СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальное партнерство педагогов и родителей.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социальное партнерство педагогов и родителей: понятие и сущность.

Просмотр содержимого документа
«Социальное партнерство педагогов и родителей.»

Социальное партнерство педагогов и родителей:

понятие, сущность.

Воспитание учащихся осуществляется в семье, в школе, в системе дополнительного образования, по месту жительства, там, где учащиеся проводят большую часть времени. Поэтому важно, чтобы школа, органы образования, родители и общественность объединили свои усилия в деле воспитания подрастающего поколения. [10, 31].

Создание необходимых условий для всестороннего развития личности, включения в педагогический процесс специалистов разных профилей, глубокая заинтересованность общественности и родителей в совершенствовании образовательной и воспитательной функции школы – все это обуславливает потребность в постоянном развитии деловых и творческих контактов со школой всех сил, включающихся в это сотрудничество. [15, 33].

В данном случае социальное партнерство рассматривается как важный аспект государственно-общественного управления образованием, главная идея которого заключается в объединении усилий всех заинтересованных сторон как равных партнеров в качественном образовании.

Социальное партнерство – тип социального        взаимодействия, ориентирующий участников на равноправное сотрудничество,         поиск согласия и достижение консенсуса, оптимизацию отношений.         Для проникновения в сущность социального партнерства важно понимание, что партнеры – вовсе не обязательно друзья и единомышленники, у них могут разниться интересы и возможности, между ними могут быть противоречия. Главное для партнерства – это осознание, что без другого, без реализации его интереса свой собственный интерес не реализовать. Партнеры всегда взаимообусловлены. [19, 21].

Партнеры – это не компаньоны, но и не конкуренты. Социальное партнерство как тип взаимодействия занимает срединное положение между социальным союзом (содружеством), предполагающим общность ценностей социальных субъектов (а у партнеров могут быть несовпадающие ценности), обязательное суммирование их ресурсов (а партнеры могут и не объединять ресурсы), и социальной конфронтацией – противоборством субъектов.

В основе социального партнерства лежат принципы: - добровольности, - взаимовыгодности и взаимодополняемости, - открытости участников партнерства по отношению друг к другу в той степени, которую они считают допустимой для себя и при этом сохраняющей партнерство; - согласования интересов на основе переговоров и компромисса, - закрепления отношений в нормативно-правовых и договорных актах, - взаимной ответственности и обязательности выполнения субъектами достигнутых договоренностей; - взаимопомощи (а при необходимости – взаимозащиты) участников партнерства в отношениях с иными субъектами за его пределами. [16, 23].

Между современной школой и семьей много противоречий, в том числе в вопросах воспитания. Учителя недовольны низким уровнем общей и педагогической культуры семьи, характерной для многих семей экономией на воспитательных усилии.

Родители жалуются на низкий уровень учительского профессионализма, на оторванность воспитательных идеалов учителей от реальной жизни. Учителя сетуют на потребительское отношение семей к школе,  родители - на предвзятое, обусловленное корыстными мотивами отношение педагогов к их детям.

       В настоящее время проблемы семьи изучают многие науки: экономика, право, этика, демография, этнография, психология, педагогика и др. Каждая из этих наук в соответствии со своим предметом выявляет те или иные стороны ее функционирования или развития. Педагогика рассматривает воспитательную функцию семьи современного общества с точки зрения целей и средств, прав и обязанностей родителей взаимодействия родителей в процессе воспитания детей со школой и другими детскими учреждениями, выявляет резервы и издержки семейного воспитания и пути их компенсации. [4, 11].

Проблемы социального партнерства исследованы в трудах таких ученых, как А. Арабов, Ю.К. Бабанский, Б.И.Беляев, К.Ж. Венфиков, Н.Г.Волков, Д.В. Григорьев, Н.Н.Гончаров, Х.Д. Джонназаров, К.Б. Жаркибеков, С.Ф.Егоров, А.З. Ильминский, О.Ю. Кожурова, М. Лутфуллоев, А.Б.Мирзоев, А.А.Орифи, Н.П. Остроумов, К.И. Самлиов, А.И.Саембаев, А.Г. Умаров, И.В. Хоменко, Г.М. Ханченко, А.Г. Харчев, Н.Ш. Шодиев, Т.А. Шукурзод, и др.

На вопрос о том, какой социальный институт ответственен за воспитание молодого поколения, большинство наших соотечественников, судя по результатам социологических опросов, уверенно отвечают - семья и школа. При этом большая доля ответственности возлагается на семью, но спрос строже со школы.

