СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Совершенствование методик измерения качества и оценка знания обучающихся

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИК

ИЗМЕРЕНИЯ КАЧЕСТВА И

ОЦЕНКА ЗНАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Актуальность выбранной темы объясняется переходом от стандартов первого поколения к новым Федеральным государственным образовательным стандартам. Внедрение стандартов нового поколения направлено на совершенствование системы образования, которая предполагает не только освоение младшими школьниками опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности для создания прочного фундамента последующего обучения. Если основным направлением системы оценки стандартов первого поколения является оценка уровня освоения учащимися обязательного минимума, то новые стандарты ориентируют образовательный процесс на достижение качественно новых целей и результатов. Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой способов действий с изучаемым учебным материалом.            В связи с этим актуальной является проблема совершенствования системы контроля и оценивания достижений школьников. Таким образом, актуальной педагогической проблемой сегодня является приведение в соответствие системы оценивания с современными целями образования.

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Совершенствование методик измерения качества и оценка знания обучающихся»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16

имени Романа Георгиевича Цецульникова»











СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИК

ИЗМЕРЕНИЯ КАЧЕСТВА И

ОЦЕНКА ЗНАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ



Методическая разработка










Составитель:

педагог-психолог

Степанова Елена Юрьевна









Кемерово апрель 2019

СОДЕРЖАНИЕ



  1. ВВЕДЕНИЕ стр. 3

  2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ стр. 4

  3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ стр. 12

  4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ стр. 16

































I ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы объясняется переходом от стандартов первого поколения к новым Федеральным государственным образовательным стандартам. Внедрение стандартов нового поколения направлено на совершенствование системы образования, которая предполагает не только освоение младшими школьниками опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности для создания прочного фундамента последующего обучения. Если основным направлением системы оценки стандартов первого поколения является оценка уровня освоения учащимися обязательного минимума, то новые стандарты ориентируют образовательный процесс на достижение качественно новых целей и результатов. Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания образования, а овладение системой способов действий с изучаемым учебным материалом.

В связи с этим актуальной является проблема совершенствования системы контроля и оценивания достижений школьников. Таким образом, актуальной педагогической проблемой сегодня является приведение в соответствие системы оценивания с современными целями образования.

Целью данной работы является охарактеризовать современные методы и формы оценивания.

Новые стандарты устанавливают в качестве своего ведущего компонента требования к результатам освоения основных образовательных программ, которые определяются на основе общественного договора между личностью, обществом и государством и подразумевают тем самым распределение ответственности за достигнутые результаты между всеми участниками договора.





















II ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Учёт успеваемости – неотъемлемая сторона процесса школьного обучения. Учитель обучает и вместе с тем учитывает, как ученики воспринимают изучаемое, овладевают умениями применять знания, как осмысливают, запоминают, переживают процесс овладения ими. Оценка успехов ориентирует учащихся как относительно уровня их достижений в учебной деятельности, так и в развитии необходимых для достижения высокой успеваемости нравственно-волевых качеств.

Оценка знаний, успехов и навыков должна быть объективно правильной, т.е. соответствовать истинному уровню успеваемости учащихся.

Такой учёт позволяет управлять процессом усвоения знаний, умений, навыков, т.е. умственными и практическими действиями, их последовательностью, вносит в деятельность учителя и учащихся необходимые коррективы и служит средством совершенствования процесса обучения, повышения его эффективности, преодоления второгодничества. Осуществляя обучение, учитель не только сам даёт определённую информацию учащимся или организует получение её ими из других источников, но заботится также о том, как учащиеся выполняют заданную работу, каково качество получаемых ими знаний и умений.

