Социальный проект: «Проект озеленения пришкольной территории»
Подготовили:
Банадысева Мария 11 класс,
Агеева Рената 11 класс,
Головня Софья10 класс,
Николаенко Валерия 6 класс,
Новиков Никита 6 класс,
Попов Кирилл 6 класс,
Визнер Роман 6 класс
Руководитель:
Социальный педагог
Головня Татьяна Владимировна
Учитель биологии
Крупская Татьяна Алексеевна
2020-2021 учебный год
IАктуальность и важность данной проблемы для села
Школа – удивительное и родное место для каждого человека. Здесь ребёнку должно быть комфортно – и психологически, и физически. Несомненно, основная часть детства и юности каждого человека проходит в школе. Об этом времени созданы десятки песен, стихов, ведь школьные годы – начало нашей осознанной жизни. Лучшие друзья, первая любовь, радости побед и горести поражений познаются нами здесь, в стенах родной школы, на уроках и переменах, на школьном дворе.
Настоящий проект разработан для комплексного подхода к проведению мероприятий по благоустройству пришкольной территории с целью создания условий для проведения образовательного процесса, а также улучшения внешнего и эстетического вида пришкольного участка. Проект позволяет, за счёт вовлечения обучающихся, педагогических работников, родителей и жителей села Куломзино, провести совместную общественно-значимую деятельность по благоустройству территории школьного двора, решить в единстве задачи по формированию гражданской, творчески активной, физически здоровой личности, по трудовому и экологическому воспитанию обучающихся.
На школьной территории расположены здание школы, постройки хозяйственного назначения, спортивная площадка, цветники. Состояние территории школы всегда в поле зрения школьников, родителей, учителей, и всего населения, так как школа располагается в центре села.
Школьный двор – это не только часть образовательной среды, в которой протекает процесс социализации, воспитания и развития личности ребёнка. Это и место, где учащиеся проводят своё свободное время. Поэтому для нас очень важен внешний вид пришкольной территории.
«Красота спасёт мир», - утверждали великие гуманисты. Воспитать красивую личность можно только тогда, когда вокруг неё все прекрасно. Человек чувствует себя комфортно, когда его окружают красивые аллеи, цветущие газоны и ярко оформленные клумбы цветов. Благоустройство школьной территории необходимо как для создания привлекательного внешнего вида, так и для поддержания репутации образовательного учреждения. Поэтому каждое образовательное учреждение должно иметь своё «лицо», свой имидж. Но как привести в соответствие прилегающую территорию? Почему эта проблема стала актуальной на данный период? Такие вопросы встали перед нами при разработке проекта по благоустройству пришкольной территории.
Цели проекта:
создание эстетически и экологически привлекательного пространства возле школы;
улучшение экологической обстановки в школе и на прилегающей к ней территории за счёт посадки цветов и овощей;
воспитание трудолюбия, любви к своей школе, бережного отношения к природе;
развитие творческих способностей учащихся;
формирование навыков здорового образа жизни.
Задачи:
привлечь внимание учащихся, родителей, учителей и жителей села к решению актуальных проблем школы;
формировать у учащихся чувство ответственности за школу, умение реализовать конкретные шаги по улучшению и благоустройству школы и её территории;
привлечьучащихся, родителей, учителей и жителей селак вопросам улучшения эстетического оформления школы.
IIСбор и анализ разноплановой информации по избранной проблеме
На Совете учащихся (активистов, волонтёров школы, совете старшеклассников) обсудили вопрос о благоустройстве школьной территории. По результатам было создано три группы:
Аналитики:
Провели социологический опрос среди учащихся, работников школы, родителей и населения села по таким вопросам:
Считаете ли вы, что школьную территорию необходимо благоустроить?
Что, по вашему мнению, необходимо создать на школьной территории?
Хотели бы вы принять участие в проекте, чем бы вы могли помочь?
Дизайнеры:
Предложили разработать эскизы клумб и схему размещения их на школьной территории.
