СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Современный урок (коррекционно-развивающее занятие) в соответствии с ФГОС по физике

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок – одна из форм организации учебного процесса. При составлении плана урока педагогу следует предусмотреть рациональное сочетание слова, наглядности, действия. Особое внимание следует обратить на использование проблемных ситуаций. Кроме дидактических требований урок в отдельном классе для детей с ОВЗ предполагает воспитательную и коррекционную цели.

Просмотр содержимого документа
«Современный урок (коррекционно-развивающее занятие) в соответствии с ФГОС по физике»

Курсы повышения квалификации



ФГОС ОО для обучающихся с ОВЗ: организация и содержание образовательного процесса (72 часа)







Калачёва Татьяна Петровна

[email protected]

Тема итоговой работы:











«Современный урок (коррекционно-развивающее занятие) в соответствии с ФГОС по физике»



Краткая аннотация

Урок – одна из форм организации учебного процесса. При составлении плана урока педагогу следует предусмотреть рациональное сочетание слова, наглядности, действия. Особое внимание следует обратить на использование проблемных ситуаций. Кроме дидактических требований урок в отдельном классе для детей с ОВЗ предполагает воспитательную и коррекционную цели.

Коррекционная – развивающая цель преследует вовлечение как можно большего числа сенсорных механизмов, развитие: 

- развитие артикуляционной моторики; 

- развитие зрительного восприятия и узнавания; 

- развитие зрительной памяти и внимания; 

- развитие слухового внимания и памяти; 

- развитие основных мыслительных операций; 

- развитие наглядно-образного, словесно-логического мышления и т.п. 

В постановке коррекционной цели следует отражать два момента: что развивать и с помощью чего. 

Воспитывающая цель урока проявляется в воспитании у учащихся настойчивости, терпения, чувства коллективизма и другое. Исходя из этого современные требования к уроку состоят в следующем: 

- реализация в комплексе образовательной, коррекционно-развивающей, воспитательной функции обучения; 

- соответствие урока принципам обучения; 

- организационная четкость урока; 

- оптимизация учебно-воспитательного процесса; 

- соответствие содержания урока учебным программам; 

- осуществление межпредметных и внутрипредметных связей; 

- повышение самостоятельности учащихся. 

В отдельных классах наиболее распространенным является комбинированный урок, общими элементами которого являются: 

- организация начала урока; 

- проверка усвоения ранее изученного ; 

- сообщение целей и задач урока; 

- объяснение нового материала, который рационально сочетается с действиями и наглядностью; 

- закрепление материалов; 

- подведение итогов урока; 

- сообщение домашнего задания. 

Для начала урока целесообразно подбирать задания, которые активизируют или успокаивают детей. Это могут быть ребусы, кроссворды и т.д.. 

Проверка усвоения ранее изученного - это процесс больше закрепления знаний, чем контроль усвоенного. Наряду с обычным опросом здесь рационально использовать программированные задания. 

Цель таких заданий: контроль над качеством усвоения материала. К заданному вопросу прилагается несколько ответов. 

Задания могут быть в текстовой или графической форме, для индивидуальной или фронтальной работы. 

Могут быть использованы такие работы, как программированный диктант ( даны предложения, в которых нужно вставить выбранное слово), различного рода тесты и т.п. 

Следующий этап урока - объяснение нового материала. На этом этапе используются такие методы, как: 

• Словесный 

• Наглядный. 

• Практический. 

Словесный метод 

Беседа – воспроизведение нового материала. 

Может быть: 

- Информационная (Цель - выявить объём информации, уточнить знания ) 

- Проблемная (Цель - стимулировать интерес к новой теме, для проверки осмысления воспринимаемой информации). Заставляет учащихся думать, отбирать информацию, проявляют логику, сопоставляют факты. 

- Объяснительная (Цель - изложение новой информации) Имеет доказательный характер изложения. Применяется на этапе «систематизации знаний». Работает на логику, память, развитие мыслительной деятельности. 

Рассказ . 

Должен быть: 

o доступен (при изучении нового материала); 

-иллюстрирован, иметь зрительный образ слова (словарная работа, таблицы, схемы); 

- эмоционален; 

- логичен (четко структурирован) 

Наглядные методы 

Натуральная наглядность. 