Сегодня многие исследователи констатируют кризис семьи, отмечают ее неспособность обеспечивать необходимые условия для воспитания, социализации детей. Острота проблем семейного воспитания связана с падением ценности родительства, преобладанием неполных семей, увеличением количества семей, испытывающих семейные трудности, относимых к группе социального риска. У современных родителей нередко наблюдается нежелание вникать в проблемы ребенка, негармоничный стиль воспитания, перенос личностных и психологических проблем на детей. В результате семья не выполняет свои главные функции как институт социализации дошкольников: забота о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей; обеспечение соблюдения их прав и интересов; воспитание на основе безусловной родительской любви, признания ребенка самоценной личностью и др. [17, 40].

Преодоление сложившейся ситуации возможно лишь при построении системы взаимодействия школьной образовательной организации с семьями воспитанников как полноценной подсистемы образовательного процесса учреждения, обладающей всеми необходимыми признаками системы, построенной на основе идеи общественного договора и социального партнерства.

Дословный и наглядный перевод понятия "партнерство" - деление на равные доли участия взаимодействующих субъектов - определяет логику построения партнерских взаимоотношений образовательного учреждения и семьи как равноактивного и взаимосвязанного воздействия двух сторон в интересах развития ребенка, его безболезненному вводу в общественную жизнь. Следует понимать, что любое взаимодействие предполагает взаимное воздействие, активность участников и обязательное прохождение этапов, на которых происходит смена позиций и ролей участников процесса. Необходимо определить зоны ответственности каждого из институтов воспитания детей с учетом возможностей и специфики семейного воспитания. [14, 32].

Принципиальное отличие воспитания в семье состоит в том, что фундаментом родительского влияния выступает, прежде всего, безусловная родительская любовь к ребенку, забота о нем как самоценной личности, принятие его таким, какой он есть. Поэтому очень важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.распространять положительный опыт воспитания в семье.

Для эффективного взаимодействия с семьями учащихся и повышения педагогической культуры родителей в образовательных учреждениях должны создаваться определенные условия:

- установление интересов каждого из партнеров

- согласие родителей на активное включение в образовательный процесс и понимание важности участия родителей в образовательной деятельности

- совместное формирование целей и задач деятельности

- выработка четких правил действий в процессе сотрудничества; владение педагогами методами обучения родителей

- использование активных форм и методов общения; обязательная обратная связь педагогов с родителями для оценки эффективности взаимодействия

- постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и общеобразовательного учреждения. [2,13].

Условия реализации образовательной программы общего образования должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально - коммуникативного, познавательного, речевого, художественно - эстетического и физического развития личности детей на фоне эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. Этому способствует принципы психологической комфортности и деятельности, которые предполагают создание доверительной атмосферы, минимализацию всех стрессообразующих факторов образовательного процесса, освоение окружающего мира не путем получения готовой информации, а через ее "открытие" детьми и освоение в активной деятельности. Взрослый может выступать в роли старшего друга, наставника, партнера, организатора, помощника. Задача как педагогов, так и родителей побуждать и поддерживать живой интерес учащихся, развивать самостоятельность, активность, любознательность, познавательную инициативу. [13,41].

Психологический комфорт обуславливается также грамотным расположением детей в пространстве, возможностью их свободного перемещения, чередованием видов деятельности и пр.

Грамотно организованная предметно - пространственная среда в условиях образовательного учреждения дает возможность неформально построить педагогический процесс, избежать монотонности, помогает учащемуся быть постоянно занятым полезным и интересным делом.

Построение партнерских отношений между образовательным учреждением и семьей определяют принципы их эффективного взаимодействия:

- значимость социального партнерства для каждой из сторон;

- единство реализации цели в вопросах развития личности ребенка;

- равноправие и равноответственность родителей и педагогов;

- открытость и добровольность;

- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей; уважение и доброжелательность друг к другу;

- индивидуальный и дифференцированный подход к каждой семье.

Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье. Учащийся не может существовать вне семейной системы. Если образовательное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребенок оказывается между двух не сообщающихся систем. Отсюда конфликты, непонимание, неуверенность. Построение реальных партнерских отношений между основными агентами воспитания детей (социум, семья и образовательные организации) - длительный и сложный процесс. Поэтому следующим шагом должна стать совместная работа в достижении поставленной цели, в решении общих задач воспитания, развития и обучения детей. [24,46].

Таким образом, общеобразовательным учреждениям необходимо поддерживать открытые и тесные связи с семьями, современная школа знает, что связь школы и семьи не должна иметь только одно направление как в старые времена, когда инициативу указывала школа, приказывая родителям и ученикам. Сейчас учителя не могут обойтись без помощи родителей, без разнообразного сотрудничества на различных уровнях.

На вопрос, на каких же основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании, - отвечает замечательный педагог В. А. Сухомлинский:  «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, и как можно больше духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам...». 

       Станут ли родители союзниками школы, в значительной мере зависит от нас, педагогов. Для этого надо хорошо знать самих учащихся и семьи, постоянно их изучать, а полезную информацию тактично и  квалифицированно учитывать в работе с ребенком и во взаимодействии с родителями. 






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!