Значение непрерывности учёта успеваемости особенно велико в работе с детьми младшего школьного возраста, когда только ещё начинается процесс овладения приёмами умственной деятельности и навыками самостоятельной работы. На последующих ступенях учёт продолжает сохранять своё значение, тем более, если ученики работают над трудным и сложным материалом. Специфика учёта знаний в школе состоит в том, что он имеет здесь обучающее и воспитательное значение. Обдумывая показатели учёта, учитель и его ученики решают вопрос о том, какой по форме и по содержанию должна быть их последующая работа, и на что необходимо направить основные их усилия. Проверяя усвоение материала школьниками, учитель заботится о прочности его запоминания, о развитии памяти, воспитании у них привычки к работе. Учёт успеваемости, следовательно, стимулирует познавательную деятельность учащихся. Учёт помогает ученикам заставить себя выполнять определённые действия, что содействует тем самым воспитанию воли. В педагогике существует мнение, что желание получить высокие баллы обязательно порождает погоню лишь за отметками и безразличие к самим знаниям. Это имеет место лишь при неправильной постановке учёта успеваемости, в условиях преувеличенного внимания к оценкам со стороны родителей, учителей, когда оценки используются в качестве приманки или угрозы для ученика. Если же оценка будет естественным следствием нормально протекающего процесса обучения, учёт успеваемости не может вызвать такого неправильного к нему отношения детей. Учёт успеваемости организует также и работу учителя. По мере совершенствования методов и форм обучения отметки всё более становились показателями педагогического мастерства учителя и стали играть всё большую роль в повышении учителем качества своей работы.

В результате, при правильном проведении процесса учёта успеваемости, учитель наиболее правильно оценивает успехи учащихся, создаёт у них стремление к совершенствованию знаний, способствует их умственному нравственному развитию.

Виды учёта успеваемости учащихся

Текущий учёт – это вид учёта, который обеспечивает своевременное усвоение и закрепление учебного материала на каждом этапе обучения. Переход к следующему этапу осуществляется при условии, если будет выполнено предыдущее задание. Учитель непрерывно ведёт учёт результатов, опираясь на регулярные текущие свои наблюдения за работой учащихся. Текущий учёт способствует успешному решению задач, правильного, основательного и своевременного усвоения знаний, развития познавательных способностей учащихся.

Текущий учёт успеваемости учащихся включает наблюдение учителя за очередной их учебной работой и проверку им качества знаний, умений и навыков, которыми учащиеся овладевают на определённом этапе обучения. При проверке материала в порядке текущего повседневного учёта проверяются в основном те знания, которые связаны с изучением нового материала. В текущем учёте осуществляется также проверка тех знаний и умений, на которые приходится часто опираться в дальнейшей учебной работе. Этот вид учёта призван предупреждать забывание знаний, умений, регулирует учебную работу детей и учителя, вовремя помогает выявить пробелы в знаниях учащихся и работе учителя и устранить их.

Тематический учёт. Закончив изучение всей темы, учитель ещё не один раз возвращается к ней в дальнейшем, при изучении других, так как ранее усвоенные знания нередко органически включаются в новый материал как его составная часть.

Для этого вида учёта особенно значимы повторительно-обобщающие тематические уроки. Закрепление знаний проводится всё время, пока изучается тема, но здесь оно имеет итоговое значение: учащиеся обозревают тему в целом, уясняют её структуру, систематизируют усвоение, устанавливают новые связи между знаниями, прослеживают развитие явлений, понятий, идей. Контрольные функции на таких уроках не приходится считать преобладающими, однако по некоторым темам в заключение целесообразно проводить и итоговую проверку (письменные и практические работы), и оценку знаний. В старших классах существует и ещё одна форма учёта успеваемости – это зачёт. Зачёты предполагают самостоятельное развитие знаний и умений, т.е. сами учащиеся планируют и организуют свой процесс обучения. Но здесь есть и отрицательные стороны. Если в процессе обучения отсутствует текущий учёт успеваемости, то часть учащихся прекращает вести систематическую самостоятельную работу, а предпочитает наспех готовиться к зачётам и экзаменам, что отрицательно сказывается на глубине и прочности знаний.

