СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Советы наставника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена вопросам наставничества на примере личнрго опыта.

Просмотр содержимого документа
«Советы наставника»

Конкурс методических идей «Советы наставника»

Тема: «Методические советы учителю по подготовке и проведению уроков»

Автор: Духова Л.Ю. учитель начальных классов

МАОУ СОШ №5 «Центр ИнТех» г. Рассказово

Пояснительная записка

Актуальность

Статья посвящена вопросам наставничества на примере личного опыта.

В современном стремительно меняющемся мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к молодому, и к опытному педагогу. Поэтому совместная работа наставника и молодого специалиста – это взаимообучение. Наставник развивает свои деловые качества и повышает профессиональный уровень, а молодой учитель получает знания и практический опыт, строит профессиональную карьеру.

Материал предназначен для молодых педагогов с целью ознакомления с методикой включения основных этапов современного урока в образовательный процесс и возможностью применять на практике полученные знания в своей работе.

Цель: оказание помощи молодому специалисту в развитии навыков формирования структуры урока, грамотного планирования основных этапов современного урока.

Задачи:

  1. Познакомить с методикой работы на основных этапах урока;

  2. Оказание методической и практической помощи молодому специалисту в повышении дидактического и методического уровня организации учебно- воспитательной деятельности, в планировании и организации учебной деятельности на уроке;

  3. Повысить профессиональное мастерство педагогов.

Используемые приемы, формы, технологии

Из опыта работы с молодым специалистом:

Начну с того, что быть наставником это очень ответственная миссия. Поэтому, прежде чем начать, я решила просто поговорить с молодым педагогом, попытаться выстроить доверительные отношения, ведь от этого во многом зависит результат моей деятельности как наставника. Мы сразу нашли общий язык и определили формы работы: взаимопосещение уроков и внеклассных занятий, совместное посещение уроков других коллег, анализ технологических карт уроков, беседы-консультации.

Наставнику следует стремиться к деятельному подходу в обучении педагогической молодежи: формировать общественную активность, обучать объективному анализу и самоанализу уроков, рефлексии проведенного учебного занятия, проводить обмен опытом и мнениями, участвовать в конкурсах и мастер-классах.

После проведенного собеседования и анкетирования начинающего педагога была выявлена серьезная проблема: большая часть времени уходила на подготовку к уроку, и, как следствие, возникали перенапряжение, усталость, стал пропадать интерес к работе. С решения этой проблемы я начала свою работу с начинающим педагогом, так как считала своей задачей дать молодому специалисту инструментарий для самостоятельного проектирования урока, отвечающего современным требованиям ФГОС НОО.

Внимание начинающего педагога было обращено на следующий факт: в свете современного урока учитель – соавтор образовательного продукта, а обучающийся – активный участник образовательной деятельности. Именно поэтому упор был сделан на такие этапы урока как:

  • определение темы урока;

  • постановка цели и задач урока;

  • планирование своих действий на уроке;

  • создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы обучающимися;

  • актуализация обучающимися своих знаний;

  • поиск решения проблемы обучающимися;

  • применение знаний обучающимися.

Нами были рассмотрены современные образовательные технологии (приложение 1), методики и результаты их применения; формы работы с обучающимися на уроке; система оценивания полученных результатов, а также особенности составления планов современного урока и конструирования учебного материала. В результате работы начинающему учителю были предложены опорные тезисы, позволяющие правильно спроектировать урок и составить технологическую карту к уроку. Решению этой проблемы было уделено особое внимание, потому что обучение с использованием технологической карты позволяет сделать учебный процесс более эффективным, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Технологическая карта позволяет существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Описание способов использования профессионального инструментария

Программа наставничества включает следующие активные методы:

  1. Моделирование процесса обучения.

  2. Моделирование воспитательного процесса на уроке.

  3. Внедрение образовательных технологий.

  4. Оформление технологической карты урока.

  5. Реализация наработок в конкурсном движении.

Как построить современный урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, но и вызывал у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировал их творческое сознание?

Учебная деятельность учителя и учащегося сосредотачивается именно на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его интересным, со своим замыслом, подобно произведению искусства.

Из опыта работы с молодым педагогом:

Обучение первым этапам урока начинается с первого класса, но это не значит, что дети уже через месяц или два должны проговаривать цель и задачи, план урока. Этот процесс постепенный: сначала учимся постановке темы урока, через какое-то время выводим цель и т.д. А первое время, этапы урока может проговаривать учитель. Но как это сделать так, чтобы детям было понятно, а главное — зачем нужно уметь называть тему, ставить цель, задачи и планировать свои действия. Важно, чтобы дети поняли, зачем учитель предлагает им это.

