СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современный урок немецкого языка в свете требований ФГОС нового поколения

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации. Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты.

Просмотр содержимого документа
«Современный урок немецкого языка в свете требований ФГОС нового поколения»

МКОУ Таскаевская СОШ















Современный урок немецкого языка

в свете требований ФГОС

нового поколения



























Подготовила: Кривоносова Татьяна Семёновна,

учитель немецкого языка

















"Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой, приучи его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами что-либо усвоить; чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы, вырабатывал из себя стойкого человека. "
А. Дистервег

Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации. Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты.

А значит, появилась необходимость рассмотреть урок с позиции требований Стандарта нового поколения. Если раньше главной задачей было «напичкать знаниями», теперь необходимо организовать «их добычу». Поэтому на первое место «выходит» системно-деятельностный подход. Усвоение и присвоение ребёнком накопленного социального опыта возможно прежде всего путём партнёрского деятельностного взаимодействия в рамках совместной деятельности как со взрослыми, так и со сверстниками. Понятие  системно-деятельностного подхода указывает на то, что результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь.

Утверждение государственных образовательных стандартов второго поколения возложило на учителей новые требования для достижения целей образовательного процесса, отвечающих нуждам современного общества. Главной задачей школьного образования становится предоставление учащимся возможности самостоятельно ставить и реализовывать учебные цели, оценивать свои достижения.

Каковы же отличия современного урока от традиционного, какова его структура?

Учителю  должна  быть  ясна  главная  цель  педагогической  деятельности  –  дать  ребёнку умение  действовать  и  помочь  в  формировании  способа  действий,  подготовить обучающегося к саморазвитию.  

При  традиционной  системе  обучения ученик является объектом педагогического воздействия: тему урока и  его  цели  объявляет  учитель,  объяснение  нового  материала  ведется  учителем, тренировочные работы подбираются учителем в соответствии с теми целями, которых он намерен  достигнуть,  и  т.д.  Ученику  остается  запоминать,  заучивать  научные  понятия, вследствие  чего возникает  неспособность  к обобщенному  переносу  знаний,  что  ведет  к неразвитости  творческого  мышления.  Учебный  процесс в традиционной  школе сводится к тому, чтобы дать знания. ФГОС же требует, что надо учить не знаниям, а работе.  

Каковы  новые  учебные  задачи  современного  образовательного  процесса?

 На первом  месте  формирование  у  учащихся  универсальных  умений  самостоятельно искать информацию, проводить анализ полученной информации, а затем на основе сформированных универсальный учебных действий получать новые знания.

Таким образом, меняется характер деятельности учителя и ученика. Ученик перестает быть пассивным участником образовательного процесса. Он наравне с учителем участвует в постановке целей и задач каждого урока, определяет план своей работы, выбирает средства и способы достижения поставленных целей, активно участвует в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников. Учитель здесь выступает помощником.

Методические принципы современного урока

Субъективизация

Метапредметность

Деятельностный подход

Коммуникативность

Рефлексивность

Импровизационность .

Общие требования к современному уроку:

- Формирование целей (обучающей, методической, воспитательной) и задач.

-Планирование ожидаемых результатов (личностных, метапредметных, предметных).

- Подбор средств достижения результата адекватных поставленным целям.

- Формирование мотивации к изучению.

- Создание благоприятного климата на уроке.

- Формирование УУД в рамках каждого элемента урока.

- Использование эффективных технологий, способствующих эффективному ведению урока.

- Ориентация на качественное обучение сообразное возможностям и способностям каждого ученика.

- Специфические особенности построения современного урока.



Требования к технике проведения урока

  • урок должен быть эмоциональным;

  • вызывать интерес к учению;

  • воспитывать потребность в знаниях;

  • темп и ритм урока должны быть оптимальными;

  • действия учителя и учащихся завершёнными;

  • необходим полный контроль во взаимодействии учителя и учащихся на уроке;

  • педагогический такт.



Критерии эффективности современного урока

  • Обучение через открытие.

  • Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам.

  • Развитие личности.

  • Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом.

  • Демократичность, открытость.

  • Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены.

Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.

Таким образом, современный урок - это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность,  потребность.

Этапы урока немецкого языка по ФГОС

Все начинается с проблемной ситуации, при обучении целеполаганию.

В начале урока ввожу проблемный диалог, в результате которого дети определяют границу своего знания – незнания и ставят цели на урок, психологический настрой;

Психологический настрой на урок

1. «Поезд». На парте перед каждым ребенком два жетона: один – с улыбающимся личиком, другой – с грустным. На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое вам было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось не интересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика.

2. «Корзина идей». На парте перед каждым ребенком корзина и разрезные карточки. Им необходимо выбрать предложение, либо записать свои идеи на урок.

