СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Совершенствование учебного процесса посредством дифференциации и индивидуализации обучения в школе при исправительном учреждении

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основной целью моей работы является раскрытие особенностей индивидуализации и дифференциации обучения учащихся на уроках истории 

Просмотр содержимого документа
«Совершенствование учебного процесса посредством дифференциации и индивидуализации обучения в школе при исправительном учреждении»







Совершенствование

учебного процесса посредством

дифференциации и индивидуализации обучения в школе при исправительном учреждении




Выполнила учитель истории

Овсянникова Инна Анатольевна

09.01.2016г.





















Сегодня, во многом, обучение, в том числе и истории, нацелено на среднего ученика. На практике не делается упор на индивидуальные особенности отдельного учащегося, на особенности восприятия материала, скорость его усвоения, уровень развития школьника, его мотивов и интересов. Все это является коренной причиной того, что слабые ученики не успевают за средним темпом работы класса, а сильные ученики теряют интерес к предмету и даже оказываются отстающими. Поэтому тема индивидуализированного и дифференцированного обучения школьников является актуальной.

Основной целью моей работы является раскрытие особенностей индивидуализации и дифференциации обучения учащихся на уроках истории.

Для достижения данной цели мною были поставлены следующие задачи:

1. Выявить сходства и различия между понятиями «индивидуализация» и «дифференциация» обучения

2. Раскрыть особенности индивидуализации обучения

3. Изучить особенности внутриклассной дифференциации, обучения в группах, их достоинства и недостатки

4. Раскрыть методы и приемы индивидуализации и дифференциации обучения учащихся на уроках истории.

На основе поставленных цели и задач я пришла к выводу, что эффективность обучения учащихся 10 -12 классов на уроках истории повышается, если:

1. учитель понимает сущность индивидуализации и дифференциации обучения;

2. учитывает особенности внутриклассной дифференциации при организации обучения учащихся в группах;

3. использует основные приемы индивидуализации обучения на уроках истории.

Многие педагоги смешивают два таких понятия, как «индивидуализация» и «дифференциация».

Для начала попробуем разобраться в том, как понимают эти понятия исследователи, занимающиеся данной проблемой.

«Индивидуализация обучения - это организация учебного процесса, при котором учитываются индивидуальные особенности учащихся; позволяет создать условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика».

«Дифференциация - это форма организации учебной деятельности школьников среднего и старшего возраста, при которой учитываются их склонности, интересы, проявившиеся способности».

Как показывает практика, в настоящее время применяются две основные организационные формы дифференциации:

1. Дифференциация внешняя, основными показателями которой является разделение учащихся по возрасту, интересам, успеваемости и т.д. Формами внешней дифференциации могут быть специальные школы и классы с определенным уклоном, факультативы по интересам для старшеклассников, классы выравнивания.

2. Дифференциация внутренняя, или внутрикласссная: внутри каждого класса происходит деление учащихся на более мелкие группы по различным признакам, например, по степени продвижения в обучении или по признакам сочетания сходных индивидуально-психологических качеств.

Таким образом, сходство изучаемых явлений заключается в том, что процесс обучения направлен на личность ученика, на его индивидуальные познавательные, психологические особенности, а основным отличием является то, что при индивидуализации воздействия учителя направлены на каждого конкретного ученика, а при дифференциации - на группы учащихся, сформированных по каким-либо признакам.


Особенности индивидуализации обучения

Следует отметить, что индивидуализация обучения - это не самоцель. Она должна иметь место на каждом уроке. Необходимость и характер ее зависят от уровня подготовленности учащихся данного класса, степени трудности учебного материала и этапа изучения каждой темы. Не нужно также забывать, что большое влияние на ученика оказывает и его психическое состояние на уроке: чувство заинтересованности, влечение, сосредоточенность, умственное напряжение, удивление, недоумение, рассеянность, скука и т.д. Умение вызвать и активизировать желаемые нам психические состояния также требует индивидуального подхода к учащимся. Индивидуальный подход должен представлять собой целую систему воспитания личности.