  1. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:

- сформулировать для себя тему урока;

- определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, т.е. ключевые слова;

- продумать, как подвести обучающихся к постановке темы урока;

- обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем.

2. Определить и четко сформулировать цель урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции, а также УУД на каждом этапе урока. Продумать, как можно подвести учащихся к формулированию цели и задач.

Из опыта работы с молодым педагогом:

Один из вариантов постановки темы урока и дети с ним легко справляются, например, урок математики 1 класс.

- Посмотрите на доску и попробуйте догадаться, о чём пойдёт речь на уроке - (1, 2, 3, 4, 5). Я прошу вспомнить и назвать тему прошлого урока.

- Найдите лишнюю цифру, по каким признакам вы её выделили? - (цифру 5 еще не изучали).

Второй вариант постановки темы урока:

- Откройте учебник на стр. 34 и определите тему урока по условным обозначениям.

И третий вариант: когда учитель сам сообщает

Тема урока «Число 5. Цифра 5» - в любом случае надо конкретизировать и произнести тему.

Попробуем вывести цель урока.

- Перед вами варианты целей урока. Выберите из предложенных одну:

  • Знакомство с числами от 1 до 5.

  • Знакомство с новым числом и новой цифрой.

  • Знакомство с числами. 

- Почему не подходит первая и третья цель урока?

Итак, цель поставлена. Попробуем сформулировать задачи.

- Посмотрите в учебник на задания урока. В первых 3-х заданиях знакомимся с образованием и составом числа 5. Далее тетрадный образец: что делаем? – (учимся писать цифру 5). Следующее задание направлено на определение числа 5 в натуральном ряду. А потом что делаем? – (готовимся к решению задач и работаем с геометрическими фигурами).

Это и есть задачи урока.

  1. Познакомиться с числом 5 и его составом;

  2. Научиться писать цифру 5;

  3. Развивать логическое мышление;

  4. Продолжить работу с геометрическими фигурами.


3. Спланировать учебный материал. Для этого надо подобрать методическую литературу по теме: словарь, энциклопедия, справочник, монография (первоисточник), наглядные пособия, приборы, научно-популярное издание, художественная литература, учебные таблицы и т.д. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.


4. Подобрать учебный материал и выстроить все учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному":

- задания для решения проблемной ситуации и открытия нового знания;

- задания для изученного нового материала;

- задания для закрепления знаний;

- задания для применения нового знания с творческим/ нестандартным подходом.


5. Построить план урока и сделать его предельно приемлемым, чтобы на уроке вместе с детьми сформулировать и следовать его пунктам в процессе занятия.

Из опыта работы с молодым педагогом:

- А сейчас мы все вместе составим план урока, т.е. план наших действий на уроке.  Предлагаю вам поиграть в ассоциации.  Важно помнить, что, применяя метод ассоциаций, всегда опирайтесь на жизненный опыт учащихся. Для детей начальной школы примером будет режим дня:

  • Итак, с чего начинается ваше утро? (зарядка): а на уроке – это… (разминка);

  • дальше идём в школу как на работу: на уроке – (работа по теме урока);

  • идём домой и делаем домашнее задание: на уроке — (закрепление);

  • вечером отдых: на уроке — действие (подведение итогов).

Итак, мы составили план нашего урока.

- Перед вами три варианта плана наших действий. Выберите верный план.

1

2

3

1. Итог урока

2. Работа по теме

3. Закрепление

4. Разминка


1. Разминка

2. Работа по теме

3. Закрепление

(4. Подведение итогов, рефлексия)


1. Разминка

2. Прогулка

3. Работа по теме

4. Закрепление

5. Итог урока

- Какой из планов урока правильный, почему, что нужно добавить. Почему не подходит первый и третий. Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

Данные приемы и технологии можно применять и в последующем обучении во 2, 3 и 4 классах начальной школы и научить детей определять тему, ставить перед собой цель, задачи, планировать действия.


  1. Каждый урок должен содержать «изюминку» — это то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

Из опыта работы с молодым педагогом: например, на уроке русского языка. 

- На помощь приходят игровые технологии. Для повышения мотивации познания, а также для определения темы урока, я придумала стихотворение, героями которого стали ученики моего класса. Вот что у меня получилось:

Снова нас зовёт звонок,

Начинается урок.