Периодический учёт. Это учёт знаний, проводимый за определённый период учебного года – по четвертям и за полугодие. При правильно поставленном текущем и тематическом учёте четвертные баллы можно выводить и без специальной проверки. Но когда уровень подготовки какой-то части учащихся к моменту выведения итогового балла вызывает у учителя сомнения, необходима специальная проверка знаний только этих учащихся.

Заключительный учёт. Этот вид учёта проводится в ходе итогового повторения в конце учебного года. То есть это воспроизведение самых важных вопросов курса, самый сжатый обзор пройденных тем, разделов и учебного материала, осмысление и углубление усвоенных знаний на более высоком уровне.

Методы проверки знаний, умений и навыков – когда учитель имеет все основания требовать от учащегося отчёта в освоении изучаемого материала и оценивать уровень усвоенного у каждого ученика. Различают несколько проверок знаний: устная, письменная и практическая.

Устная проверка. Ещё не так давно в школе преобладающим методом проверки знаний был индивидуальный опрос, занимавший до 40% времени на каждом уроке. Использование индивидуального опроса как универсального метода снижает обучающее и воспитательное значение урока, и здесь центр тяжести овладения знаниями переносится на домашнюю работу учащихся, так как индивидуальный опрос предполагает полные ответы учащихся в форме связного изложения вопроса на эту тему, для подготовки, которых требуется много времени. На уроке происходит следующая ситуация: на выслушивание ответов немногих учащихся в классе требуется много времени, нередко при этом снижается познавательная активность большинства учащихся. Но совсем отказываться от индивидуального опроса не стоит, так как такой опрос является важным средством развития устной речи, памяти, мышления. А если правильно организовать такой опрос и обеспечить активность всех учащихся, то результат будет положительный – слушая ответ товарища, другие критически его осмысливают, повторяя, углубляют знания.

Следовательно, пассивность учеников при индивидуальном опросе – несовершенной методики его проведения. Кроме индивидуального опроса, устная проверка осуществляется в форме беседы учителя с классом. В этом случае на вопросы учителя требуются краткие ответы, благодаря чему в беседе участвуют значительное число учащихся и даже весь класс. Эту форму устной проверки можно назвать фрагментарной, так как здесь ответы являются как бы отрывочными, неполными, частичными. Когда такой опрос сосредоточивается в специально отведённое время и охватывает всех учащихся класса, он называется фронтальным: при устном счёте, проверке знаний хронологических дат, географической номенклатуры, грамматических форм, различных определений, правил, формул к которым часть приходится обращаться.

Письменная проверка. Главное назначение письменной (и графической) проверки – это выявление степени овладения учащимися умениями и навыками по данному предмету. Также она позволяет судить и о качестве знаний – их правильности, точности, осознанности, об умении применять знания на практике, даёт возможность в короткий период одновременно проверить всех учащихся класса. К письменным и графическим работам относятся контрольные диктанты, изложения, сочинения, решение примеров и задач, выполнение рисунков, схем, чертежей и т.д. Главное назначение таких работ – поверка и развитие письменной речи учащихся, умения связно, последовательно, логически стройно излагать на бумаге свои мысли.

В целях проверки знаний учащихся используются и краткие письменные, и графические работы, на которые отводится 10-15 минут.

Практическая проверка. Здесь проверяется умение учащихся применять теоретические знания на практике. Проверочные задания практического характера – это задания, требующие проведения опыта, измерения, трудовых операций.

Оценка результатов деятельности играет большую роль в различных сферах общественной и личной жизни людей.

В современной школе принята цифровая пятибалльная система оценки знаний учащихся, способствующая дифференцированному учёту достижений учеников в учебной работе и облегчающая им восприятие значимости оценки. Уже в первой четверти первоклашки понимают, какому уровню успеваемости соответствуют баллы «5» и «3».