Задания должны быть направлены на выявление качественного своеобразия изучаемого. Задача учителя – организовать целенаправленное восприятие предмета, учитывая специфические особенности познавательной деятельности. 

Важно участие в восприятии максимального количества анализаторов (слуховой, зрительный, тактильный, обонятельный). При использовании таблиц включить элемент, делающий её «живой». 

Изобразительная деятельность создавать словесный образ по рисунку, нужно уметь сопоставить словесный образ и рисунок, слово и предмет. 

Графические работы  повышают степень сознания и усвоения материала, ученик получает навыки создания и оформления таблиц, схем, рисунков и т.п. Схемы показывают принципы соподчинения. 

Цель: формирование системы знаний, выделение главного, повышение роли самостоятельности. Умения: оперировать материалом, уметь делать умозаключения, уметь дифференцировать. 

Цель нагдлядных методов - создание четких и конкретных образов изучаемых объектов, облегчение усвоения материала. Работает на развитие произвольного внимания, восприятия, памяти, стимулирует процесс познания, помогает формированию логического мышления. 

Практические методы 

- У учащихся: 

- развивается и корректируется внимание, 

- наблюдательность, 

- значительно активизируется познавательная деятельность 

Ученики приучаются оперировать теоретической информацией, формируется умение самостоятельно принимать решения. 

К практическим методам относятся: дидактические игры, самостоятельная работа, программированные задания 

Самостоятельная работа – способ усвоения материала, навыков, умений. 

При любом методе обучения учащийся должен проявлять определенную степень самостоятельности (в мышлении, восприятии, суждении, умозаключении) 

Самостоятельная работа должна быть рассчитана на достаточные знания, применяется как способ коррекции личности. 

На уроках можно применить такой вид самостоятельной деятельности, как работа с учебником. Например: деление текста на смысловые части, поиск в тексте ответа на поставленный вопрос. Также применяют задания посравнению объектов (по сходству, по различию), по выделению лишнего, работа по плану. 

Для успешного обучения детей с нарушением интеллекта учителю необходимо не только обеспечить правильное соединение методов и средств обучения, но также определить оптимальную продолжительность и целесообразность организации деятельности учащихся в течение всего урока. 

Самую трудную работу необходимо планировать на первые 10-25 минут. Это время, когда достигается наиболее высокая работоспособность учащихся. После этого времени наступает снижение работоспособности, что отрицательно сказывается на их отношении к учебной деятельности 

При организации урока учитывается индивидуальный темп работы ученика, особенности его познавательной деятельности, памяти, моторики и т.п. 

Для реализации коррекционно-развивающих и обучающих задач применяются дидактические и ролевые игры. 

Дидактические игры. 

Задания в игровой форме, нацеленные на решение учебных задач имеющие цели: 

  • обобщить материал; 

  • повторить материал; 

  • изучить материал. 

Применяется на этапе «Актуализация опорных знаний и представлений». 

Ролевые игры. Применяются на этапе «закрепления изученного» Имитируют жизненную ситуацию. От учащегося требуют «вхождения в роль». 

Таким образом, максимальное развитие психомоторных процессов и познавательной сферы учащихся на всех этапах урока – это перспективное направление педагогического воздействия, которое непременно приносит свои положительные результаты. Один из таких результатов - установление позитивной обстановки на уроке, повышение работоспособности учащихся и создание общего положительного фона, что является немаловажным условием для успешного педагогического процесса.

Для урока – лабораторной работы требуется правильное оформление записи в тетради, которая включает в себя: тему, цель работы, приборы и таблицу. В этом случае допускается запись результатов в строчку, без таблицы


Актуальность.

Актуальность представленной разработки урока физики в 7 классе сводится к тому, что успешная коммуникативная деятельность обучающихся способствует формированию коммуникативной личности, которая

  • стремится к максимальной реализации своих возможностей,

  • открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях,

  • умеет решать языковыми средствами коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения.

Технологическая карта урока физики по ФГОС

Учебный предмет: физика

Класс: 7 класс

УМК: «Физика» Автор: А.В. Перышкин

Тема урока: «Строение вещества. Молекулы и атомы»

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»

Тип урока: урок «открытия» новых знаний



Цель урока

Содержательная: Рассмотрение вопросов строения вещества, строения молекул, формирование объективной необходимости изучения нового материала;

Деятельностная: Формирование у учащихся новых способов деятельности (умение задавать и отвечать на действенные вопросы; обсуждение проблемных ситуаций в группах; умение оценивать свою деятельность и свои знания).