В класс пришли

Макар и Дима,

Лиля, Миша, две Полины,

Два Андрея и две Ани,

Два Владимира, Милана,

Диана, Настя, Тимофей,

Давид, Ксюша и Матвей,

А ещё Алёна

И Кирилл с Егором!

Никого я не забыла?

Никого не пропустила?

В классе все: от А до Я!

1 «В» - одна семья!

Такое, на первый взгляд, простое стихотворение, на самом деле, создаёт очень положительный эмоциональный настрой в начале урока: каждый ученик очень удивлён и рад услышать своё имя в стихотворении учителя. С этим приемом я познакомила молодого педагога, и ей тоже очень понравилось, она сочинила стихотворение про своих учеников.

Прозвенел звонок сейчас

И позвал ребят всех в класс.

Чтоб начать урок, нам нужно

Поприветствовать всех дружно!

С добрым утром, Соня, Лиля,

Леонид, Артём, Сапфира,

Два Ивана, два Егора,

Алиса, Лерочка и Вова,

Алёна, Варя, Алексей,

Виктория и Тимофей.

В нашем классе все – друзья!

1 «Г» - одна семья!

- Но у стихотворения есть и второе предназначение: с помощью него мы определяем тему урока. Например, так:

- Каких слов было больше в стихотворениях? Вы знаете, как пишутся имена? Догадайтесь, как будет звучать тема урока? Найдите и прочитайте, как звучит тема в учебнике на стр. 122 («Заглавная буква в словах»).

- Или другой вариант - каллиграфическая минутка: повторяем написание заглавной буквы А – задание, подберите имена одноклассников на данную букву (Анна, Андрей) и так далее.

Итак, тема урока — «Заглавная буква в словах». Чтобы помочь детям поставить цель урока, нужно задать вопрос 

Вы знаете, какие еще слова пишутся с заглавной буквы? – отсюда цель урока: научиться писать слова с заглавной буквы.

Цель урока: формирование умения писать прописную букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных…

Попробуем поставить задачи с помощью метода ключевых слов, обращая внимание на задания учебника.

  1. Познакомиться… (с именами собственными);

  2. Научиться… (писать имена собственные с заглавной буквы);

  3. Развивать умение… (наблюдать за происхождением названий городов);

  4. Сравнивать… (полные и сокращенные имена).

Итак, с помощью ключевых слов задачи урока поставлены.


7. Найти оптимальную форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся. Спланировать образовательные технологии, уместные для развития детей на данном этапе.

6. Запланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для этого продумать критерии оценки и сообщить об этом учащимся, а лучше вывести критерии совместно. При такой работе дети понимают, что от них требуется, а также осуществляют контроль своей деятельности и в последствии умеют оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Учителю необходимо предлагать разнообразные виды и формы контроля, т.к. легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать подлинный интерес учителя к их работе.

7. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

8.Заранее продумать домашнее задания, а также дать рекомендации для его выполнения.

9.Организовать урок в соответствии с этими требованиями может помочь технологическая карта урока (приложение 2).

Создание технологической карты позволяет учителю:
• осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

• определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);

• определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
• определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
• соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт;

• использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы;

• освобождается время для творчества учителя;

• обеспечивается повышение качества образования.

План работы наставника с начинающим учителем

п/п№

Период

Теория

Практика

1

Август

Знакомство. Традиции школы. Изучение требований по оформлению электронного

журнала.

Изучение содержания рабочих программ, нормативных документов образовательного процесса.



Беседа «Как учителю подготовиться к уроку быстро и эффективно»

Составление поурочного планирования.



Анкетирование молодого педагога. Выявление трудностей, проблем в предстоящей работе.

Советы опытных педагогов: «Как быстрее адаптироваться в школе», «Постарайтесь не допускать следующих ошибок…»

2

Сентябрь

Консультация: «Сущность и значение перспективного планирования образовательного процесса по предмету».

Проведение уроков учителем-наставником.

Самоанализ и анализ урока.



Занятие «Для чего нужна подготовка к урокам?»

Конструктор урока



Занятие: «Изучение педагогических технологий- цель и результаты».

Использование выбранной технологии на уроке.

3

Октябрь

Требования к современному уроку «Подготовка к урокам – залог успеха начинающего учителя».

Составление плана урока как проект совместной деятельности «учитель-наставник – начинающий учитель».