Прямые объекты оценки успеваемости – это знания, умения и навыки учащихся, их полнота, правильность, точность, прочность, связь с жизнью, умение применять их на практике, а также устная, письменная, графическая, практическая формы их выражения.

В отношении формы выражения знаний учитывается логическая последовательность, грамматическая и стилистическая грамотность, богатство и выразительность речи. В отношении различных умений и навыков учитывается их правильность, точность, тщательность выполнения. Успех и знания каждого учащегося должны оцениваться правильно справедливо. Неправильные оценки расхолаживают, демобилизуют детей. Правильная оценка исключает как занижение, так и завышение требований. Учитель может требовать только то, чему ученики уже могли научиться.

Следовательно, ставить надо только такие баллы, которые соответствуют действительному уровню успеваемости учащихся. Значит, если отличник ответил только удовлетворительно, то и балл за такой ответ надо ему поставить только «3», если средний ученик неожиданно для учителя отвечал хорошо, то ему надо обязательно поставить «4».Хотя встречаются такие ученики, которые стараются изо всех сил, но успехи у них невелики. Тут необходимо какое-то время воздержаться от выставления им отрицательных баллов. Если таким ученикам оказывается помощь, то у них всё-таки есть перспектива получения положительных отметок, что и побуждает к большей трудоспособности в отличие от «двойки». Поэтому политика оценки должна состоять не в том, чтобы не допускать ученика до более высоких баллов, а наоборот, искать возможности перехода его на более высокий уровень показателей успеваемости.

С конца 50-х гг. XX в. широкое распространение получили так называемые поурочные баллы. Они выставляются по результатам всех видов деятельности, имевшей место на уроке, и дают возможность определить уровень успеваемости учащихся. Порой краткий ответ с места, небольшое комментирование, маленькое письменное упражнение могут дать ясное представление о качестве знаний ученика. Поурочные баллы выставляются иногда пяти-шести ученикам в конце урока. Во многих случаях это повышает познавательную активность у учащихся.

Итоговые отметки за четверть, полугодие, за учебный год выводятся в соответствии с фактическим уровнем знаний, сложившимся к моменту выставления балла. Например, если ученик первого класса читал в первом полугодии на «3», в третьей четверти – на «4» и в четвёртой – на «5», то ему за год по чтению выставляется балл «5», так как к концу учебного года он стал читать на «пять». Тот же принцип используется при выведении итоговых баллов за четверть, полугодие и за год по всем предметам.

На основании оценок решается вопрос о переводе учащихся в следующий класс.

Современные методы и формы оценивания

Следовательно, требуется создать такую систему оценивания, которая бы точно и объективно позволяла бы отслеживать не только отдельные стороны или проявления способностей ученика – как в отношении освоения им системы знаний, так и в отношении освоения способов действий, но и давала бы действительно целостное, а не разрозненное представление об учебных достижениях ребёнка, о достижении им планируемых результатов обучения.

Однако эти способы требуют дополнения такими методами, которые позволяли бы получать интегральную оценку, оценивающую суммарный результат наших усилий, который можно определённым образом связать с достижением того или иного уровня компетентности, по крайней мере – решении задач. Один из таких методов – проведение итоговых комплексных проверочных работ в конце каждого года обучения.

Методами, служащими цели получения интегральных оценок, являются также портфолио, выставки и презентации крупных целостных, законченных работ, отражающие результаты усилий, затраченных детьми на протяжении длительного времени, и требующие для своего выполнения активизации различных сторон учебной деятельности – от навыков организации своего процесса учения до отражения уровня освоения формальной системы знаний.

«Оценка и взаимооценка потрфолио происходят постоянно, при обмене информацией, при презентации портфолио, о выборе конкретных форм и критериях оценки портфолио стоит договориться заранее.

В результате проведённой работы предполагали, что построенная система контроля и оценки учебных достижений будет более эффективной по сравнению с традиционной. Она обеспечит более объективную и качественную обратную связь, будет поддерживать, и стимулировать учащихся, включит их в контрольно-оценочную деятельность.

