СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Совершенствование форм и методов воспитания обучающихся»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В широком смысле воспитательная работа - это воздействие куратора на обучающегося в рамках реализации его профессиональных функций.

Просмотр содержимого документа
««Совершенствование форм и методов воспитания обучающихся»»

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»

(ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»)

Техникум гидромелиорации и механизации сельского хозяйства

(филиал)

ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского»

в пгт. Советский








«Совершенствование форм и методов воспитания обучающихся»






Доклад подготовила председатель МККАГ _________З.Ф. Поска










пгт Советский, 2022г.


Теория воспитания, методика воспитательной работы оперируют понятиями, содержание которых определяет направления деятельности куратора, сущность его работы. Среди них основными понятиями являются: воспитательная работа, форма воспитательной работы, типы форм воспитательной работы и их классификации.

Раскроем эти понятия.

В широком смысле воспитательная работа - это воздействие куратора на обучающегося в рамках реализации его профессиональных функций.

Таким образом, воспитательная работа включает в себя: осуществление комплекса организационных и педагогических задач, которые решаются куратором с целью обеспечения оптимального развития личности обучающегося; отбор форм и методов воспитания обучающегося в соответствии с поставленными задачами и сам процесс их реализации.

«Любая воспитательная работа, - утверждает Н.М. Таланчук, - должна начинаться с того, что куратор усваивает, осознает воспитательные функции, то есть обязанности, виды деятельности, которые выполняются в процессе формирования личности и студенческого коллектива».

В воспитательной работе следует выделить три группы функций.

Первая группа связана с непосредственным влиянием куратора на обучающегося, а именно:

- изучение индивидуальных особенностей его развития, его окружения и интересов;

- программирование воспитательных воздействий;

- реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы с обучающимся;

- анализ эффективности воспитательных воздействий.

Вторая группа функций связана с созданием воспитательной среды:

- сплочение коллектива;

- формирование благоприятной эмоциональной атмосферы в группе;

- включение обучающегося в различные виды деятельности;

- развитие студенческого самоуправления.

Третья группа функций направлена на коррекцию воздействий различных субъектов социальных отношений на обучающегося:

- социальная помощь семье;

- взаимодействие с кураторами других групп;

- нейтрализация негативных воздействий социума.

Внеклассная работа является составной частью учебно-воспитательной работы техникума, одной из форм организации досуга обучающегося, проведение социально-педагогической работы с ними в рамках техникума. Несмотря на сходство отдельных подходов и форм, воспитательная и внеклассная работа имеют разные цели и задачи.

Содержание воспитательной работы - это комплекс идей, примеров, фактов, использованием которых в учебно-воспитательном процессе достигаются конкретные цели и задачи. Содержание реализуется через различные формы: уроки (памяти, доброты, милосердия), беседы, диспуты, ученические собрания, линейки и др., индивидуальную, групповую и массовую формы работы.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2020-2024 годы обозначила основные приоритетные направления реформирования воспитания. Итак, содержание воспитательной работы предполагает:

- формирование национального сознания, любви к родной земле, своему народу, желание работать ради процветания государства, готовности его защищать;

- обеспечение духовного единства поколений, воспитание уважения к родителям, женщины-матери, культуре и истории родного народа;

- формирование высокой языковой культуры, овладения русским языком;

- привитие уважительного отношения к культуре, обычаям, традициям всех народов, населяющих Российскую Федерацию;

- воспитание духовной культуры личности; создание условий для свободного выбора ею своей мировоззренческой позиции;

- утверждение принципов общечеловеческой морали: правды, справедливости, патриотизма, доброты, трудолюбия и других добродетелей;

- формирование творческой, трудолюбивой личности, воспитание цивилизованного хозяина;

- обеспечение полноценного физического развития молодежи, охраны и укрепления их здоровья;

- воспитание уважения к Конституции, законодательству РФ, государственной символики;

- формирование глубокого осознания взаимосвязи между идеями свободы, прав человека и его гражданской ответственностью;

- обеспечение высокой художественно-эстетической образованности и воспитанности личности;

- формирование экологической культуры человека, гармонии его отношений с природой;

- развитие индивидуальных способностей и талантов молодежи, обеспечение условий их самореализации;

- формирование у детей и молодежи умения межличностного общения и подготовка их к жизни в условиях рыночных отношений.