Занятие «Система целей урока».

Посещение урока молодого специалиста.



Занятие «Выбор методов обучения».

Практикум по оказанию методической помощи.

4

Ноябрь

Беседа: «Особенности традиционного и развивающего обучения».

Посещение уроков наставника и коллег (опытных учителей) и их структурный анализ.



Консультация: «Структура и тип урока».

Предметно – методическая олимпиада для молодых учителей ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования» 19.11.22 г.



Работа в малых группах: «Анализ урока в соответствии с технологией его разработки».

Практическое занятие «Составление технологической карты урока».

5

Декабрь

Творческая лаборатория: «Диагностический подход к планированию урока».

Посещение уроков молодых специалистов.



Консультация «Цели урока, содержание урока, формы, методы, технологии и средства реализации целей, работа учащихся на уроке, роль учителя на уроке».

Изучение опыта работы других педагогов «Собери урок из этапов, как дом из кирпичиков и дальше к каждому этапу подбирай материал».




Консультация: «Изучение развивающих педагогических технологий».

Использование приемов, форм и технологий на уроках.

6

Январь

Занятие: «Способы активизации познавательной деятельности учащихся в ходе практической деятельности».

Посещение уроков молодого специалиста.



Консультация «Структура урока обобщения».

Практическое занятие «Составление технологической карты урока обобщения».



Беседа: «Формы и виды работы с учащимися на уроке».

Диагностический опрос.

7

Март

Деловая игра: «Использование учебно-методических комплексов в образовательном процессе через информационную технологию».

Посещение уроков учителя-наставника, опытных педагогов

Анализ и самоанализ посещенных уроков.



Консультация: «Технологическая карта как современная форма проектирования урока».

Практическое занятие «Где найти материал для уроков?»



Беседа «Как подготовиться к открытому уроку?»

Практическое занятие: «Существующие требования к открытому уроку; на что будут смотреть проверяющие?»

8

Апрель

Анализ ситуации: «Организация классно-урочной и внеклассной воспитательной работы по предмету».

Посещение уроков и мероприятий учителей-наставников, коллег, молодых специалистов.



Занятие: «Дифференцированное обучение».

Практическое занятие: «Распредели детей на группы и дайте каждой группе посильное задание».



Подготовка к мастер-классу

Муниципальный фестиваль мастер-классов для молодых педагогов по теме: “Структура современного урока в начальной школе”

(Педагогический дуэт) 28.04.23 г.

9

Май

Неделя педагогического творчества молодых специалистов.

Конференция по подведению итогов работы с молодыми специалистами.



Беседа «В центре внимания личность учителя».

Итоговое занятие: «Определение направлений

работы на следующий год».

Выводы: Молодой специалист стала более тщательно готовится к урокам, используя современные приёмы и методы работы, но она еще испытывает трудности при написании технологических карт по предметам, при проведении своих уроков.

Ведется работа над темой самообразования «Реализация программы формирования УУД на уроках в начальных классах».

Совместно с учителем - наставником следит за новинками методической литературы по предмету, пользуется Интернет- ресурсами для качественной подготовки к урокам. Результатом работы молодого специалиста стало стабильное качество знаний по предметам, которое составляет 67 % по классу.

         Считаю, что процесс адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности за первый год работы в школе прошел успешно, так как:

- учитель активно включилась в учебно-воспитательный процесс;

- овладела необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками организации учебной деятельности;

- проведение занятий стало привычным, работа не вызывает чувства страха, неуверенности;

- показатели качества обученности учащихся и процент успеваемости находятся на базовом уровне.




















Ресурсное обеспечение. Список рекомендуемой литературы

  1. Гарет Л. Менеджер-наставник. Стратегия воспитания талантов и передачи знаний / Л. Гарет ; пер. с англ. А. С. Шагоян. – Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2002. – 192 с.

  2. Гаспаришвили А. Г. Наставничество как социальный феномен: современные вызовы и новые реалии / А. Г. Гаспаришвили, О. В. Крухмалева // Народное образование. – 2019. – № 5 (1476). – С. 109–115.

  3. Липатов С. Е. Наставничество как процесс развития и мотивации молодых специалистов и наставников / С. Е. Липатов // Национальные приоритеты России. – 2014. – № 2 (12). – С. 31–32. 8.