Для реализации первой задачи необходимо было изучить научную и методическую литературу по проблеме оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.

Изучив литературу, пришли к пониманию, что система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования, представляет собой один из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы образования и является необходимой частью повышения уровня образовательных достижений каждого ученика.

Пришли к выводу, что, прежде всего, меняется роль системы оценивания и функции в образовательном процессе. Система оценивания выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как:

- самостоятельный и самоценный элемент содержания;

- средство повышения эффективности преподавания и учения;

- фактор, обеспечивающий единство вариативной системы образования;

- регулятор программы обучения.

Если раньше учитель ориентировался только на результат сформированности предметных знаний, умений и навыков, выраженный в отметках-баллах, то сегодня его должен интересовать процесс формирования личности в учебной деятельности, который нельзя просто зафиксировать отметкой-баллом.

В Рекомендациях по проектированию учебного процесса, направленного на достижение требований стандарта к результатам освоения основных образовательных программ отмечается, что школьная система оценивания, ориентированная на эффективное обучение и научение ребёнка, должна, как минимум, позволять:

- осуществлять информативную и регулируемую (дозированную) обратную связь, давая ученику информацию о выполнении им программы, о том, насколько он продвинулся вперёд, а на определённом этапе и об общем уровне выполнения, и о слабых своих сторонах, с тем, чтобы он мог обратить на это особое внимание; учителю же обратная связь должна давать информацию о том, достиг он или нет поставленных им целей;

- использовать её как форму поощрения, но не наказания, стимулировать учение, сосредотачиваться более на том, что ученики знают, чем на том, чего они не знают;

- отмечать с её помощью даже незначительные продвижения учащихся, позволяя им продвигаться в собственном темпе и не используя фактор времени (поскольку скорость почти никогда не имеет отношения к качеству научения); ориентировать ученика на успех и не способствовать наклеиванию ярлыков, в том числе связанных с нереалистическими ожиданиями проверяющих;

- опираться на широкую основу, а не только на достижения ограниченной группы учащихся (класса), содействовать становлению и развитию самооценки.

Исходя из вышесказанного видно, оценочная деятельность учителя должна строиться на основе следующих общих принципов:

  1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание. При этом итоговая отметка может быть выставлена как обобщенный результат накопленных за период обучения отметок.

  2. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.

  3. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребёнка. Оценивать можно только то, чему учат.

  4. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.

  5. В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.

Всё это требует расширения существующей практически повсеместно системы оценивания, выраженной в баллах по пятибалльной (а точнее по четырёх балльной) шкале. Такая оценка ограничивается сугубо утилитарной целью: проверить степень усвоения знаний, выработку умений и навыков по конкретному учебному предмету и носит крайне неинформативный характер как для учителя, поскольку не позволяет ему выносить суждения об эффективности программы обучения, ни об индивидуальном прогрессе и достижениях учащихся, так и для ученика, поскольку даёт ему информацию лишь об общем уровне выполнения программы, но не о характере испытываемых затруднений, не позволяет развивать рефлексию и такие универсальные учебные действия, как умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения.

Оценивание учебных достижений в практике работы школы

Следовательно, школе требуется создать такую систему оценивания, которая бы точно и объективно позволяла бы отслеживать не только отдельные стороны или проявления способностей ученика как в отношении освоения им системы знаний, так и в отношении освоения способов действий, но и давала бы действительно целостное, а не разрозненное представление об учебных достижениях ребёнка, о достижении им планируемых результатов обучения.

И здесь на помощь могут прийти различные методы системы оценивания, которые уже давно используются при безотметочном обучении (например, в первом классе):

- лесенки достижений, где помещённая на ту или иную ступеньку лесенки фигурка, символизирует исходный уровень владения данным навыком;

- волшебные линеечки подробно описанные в книге «Оценка без отметки» Г.А. листы индивидуальных достижений, где закрашивание определённой клетки фиксирует формирование определённого навыка на данном этапЦукерман;

- листы индивидуальных достижений, где закрашивание определённой клетки фиксирует формирование определённого навыка на данном этапе;

- листы наблюдений и др.

