Пивень Л.А., учитель химии
МБОУ Средняя школа № 8
Г. Мончегорска
Современный урок химии как средство формирования метапредметных умений в ходе реализации ФГОС ОО.
Получив однажды сильный удар от огнива, кремень возмущенно спросил у обидчика:
- С чего ты так набросилась на меня? Я тебя знать не знаю. Ты меня, видимо, с кем-то путаешь. Оставь, пожалуйста мои бока в покое. Я никому не причиняю зла.
- Не сердись попусту, сосед, - с улыбкой промолвило огниво в ответ.
- Если ты наберешься немного терпения, то вскоре увидишь, какое чудо я извлеку из тебя. При этих словах кремень успокоился и стал терпеливо сносить удары огнива. И наконец из него был высечен огонь, способный творить подлинные чудеса. Так терпение кремня было по заслугам вознаграждено.
Притча сказана для тех, кто поначалу робеет в учебе. Но если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы.
Ученья корень горек, да плод сладок. (Леонардо Да Винчи).
Я неоднократно задумывалась, как научить обучающихся мыслить, как заставить самого ученика активно участвовать в процессе обучения, так как именно таким способом учитель может добиться прочного усвоения знаний, развития мышления, формирования умений и навыков у обучающихся.
Чтобы обеспечить успешность каждого ребенка, деятельность школы и любого педагога должна в первую очередь быть направлена на достижение учащимися личностных, предметных и метапредметных результатов, необходимо научить мыслить – всех детей без всякого исключения, не смотря на разное имущественное и социальное положение семей.
В настоящее время формирование метапредметных умений становится центральной задачей любого обучения, возможности их формирования заложены в ряде методик, подходов и технологий. (Слайд)
Метапредметные умения – присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки. К ним относятся:
теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);
навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);
критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);
творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми);
регулятивные умения (задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция своей деятельности);
качества мышления (гибкость, антиконформизм, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.).
Метапредметный урок – это урок, целью которого является обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедеятельность учащегося, подготовка учащихся к реальной жизни и формирование способности решать личностно-значимые проблемы, формирование ключевых компетенций.
Метапредметный урок – это урок, с помощью которого происходит не только познавательное, но и личностное развитие учащегося, а также формирование у него собственной системы мировоззрения, обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания.
Признаки метапредметного урока:
- самостоятельная (экспериментальная, поисковая и т.д.) учебная деятельность учащихся;
- рефлексия, перевод теоретических представлений в плоскость личностных рассуждений и выводов;
- активизация интереса и мотивации обучения учащихся путём привлечения к предмету урока других областей знаний и опоры на личный практический опыт учащегося.
Среди естественнонаучных дисциплин химия по содержанию и способам представления учебного материала (учебный текст, формулы, таблицы, графики, диаграммы, рисунки и т.д.), видам деятельности учащихся (работа с учебными и научно-популярными текстами, ответы на вопросы, решение задач, выполнение лабораторных опытов и практических работ, работа с таблицами, схемами и т.д.) обладает большим потенциалом для решения поставленной задачи.
Из опыта работы:
Урок «Реакции ионного обмена» Задание. (Работа лабораторная, групповая). Цель: выяснить, при каких условиях реакции ионного обмена практически осуществимы. 1. Проведите реакции между растворами данных электролитов и установите общий признак, по которому можно судить о том, что реакции прошли до конца. Индивидуальные задания. 1-й учащийся пользуется растворами сульфата меди (II) и гидроксида натрия; 2-й учащийся – растворами хлорида бария и серной кислоты; 3-й учащийся – растворами сульфида натрия и нитрата свинца (II); 4-й учащийся – растворами карбоната натрия и хлорида кальция. Проверьте результаты опытов друг у друга. Сделайте общий вывод. 2. Пользуясь таблицей «Растворимость солей, кислот, оснований в воде», установите, в чем сущность проведенных реакций. Составьте полные и сокращенные ионные уравнения реакций. Проверьте результаты работы друг у друга и обсудите их. Сделайте вывод в соответствии с поставленной целью |
Данное задание сформулировано как руководство по выполнению исследования, направленного на выяснение проблемы: почему реакции между растворами веществ из разных классов приводят к одинаковому результату – образованию осадка.
Учащиеся соотносят наблюдения с представлениями об ионном составе взятых и образующихся веществ, привлекают изученную теорию (теорию электролитической диссоциации) к объяснению фактов.
С учетом подготовленности учащихся можно дифференцировать задания по сложности. В условиях «облегченных» заданий учащимся показывается больше опорных связей для объяснения или предсказания конкретных фактов и нередко подсказывается путь их выполнения. В условиях заданий повышенной сложности приводится минимум информации и, как правило, не указывается путь решения задачи: учащимся предоставляется широкая возможность вести самостоятельный поиск ответа.
Например, такая работа проводится на уроке, когда изучается генетическая связь между классами неорганических соединений. Учащиеся, получив представление о том, что такая связь имеется и проявляется во взаимных превращениях веществ одного генетического ряда, могут применить эти общие положения к рассмотрению конкретных случаев.
Вариант I. (Облегченный) Закончите уравнения реакций: Ca + O2 → CaO + H2O→ Ca(OH)2 + HCl→ Вариант II.(Средней сложности) Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения: Ba → BaO→ Ba(OH)2 → BaCl2 Вариант III.(Усложненный) Как, исходя из магния, получить хлорид магния? Предложите три способа. |
Учебник является для учащихся первой научной книгой, поэтому именно с него нужно начинать обучение основным приемам самостоятельной работы:
выделять главное в тексте;
составлять простой и развернутый план;
составлять конспект;
переводить текст в таблицы и схемы.
Например, у учащихся не вызывает затруднения вопрос о составе воздуха. Часть урока по изучению и осмысливанию этого материала может быть отведена для работы по учебнику.
Вывод о том, что воздух – смесь газов, которая может включать другие примеси, учащиеся делают самостоятельно после прочтения текста параграфа
« Воздух и его состав ».
Способствуют достижению метапредметных результатов обучения уроки с проблемными ситуациями.
Проблемная ситуация – это затруднение или противоречие, возникшее в процессе выполнения определенной учебной задачи, для разрешения которой требуются не только имеющиеся знания, но и новые. Проблемные ситуации могут возникать в следующих случаях:
При расхождении между имеющимися знаниями и наблюдаемыми новыми фактами и явлениями. Например, ученикам известно, что все основания взаимодействуют с кислотами. Опыт взаимодействия гидроксида алюминия с гидроксидом натрия вызывает недоумение, т. к. в реакцию вступает нерастворимое и растворимое основания.
При расхождении между имеющимися знаниями и новыми условиями их применения. Например, при взаимодействии растворов солей аммония и щелочей происходит выделение газа. Учащиеся затрудняются объяснить сущность данного опыта, т. к. до сих пор они сталкивались только с тем, что при взаимодействии растворов солей и щелочей должен образоваться осадок.
Значение метапредметных умений: 1) расширяют познавательные ресурсы учащегося, обеспечивающие ему возможность решать познавательные задачи и проблемы из разных областей знания; 2) содействуют целостному представлению содержания образования и деятельностному его освоению; 3) обеспечивают реализацию идей непрерывного образования, самообразования и социальной адаптации личности.
Таким образом, мы должны передавать обучающимся не просто знания, а способы работы со знаниями. Нельзя научить на всю жизнь, надо научить учиться всю жизнь.
Результатом моего труда является то, что обучающиеся, которые сдают химию, показывают хорошие результаты по ГИА и поступают в ВУЗы с химической направленностью.
Ученья корень горек, да плод сладок.