СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Соцветие 7 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Соцветие 7 класс»

Урок № 28, 09.12.2021г., учитель: Докаева А.С.

7-А класс

Тема урока: Соцветия

Цель урока: Познакомить с наиболее распространёнными типами соцветий, раскрыть их биологическую роль, формировать эстетическое отношение к окружающему миру.

Планируемые результаты:

Предметные. Ученики научатся называть и описывать типы соцветий, определять и классифицировать соцветия по рисункам, фотографиям и на гербарном материале, сравнивать увиденное с приведёнными в учебнике иллюстрациями делать выводы о причинах многообразия цветковых растений, приводить примеры растений, имеющие определённый тип соцветия.

Метапредметные. Ученики научатся: перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию; преобразовывать информацию из одного вида в другой; осуществлять сравнение по предложенным критериям, строить логические рассуждения, включающее установление причинно-следственных связей (условие – приспособление); проводить исследование и объяснять (предъявлять) его результатывыбирать из предложенных средства достижения цели; организовывать учебное взаимодействие с учителем и одноклассниками. Ученики получат возможность научиться: осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат; в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки; отстаивать свою точку зрения, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные. Ученики научатся понимать многообразие живого мира и осознавать его познаваемость на основе достижений науки. У учеников могут быть сформированы понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности к самообразованию; признание прав каждого на собственное мнение; критичное отношение к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия.

Основные понятия: Соцветия. Типы соцветий. Биологическая роль соцветий.

Ресурсы: наглядные пособия: раздаточный материал, материал для работы (Приложения), ватман, маркеры, клей-карандаш, ножницы, учебник: Биология. 7 класс. /Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. - М.: Просвещение.

План урока

Этапы

Задача


Длительность


Форма организации познавательной деятельности обучающихся

Организационный (мотивационно-целевой) этап


Психологически подготовить учащихся к общению и взаимодействию в процессе приобретения новых и использования имеющихся знаний и умений. Создать условия для самостоятельного определения учащимися направлений в изучении темы, тех её аспектов, которые хотелось бы обсудить и осмыслить.

5 мин

Фронтальная

Деятельность учащихся в рабочих зонах

Управлять процессом познания, получения навыков, освоения опыта, а также координация деятельности обучающихся.

33 мин

Групповая

Рефлексия и подведение итогов

Развивать умение обобщать и анализировать полученную информацию, способствовать выработке собственного отношения к изученному материалу.

7 мин

Фронтальная, индивидуальная

Время урока: 45 минут





























Ход урока:

  1. Организационный момент

- Здравствуйте! Я рада вас видеть. Давайте с Вами улыбнемся друг другу и начнем урок. Надеюсь, что сегодняшний урок принесет вам положительные эмоции. Вы настроились на урок, все школьные принадлежности к уроку у вас есть.

На сегодняшний урок у Вас было домашнее задание, давайте его проверим и повторим предыдущую тему.

Итак, Вы должны были описать Ваш любимый цветок по плану

Какие молодцы ребята, хорошо справились с домашним заданием. Возьмите маршрутные листы и оцените себя

- Скажите, вы верите в чудеса? А любите сказки?

Я тоже люблю сказки, и сегодняшний урок я хочу начать со сказки, но не простой, а биологической.

Итак, слушайте: в некотором царстве, в покрытосеменном государстве, жил-был молодой, но самый многочисленный народ. И были среди того народа особи знатные – имели они крупные цветки, яркую окраску да сильный аромат. Часто к ним жаловали гости заморские, лакомиться угощением: сладким нектаром да вкусной пыльцой. Были в этом царстве-государстве и другие жители – мелкие да неприметные. И хоть красивы они были, и аромат у них был приятный, нектар вкусный да сладкий, но гости заморские к ним не хаживали, потому что не замечали их…Обидно было этим цветкам и вот решили они объединиться, может вместе позаметней станут? Так и вышло! Да и нектар то у них иногда повкусней чем у крупных цветков будет!

Вот так в этом славном государстве восторжествовала справедливость. Наряду с крупными одиночными цветками появились они.

А теперь давайте разберёмся, что же в этой сказке за намёк и кто такие они?

Учитель задаёт вопросы, учащиеся отвечают и самостоятельно формулируют тему урока.

- Что за царство-государство? (Царство растений. Отдел Покрытосеменные или Цветковые)

- Кто его жители? (Цветковые растения)

- Кто гости заморские? (Насекомые)

- Чем привлекали к себе насекомых крупные цветки? (Яркой окраской венчика, запахом, нектаром, пыльцой.)

- А каким образом мелкие цветки сумели привлечь к себе насекомых? (Они объединились, появились соцветия.)

- В чём состоит значение соцветий с точки зрения науки биологии?

(Мелкие цветки, собранные в соцветия, хорошо заметны для насекомых – опылителей.)

- Действительно, собранные в соцветия одиночные цветки становятся более яркими, ароматными и, следовательно, более привлекательными для насекомых. Больше цветков, пусть и мелких – больше пыльцы, больше пестиков, способных её уловить. Следовательно, повышаются шансы попадания мелкой пыльцы на рыльца пестиков ветроопыляемых растений. Чем лучше прошло опыление, тем больше семян образуется на растении.

- Какова тема сегодняшнего урока? (Соцветия).

Цель урока вы определите сами вставив пропущенные слова и затем вы себя оцените с помощью маршрутного листа.