Однако эти способы требуют дополнения такими методами, которые позволяли бы получать интегральную оценку, оценивающую суммарный результат наших усилий, который можно определённым образом связать с достижением того или иного уровня компетентности, по крайней мере в решении учебных задач. Один из таких методов проведение итоговых комплексных проверочных работ в конце каждого года обучения.

Методами, служащими цели получения интегральных оценок, являются также портфолио, выставки и презентации крупных целостных, законченных работ, отражающие результаты усилий, затраченных детьми на протяжении длительного времени, и требующие для своего выполнения активизации различных сторон учебной деятельности.











III ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, складывается следующая совокупность данных об отдельных сторонах учения ребёнка и его учебных достижениях:

  1. Листы наблюдений, отражающие динамику образовательных достижений учащихся (начиная с 1-го класса) по следующим показателям.

  2. Оценка выполнения работы, отражающая малочисленные, но существенно более объективные данные об особенностях выполнения отдельных видов учебной деятельности учащихся; причём все результаты, выводы и оценки в этом случае могут быть перепроверены, поскольку такая оценка делается на основе аудио- и видеозаписей, письменной фиксации фактов.

  3. Результаты тестирования, отражающие, как правило, учебные достижения учащихся в освоении материала отдельных тем курса. В приводимых рекомендациях этот метод следует использовать на этапе проведения тематических зачётных работ, а также на этапе стартовой диагностики.

  4. Результаты оценок открытых и закрытых ответов учащихся, отражающих этапы формирования системы предметных знаний, важнейших технических навыков (чтения, письма, вычислений и др.).

  5. Результаты самоанализа учащихся, отражающие меру осознанности каждым ребёнком особенностей развития его собственного процесса обучения. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции; на ключевых этапах становления важнейших предметных способов учебных действий, а также с целью самооценки своего поведения (по материалам рекомендаций по организации внутренней накопительной оценки достижений учащихся портфолио).

Полученные знания, выводы, результаты обсуждений и практических применений стали основанием для решения второй задачи: разработка методического обеспечения системы контроля и оценкм учебных достижений.

На первом этапе мы выделили предметно-деятельностные линии (основные способы действий), которые осваиваются детьми в курсах начальной школы. На основании анализа основных предметно-деятельностных линий определены планируемые результаты освоения по курсам начальной школы (личностные, метапредметные и предметные). Это послужило содержательной и критериальной базой системы контроля и оценки.

Составили график контрольно-оценочных мероприятий по семестрам для отслеживания уровня усвоения знаний и умений учащихся. Виды и формы контрольно-оценочных действий учащихся были определены следующие:

  1. Входной контроль (стартовая работа).

Определяет актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также намечает «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организует коррекционную работу в зоне актуальных знаний. Фиксируется учителем в оценочном листе.

  1. Диагностическая работа

Направлена на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках данной учебной задачи. Результаты фиксируются отдельно по каждой отдельной операции (линеечки, лист умений).

  1. Проверочная работа.

Проверяется уровень освоения учащимися предметных способов действия. Представляет собой задания разного уровня сложности. Все задания обязательны для выполнения. Учитель оценивает все задания по уровням и диагностирует уровень овладения способами учебного действия.

  1. Проектная работа.

Направлена на выявление уровня освоения ключевых компетентностей. Экспертная оценка по специально созданным экспертным картам.

1. Итоговая проверочная работа.

Включает основные темы учебного года. Задания рассчитаны на проверку не только предметных, но и матапредметных результатов. Задания разного уровня сложности. Оценивание многобалльное, отдельно по уровням. Сравнение результатов стартовой и итоговой работы.