  4. Гафнер Ю.А. Опыт реализации целевой модели наставничества в форме «преподаватель-преподаватель» [Электронный ресурс] / Ю. А. Гафнер // Академический вестник. Вестник СПб АППО. - 2022. - №2. - С.71-74.

  5. Журавлева Н.Н. Организация наставничества как необходимое условие управления качеством образования [Электронный ресурс] / Н. Н. Журавлева, И. А. Талышинская // Вестник педагогических инноваций. - 2022. - №2. - С.14-22.

  6. Качина Т.В. Фестиваль практик наставничества: обмен опытом и идеями, экспертиза содержания, совместное продвижение к пониманию сути понятия и многообразия наставничества [Текст] / Т. В. Качина // Методист. - 2022. - №7. - С.2-4

  7. Сасарина Е. Целевая модель наставничества педагога в школе: с чего начать? [Электронный ресурс] / Е. Сасарина // Директор школы. - 2022. - №8. - С.15-22.

  8. Сорокова Г.Н. Содержание и формы организации наставничества (на примере Школы Совместной деятельности - МБОУ СОШ № 49 г. Томска) [Текст] / Г. Н. Сорокова, С. И. Поздеева // Методист. - 2022. - №8. - С.64-65.

  9. Тихомирова Н.В. К вопросу о содержании профессиональных компетенций наставника [Электронный ресурс] / Н. В. Тихомирова // Академический вестник. Вестник СПб АППО. - 2022. - №2. - С.61-64.

  10. Фредрикссон Е.А. Вместе к вершинам мастерства! [Электронный ресурс] / Е. А. Фредрикссон, Д. П. Бойко, Т. М. Кузина // Академический вестник. Вестник СПб АППО. - 2022. - №2. - С.65-70.

  11. Черноусова Л.Н. Проект наставничества: от идеи к результату [Текст] / Л. Н. Черноусова // Методист. - 2022. - №8. - С.27-29.

  12. Шестакова Т.В. Рефлексия: моё методическое продвижение в проекте "Наставник 3.0" [Текст] / Т. В. Шестакова // Методист. - 2022. - №8. - С.30-37.

Интернет-ресурсы:

https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/533014-plan-raboty-s-molodym-specialistom-na-2022-20

http://школа-николаевка.примобр.рф/wp-content/uploads/2023/01/1-programma-nastavnichestva-uchitel-uchitel.pdf

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2023/03/21/metodicheskie-rekomendatsii










Приложение 1

На уроках по предметам в образовательном процессе первой ступени школы применяются следующие педагогические технологии, формы и методы, обеспечивающие высокие результаты обучения, личностно-ориентированный подход, индивидуализацию обучения.

Технология

Цель применения

Результат

Личностно-ориентированный подход

Цель: разноуровневое, индивидуальное,
дифференцированное, коллективное взаимообучение и сотрудничество.
Своей задачей считаю помочь каждому ребенку осознать индивидуальные способности, создать условия для их развития, способствовать созданию успешной ситуации на уроке для каждого ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, повышению внутренней мотивации к обучению.


Благодаря индивидуальному и дифференцированному подходу я стараюсь организовать урок так, чтобы учащиеся избежали чрезмерных перегрузок и в то же время получали достаточный объем знаний. Я забочусь, как педагог, чтобы ученики, отличающиеся слабой подготовленностью или имеющие нестандартное мышление, не испытывали сильного дискомфорта на занятиях. Их я оцениваю не только по объективным показателям, но и отмечаю даже небольшие успехи. Это усиливает переживание ими положительных эмоций от своей активности и достижения результатов.

Проблемно

-

диалогическая

Цель: вместо объявления темы, урок начинается с создания проблемной ситуации – ученикам предъявляются два противоречивых мнения, факта. Своими вопросами я подвожу к осознанию противоречия, что вызывает удивление и ориентируют учеников на самостоятельное формулирование учебной проблемы – основного вопроса урока. Постановка проблемы самими учениками — это первый и важнейший этап урока. Главная задача – помочь каждому ученику продвигаться, расти, совершенствоваться в процессе обучения и воспитания.

На этапе поиска решения проблемы ученики самостоятельно открывают новое знание – закономерность, понятие, дают свои оценки событиям.