Индивидуальный подход нужен ко всем учащимся класса (или группы): и к слабоуспевающему, недисциплинированному ученику, и к школьникам с высоким уровнем развития способностей. Однако сущность данного подхода заключается не в приспособлении содержания обучения к особенностям подготовки и развития отдельных учеников. Главная цель индивидуализации обучения заключается в том, чтобы не допустить появления пробелов в знаниях учащихся, обеспечить максимальную продуктивную работу каждого из них, полнее мобилизировать их способности, склонности и интересы.

При использовании понятия «индивидуализация обучения» необходимо иметь в виду, что при его практическом использовании идет речь не об абсолютной, а об относительной индивидуализации. В реальной школьной практике индивидуализация всегда относительна по следующим причинам:

1. обычно учитываются индивидуальные особенности не каждого отдельного учащегося, а в группе учащихся, обладающих примерно сходными особенностями;

2. учитываются лишь известные особенности или их комплексы и именно такие, которые важны с точки зрения учения (например, общие умственные способности);

3. иногда происходит учет некоторых свойств или состояний лишь в том случае, если именно это важно для данного ученика (например, талантливость в какой-либо области, расстройство здоровья);

4. индивидуализация реализуется не во всем объеме учебной деятельности, а эпизодически или в каком-либо виде учебной работы и интегрирована с неиндивидуализированной работой.

Необходимо отметить, что цель перед всем классом стоит одна, но виды и приемы работы с каждой группой учащихся разные.

На своих уроках я условно делю учащихся на три группы: первая группа, в которую входят самые сильные ученики класса, вторая - средние, третья группа- слабые ученики. Ученики первой группы, которые не нуждаются в постоянной опеке, получают особые задания для творческой самостоятельной работы. Такие задания могут выходить за пределы материала учебника и даже за пределы, предусмотренные программой. Это может быть работа над дополнительной литературой . Такая работа является положительной для всего класса: с одной стороны, для первой группы учащихся, которые углубляют свои знания по предмету, с другой стороны - для всего класса, т.к. привлечение дополнительного материала является хорошим способом повышения интереса. Другим видом самостоятельной работы для учащихся условной первой группы является выполнение упражнений учебника или упражнений, подготовленных учителем, но с элементами творчества.

Задания для учеников третьей группы должны быть более конкретными, практически направленными.

Учебная деятельность учеников первой группы характеризуется постоянным стремлением вперед, за счет привлечения дополнительного материала, усложнения упражнений, в то время, как для учеников третьей группы характерно движение вперед на основе постоянного возврата к ранее изученному и более тщательному закреплению нового за счет выполнения большого количества упражнений.

Ученики же второй группы занимают как бы промежуточное положение. Их задания должны включать элементы упражнений из первой и второй групп, т.е они должны быть конкретными, но более сложными, чем у третьей группы, в то же время, творческими, но более простыми, чем у первой.

Индивидуализация обучения предполагает такую организацию обучения, при которой обязательно необходимо тематическое, перспективное планирование, так как учитель по окончании темы должен обеспечить усвоение знаний, умений и навыков всеми учащимися. Поурочное планирование здесь себя не оправдывает.

Составляя план работы над темой или отдельным уроком, учитель должен определить систему знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению, потом подобрать тексты, упражнения для учащихся трех групп, определить приемы работы с ними. После ознакомления с очередным материалом, подлежащим изучению в классе, учитель выделяет обязательный минимум знаний, умений и навыков, который должен быть усвоен всеми учащимися. Этот материал включается в рабочий вариант заданий для учеников второй группы. Для учащихся первой группы подбирается дополнительный материал.

Таким образом, индивидуализация обучения является неотъемлемой частью учебного процесса, она должна быть направлена на каждого ученика в классе, независимо от уровня его успеваемости. Главной целью индивидуализации является стимулирование интереса и желания учащихся к изучению предмета, обеспечение максимальной продуктивной работы каждого из них, недопущение пробелов в их знаниях.

В условиях дифференциации педагог так видоизменяет процесс обучения, чтобы и менее способные ученики смогли максимально развить свои способности и склонности и успешно освоить инвариантное содержание образования.

Многие ученые придерживаются той точки зрения, что дифференцированный подход к учащимся должен представлять следующую последовательность действий:

педагог изучает психологические и психофизические особенности учащихся при помощи наблюдения и тестирования. Такие индивидуальные особенности школьников, как тип мышления, канал восприятия, темперамент, уровень понимания, мотивы, ценностные ориентации, мировосприятие, могут быть основаниями для дифференциации;

педагог мысленно объединяет учащихся в микрогруппы по определенным основаниям;

педагог излагает информацию и организует работу с ней на уроке с учетом выявленных оснований дифференциации.