Задачи

Дидактическая (общеобразовательная): Формировать умения анализировать, сравнивать, переносить знания в новые ситуации, планировать свою деятельность при построении ответа, выполнении заданий и поисковой деятельности.

Коррекционно-развивающие: Развивать умения строить самостоятельные высказывания в устной речи на основе усвоенного учебного материала, развитие логического мышления, коррекция развития навыков самоконтроля, усидчивочти и выдержки.

Воспитательные: Создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приемы деятельности, сообщая интересные сведения; воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальной культуры общения, воспитывать самостоятельность, умение работать в парах, в команде

Планируемый

результат

Личностные УУД:

• формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

• формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

Регулятивные УУД:

• осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе урока;

• формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

  • адекватно оценивать свои возможности достижения поставленной цели.

Коммуникативные УУД:

• организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,

• использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.

• построение устных и письменных высказываний, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; брать на себя инициативу в организации совместного действия;

  • участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Познавательные УУД:

• построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • ставить проблему, аргументировать её актуальность;

  • искать наиболее эффективные средства достижения поставленной задачи.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Биология

История

Математика

  • Фронтальная

  • Групповая

  • Индивидуальная

  • УМК «Физика» А.В.Перышкин 7 класс, М., «Дрофа», 2012.



Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1 этап – Организационный

Цель: психологически настроить учащихся на учебную деятельность

Приветствие учащихся




_



_

Приветствие учителя; приветствие учащимися друг друга



Речевое взаимодействие на уровне фраз, с соблюдением норм речевого этикета

Принятие сигнала к началу учебной деятельности

Психологическая готовность к переходу от отдыха к учебной деятельности

2 этап – Мотивационный. Постановка целей и задач урока.

Цель: Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне, осознание потребности к построению нового способа действий

Создает проблемную ситуацию, которая подтолкнет учащихся к формулированию цели урока.

(Учитель демонстрирует изображения различных веществ: воды и углерода в разных формах)

Вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу (различные свойства воды, водяного пара, льда; графита и алмаза)

Систематизируют информацию.

Делают предположения.

Формулируют что требуется узнать

Самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование проблемы.

Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме

Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания, формулировать собственное мнение и позицию

Принимают решения и осуществляют самостоятельный выбор в учебной и познавательной деятельности, оценивают поле своего познания, ставят учебные цели и задачи (с помощью учителя определяют, что еще необходимо узнать по данной теме)


Уметь планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой.

3 этап – Первичное усвоение новых знаний Цель: «Открытие» новых знаний

Организует проведение эксперимента и обсуждение результатов

Совместно активизируют и воспроизводят полученную информацию в соответствии с учебной задачей.

Систематизируют и дифференцируют полученные знания.

Обсуждают в группах, приходят к единому мнению.


Выступают с сообщением от группы.

Слушать собеседника, высказывать и аргументировать собственное мнение, приходить к единому мнению.

Высказывают мнения в порядке очередности









Контролировать время, предоставленное для работы.


Корректировать ошибки, восполнять пробелы.

4 этап – Первичная проверка понимания

Цель: Воспроизведение изученного материала на уровне логических рассуждений «Что было бы, если бы не…»

Организует фронтальную проверку понимания нового материала

Выполняют задание, направленное на построение логического умозаключения согласно предлагаемой ситуации.

Строить логические высказывания.

Постановка учебной задачи.

Первичное взаимодействие с собеседником на уровне логических вопросов по теме.













Осознанно воспринимать и воспроизводить информацию на основе изученной темы.

Говорят с четким соблюдением очередности, концентрируют внимание не только на своих ответах, но и ответах собеседника.

Слушать себя и собеседника, осуществлять само- и взаимоконтроль.

Контролировать правильность ответа.

5 этап – Закрепление Цель: Самостоятельное применение полученных знаний

Создает проблемную ситуацию, необходимую разрешить на основе учебного материала, изученного на уроке


Выполняют задание, вспоминают, воспроизводят фразы в письменной форме, соотносят с целевой установкой.





