СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современный урок в соответствии ФГОС и ФОП

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка будет полезна всем педагогам, потому что  планируя современный урок мы должны знать: чему учить; ради чего учить; как учить. На современном уроке есть место кадому ученику, потому что современный урок-залог его успеха в будущем!

Просмотр содержимого документа
«Современный урок в соответствии ФГОС и ФОП»

Современный урок с учётом ФГОС и ФООП      Кимайкина Н.В. Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №39» имени Героя РФ генерала армии Зиничева Е.Н.

Современный урок с учётом ФГОС и ФООП

Кимайкина Н.В.

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №39» имени Героя РФ генерала армии Зиничева Е.Н.

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»    В.А. Сухомлинский

«Урок – это зеркало общей и педагогической

культуры учителя, мерило его

интеллектуального богатства,

показатель его кругозора,

эрудиции»

В.А. Сухомлинский

Современный     урок   - это, прежде всего    урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого    и  осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.
  • Современный     урок   - это, прежде всего    урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого    и  осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ.
  Планируя современный урок мы должны знать:  - чему учить; ради чего учить; как учить.    - На современном уроке нет места скуке, страху и злости от бессилия.  -  На современном уроке царит атмосфера интереса, доверия и сотрудничества.  - На современном уроке есть место каждому ученику, потому что современный урок-залог его успеха в будущем!

Планируя современный урок мы должны знать: - чему учить; ради чего учить; как учить.

- На современном уроке нет места скуке, страху и злости от бессилия. - На современном уроке царит атмосфера интереса, доверия и сотрудничества. - На современном уроке есть место каждому ученику, потому что современный урок-залог его успеха в будущем!

 Современный урок Три постулата заложены в основании новой технологии урока.  Первый : «Урок есть открытие истины, поиск и осмысление её в совместной деятельности учителя и ученика».  Второй:  «Урок есть часть жизни ребёнка».  Третий:  «Человек на уроке всегда остаётся наивысшей ценностью , выступая в роли цели и никогда не выступая в виде средства».

Современный урок

Три постулата заложены в основании новой технологии урока. Первый : «Урок есть открытие истины, поиск и осмысление её в совместной деятельности учителя и ученика». Второй: «Урок есть часть жизни ребёнка». Третий: «Человек на уроке всегда остаётся наивысшей ценностью , выступая в роли цели и никогда не выступая в виде средства».

ОСОБЕННОСТЬ СОВРЕМЕННОГО УРОКА Ф Ф актические знания Г рупповое или индивидуальное дифференцированное обучение Г О О пора на проблемное обучение С истемно-деятельностный подход (самостоятельное добывание знаний) С

ОСОБЕННОСТЬ СОВРЕМЕННОГО УРОКА

Ф

Ф актические знания

Г рупповое или индивидуальное дифференцированное обучение

Г

О

О пора на проблемное обучение

С истемно-деятельностный подход (самостоятельное добывание знаний)

С

  Отличие современного урока от традиционного

Отличие современного урока от традиционного

Виды деятельности Традиционный урок Объявление темы урока Урок современного типа Учитель сообщает учащимся Сообщение целей и задач Формулируют сами учащиеся Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Планирование Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Практическая деятельность учащихся Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Виды деятельности

Традиционный урок

Объявление темы урока

Урок современного типа

Учитель сообщает учащимся

Сообщение целей и задач

Формулируют сами учащиеся

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Планирование

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Практическая деятельность учащихся

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Осуществление коррекции  Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Оценивание учащихся  Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Итог урока Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Домашнее задание  Проводится рефлексия Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Осуществление коррекции 

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Оценивание учащихся 

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Итог урока

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Домашнее задание 

Проводится рефлексия

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Типы современных уроков Уроки изучения нового материала Уроки совершенствования знаний, умений и навыков Уроки обобщения Уроки контроля и оценки знаний, умений и навыков  Комбинированные уроки

Типы современных уроков

  • Уроки изучения нового материала
  • Уроки совершенствования знаний, умений и навыков
  • Уроки обобщения
  • Уроки контроля и оценки знаний, умений и навыков
  • Комбинированные уроки
Современный урок должен отвечать следующим требованиям:  1. Урок должен быть хорошо организован от начала до конца.  2. Деятельность педагога и обучающихся должна быть спланирована. 3. Важно развивать сотрудничество не только учителя с учениками, но и уметь направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками.  4. Необходимо организовать проблемные и поисковые ситуации 5. Вывод обучающиеся должны делать сами. 6. Соблюдать времясбережение и здоровьесбережение. 7. Важно учитывать уровень и возможности, обучающихся  8. Должна быть запланирована обратная связь. 9. Урок должен быть психологически комфортным и иметь результат

Современный урок должен отвечать следующим требованиям: 1. Урок должен быть хорошо организован от начала до конца. 2. Деятельность педагога и обучающихся должна быть спланирована.

