Современные образовательные технологии в работе
учителя-логопеда
У учителя-логопеда сегодня есть большое разнообразие коррекционно-развивающих технологий, позволяющих добиваться положительной динамики в логопедической коррекции. Сегодня мы расскажем о нескольких технологиях, которые используем в своей профессиональной деятельности и которые дают видимые результаты.
Биоэнергопластика (здоровьесберегающая технология)
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата и движений кистей рук.
Принцип биоэнергопластики – сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата. Комплекс упражнений, согласно принципу биоэнергопластики, способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов. Выполение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ.
Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует:
- Оптимизации психологической базы речи.
- Увеличению эффективности артикуляционной гимнастики.
- Развитию артикуляционной, пальчиковой моторики.
- Коррекции звукопроизношения, фонематических процессов.
- Совершенствованию координации движений.
- Развитию памяти, внимания, мышления.
Технология развития лексико-грамматической стороны речи (логопедическая технология)
Одной из существенных задач по коррекции речи является расширение и активизация словарного запаса, работа над грамматическим оформлением речи, т.к. бедность словаря и синтаксических конструкций, наличие аграмматизмов затрудняет овладение детьми правильной речью.
Для того чтобы наиболее правильно, точно и полно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас.
Эффективными методами речевого развития обучащихся, позволяющими быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованных стихотворений, синквейнов и забавных пятистиший, лимериков.
Синквейн – прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему.
Правило написания синквейна:
первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
вторая строка – два прилагательных, характеризующих его;
третья строка – три глагола, показывающие действие понятия. Вместо них возможно использовать сравнение и уточнение;
четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение к теме;
пятая строка – одно слово, обычно существительное или фраза, через которую человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
Главная цель – развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, с тем, чтобы они были готовы к саморегуляции и самостоятельному мышлению в дальнейшем.
Составляя синквейн, каждый может показать свой талант. Если стих получился эмоциональным и передает всю суть проблемы, значит цель достигнута. Синквейн хороший метод контроля и творческая форма рефлексии.
Другой вид работы по развитии лексико-грамматической стороны речи – это составление таких стихотворений, как лимерик.
Лимерик – это короткое смешное стихотворение, состоящее из пяти строк. Отличительной чертой лимерика является его одинаковая форма. Первая строка рифмуется со второй, третья – с четвертой, а первая и вторая - с пятой. Третья и четвертая строки, как правило, короче остальных (особенно в более ранних произведениях). Поскольку последняя строка представляет собой некое заключение, то она может быть похожа на первую строку и может заканчиваться тем же словом.
Работа с такой формой монологического текста, как стихотворение, благотворно влияет на способность чувствовать художественную выразительность слова. В результате работы по составлению лимериков дети стали с большим интересом рифмовать разные слова, попробовали на вкус словотворчество и стали более активны в общении.
Создание лимериков и синквейнов развивают творческие способности детей.
В ходе использования вышеперечисленных образовательных технологий можно уверенно сказать, что данные технологии делают развивающую и коррекционную работу ярче, эффективнее и интереснее. Дети с удовольствием занимаются, ярче проявляют себя, а, следовательно, логопедическая работа становится более эффективной.