Результаты использования проблемно-диалогической технологии:

- обеспечение высокого качества усвоения знаний, эффективного развития интеллекта и творческих способностей младших школьников;

- воспитание активной личности обучающихся,

- развитие универсальных учебных действий;

Проектная деятельность

Цели проектного обучения выражаются в успешном выполнении действий, относящихся к области:

- логического мышления (осуществление анализа, синтеза, сравнения; умение строить индуктивные, дедуктивные умозаключения);

- поисковой деятельности (решение нестандартных задач, разработка плана решения, реализация плана с поэтапным контролем своей деятельности, анализ полученных результатов, поиск и отбор наиболее рациональных способов действия).

Работа над проектом помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям. Использую все типы проектов: на уроках - кратковременные проекты, домашнее задание, доп. занятия – долгосрочные проекты.

Подтверждением эффективности использования данной образовательной технологии являются результаты достижения поставленных целей:

- улучшение мотивации – стремление успешно разработать тему проекта – оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться для получения отличных и хороших отметок;

- увеличение качества знаний - школьники учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

- приобретение коммуникативных умений, работая в различных группах;

- развитие исследовательских умений (выявление проблем, сбора информации, наблюдение, проведение эксперимента, анализа, построение гипотез, обобщение);

- развитие системного мышления.

Игровая технология

Игровая технология в начальной школе помогает решить следующие задачи:

- развить способность самостоятельно мыслить, решать без посторонней помощи простейшие задачи;

- добиться полного усвоения материала по предмету каждым учеником в школьном коллективе;

- сохранить физическое и психическое здоровье ребят во время учебного процесса.

Я часто использую на своих уроках игровой метод. Так, например, дидактические игры – всегда имеют учебную задачу, которую нужно решить. В процессе игры ребенок усваивает систему эталонов – сенсорных, этических, практических и др., уточняет знания об окружающем мире, учится их применять в разных ситуациях.

Один из главных элементов игровой деятельности – творческое начало, поэтому еще я использую ролевые игры. Эти игры способствуют развитию воображения, творческого мышления, коммуникативных умений.

Игра с правилами, также, как и учебная деятельность, обязательно дает результат: формируются не только знания и умения воспитанников, развивается контроль и самоконтроль, оценка и самооценка. Включение игры в учебный процесс – это рост знаний учеников, формирование их желания и умения учиться, способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Факторы эффективного использования:

-  удовольствие от контактов с партнерами по игре;

- удовольствие от демонстрации партнерам своих возможностей как игрока;

- азарт, от ожидания непредвиденных игровых ситуаций и последовательных их разрешений в ходе игры;

- необходимость принимать решения в сложных и часто неопределенных условиях;

- удовлетворение от успеха – промежуточного и окончательного;

- если игра ролевая, то удовольствие от процесса – перевоплощение в роль.

ИКТ

Цель применения: удовлетворение информационных потребностей всех субъектов образовательного пространства.

Внедрение современных информационных технологий на уроках позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повышать темп урока, увеличивать объём самостоятельной работы.

Электронные образовательные ресурсы:

-электронные учебники,

-цифровые библиотеки наглядных пособий,

-коллекции видеофильмов, мультфильмов,

-коллекции презентаций,

-тренажеры,

-программы для тестирования,

-мультимедийные приложения к урокам,

-анимационные сюжеты,

-компьютерное онлайн-тестирование.

Мультимедийные технологии позволяют наиболее ярко преподнести содержание, и подобрать эффективные способы действия учителя и ученика.

Интерактивные технологии помогли:

- расширить информационное пространство;

- увеличить скорость поиска информации;

- повысить интенсивность обработки полученных знаний. Это привело к экономии времени и более высокому качеству обучения. Повысился интерес к процессу обучения и качество знаний.

Использование ИКТ позволило:

разнообразить уроки, сделать их более яркими, запоминающимися, привлечь больше дополнительного материала, что, бесспорно, положительным образом отразилось на знаниях учащихся, стимулировало их познавательную деятельность. Учащиеся сами участвуют в подготовке презентаций, учатся выбирать нужную и полезную информацию, активно представляют свои наработки в учебно-воспитательном процессе.

Здоровьесберегающая

Реализация здоровьесберегающих технологий в начальной школе имеет одну основную цель - сохранение и укрепление здоровья детей.

Применение данной технологии обусловлено рядом причин, приводящих к снижению здоровья учащихся:

- интенсивность процесса обучения и, как следствие, перегрузка, снижение двигательной активности;

- отсутствие ценностного отношения к собственному здоровью в семье и обществе в целом;

- кризисные явления в обществе, способствующие изменению мотивации образовательной деятельности учащихся, снижению их творческой активности, замедлению физического и психического развития, приводящие к отклонениям в социальном поведении.