Одним из важных условий эффективной организации работы является правильное, продуманное комплектование групп. При комплектовании групп в расчет надо брать два признака: уровень учебных успехов учащихся и характер межличностных отношений.

Гомогенные группы могут состоять либо только из сильных, либо только из средних и даже слабых учеников (хотя группа состоящая только из слабых учеников себя не оправдывает). Гомогенные группы в случае дифференцированного обучения, как правило, на практике себя не оправдывают, так как осознание учащимися того, к какому классу он принадлежит, влечет за собой снобизм у сильных учащихся и чувство неполноценности у слабых; средние и слабые учащиеся остаются без развивающего влияния сильных учеников. Кроме того, И. Э. Унт также пишет о том, что зачастую гомогенные классы создаются только лишь общих умственных способностей в результате чего не учитываются различные стороны интеллекта ученика и другие свойства его личности. [11, с. 45]

Решение обучающих и воспитательных задач лучше всего осуществляется в гетерогенной группе, где и создаются более благоприятные условия для взаимодействия и сотрудничества. Сильный ученик, являющийся лидером, ведет за собой остальных, более слабых, будет помогать в повышении общего уровня класса и превратят работу в классе в более интересную. Но, возможно и так, что лидер подменит всю группу, сведя участие остальных в коллективном выполнении задания до минимума. Поэтому при комплектовании групп важно учитывать характер межличностных отношений учащихся. Психологи по этому поводу утверждают, что в группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае в группе возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх. Важной особенностью таких групп является их подвижность, мобильность.

Для того, чтобы дифференциация процесса обучения носила положительный характер, необходимо помнить также и то, что учитель должен хорошо знать индивидуальные различия, учебные возможности каждого ученика, уметь «спрограммировать» его учение на всех этапах учебной деятельности, предвидеть его движение. Нужно уметь обеспечивать на каждом этапе урока разумное сочетание учебной работы всего коллектива класса с дифференцированным подходом к каждому из учащихся или их групп и тем самым дополнять, обогащать и активизировать общеклассные занятия

Таким образом, целью дифференциации процесса обучения является обеспечение каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания образования. Для успешного применения дифференциации на уроках необходимо тщательное изучение индивидуальных интеллектуальных и психологических особенностей учащихся для правильного (адекватного) объединения учащихся в гомогенные (однородные) или гетерогенные (разнородные) группы.


Выводы.

Таким образом, индивидуализация и дифференциация - это два похожих, но все же различных понятия. Их сходство заключается в том, что процесс обучения при их применении на практике направлен на личность ученика, на его индивидуальные познавательные и психологические особенности. А различием является то, что при индивидуализации педагогические воздействия направлены на конкретного ученика, а при дифференциации - на группы учащихся, сформированных по каким-либо сходным признакам.

При применении индивидуализации обучения на практике нужно помнить, что индивидуальный подход необходим не только к тем ученикам, которые испытывают трудности в усвоении материала, но и к ученикам с высоким уровнем развития способностей, чтобы они не останавливались на достигнутом и у них был стимул к дальнейшему продвижению. Надо также отметить, что в реальной школьной практике индивидуализация является относительной, так как обычно учитываются индивидуальные особенности не каждого учащегося, а в группе учащихся со сходными особенностями; индивидуализация реализуется совместно с неиндивидуальной работой. При индивидуализации цель перед всем классом стоит одна, но пути ее достижения с каждой группой учащихся должны быть разными.

Действительно, для успешного применения индивидуализации и дифференциации на практике, каждый учитель должен детально разобраться в особенностях индивидуализации и дифференциации обучения школьников, в сходствах и различиях этих двух понятий, в особенностях применения на практике. Кроме того, учитель должен очень хорошо ориентироваться в психологических особенностях своих учеников, уметь предвидеть результаты своего труда, вовремя скорректировать свою деятельность.

Данная тема является достаточно изученной, но, в виду сложности применения данных технологий на практике, она продолжает привлекать к себе внимание педагогов. Виды дифференциации определяются исходя их тех признаков, которые лежат в основе разделения учащихся на группы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!