Воспитательная деятельность куратора извне проявляется именно через комплекс мероприятий - формы воспитательной работы.

Методы воспитания - это пути, способы воздействия куратора на сознание, волю, чувства, поведение обучающихся с целью достижения в них заданных качеств.

Тогда как форма является внешним выражением метода. Отсюда формой воспитания является внешняя сторона организации воспитательной работы, связанной с количеством тех, на которых направляют воспитательное воздействие, временем, местом и порядком его осуществления.

Формы организации воспитания определяют определенный вид занятия и предстают как воспитательные меры, воплощающие в себе содержание воспитательной деятельности: информационные сообщения, классные часы, беседы за «круглым столом», диспуты, коллективные творческие дела, конкурсы, читательские конференции, кружки, недели специальности, праздники народного календаря, и т.д.

Как считает В.С. Безрукова, педагогическая форма - это завершенная педагогическая организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов.

В общем понимании форма воспитательной работы - это устоявшийся порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных воспитательных задач, совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы.

Для того, чтобы разобраться в сущности понятия «форма воспитательной работы», целесообразно определить какое место это понятие занимает в педагогическом процессе и каковы его функции.

Первая функция форм воспитательной работы - организационная, поскольку любая форма воспитательной работы предусматривает решение организационных задач.

В роли организатора может выступать как воспитатель, куратор так и обучающиеся.

Организация мероприятия отражает определенную логику действий, взаимодействия участников.

Существуют обобщенные методы (алгоритмы) организации различных форм воспитательной работы, которые стали традиционными и используются кураторами в техникуме (беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины и т.п.). Их проведение предполагает прохождение ряда стадий, этапов организационной деятельности.

Но организационная не единственная функция форм.

Вторая функция формы - регулирующая. Использование различных форм позволяет регулировать как отношения между куратором и обучающимся, так и только между обучающимися.

Различные формы по-разному влияют на процесс сплочения группы. Именно благодаря формам, в которых заранее закладывается необходимость взаимодействия участников, происходит формирование норм социальных отношений.

Функция - информационная. Реализация этой функции предполагает не только одностороннее сообщение обучающегося суммы знаний, необходимых им в дальнейшей жизни в обществе, но и актуализацию тех знаний, которые они имеют, обращение к их опыту.

Таким образом, исходя из функционального подхода, форму воспитательной работы можно определить как основной компонент организации педагогического процесса.

Одна форма воспитательной работы отличается от другой благодаря определенным, присущим ей, свойствам. Ими могут быть: время подготовки и проведения, количество участников, условия и применяемые средства и др. При всем разнообразии форм воспитательной работы можно выделить их общие черты и подходы, и, следовательно, группировать их.

По сроку проведения все формы можно разделить на: кратковременные, длительные, традиционные, ситуативные.

Распознают формы по видам деятельности и выделяют - формы учебной, трудовой, спортивной, художественной, эстетической деятельности и тому подобное. Наиболее ценными в наше время является использование комплексных форм воспитательной работы, в которых сочетается несколько видов деятельности. Например, этическая беседа «Как ты понимаешь прекрасное?», экономическая игра «Бюджет и хозяйство семьи», экскурсия на природу «Тропами партизанских действий» и другие.

Понятно, что наиболее ценными являются такие формы, в которых инициатива и организация исходит из потребностей обучающегося.

По количеству участников формы могут быть:

• индивидуальные (куратор - обучающийся)

• групповые (куратор - группа);

• массовые (кураторы - несколько групп).

Практика показывает, что эффективность воспитательного процесса зависит от формы его организации. На первый взгляд может показаться, что чем большее количество обучающихся участвует в мероприятии, тем ниже качество такой воспитательной работы. Вместе с тем, не следует забывать, что воспитание обучающегося осуществляется в коллективе и через коллектив. Эта закономерность и делает достаточно эффективными групповые формы воспитательной работы.

Довольно часто можно встретить деление форм воспитательной работы по степени новизны, это традиционные, нетрадиционные, инновационные, принятые, стереотипизированные и тому подобное. При этом не следует считать, что традиционные и устоявшиеся формы устарели и не слишком полезны для воспитания студенческого коллектива. Здесь имеется в виду, что некоторые из форм воспитательной работы должны иметь проверенный практикой наиболее целесообразный порядок подготовки и проведения, что быстрее приводит к достижению поставленных воспитательных задач.