Эксперты:
Проанализировали состояние дел на территории школы, обсудили с администрацией школы вопросы по благоустройству территории и выяснили, какие средства и материалы есть в школе, а какие необходимо приобретать с помощью спонсоров, людей неравнодушных к проблеме школы. Назначили ответственных за выполнение мероприятий.
Анализ социологического опроса и анкетирования
Все опросные листы заполнялись самими респондентами в нашем присутствии. В случае необходимости они получали наши разъяснения. В социологическом опросе приняли участие 100 респондентов.
Вопрос № 1.Считаете ли вы, что школьную территорию необходимо благоустроить?
80 % опрошенных ответили: «Да, школа и школьная территория не только находиться в центре села, но и является центром культуры и отдыха. Поэтому территорию необходимо благоустроить»; 20 % решили, что ничего не нужно изменять.
Вопрос №2. Что, по вашему мнению, необходимо создать на школьной территории?
56 % - респондентов хотели бы создать цветники с многолетниками, которые бы располагались около фасада школы и создать интересные композиции в цветниках; и разнообразить клумбы однолетними цветами.
32% - создать игровые площадки для детей разных возрастов;
12% - предложили создать спортивную зону.
Вопрос № 3. Хотели бы вы принять участие в проекте, чем бы вы могли помочь?
Большинство опрошенных (85%) готовы принять участие в благоустройстве школьной территории.
Многие жительницы села, имеют свои огороды, сады и предлагают поделиться цветами многолетниками. Родители предлагают вырастить рассаду для цветников около школы. Учащиеся школы 5-11 классов могут оказать посильную помощь по разработке земли, клумб.
Вывод: большинство опрошенных респондентов считают проблему благоустройства школьного двора актуальной и готовы принять участие в проекте.
Анализ состояния дел на территории школы, взаимодействие с общественностью
На совете старшеклассников директор описал материальное положение школы. Пояснил, что средств на создание детской игровой площадки нет. А спортивная зона, у нас имеется, но она заброшена по причине того, что все объекты на неё устарели и деформированы.
Для решения вопроса благоустройства пришкольного участка клумбами и посадками мы обратились за помощью к администрации сельского поселения, к родителям, жителям села, учитывая, что во время анкетирования многие предлагали свою помощь.
IIIПрограмма действий, которую предлагается осуществить в ходе разработки проекта
Акция благоустройства и озеленения традиционно проходит в школе каждый год в четыре этапа с января по октябрь. В ней участвуют ученики 1-11 классов. Данную акцию мы решили соединить с проектом.
Изначально проект рассчитывался на один год, но с учётом выявленных недочётов за 2017 год и новых идей и предложений, принято решение продлить его на три года. Проект долгосрочный, будет проходить по этапам.
2017 год
Первый этап – январь - март: учащиеся разрабатывают проекты благоустройства школьной территории, озеленения и рационального использования пришкольного участка; проводится защита ученических проектов.
Второй этап – апрель – май: подготовка посадочного материала – семян овощей и цветов;выращивание рассады; подготовка инвентаря; весенняя обработка почвы; работы по благоустройству школьной территории и прилегающей к ней площади, ремонт изгороди; обрезка кустарников; весенние посадки (реализация проектов); закладывание опытов.
Третий этап – июнь – август: уход за посадками на пришкольном участке: полив, прополка; опытническая работа; систематическая уборка урожая и его реализация.
Четвёртый этап – сентябрь-октябрь. Уборка урожая и его реализация; сбор семян; осенняя обработка почвы; осенние посадки луковичных; подведение итогов опытнической работы, подготовка отчётов; праздник урожая, выставка даров природы, цветов, поделок из природного материала; награждение победителей.
2018 - 2019 год
Планируется так же проводить работу в четыре этапа на выделенных зонах: по фасаду школы;овощной участок.
Провести работу по изучению информации по созданию детской площадки: обследование территории, изучение запросов учеников, родителей, работников школы и населения по структуре детской площадки, разработка дизайнов, поиск источников поступления материалов.