3. «Золотая рыбка». Ребята, нам порой всем хочется поймать «золотую рыбку», которая выполнила бы все наши желания. Я попрошу каждого поймать из аквариума свою «золотую рыбку». Загадайте желание на сегодняшний урок. И пусть все желания, которые вы загадали, сбудутся. На уроке пусть сопутствует удача и успех!

2. На этапе планирования я совместно с учащимися в совместной деятельности определяем последовательность работы на уроке.

Здесь целесообразно использовать интерактивную доску, где можно на слайде схематически изобразить этапы работы на уроке.

При планировании практической деятельности учитываю дифференциацию учащихся по уровню подготовки и по темпу работы. Подбираю такие задания, чтобы для любого ученика была создана ситуация успеха.

На этапе введения нового материала и воспроизведения знаний - открытие новых знаний происходит через коллективную деятельность (выдвижение гипотез);

На этапе первичного закрепления использую модели, таблицы, схемы, алгоритмы.


-Entschuldigen Sie bitte!

Bitte!

-Ist das dort die Burg?

Ich bin hier fremd.

Ja, das ist die alte Burg.

-Was ist das jetzt?

Ein Museum?

Nein, ein Hotel.

-Brr! Mit Gespenstern?

 Na, ja, nur wenn man Fantasie hat!

-Danke schön.

Auf Wiedersehen!

Auf Wiedersehen!

Или составить предложения по схеме:



Условия и средства формирования учебных действий на уроке немецкого языка

Приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном стандарте, является целостное развитие личности в системе образования. Оно обеспечивается, прежде всего, через формирование не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов. Рассмотрим, какие универсальные учебные действия формируются на уроках немецкого языка.

На этапе формулирования темы и целей урока у учащихся формируются познавательные и регулятивные УУД. При обучении целеполаганию, возможно введение проблемного диалога. Учащимся дается проблемная ситуация, в которой они определяют границу своего знания – незнания и ставят цель на урок. Учитель задает вопрос: «Для чего нам это нужно?» Здесь может прозвучать несколько вариантов: «Чтобы правильно говорить», «Чтобы нас правильно понимали». Так, проблемная ситуация подвела детей к теме урока и к формулированию цели.

На этапе планирования учитель и учащиеся в совместной деятельности определяют последовательность работы на уроке. Здесь целесообразно использовать иллюстрации, схемы, модели, диаграммы и т.д.

При планировании практической деятельности учащихся на уроке следует учитывать дифференциацию учащихся по уровню подготовки и по темпу работы. Необходимо подобрать такие задания, чтобы для любого ученика была создана ситуация успеха. Также нужно предлагать более сложные задания для сильных учеников.

Формами организации работы учащихся на уроке современного типа преобладает индивидуальная, парная и групповая работа, в отличие от фронтальной в традиционном уроке. Работа в парах и группах необходима для того, чтобы обучить учащихся учебному сотрудничеству, взаимодействию, умению распределять роли, то есть у учащихся формируются коммуникативные умения. На уроке иностранного языка очень часто используется работа в парах: дети составляют разного рода диалоги (диалог-расспрос, диалог-знакомство, диалог-побуждение к действию). Но для того, чтобы эта форма работы была максимально эффективной, необходимо предлагать детям ситуации, близкие им по интересам и по возрасту, чтобы они понимали значимость знания языка. Также при организации парной работы необходимо, чтобы дети следовали определенным правилам общения: говорить по очереди, не перебивать друг друга, слушать внимательно собеседника, не мешать другим парам, говорить вполголоса.

Групповую работу хорошо использовать при создании разного рода проектов. Актуально и эффективно использование на уроках иностранного языка:- песенного материала, что стимулирует мотивацию и способствует лучшему усвоению языкового материла     благодаря действию механизмов непроизвольного запоминания; - учебного кино,  что развивает навыки и умения восприятия   и понимания иноязычной речи на слух; - компьютерных программ, что обеспечивает индивидуализацию обучения и интенсификацию самостоятельной работы учащихся. В Стандарте нового поколения также большое значение уделяется самостоятельной работе обучающегося. В связи с этим в урочной деятельности  я использую такие  технологии как  метод проектов, технология критического мышления, проблемное обучение как способ развития коммуникативной компетентности, дифференцированное обучение и др.  Эти технологии направлены на то, чтобы развивать активное мышление у обучающихся и научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике. Чтобы сформировать у обучающихся необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого ученика. Для этого в учебнике и рабочей тетради содержится большое количество речевых  упражнений, есть разделы, которые посвящены работе над разговорными  клише. Они  сформированы по ситуативному признаку, затем составляют свои диалоги по аналогии, таким способом можно добиться аутентичности в диалогической речи. Монологическая речь строится на основе текстов и 3х фазовой работе с текстами как по чтению, так и аудированию. УМК снабжены аутентичными аудио материалами, а также можно использовать учебные пособия для индивидуальной и самостоятельной работы: книги для чтения, таблицы, схемы, раздаточный материал.
При обучении самоконтролю и самооценке у учащихся формируются регулятивные и коммуникативные УУД. Наряду с пятибалльной системой оценивания можно использовать и другие методики, например, ромашки разного цвета («зеленая» – у меня все получилось, я справился с заданием без ошибок; «желтая» – у меня получилось выполнить задание, но были некоторые трудности, я допустил от 1 до 3 ошибок; «красная» – SOS, я не смог выполнить задание, допустил слишком много ошибок. Показ определенной ромашки сопровождается устным пояснением, почему именно такой цвет выбран (сначала на русском языке с постепенным переходом на немецкий). В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать своих одноклассников, объективно оценивать их ответ.