Существуют три основных типа форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры.

Мероприятия - это события, занятия, ситуации в группе, организованы куратором для обучающихся с целью воспитательного воздействия на них.

Дела - это общая форма работы. Дела группы могут быть самыми разнообразными: тематические классные часы (дважды в месяц); родительские собрания вместе с обучающимися (один раз в четверть); классные вечера дни именинника и другие.

Игры — это деятельность, целенаправленно организуемая в группе с целью отдыха, развлечения, обучения.

Эффективность воспитательного процесса во время внеклассных мероприятий определяется появлением таких психических новообразований, как:

- самостоятельная творческая активность;

- умение сознательно и полезно использовать свое свободное время с целью гармоничного саморазвития;

- повышение личностного статуса обучающегося в коллективе;

- более широкий спектр нестандартного мышления;

- раскрытие способностей обучающегося.

Анализ современных средств и форм внеклассной деятельности для обучающихся свидетельствует о том, что они нацелены, прежде всего, на выявление и развитие лишь специальных способностей, которые возможны только при наличии природных задатков. Это такие формы, как концерты, выставки. Однако в формировании личности, способной к творчеству, не менее важным является вопрос развития общих способностей.

Педагог И. Лернер доказал, что практически всех детей можно научить творчески мыслить. Он определил приемы нестандартного мышления:

- самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;

- видение новой функции знакомого объекта;

- видение новых проблем в знакомых ситуациях.

Если к этим чертам добавить еще и высокий уровень творческого воображения, умственные способности, развитую память, совершенное мышление, точность движений, то этот перечень и составит структуру общих способностей. Выявление и развитие общих способностей - актуальная проблема внеклассной работы, потому что, во-первых, достаточно развитые общие способности способствуют развитию специальных и дают возможность достичь значительных успехов в выполнении любой деятельности; во-вторых, развитие общих способностей значительно меньше зависит от природных факторов - задатков, так общие способности опираются на умственную деятельность. Итак, у всех детей с нормальным умственным развитием можно сформировать черты творческой личности.

 Сегодня работу куратора нельзя рассматривать по-старому, и в воспитательном процессе необходимо осуществлять первые и необходимые шаги к обновлению воспитательной работы техникума. Формы работы могут быть разными - индивидуальной, групповой и фронтальной. Выбор конкретной формы обусловлен различными факторами: задачей воспитания, индивидуальными особенностями обучающегося, объективными обстоятельствами, конкретными педагогическими ситуациями и тому подобное. Современная молодежь нуждаются в разнообразной воспитательной деятельности.



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.            Безрукова В.С. Педагогика. – Екатеринбург: Деловая книга, 1996. – 200 с.

2.            Газман О.С. Ответственность учебной организации за воспитание молодежи/ О.С. Газман – Москва, - Педагогика, 1997 С. 45-52

3.            Григорьева Н. В. Метод проектов в воспитательной деятельности как средство развития креативной личности в колледже // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. II./ Челябинск: Два комсомольца, 2011. С. 36-38

4.            Дереклеева Н. И.Справочник завуча: Воспитательная работа.– М., 2006.

5.            Еникеева С.Д., Еникеев И.Х. Ресурсное обеспечение российского образования в условиях новых вызовов // В книге: Сценарии развития социальной сферы в условиях новых вызовов Материалы Всероссийской научно-практической конференции: Тезисы докладов и выступлений. Научные редакторы: Егоров Е.В., Ломанов П.Н., Беляева Т.Б.. 2014. С. 108- 111.

6.            Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л. А. Байкова, Л. К. Гребенкина, О. В. Еремкина и др.; Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

7.            Педагогика: Учеб.пособие/ В.Г. Рындак, Н.В. Алехина, И.В. Власюк, и др.; под ред.проф. В.Г. Рындак.- М.:высш. шк., 2006.-495 с.

8.            Пивоваров М. А. Психолого-педагогические особенности воспитания студентов педагогического колледжа // Молодой ученый. 2014. №11.1. С. 20-26







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!