- В природе соцветия встречаются гораздо чаще, чем одиночные цветки. И, сегодня, на уроке мы с вами попробуем выяснить какие типы соцветий выделяют учёные и как их различать?

Рассказ учителя.

В природе чаще встречаются мелкие цветки, которые расположены группами, образуя вместе из всех цветков общее соцветие. Итак, что такое соцветие, какие виды соцветий встречаются в природе и каково биологическое значение соцветий, вы узнаете сегодня на уроке.
Биологический смысл возникновения соцветий - в возрастающей вероятности опыления цветков как ветроопыляемых, так и насекомоопыляемых растений. В соцветия собраны мелкие цветки, что делает их хорошо заметными для насекомых опылителей. Несомненно, что насекомое за единицу времени посетит гораздо больше цветков, если они собраны в соцветия. Кроме того, цветки, собранные в соцветия, более заметны среди зелени листьев, нежели одиночные цветки. Многие поникающие соцветия легко раскачиваются под влиянием движения воздуха, способствуя тем самым рассеиванию пыльцы

 - Что такое соцветие? Запишите понятие в тетрадь.

Соцветия – это группы цветков, расположенных близко один к другому на одном общем цветоносном побеге в определенном порядке. 

Самостоятельная работа

Работа по вариантам

У вас на столах лежит раздаточный материал

Работа с раздаточным материалом (найти растения, имеющие названные соцветия).

- Рассмотрим простые и сложные соцветия

1 Вариант колос кисть

2 вариант початок зонтик

3 вариант корзинка головка

4 вариант сережка завиток

5 вариант метелка сложный колос

6 вариант сложный зонтик

Физкультминутка

(Слайд №5)Солнце спит, небо спит,
Даже ветер не шумит. 
Рано утром солнце встало, 
Всем лучи свои послало
Вдруг повеял ветерок
Небо тучей заволок
Дождь по крышам застучал.
Барабанит дождь по крыше
Солнце клонится всё ниже. 
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик .


- (кладут голову на руки) 

- (встают руки вверх с разведенными пальцами)

 - (махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища) 

- (круговые движения руками влево, затем вправо)

 - (барабанят пальцами по столу)

 - (постепенно садятся и кладут голову на руки). 

Видео

Посмотрев видео работа с учебником

- Работа с учебником параграф 28 стр. (найти растения и заполнить графы таблицы соцветия).

Соцветие

Рисунок

Примеры растений

Колос





Кисть





Початок





Зонтик





Корзинка





Головка





Сережка





Завиток





Метелка





Сложный колос





Сложный зонтик




Щиток




Обменяйтесь своими схемами и проверьте друг друга и выставьте оценки в маршрутный лист

Игра третий лишний

Игра «Третий лишний»

А теперь проверим вашу внимательность. Игра «Третий – лишний». Для каждой группы я называю растения. Какое из них лишнее и почему?

1. Пшеница, черемуха, ландыш.

2. Пшеница, рожь, черемуха

3. Клевер, морковь, укроп.

4. Морковь, подсолнечник, астра.

Итак, давайте вместе определим биологическую роль соцветий

Биологическая роль соцветий.

  • Способствуют большей вероятности опыления насекомыми и ветром;

  • Соцветия делают цветки более заметными, нежели одиночные цветки среди листвы;

  • Обеспечивают рассеивание пыльцы.   

Исходя из всего вышесказанного подведем итог урока

У вас на партах лежат листочки с заданиями

На работу Вам отводится 5 минут

После урока вы мне сдадите и я выставлю оценки в ваш маршрутный лист

Вариант 1

1. Соцветие — это:

1) один цветок
2) совокупность тычинок
3) группа цветков, расположенных в определенном порядке
4) совокупность пестиков

2. Простые соцветия:

1) кисть ландыша и метелка сирени
2) метелка сирени и колос подорожника
3) щиток яблони и колос подорожника
4) щиток яблони и зонтик моркови

3. Соцветие сложный колос у:

1) моркови
2) пшеницы
3) ландыша
4) подсолнечника

Вариант 2

1. Группа цветков, расположенных в определенном порядке:

1) плод
2) соплодие
3) околоцветник
4) соцветие

2. Сложные соцветия отличаются от простых тем, что они:

1) имеют цветки с разной длиной цветоножки
2) образованы простыми соцветиями
3) имеют множество цветков, расположенных мозаично
4) имеют крупные одиночные цветки

3. Соцветие корзинка у:

1) моркови
2) пшеницы
3) ландыша
4) подсолнечника

4. На рисунке соцветие простой зонтик обозначено буквой:

1) а
2) б
3) в
4) г

5. На рисунке соцветие кисть обозначено буквой:

1) а
2) б
3) в
4) г

6. Двудомные растения:

1) кукуруза
2) береза
3) облепиха
4) тополь


4. На рисунке соцветие корзинка обозначено буквой:

1) а
2) б
3) в
4) г

5. На рисунке соцветие початок обозначено буквой:

1) а
2) б
3) в
4) г

6. Однодомные растения:

1) кукуруза
2) облепиха
3) тополь
4) огурец

VI. Домашнее задание.

§ 28, изобразить или сделать свою клумбу из цветков которые имеют соцветия

VII. Рефлексия.

- Что узнали сегодня для себя нового?

- Чему удивились?

У каждого из вас лежат цветки. Если вам понравился урок, то посадите на клумбе красный цветок, если не очень понравился – белый цветок, если совсем не понравился – синий. Ребята, вы замечательно работали на уроке.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!