наполнялись и расширялись опыт разработки, освоения опыта и его презентации.

В ходе контрольного эксперимента производился итоговый замер качества обученности учащихся по предмету Математика и анализ результатов опытно-экспериментальной работы, который показал рост качества знаний и мотивации к изучению математики.

Проект, разработанный мной, удовлетворяет всем условиям, которым должен удовлетворять современный кабинет математики.


Литература

  1. Современный кабинет математики Нечаев М.П., Галеева Н.Л., Изд. «5 за знания», 2006 г.

  2. «Кабинет математики как ресурс повышение эффективности урока» Мухаметзянова Ф.С., Ульяновск, 2011.

  3. ФЗ № 03-417 «Перечень учебного оборудования по математике для общеобразовательные учреждений России»

  4. СНиП 23-05-95

  5. Ананченко К.О., Воробьев Н.Т., Петровский Г.Н. Алгебра. Учебник для 9 класса общеобразовательных средних учебных заведений с углубленным исследованием арифметики. Минск: «Этническая асвета», 1995.

  6. Ананченко К.О., Коваленко В.С., Воробьев Н.Т. и др. Алгебра и начала анализа. Учебник для 10 класса с углубленным исследованием арифметики общеобразовательной средние учебные заведения с российским языком преподавания. Минск: «Народная асвета», 2000.

  7. Вирченко Н.А., Ляшко И.И., Швецов К.И., Графики функций. Справочник. Киев: «Наукова думка», 1979.

  8. Груденов Я.И. Изучение определений, аксиом, теорем. Пособие для учителей. М.: Прсвещение, 1981.

  9. Кузнецова Е.П., Муравьева Л.Б., Шнеперман Л.Б., Ящин Б.Ю. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа. 10 класс. Минск: «Народная асвета», 2000.

  10. Майер Р.А. Из опыта изучения функций и пределов в старших классах. М.: Просвещение, 1981.

  11. Майер Р.А. Задачи по формированию функциональных понятий.

  12. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И. и др. Алгебра. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2014.

  13. Никольская И.А., Тараканова З.П. Задания для программированного опроса по алгебре и началам анализа. М.: Высшая школа, 1981.

  14. Потапов М.К., Александров В.В., Пасиченко П.И. Изд. отдел УНЦ ДО МГУ, 1995.

  15. Саранцев Г.И. Формирование математических понятий в средней школе // Матем. В школе. 1998. № 6. С.27.

  16. Семенович А.Ф. Об определении понятия «отображение» // Матем. В школе. 2000. № 5. С.35.

  17. Столяр А.А. Педагогика математики. Минск: « Вышейшая школа», 1986.

  18. Фройденталь Г.Ф. Математика как педагогическая задача. В двух частях. М.: Прсвещение, 1983.


ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение 1

«Перечень учебного оборудования по математике для общеобразовательных учреждений России»

математика



Наименования объектов и средств материально-технического
обеспечения

Необходимое количество

Примечания

Основная школа

Старшая школа

Базовый уровень

Профильный уровень

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Стандарт основного общего образования по математике

Д



Стандарт по математике, примерные программы, авторские программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета математики.

Стандарт среднего (полного) общего образования по математике (базовый уровень)


Д


Стандарт среднего (полного) общего образования по математике (профильный уровень)



Д

Примерная программа основного общего образования по математике

Д



Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по математике


Д


Примерная программа среднего (полного) общего образования на профильном уровне по математике



Д

Авторские программы по курсам математики

Д

Д

Д

Учебник по математике для 5-6 классов

К



В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в учебном провесе.


Учебник по алгебре для 7-9 классов

К



Учебник по геометрии для 7-9 классов

К



Учебник по алгебре и началам анализа для 10-11 классов


К

К

Учебник по геометрии для 10-11 классов


К

К

Учебник по математике для 10-11 классов


К


Рабочая тетрадь по математике для 5-6 классов

К



В состав библиотечного фонда целесообразно включать рабочие тетради, дидактические материалы, сборники контрольных и самостоятельных работ, практикумы по решению задач, соответствующие используемым комплектам учебников.


Сборники разноуровневых познавательных и развивающих заданий, обеспечивающих усвоение математических знаний как на репродуктивном, так и на продуктивном уровнях.