В школе созданы условия для здорового обучения:

- образовательный процесс проходит в комфортных условиях (комфортная температура, свежий воздух, достаточно освещения), предупреждающих стресс, строится на основе адекватных требований обучения и воспитания;

– соблюдаются необходимые гигиенические правила (дети должны удобно сидеть, сохраняя правильную осанку, и периодически менять позу, снимая статическое напряжение);

- я учитываю индивидуальные особенности ребёнка и дозирую домашние задания;

- для предотвращения утомления на уроке использую различные виды деятельности (чередование опроса, решение заданий, работу с раздаточным материалом и так далее), а также проводятся разнообразные физкультурные паузы;

- школа предоставляет ребёнку возможность для движения: рационально организована подвижная деятельность на переменах.

Технология продуктивного чтения

Цель: учить понимать прочитанный текст, а также воспитывать грамотного, компетентного читателя, человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, чувств и мышления.

Для того чтобы ребенок мог всем этим овладеть необходимо систематически организовывать работу на уроках по выработке навыков продуктивного чтения через специальную систему заданий и упражнений.  

Технология продуктивного чтения применяется не только на уроках литературного чтения, но и на других уроках в начальной школе. Данный подход действительно является обоснованным и рациональным, как показывают наблюдения, он позволяет добиваться высоких результатов обучения. Сегодня чтение — это процесс осознанного освоения текста и формирования таких универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных.


Перевернутый класс

Цель: ученик играет ведущую роль, а учитель – помощник.

Модель «перевёрнутый класс» - один из элементов технологии смешанного обучения.

Отличительная особенность модели – теоретический материал изучается учениками дома до урока. Они просматривают подготовленные учителем маршрутные листы, в которых учебные видео, слайды, интерактивные материалы образовательных ресурсов.

Выполнение домашней работы состоит из:

1) чтения учебных текстов с поясняющими рисунками или схемами,

2) выполнения заданий или

3) прохождения тестов на начальное усвоение темы.

Преимущества модели перед традиционным обучением:

1.На домашнюю работу тратится меньше времени (видео короткое - 5-7 мин)

2.Самостоятельность, свобода при выборе места, времени, темпа.

Ученик приучается к самостоятельности и может работать в собственном темпе. Для многих детей посмотреть видео и выполнить небольшое задание по материалам этого видео намного легче обычного домашнего задания, но пользы дает больше.

3.Возможность пересмотра. Тем более, что непонятное и трудное можно пересмотреть и разобраться, а урок, на котором идёт объяснение нового, невозвратен по времени, он идёт дальше, не понял что-либо, можешь совсем не понять дальнейшее объяснение.

4. Экономия времени. На уроке подготовившийся ученик уверенно рассказывает теорию по теме, что он понял. Если не понял, то задаёт вопросы, а это тоже проявление активности. Не учитель рассказывает ученику, а ученик рассказывает, как он понял, а учитель корректирует, уточняет.

5. Тренировка речи. Дети на уроке не молчат, много общаются. Когда ученик рассказывает (учителю, другому ученику), понимание становится глубже, он учится формулировать свои мысли, выражать их четко и ясно.

6. Больше практики. Когда теория уже усвоена и рассказана, её на уроке быстро повторили, рассмотрели основные или наиболее сложные моменты, то на практические задания остаётся больше времени. При этом теоретические знания систематизируются в таблицах, схемах, в рисунках.

Технология оценивания образовательных достижений

Цель: развивать контрольно-оценочную самостоятельность обучающихся. На уроках при выполнении заданий я оцениваю умение обучающегося применять знания качественной оценкой, переводимой в отметку. Это происходит в диалоге с учеником, где сначала выслушиваю самооценку выполненного задания, а также использую, в некоторых случаях, взаимооценку. Внедрение данной технологии идет с 1 класса. В самом начале обучения я вела активную работу с детьми, учила их проигрывать алгоритм самооценки, выполняя различные задания.

Самооценка и взаимооценка ставит более важные социальные задачи:

– определение степени овладения умениями по использованию знаний, то есть соответствие обучения современным целям образования;

– развитие у учащихся навыков самостоятельной оценки результатов своих действий, умения контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки;

– мотивация учащегося на успех, избавление его от страхов перед оцениванием, создание комфортной обстановки, забота о сохранении психологического здоровья младших школьников.