При обучении оцениванию устных ответов одноклассников можно предложить ребятам высказать своё мнение по поводу рассказанного диалога или прочитанного рассказа по критериям (громко – тихо, с запинками – без запинок, выразительно – нет, понравилось – нет). При этом необходимо разъяснить, что при оценивании ответов одноклассников надо, в первую очередь, отмечать положительное, а о недочётах высказаться с позиции пожеланий.

Также целесообразно ввести такую форму работы, как взаимооценивание письменных работ. С детьми заранее оговариваются критерии оценивания работы. Начать можно с взаимопроверки буквенных или словарных диктантов. При этом учитель должен представить образец выполнения задания. Также с детьми заранее оговариваются критерии оценивания работы.

Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельность на уроке (свою, одноклассника, класса). В конце урока учащиеся отвечают на вопросы учителя. Начать можно с вопросов: Чему научились на уроке? Что нового узнали? Достигнута ли цель урока? Также очень важна рефлексия настроения и эмоционального состояния детей: Понравилось ли на уроке? Что понравилось больше? Что вызвало трудности? Почему не получилось? Здесь замечательно использовать смайлики, которые дети размещают в листах обратной связи или раскрашивают тот смайлик, который наиболее точно описывает их состояние.

Целесообразно проводить рефлексию не только по итогам одного урока, но и по итогам четверти, полугодия, после изучения какой-то темы.

При систематическом применении описанных выше приемов по оцениванию своей деятельности и деятельности одноклассников, можно говорить о формировании объективного отношения ребенка к себе и другим, что важно, когда речь идет и о формировании группы личностных результатов.

Проектируя любой урок, направленный на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов, необходимо максимально использовать главное средство обучения – учебник. Сейчас большинство используемых в практике учебников немецкого языка прошли экспертизу на соответствии ФГОС. Планируя урок, нужно внимательно изучить предлагаемые авторами учебника задания, определить, на формирование каких УУД они направлены, какие из них выбрать, учитывая индивидуальные особенности учеников.

Итак, в условиях введения в практику работы ФГОС, учителю необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов. Для этого важно понять, какими должны быть критерии результативности урока. Кратко их можно описать так:

1. На этапе целеполагания активную позицию занимает ученик.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексию своей деятельности.

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности в учебном процессе и их мотивацию к учебной деятельности.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

7. Учитель стремится оценивать результаты каждого ученика, поощряет и поддерживает даже маленькие успехи.

8. Учитель применяет дифференцированный подход в обучении.

9. На уроке преобладает атмосфера сотрудничества между учителем и учениками, дети не боятся выражать свое мнение, доказывать свою точку зрения.

Новый стандарт, предъявив новые требования к результатам обучения, дал нам возможность по-новому взглянуть на урок, воплощать новые творческие идеи. Но это не значит, что традиционные приемы и методы работы нужно отвергать. Их можно применять в новом ключе, наряду с современными технологиями. Главное- дать возможность каждому ученику реализовать себя, чтобы он ушел с урока с новыми знаниями, необходимыми для жизни.

Список литературы:

1. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. – М.: Просвещение, 2005.

2. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2006.

3. Цукерман Г.А. Оценка без отметки: http://experiment.lv/rus/boblio/cukerm_ocenka.htm

4. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требования к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.

5. Мангутова О. Н. Современный урок иностранного языка: основные подходы к проектированию.

6. Сафонова В. П. Современный урок иностранного языка. – М.: Учитель, 2011.

7. Г.Н. Лебедева «Современный урок немецкого языка с применением информационных технологий» М.: Планета, 2011.- 240с.

http://festival.1 september.ru/articles/527236/

http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!