Достигать поставленной цели за счет собственных ресурсов памяти, мышления.

Самостоятельное обобщение полученной информации. Выбор необходимых способов действий для осуществления коммуникативной задачи.

Воспроизводят предполагаемые ответы вслух, соотносят свой ответ с ответами одноклассников.

Осознанное речевое воспроизведение с полным пониманием.








Контролируют правильность воспроизведения и сопоставления фраз.


Составляют ответ, высказывают собственную точку зрения, приходят к единому мнению.

Самостоятельно активизировать мыслительные процессы, контролировать правильность сопоставления информации, корректировать.

Контролировать собственное время, правильность и очередность высказываний своих и собеседника в процессе работы.

6 этап – Итоги урока

Цель: Самостоятельное применение полученных знаний

Организует обсуждение результатов занятия.

Формулируют выводы о достижении цели урока.

Формулировка ответа на вопрос: для чего необходима полученная информация.

Обсуждают результаты урока

Формулировка учащимися итога урока: достижение каких целей урока было достигнуто в ходе урока.

Составляют ответ, высказывают собственную точку зрения, приходят к единому мнению.

Анализ, дифференциация, сопоставление информации.

7 этап - Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Цель: Дальнейшее самостоятельное применение полученных знаний

Объясняет домашнее задание: §§ 7-8; вопросы; кроссворд - наоборот; сообщение по теме: Интересные факты о молекулах

Зрительное ознакомление с содержанием домашнего задания и инструкцией по выполнению.

Определяют область применения полученных знаний

Обсуждают, задают вопросы

Пропедевтика самостоятельной постановки и выполнения коммуникативной задачи.

Самостоятельно определяют степень сложности выполнения задания и необходимой помощи.

Готовность к самостоятельным действиям по воспроизведению и применению полученных знаний.

8 этап – Рефлексия учебных действий

Цель: Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей.

Предлагает учащимся выбрать окончания фраз: Сегодня я узнал… Было интересно…

Было трудно… Я понял, что… Я научился… Меня удивило…



Выбирают окончания фразы в соответствии с собственной внутренней оценкой.

Анализировать результаты собственной деятельности. Определять существующие пробелы в полученных знаниях, на их основе формулировать дальнейшие цели.

Транслируют оценку результатов собственной деятельности.

Высказывать собственное мнение, слушать других.

Сопоставляют ранее поставленную цель с результатом своей деятельности.

Осуществлять самоконтроль и самооценку.
















Самоанализ урока


1. Цели (задачи) урока

Цели урока обоснованы Федеральным образовательным стандартом основного общего образования по физике, соответствуют необходимому уровню знаний и умений учащихся. Материал подобран в соответствии со школьной программой: теоретические положения понятны как для сильных, так и для средних и слабых учеников. Воспитательная цель урока поставлена с учетом особенностей класса.

Урок проводился в 7 классе. Класс небольшой, всего 18 человек, средний по своим способностям.

Этот урок входит в раздел физики «Первоначальные сведения о строении вещества». Данный урок является первым уроком по данной теме.

2. Содержание и организация учебного занятия

В соответствии с поставленными целями урока были использованы различные формы и методы обучения:

1. метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- словесные

1) вопрос: "Для чего нужно знать строение вещества?" и как ответ на этот вопрос читаются слова М.В.Ломоносова;

2) сказка о маленькой молекуле и доброй фее по имени "МКТ" - вступление (подготовка обучающихся к восприятию учебного материала);

фронтальная беседа с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих учеников к построению цепочки строения веществ, которая фиксируется на доске.

В ходе беседы учащиеся получают знания по теме «Первоначальные сведения о строении вещества», обобщают усвоенное и отвечая на вопрос: "Почему нам тела кажутся сплошными?", делают вывод: "Частицы вещества очень малы и не видны невооруженным глазом";

-практические

1) проведение эксперимента, постановка задания, планирование его выполнения имелось на карточках. По окончанию опыта была организована защита проведенной работы и коллективное обсуждение в правильности выводов.
-наглядные

-демонстрационный эксперимент в сочетании со словесными методами:

-проблемно-поисковые

- методы стимулирования и мотивации учебной деятельности;

Одним из приемов стимулирования явились решение задач на смекалку:

1) Вы пришли на школьную дискотеку и наблюдаете за толпой учащихся, танцующих в зале. В зале очень тесно. Если мысленно заменить каждого учащегося молекулой, то, какое агрегатное состояние вещества это напоминает?