Оценка за выполнение задания используется с 1 класса на каждом уроке, несколько раз в день, в различной форме. Это оказывает особое влияние на создание положительного отношения к учению и ориентировки на успех деятельности ребенка. Я стараюсь создать ситуацию успеха, даже если ответ или задание не верно. Учащиеся имеют право на ошибку, на коллективное обсуждение выдвинутой версии, на отстаивание собственного мнения. Словесная оценка не только информирует учащихся об уровне усвоения ими компетентностей, но и формирует у них самоконтроль и адекватную самооценку, готовит их к правильному восприятию цифровой отметки. Я использую различные виды оценки и самооценки, которые обеспечивают развитие у младших школьников объективного взгляда на собственную деятельность и ее результаты, воспитывает у них самостоятельность и ответственность.

Я считаю, что оценка во 2-4 классах не ограничивается проверкой усвоения знаний и выработки умений и навыков по конкретному учебному предмету. Она ставит более важную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.


Технология решения изобретательских задач ТРИЗ

Цель: развитие мыслительных навыков обучающихся.

На уроках и во внеурочной деятельности используются следующие методики:

- «Ромашка Блума» или Фишбоун: на этапе планирования;

- Инсёрт: при работе с текстом используем специальные значки;

- Задания с ловушками: чтобы усилить внимание детей;

- Синквейн или Лимерики: на этапе обобщения материала;

- «Паспорт произведения»: формирование навыков внимательного, осознанного чтения, прививает интерес и любовь к чтению художественной литературы;

- «Сказки наизнанку» или «Салат из сказок»: для развития мыслительной деятельности и активности, а также литературных способностей;

- «Кроссенс» - ассоциации, пересечение смыслов и др.

Использование ТРИЗ технологии делает педагогический процесс эффективным, формирует системно-диалектическое мышление, самостоятельность учащихся и углубляет их предметные знания.

Развивает у детей самостоятельность, уверенность в своих силах, ощущение, что они могут справиться с решением любой задачи. У детей повышается уровень общей образованности, положительное отношение к учебному процессу. А также развиваются память, внимание, логика и интеллект в целом, т.е. умение анализировать.


Критериальное оценивание достижений школьников

Цель: ученик должен уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами. Осуществлять контроль своей деятельности, уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля, самооценки, взаимооценки, контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить коррективы и, наконец, адекватно оценивать свои достижения. При критериальном оценивании успеваемость ученика оценивается в соответствии с набором заранее определенных критериев оценивания. Ученик становится настоящим субъектом своего обучения, снижается его школьная тревожность. При этом меняется роль учителя. Он становится партнёром, консультантом, советчиком. Таким образом, критериальное оценивание несет в себе потенциал сохранения здоровья и учеников, и учителей.

Использование данной технологии позволяет учителю успешно реализовать деятельностный подход на уроке, ребёнку - активно включиться в процесс обучения, сознательно относиться к результатам, что даёт возможность определять собственные образовательные интересы и ставить образовательные задачи. Мы учим детей содержательной оценочной деятельности и прививаем умения оценки и самооценки, самоконтроля и взаимоконтроля, самостоятельности в познании. Поэтому правильная организация критериального оценивания решает задачи личностного роста учащихся, что и подтверждается результатами учебной и внеучебной деятельности.











Приложение 2

Примерный шаблон технологической карты урока, соответствующий требованиям ФГОС

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся




Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1. Постановка темы и учебных задач. Актуализация знаний

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой темы и учебной задачи

Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

 Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

2. Совместное исследование проблемы. Построение решения

Поиск решения учебной задачи.

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

3. Моделирование. Изучение новой темы

Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение составленных моделей.

Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения.

Воспринимают ответы обучающихся

Осуществляют самоконтроль принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

4. Конструирование нового способа действия. Применение новых знаний

Построение ориентированной основы нового способа действия.

Организует учебное исследование для выделения понятия.

Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.

Участвуют в обсуждении содержания материала

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль

5. Переход к этапу решения частных задач.

Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.

Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.

Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

Учатся формулировать собственное мнение и позицию

Осуществляют самоконтроль

6. Применение общего способа действия для решения задач.

Коррекция отработки способа.

Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.

Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия

Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату

7. Контроль на этапе окончания учебной темы. Рефлексия.

Контроль.

Диагностическая работа (на выходе):

- организация дифференцированной коррекционной работы,

- контрольно-оценивающая деятельность.

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Рефлексия своих действий

Осуществляют пошаговый контроль по результату



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!