  1. Включенное наблюдение, самоанкетирование.

Исходя, из определяемых задач, оценочная деятельность учителя должна строиться на основе следующих общих принципов:

1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое(стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание. При этом итоговая отметка может быть выставлена как обобщённый результат накопленных за период обучения отметок.

2. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметок известны заранее и педагогам и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.

3. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребёнка. Оценивать можно только то, чему учат.

4. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.

5. В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.

Показатели, отражающие динамику образовательных достижений обучающихся.

Лист наблюдений.

I. Сформированность и индивидуальный прогресс в развитии таких навыков учения, как:

- приобретение знаний

- понимание знаний

- применение знаний

- анализ

- синтез

- оценка, самооценка

- диалектичность мышлений

- метазнание

Наблюдения ведутся учителем в течение всего процесса в ситуациях:

- повседневных, связанных с формированием ориентировочных и исполнительских действий

- инициативной творческой работы

II. Сформированность и индивидуальный прогресс в развитии социальных навыков:

- способность принимать ответственность

- способность уважать других

- умение сотрудничать

- умение участвовать в выработке общего решения

- способность разрешать конфликты

- способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе. Наблюдения ведутся учителем в течение всего учебного процесса в ситуациях совместной (групповой и парной) работы учащихся.

III. Сформированность и индивидуальный прогресс в развитии коммуникативных навыков:

- слушание (слышать инструкции, слышать других, воспринимать информацию)

- говорение (ясно выражаться, высказывать мнение, давать устный отчёт в малой и большой группе)

- чтения (способность читать для удовольствия, обшения и получения информации)

- письма (фиксировать наблюдения, делать выписки, излагать краткое содержание, готовить отчёты, вести дневник). Наблюдения ведутся учителем в течение всего учебного процесса в ситуациях:

- совместного обсуждения

- групповой и индивидуальной презентации

- авторского собеседования

- ученик как инструктор

- неформального общения в связи и по поводу прочитанного, они дополняются само- и взаимооценками учащихся работы в группе

IV. Сформированность и индивидуальный прогресс в развитии навыков поисковой и проектной деятельности:

- формулировать вопрос, ставить проблему

- вести наблюдение

- планировать работу

- собрать данные

- зафиксировать данные

- упорядочить и организовать данные

- интерпретировать данные

- представить результаты или подготовленный продукт. Наблюдения ведутся учителем в течение всего учебного процесса в ситуациях:

- направляемого учителем мини-исследования

- группового мини-исследования

- самостоятельного мини-исследования, дополняются самооценкой учащихся.

Такая система позволит обеспечить достаточно сбалансированный взгляд на ребёнка, позволяющий проводить его итоговое оценивание на основе результатов внутренней, накопленной за четыре года обучения оценки. Однако соблюдение этого условия требует дополнительных усилий и времени со стороны учителя. Работу можно упростить, если использовать с этой целью информационные технологии.



















IV ЛИТЕРАТУРА

  1. Бепалько В.М. Мониторинг качества обучения – средство управления образованием. – М., 1996.

  2. Горб В.Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса как фактор повышения его уровня и результатов//Стандарты и мониторинг, 2000 - №5.

  3. Кайнова Е.Б. Критерии качества образования: основные характеристики и способы измерения.– М., 2005.

  4. Лизинский В.М. Критерии оценки и стимулирование педагогической деятельности учителей как один из ресурсов управления образовательным процессом//Завуч, 2005. №5.

  5. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании.- СПб., 1998.

  6. Поташник М.М. Управление качеством образования в школе. – М., 1996.

  7. Субетто А.И. Качество образования в России: состояние, тенденции, перспективы. – М., 2001.

  8. Третьяков П.И. Школа: управление по результатам. – М., 2001.

  9. Фоменко С. Мониторинг как способ управления качеством образования в школе. Народное образование – 2007. - №4.







11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!