СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье содержится материал консультации о современных подходах к организации речевого развития дошкольников.

Просмотр содержимого документа
«"Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО"»

«Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Большинство детей, поступающих в школу, не владеют навыками связной речи в полном объеме. Ребенок – дошкольник, обладающий хорошей речью – явление очень редкое. В речи существует множество проблем. 

Целью работы воспитателя по речевому развитию детей дошкольного возраста является формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО пункт 2.6) 

Речевое развитие включает: 

-владение речью как средством общения и культуры, 

-обогащение активного словаря, 

-развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, 

-развитие речевого творчества, 

-развитие звуковой и интонационной культуры речи, 

-фонематического слуха, 

-знакомство с детской литературой, 

-формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». 

Условия для полноценного речевого развития: 

Обучение на основе комплексно-тематического принципа 

Обучение на основе принципа интеграции ОО 

Создание развивающей предметно-пространственной среды 

Целенаправленная работа воспитателей и специалистов над речевым развитием во всех видах деятельности 

Повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития 

Создание предметно-развивающей среды 

Предметно-развивающая среда в соответствии с ФГОС должна обеспечивать условия для совместной деятельности и общения. При этом она создается с учетом возрастных особенностей детей и направлена на реализацию программы. Давайте конкретизируем общие требования к среде для образовательной области «Речевое развитие». Главное – ребенок должен слышать чистую русскую речь, обращенную к нему лично, а не только пассивно выслушивать указания воспитателя, обращенные ко всей группе. Он должен иметь возможность поговорить с воспитателем, спросить о важных для него вещах и на это всегда должно быть время у педагога. Мы должны обеспечить каждому ребенку достаточную речевую практику и в быту, и в процессе обучения. Важно создать условия, выделить время и место для игр детей. 

Требования к речи педагога 

Речь взрослых – пример и образец для подражания. Культура речи педагога играет очень важную роль в речевом развитии дошкольников. К качеству речи педагога предъявляются следующие требования: 

правильность – соответствие речи языковым нормам; 

точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в её основе; 

логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями речи и компонентами мысли; 

чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку; 

выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального переживания; 

богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации; 

уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. 

Оснащение речевого уголка должно учитывать закономерности онтогенеза речевой деятельности, отражать все направления речевого развития: развитие словаря, работу над грамматическим строем речи, развитие связной речи, воспитание звуковой культуры речи, подготовку к обучению грамоте, развитие мелкой моторики, знакомство с художественной литературой. 

Традиционные методы речевого развития 

Наглядные методы: 

Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдения в природе, экскурсии) и опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность) 

Словесные методы: 

Чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, рассказывание с опорой и без опоры на наглядные материалы. 

Практические методы: 

Дидактические игры, игры-драматизации, инсценирование, дидактические упражнения, пластические этюды, хоровые игры. 

Современные образовательные технологии 

Метод наглядного моделирования 

Моделирование – это наглядно-практический метод обучения, позволяющий обеспечить успешное освоение детьми знаний об особенностях и скрытых характеристиках предметов, объектов окружающего мира, о связях и отношениях, имеющихся между ними. Данный метод основан на принципе замещения настоящего объекта другим предметом, его схематическим изображением или условным знаком. У детей старшего дошкольного возраста с ОНР отмечается нарушение всех компонентов речи, поэтому метод наглядного моделирования, как эффективное коррекционное средство, широко используется на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях по формированию звуковой стороны речи, по отработке лексико-грамматических категорий и развитию связной речи. 

Здоровьесберегающие технологии 

Данный вид технологий предполагает использование физминуток, подвижных игр, минуток настроения, пальчиковой гимнастики, некоторых приёмов самомассажа (точечный массаж) и др. 

Игровые технологии 

Игровые технологии включают в себя настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры-инсценировки, игры с дидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами, разборными шарами, башенками), дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр. 

Основные формы педагогического взаимодействия в соответствии с ФГОС 

Образовательная ситуация в отличие от занятия позволяет осуществлять дифференцированный подход к детям, в большей степени индивидуализировать процесс обучения. Образовательные ситуации планируют и организуют в любое время в режиме дня, чаще всего утром, вечером или во время прогулки. Это способствует органическому включению обучения в повседневную жизнь, его интеграции с игровой, бытовой деятельностью и процессом общения в группе. Можно организовать несколько образовательных ситуаций с одним дидактическим средством (сюжетная картина, игрушка, книга, природный материал)с целью решения постепенно усложняющихся задач познавательного характера. Образовательные ситуации могут быть реально – практическими и игровыми. 

К реально-практическим можно отнести рассматривание картины, предмета, чтение литературного текста, разучивание стихотворения. 

К игровым ситуациям относят ситуации с дидактической куклой, рассматривание игрушек, картинок, чтение литературных произведений, которые лучше организовывать с использованием игрового персонажа. 

Организация работы с родителями 

Добиться положительных результатов в освоении программы по направлению «Речевое развитие» позволит эффективная работа педагогов с родителями. Организация «круглых столов», проведение собраний, индивидуальных бесед, консультаций, тренингов помогают сформировать у родителей знание о необходимости развития и формирования правильной речи детей.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!