3. Важно развивать сотрудничество не только учителя с учениками, но и уметь направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками. 4. Необходимо организовать проблемные и поисковые ситуации

5. Вывод обучающиеся должны делать сами.

6. Соблюдать времясбережение и здоровьесбережение.

7. Важно учитывать уровень и возможности, обучающихся

8. Должна быть запланирована обратная связь.

9. Урок должен быть психологически комфортным и иметь результат

Понятие «технологическая карта» Технологическая карта   – форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работников и т. п.  Позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока: - в ней должен быть описан весь процесс деятельности; должны быть указаны операции, их составные  части.

Понятие «технологическая карта»

Технологическая карта   – форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работников и т. п. 

Позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:

- в ней должен быть описан весь процесс деятельности;

  • должны быть указаны операции, их составные

части.

Что даёт использование технологической карты? позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений в соответствии с требованиями ФГОС.  Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.  

Что даёт использование технологической карты?

  • позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений в соответствии с требованиями ФГОС.
  • Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.

 

Технологическая карта позволит учителю:  - реализовать планируемые результаты ФГОС третьего поколения; -системно формировать у учащихся универсальные учебные действия; -проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы; -на практике реализовать межпредметные связи; -выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

Технологическая карта позволит учителю:

- реализовать планируемые результаты ФГОС третьего поколения;

-системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;

-проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

-на практике реализовать межпредметные связи;

-выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

Разделы технологической карты Этапы урока Планируемые результаты Деятельность учителя Деятельность учащихся

Разделы технологической карты

  • Этапы урока
  • Планируемые результаты
  • Деятельность учителя
  • Деятельность учащихся
Этапы, которые должны быть отражены в технологической карте   Организационный момент Проверка домашнего задания Подготовка учащихся к активному усвоению новых знаний Усвоение новых знаний и способов действий Первичная проверка изученного материала Закрепление нового материала Контроль, самопроверка, рефлексия Подведение итогов урока Домашнее задание

Этапы, которые должны быть отражены в технологической карте

  • Организационный момент
  • Проверка домашнего задания
  • Подготовка учащихся к активному усвоению новых знаний
  • Усвоение новых знаний и способов действий
  • Первичная проверка изученного материала
  • Закрепление нового материала
  • Контроль, самопроверка, рефлексия
  • Подведение итогов урока
  • Домашнее задание
 «Посредственный учитель излагает.  Хороший учитель объясняет.  Выдающийся учитель показывает.  Великий учитель вдохновляет».   Уильям Уорд

«Посредственный учитель излагает.

Хороший учитель объясняет.

Выдающийся учитель показывает.

Великий учитель вдохновляет».

Уильям Уорд

Алгоритм составления технологической карты  1. Определить и сформулировать: тему урока; место темы в учебном курсе; ведущие понятия, на которые опирается данный урок. 2. Сформулировать и обозначить: целевую установку урока, обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

Алгоритм составления технологической карты

1. Определить и сформулировать:

тему урока;

место темы в учебном курсе;

ведущие понятия, на которые опирается данный урок.

2. Сформулировать и обозначить:

целевую установку урока,

обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

Алгоритм составления технологической карты 3. Спланировать учебный материал, подобрать учебные задания, целью которых является: узнавание нового материала; воспроизведение материала; применение знаний в знакомой ситуации; применение знаний в новой ситуации; творческий подход к знаниям.  4.Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий: задания, подводящие ученика к воспроизведению материала; задания, способствующие осмыслению материала учеником; творческие задания.

Алгоритм составления технологической карты

3. Спланировать учебный материал, подобрать учебные задания, целью которых является:

узнавание нового материала;

воспроизведение материала;

применение знаний в знакомой ситуации;

применение знаний в новой ситуации;

творческий подход к знаниям.

4.Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий:

задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

задания, способствующие осмыслению материала учеником;

творческие задания.

Алгоритм составления технологической карты  5. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего продумать: что контролировать; как контролировать; как использовать результаты контроля.  6. Подготовить оборудование для урока: составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т.д.; продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.  7. Продумать домашнее задание: содержательную часть; рекомендации по его выполнению.

Алгоритм составления технологической карты

5. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего продумать:

что контролировать;

как контролировать;

как использовать результаты контроля.

6. Подготовить оборудование для урока:

составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т.д.;

продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

7. Продумать домашнее задание:

содержательную часть;

рекомендации по его выполнению.