2) Почему провода линии электропередач провисают летом?

- положительный эмоциональный настрой к деятельности:

К методу эмоционального стимулирования учения, можно отнести прием создания на уроке ситуаций занимательности – введения в учебный процесс физминутки: обучающиеся показывают танец молекул газов, твердого тела и жидкости;



- методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

устный контроль осуществлялся путем фронтального опроса, индивидуальный опрос осуществлялся – выполнением физического диктанта (отвечая "да" или "нет"), затем обучающиеся менялись своими ответами с соседом по парте и проверяли под диктовку учителя, а заполненные таблицы сдали на проверку учителю.


Деятельность учащихся на уроке – все учащиеся класса привлекались в различных видах деятельности. Степень интереса к изучаемому материалу - достаточная. Активность и самостоятельность обучаемых проявлялась на каждом этапе урока. Психологическая атмосфера на уроке была доброжелательна. Использование различных видов деятельности позволили избежать умственного и физического перенапряжения учащихся, высокую работоспособность класса. Подготовительный этап, настрой на хорошую работу и также эмоциональное завершение урока обеспечило повышение интереса к изучению физики.



4. Оценка качества и результативности проведенного урока
Мне удалось достичь поставленных целей. Плотность урока достаточная. Содержания урока с точки зрения общих дидактических принципов соответствовали принципам: научность; наглядность; последовательность; связь с практикой.

Материал урока способствовал развитию творческих сил и способностей учащихся. Урок способствовал развитию интереса учащихся к учению, к изучаемому предмету, к окружающим физическим явлениям.

Для обеспечения экономичного использования времени на уроке учащиеся отвечали на вопросы с места. Принимали активное участие в диалоге.

Перед началом урока была подготовлена доска, были записаны дата проведения и тема урока, вынесены основные понятия. Урок был проведен в достаточно быстром темпе. В конце урока были подведены его итоги, активно работающим ученикам поставлены оценки; было задано домашнее задание. Все запланированное на данный урок было осуществлено.

Все этапы урока были последовательными и логически связанными. Структура урока соответствует данному типу урока. Обеспечивалось целостность и завершенность урока.

Демонстрационные опыты, способствовали развитию научности обучения, сознательности и активности учащихся на уроке, их познавательной деятельности, раскрытию связи теории с практикой, использованию жизненного опыта учеников с целью развития у них самостоятельности.

Урок прошел организованно, был логический переход от одного этапа к другому, было четкое управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины. Был правильно определен объем учебного материала на уроке, умелое распределение времени, характер обучения был демократичным, объективным. На уроке царила доброжелательная атмосфера, и учащиеся чувствовали себя достаточно свободно.

Учащиеся активно и с воодушевлением работали на всех этапах урока. На вопросы дети, хотя и не всегда правильно, но пытались отвечать, при использовании вспомогательных наводящих вопросов быстро исправляли свой ответ. Учащиеся в ходе урока проявили умения выделять главное, строить логические цепочки действий, сразу смогли применить полученные знания к различным ситуациям. Большинство учащихся имеют навыки самоконтроля, выражают самостоятельность суждений и глубину имеющихся знаний. В ходе урока ребята старались оказать помощь друг другу, внимательно выслушивали ответ товарища, не перебивали учителя.

На данном уроке также было задано домашнее задание, носящее, прежде всего, закрепляющий характер. Объем домашнего задания оптимальный, охватывает необходимый минимум, предусмотренный программой, и закладывает основу для дальнейшего расширения знаний и умений. Упражнение способны выполнить все ученики, так как в ходе урока разбирались различные примеры. Важная задача данного домашнего задания — показать всем ученикам возможность полного и легкого усвоения содержания темы.

Оптимальная работоспособность учащихся на уроке достигалась путём чередования видов учебной деятельности на различных этапах урока и спокойной доброжелательной обстановкой. Всё это обеспечило предупреждение перегрузки учащихся.

Я считаю, что мне удалось реализовать поставленную задачу.






1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!