Цели этой работы:
1.Разграничение зон школьной территории с целью создания наиболее благоприятной экологической обстановки, улучшения санитарно-гигиенического режимана территории школы, расширение зон отдыха детей.
2.Создание условий для отдыха учащихся школы.
3.Наиболее широкое использование пришкольной территории в учебном процессе и внеурочной работе.
Эскиз №1 «Озеленение и благоустройство зоныпо фасаду школы»
Необходимо ежегодно обновлять пришкольную территорию – косить траву, красить бордюры, перекапывать клумбы и овощной участок.
Ожидаемые результаты:
1.Улучшение экологической ситуации в школе и на прилегающих к ней территориях.
2.Возможность проведения внеклассных и урочных мероприятий на территории пришкольного участка.
3.Будут созданы условия для проведения игр и отдыха учащихся и взрослых.
Для выполнения этой части проекта потребуется:
1.Известь;
2. перегной для пришкольного участка;
3. Вторсырье: шины, пластмассовые бутылки, пробки и т.д.
4. семена:
Бархатцы бордюрные (семена) – 20 пачек.
Астра (семена) - 20 пачек.
Петунии – 20 пачек
Львиный зев – 20 пачек
Георгины (клубни)- 100 шт.
Пионы (корневища)- 20 шт.
Ирисы (корневища)- 30 шт.
Мальва (семена)- 20 пачек.
Ландыши (корневища)- 30 шт.
На участке имеются посадки многолетних кустарников шиповника декоративного, миндаля декоративного, черёмухи, сирени и яблонь.
Эскиз № 2 «Озеленение и благоустройство пришкольного овощного участка»
Школьный учебно-опытный участок является материальной базой обучения биологии и существенной прибавкой к обеденному столу. Он даёт возможность устанавливать связь теории с практикой, и предназначен для проведения теоретических и практических занятий, организации общественно-полезного и производительного труда, опытнической, природоохранной работы, экологического воспитания учащихся.
УОУ школы площадью 0,5 га представляет собой участок открытого грунта, разделённый на 9 секторов. Каждый сектор соответствует определённому отделу: полевой, цветочно-декоративный, плодово-ягодный, овощной, экологии лекарственных растений, производственный, питомник и отдел начальной школы.
В 2018 году планируется:
1.Перепланировка участка.
2. Обсадка участка – бархатцами (как средство борьбы с вредными насекомыми).
3.Посадка овощей.
Ожидаемые результаты:
1.Наиболее рациональное использование площадей участка.
2.Улучшится экологическая обстановка и санитарно-гигиеническое состояние школьной территории.
3.Появится возможность использования флоры как наглядного материала в учебной и вне учебной деятельности.
4. Охрана здоровья и жизни учащихся.
Для выполнения этой части проекта потребуется:
Картофель – 200 кг.(свой посадочный материал);
Рассада томатов – 50 шт.(свой посадочный материал);
Рассада капусты белокочанной – 50 шт.(свой посадочный материал);
Семена огурцов – 12 пачек;
Семена кабачков- 6 пачек;
Семена патисон - 6 пачек;
Семена тыквы- 6 пачек;
Семена дыни- 12 пачек;
Семена свёклы- 12 пачек;
Семена моркови- 12 пачек;
Лук севок – 1 кг.;
Лук батун- 12 пачек;
Салат листовой семена - 10 пачек;
Семена укропа- 10 пачек;
Семена петрушки- 10 пачек.
Семена гороха – 10 пачек;
Семена фасоли – 10 пачек.
Для благоустройства территории использовать необходимо только экологически чистый материал, цветы не должны вызывать аллергических реакций у обучающихся.
Пришкольная территория является эффективным продолжением и дополнением традиционного учебно-воспитательного процесса, экспериментальной и исследовательской деятельности.
На свежем воздухе проводятся массовые внеклассные мероприятия: общешкольныесборы и линейки.