Рекомендации по разработке технологической карты 1. Записать общие сведения: Предмет:  Тема урока: Тип урока:  Прогнозируемые результаты: личностные метапредметные предметные Дидактические средства: учебник, памятки, карточки с заданиями. Оборудование:

Рекомендации по разработке технологической карты

1. Записать общие сведения:

Предмет: 

Тема урока:

Тип урока: 

Прогнозируемые результаты:

личностные

метапредметные

предметные

Дидактические средства: учебник, памятки, карточки с заданиями.

Оборудование:

Тема урока: ИЗМЕНЕНИЕ ПО ПАДЕЖАМ (Как определить падеж имени существительного)

Учебник, с. 80 – 81. Рабочая тетрадь, № 119

Тема урока: ИЗМЕНЕНИЕ ПО ПАДЕЖАМ

Тип урока

Освоение нового материала

Педагогические задачи

Создать условия для формирования умения изменять имена существительные по падежам, познакомить учащихся с понятием «падеж», названиями падежей и падежными вопросами, алгоритмом определения падежа имени существительного в предложении; уточнить представление о начальной форме имени существительного – и. п. ед. ч.; способствовать развитию умения правильно определять падеж имен существительных в единственном числе; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные результаты

Познакомятся с понятием «падеж», названиями падежей, шестью парами падежных вопросов; научатся изменять имена существительные по падежам; определять падеж имени существительного в предложении по алгоритму; различать падежные формы имени существительного по ударным окончаниям

Метапредметные УУД

Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя); регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений

Личностные результаты

Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; формировать уважение к своему народу, другим народам, принятие ценностей других народов; осознавать личностный смысл учения; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке

Организационная структура урока

Организационная структура урока

Рекомендации по разработке технологической карты  2. Не стоит излишне нагружать технологическую карту урока. Это только затруднит её использование во время занятия. 3. Можно добавить графы: время; использование ИКТ; способ промежуточного контроля и др. 4. В технологической карте указываются традиционные этапы урока. Иногда, в зависимости от типа урока, некоторые этапы можно объединить или исключить. 5. Для указания УУД и планируемых результатов можно использовать материал рабочей программы.

Рекомендации по разработке технологической карты

2. Не стоит излишне нагружать технологическую карту урока. Это только затруднит её использование во время занятия.

3. Можно добавить графы:

  • время;
  • использование ИКТ;
  • способ промежуточного контроля и др.

4. В технологической карте указываются традиционные этапы урока. Иногда, в зависимости от типа урока, некоторые этапы можно объединить или исключить.

5. Для указания УУД и планируемых результатов можно использовать материал рабочей программы.

Рекомендации по разработке технологической карты  6. Использовать формулировки, отражающие воспитательный и развивающий характер урока: способствовать формированию (развитию или воспитанию); создать условия для формирования (развития или воспитания). 7. Необходимые дополнения: схемы, образцы решения, тесты размещаются после технологической карты.  8. Использование ИКТ ускорит процесс создания технологической карты. Специальные программы содержат: рабочую программу по определенному предмету; описание всех УУД; описание планируемых результатов.

Рекомендации по разработке технологической карты

6. Использовать формулировки, отражающие воспитательный и развивающий характер урока:

  • способствовать формированию (развитию или воспитанию);
  • создать условия для формирования (развития или воспитания).

7. Необходимые дополнения: схемы, образцы решения, тесты размещаются после технологической карты.

8. Использование ИКТ ускорит процесс создания технологической карты.

  • Специальные программы содержат:
  • рабочую программу по определенному предмету;
  • описание всех УУД;
  • описание планируемых результатов.

   Технологическая карта предусматривает систему контрольно-оценочной деятельности, включающую в себя:   . самоконтроль учащихся взаимный контроль контроль учителя

Технологическая карта предусматривает систему контрольно-оценочной деятельности, включающую в себя:

.

самоконтроль учащихся

взаимный контроль

контроль учителя

    Технологическая карта современного урока – форма планирования педагогического взаимодействия между учителем и учениками, которая содержит перечень их действий по достижению целей обучения в последовательности, отображенной в этапах урока. Её использование дает возможность оптимизировать процесс формирования и развития личности школьника на уроке .

Технологическая карта современного урока – форма планирования педагогического взаимодействия между учителем и учениками, которая содержит перечень их действий по достижению целей обучения в последовательности, отображенной в этапах урока. Её использование дает возможность оптимизировать процесс формирования и развития личности школьника на уроке

.

Заключение   Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач.  Неоспоримо одно: он должен быть жизненным, одушевленным личностью педагога.  Хоть выйди ты не в белый свет, А в поле за околицей, — Пока идешь за кем-то вслед, Дорога не запомнится. Зато, куда б ты ни попал И по какой распутице, Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется.  (Н.Рыленков)

Заключение

Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач.

Неоспоримо одно: он должен быть жизненным, одушевленным личностью педагога.

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, —

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

(Н.Рыленков)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!