Рабочая тетрадь по алгебре для 7-9 классов

К



Рабочая тетрадь по геометрии для 7-9 классов

К



Дидактические материалы по математике для 5-6 классов

Ф



Дидактические материалы по алгебре для 7-9 классов

Ф



Дидактические материалы по геометрии для 7-9 классов

Ф



Практикум по решению задач по алгебре и началам анализа для 10-11 классов


Ф

Ф

Практикум по решению задач по геометрии для 10-11 классов


Ф

Ф

Практикум по решению задач по математике для 10-11 классов


Ф


Учебные пособия по элективным курсам


Ф

Ф


Сборник контрольных работ по математике для 5-6 классов

Ф



Сборники заданий (в том числе в тестовой форме), обеспечивающих диагностику и контроль качества обучения в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников, закрепленными в стандарте.

Сборник контрольных работ по алгебре для 7-9 классов

Ф



Сборник контрольных работ по геометрии для 7-9 классов

Ф



Сборник контрольных работ по алгебре и началам анализа для 10-11 классов


Ф

Ф

Сборник контрольных работ по геометрии для 10-11 классов


Ф

Ф

Сборник контрольных работ по математике для 10-11 классов


Ф


Сборники экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой) аттестации по математике

К

К



Комплект материалов для подготовки к единому государственному экзамену



К

Научная, научно-популярная, историческая литература

П

П

П

Необходимы для подготовки докладов, сообщений, рефератов, творческих работ и должны содержаться в фондах библиотеки образовательного учреждения.

Справочные пособия (энциклопедии, словари, сборники основных формул и т.п.)

П

П

П

Методические пособия для учителя

Д

Д

Д


Печатные пособия

Таблицы по математике для 5-6 классов

Д



Таблицы по математике должны содержать правила действий с числами, таблицы метрических мер, основные сведения о плоских и пространственных геометрических фигурах, основные математические формулы, соотношения, законы, графики функций.

Таблицы по геометрии

Д

Д

Д

Таблицы по алгебре для 7-9 классов

Д



Таблицы по алгебре и началам анализа для 10-11 классов


Д

Д

Портреты выдающихся деятелей математики

Д

Д

Д

В демонстрационном варианте должны быть представлены портреты математиков, вклад которых в развитие математики представлен в стандарте.

3

цифровые образовательные ресурсы

3.1.

Цифровые компоненты учебно-методических комплексов по основным разделам курса математики, в том числе включающие элементы автоматизированного обучения, тренинга, контроля.

Д/П

Д/П

Д/П

Цифровые компоненты могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения, либо носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных тем и разделов стандарта. В любом случае они должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в том числе, в форме тестового контроля).

3.2.

Задачник (база данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы)

Д/П

Д/П

Д/П

Задачи, там, где это возможно, должны быть параметризованными; должны сопровождаться комментариями, интерактивными решениями-подсказками, быть классифицированными по ряду параметров (сложность, методы решения)

3.3.

Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности

Д/П

Д/П

Д/П

К цифровым инструментам учебной деятельности относятся, в частности, редактор создания презентаций, редактор электронных таблиц

3.4.

Специализированные инструменты учебной деятельности (виртуальная математическая лаборатория)

Д/П

Д/П

Д/П

Виртуальная лаборатория должна быть максимально приспособленный для использования в учебных целях, предназначена для построения и исследования геометрических чертежей, графиков функций и проведения численных экспериментов.


4

Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)

4.1.

Видеофильмы по истории развития математики, математических идей и методов

Д

Д

Д

Могут быть в цифровом виде.

5

Технические средства обучения (средства ИКТ)

5.1.

Оверхед-проектор

Д

Д

Д


5.2.

Экран (на штативе или навесной)

Д

Д

Д

Минимальные размеры 1,5х1,5 м

5.3.

Столик для проектора

Д

Д

Д


5.4.

Персональный компьютер – рабочее место учителя

Д

Д

Д

Основные технические требования:

операционная система с графическим интерфейсом, привод для чтения и записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность подключения к локальной сети и выхода в Интернет; в комплекте: клавиатура, мышь со скроллингом, коврик для мыши; оснащен акустическими системами, микрофоном и наушниками; может быть стационарным или переносным.

5.5.

Мультимедиа проектор

Д

Д

Д

Может быть использован проектор из общешкольной комплектации

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (300, 600), угольник (450, 450), циркуль

Д

Д

Д

Комплект предназначен для работы у доски.

Комплект стереометрических тел (демонстрационный)

Д

Д

Д


Комплект стереометрических тел (раздаточный)

Ф

Ф

Ф


Набор планиметрических фигур

Ф




Геоплан

Ф





Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:


Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),

К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),

Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),

П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экз.).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!