В любое время года на школьном дворе ведутся природоохранные работы: осенью развешиваются кормушки, проводятся экологические субботники по очистке территории; зимой ребята подкармливают птиц; весной обновляется видовой состав растительности, проводится природоохранная пропаганда среди учащихся и взрослого населения села. В летний период на его территории школьники проходят трудовую практику (уборка территории, уход за растениями). Учащиеся, посещающие летний школьный лагерь, проводят конкурсы рисунков на асфальте, спортивные соревнования и эстафеты, «уроки» по изучению правил дорожного движения.
Данные формы работы с учащимися сочетают в себе не только элементы обучения, но и значительно расширяют кругозор школьников, укрепляют межпредметные связи и способствуют развитию любознательности и наблюдательности учащихся. Таким образом, наш школьный двор вносит свой посильный вклад в формирование потребности общения с природой.
IVОсуществление деятельности по реализации проекта
План-график выполнения запланированных мероприятий с обязательным указанием дат проведения:
№ | Мероприятие | Дата | Ответственные | Предпола гаемый охват участни ков |
1 | Разработка ученических проектов и защита | Январь– март 2020 | | 5- 11 классы |
2 | Распределение пришкольной территории между классами | Апрель 2020, 2021 | Классные руководители, учитель биологии | 5-11 классы |
3 | Уборка пришкольной территории (очистка территории от мусора, уборка сухой травы и сучьев) | Апрель 2020, 2021 | Классные руководители | 1-11 классы |
4 | Вырубка старых деревьев и кустов | Апрель 2020, 2021 | Классные руководители, учитель биологии | 9-11 классы |
5 | Приобретение семян овощей и цветов, выращивание рассады овощей, подготовка инвентаря | Март- май 2020, 2021 | Учитель биологии, | |
6 | Весенняя обработка почвы, создание клумб, цветников | Май | Учительтехнологии | 5-8 классы |
7 | Уход за посадками на пришкольном участке: полив, прополка; опытническая работа; систематическая уборка урожая и его реализация. | Июнь- август | Учитель биологии, учитель технологии | 5- 11 классы |
8 | Уборка урожая и его реализация; сбор семян; осенняя обработка почвы; осенние посадки луковичных; подведение итогов опытнической работы, подготовка отчетов; праздник урожая, выставка даров природы, цветов, поделок из природного материала; награждение победителей. | Сентябрь- октябрь | Учитель технологии, учитель биологии, классные руководители | 5- 11 классы |
9 | Освещение деятельности на школьном сайте | Январь– октябрь | Администратор школьного сайта | |
10 | Работа по созданию детской площадки | | Учитель технологии, учитель биологии, классные руководители вожатая | 5-11 классы |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Количественные показатели:
19 работников школы, 57 учеников, родительский комитет, привлечь в качестве участников по благоустройству пришкольной территории.
Количество новых методик:
коллективная массовая реализация;
научно-исследовательская экологическая деятельность с практической направленностью.
Качественные показатели:
создание наиболее благоприятных санитарно-гигиенических условий для обучения, игр и отдыха детей;
создание атмосферы сотрудничества между всеми участниками проекта;
проявление фантазии, творчества, инициативы и трудолюбия у детей и взрослых;
улучшение вида пришкольной территории;
благоустроенный двор и оригинальные цветники.
ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА
Показателем дальнейшего развития проекта будет включение мероприятий, связанных со спортивными соревнованиями, открытие летнего пришкольного лагеря, успешное функционирование аллеи в летний период.
Смета проекта
№ п/п | Наименование | Кол-во | Цена за ед.(руб.) | Общая стоимость (руб.) |
1 | Рассада цветов и овощей для клумб и огорода | - | - | Свой посадочный материал |
2 | Известь | 20 | 30 | 600 |
3 | Семена цветов и овощей для клумб и огорода | 150 | 10 | 1500 |
| Итого: | 2100 |
Приложение 1.
Приложение 2.
16