СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социально-психологический тренинг по программе тренинга «Взрослые шаги» на тему Конфликты. Толерантность

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конфликты и толерантность

Цель - выработка у участников навыков эффективного самоконтроля, ассертивного поведения и выхода из конфликтных ситуаций, способствовать развитию толерантного отношения к другим людям.

Задачи:

•          Научить критически рассматривать сложившиеся в обществе стереотипы.

•          Способствовать сужению круга стереотипов.

•          Объяснить, что такое стигматизация и дискриминация, и показать, чем они опасны.

•          Привить уважение к личности.

•          Информирование участников о причинах появления конфликтов.

•          Формирование навыков предотвращения и разрешения конфликтных си¬туаций.

•          Сплочение группы. Создание позитивного настроя.

Просмотр содержимого документа
«Социально-психологический тренинг по программе тренинга «Взрослые шаги» на тему Конфликты. Толерантность»

ГБУ

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Бельского района

Тверской области







Социально-психологический тренинг

по программе тренинга «Взрослые шаги»

на тему Конфликты. Толерантность







Составила и подготовила:

Педагог-психолог

1 квалификационной категории

Т.А. Стрелкова









2019 год

РФ, г. Белый







Тема : Конфликты и толерантность

Цель - выработка у участников навыков эффективного самоконтроля, ассертивного поведения и выхода из конфликтных ситуаций, способствовать развитию толерантного отношения к другим людям.

Задачи:

• Научить критически рассматривать сложившиеся в обществе стереотипы.

• Способствовать сужению круга стереотипов.

• Объяснить, что такое стигматизация и дискриминация, и показать, чем они опасны.

• Привить уважение к личности.

• Информирование участников о причинах появления конфликтов.

• Формирование навыков предотвращения и разрешения конфликтных си¬туаций.

• Сплочение группы. Создание позитивного настроя.

Материалы: Флипчарт. Маркеры. Плакат «Круг эмоций». Листы бумаги. Мелкие предметы для упражнения «Коллекционер» (скрепки, спички, зубочистки и пр.)


Вводная часть

Педагог-психолог: Здравствуйте! Как обычно начинаем наше занятие с... Да, совершенно верно! С круга эмоций.


Упражнение «Круг эмоций»

Педагог-психолог: У нас есть «круг эмоций». Он разделен на секторы, и каждый сектор соответствует определенной эмоции. Каждая эмоция может проявляться в разной степени, на нашем круге - от «0» до «5». Мы предлагаем вам по очереди выбрать те эмоции, которые вы сейчас чувствуете. Вы можете выбрать одну эмоцию или несколько, в зависимости от того, что вы сейчас чувствуете.


Педагог-психолог: А теперь перейдем к теме занятия. Скажите, кто-нибудь из вас когда-нибудь с кем-нибудь ругался? Если да, то из-за чего? Эти вопросы неспроста. Сегодня мы поговорим о конфликтах. Что такое конфликт? С чего обычно начинаются конфликты?


Игра «Пруд»

Педагог-психолог: Давайте послушаем историю:

Представьте себе, что в одном уютном пруду обитают цапля, лягушка и бабочка. Все мы знаем, что цапля питается лягушками, а лягушка кушает бабочек. По условию нашей игры и цапля, и лягушка жутко голодны. Умереть, естественно, никто не хочет. Как же быть?

Сейчас мы поделимся на три команды. Задача каждой команды отстоять свою позицию. Первая отстаивает позицию цапли, вторая - лягушки, третья - бабочки.

На подготовку аргументов каждой команде дается по 5 минут. Затем начинается дискуссия.

Педагог-психолог: Как мы видим из игры, конфликты, как правило, начинаются из-за различий во взглядах на какой-нибудь вопрос.


Основная часть

Педагог-психолог: Давайте остановимся на наиболее часто встречающихся причинах конфликтов.

Для наглядности мы будем проигрывать каждую ситуацию.

Итак, первая причина: конфликт из-за обидных формулировок.

Например, представьте себе, что в семье происходит конфликт по поводу невынесенного мусора или стирки белья. Какими фразами обычно обмениваются члены семьи в такой ситуации?


Ведущий записывает на флипчарте фразы, наподобие: «Неужели так сложно вынести мусор, когда я тебя об этом прошу»; «Я целый день, как белка в колесе, неужели сложно включить стиральную машину»; и т. д.

Педагог-психолог: Давайте попробуем перефразировать эти слова так, чтобы смысл был тот же, а обиды в них не звучало.

Например: «Я сегодня очень устала, помоги мне, пожалуйста, со стиркой белья».

Вторая причина: разница во мнениях.

Давайте поделимся на те же группы, которые были в начале занятия на игре «Пруд». Каждая команда получит утверждение. Возможно, некоторые утверждения покажутся вам знакомыми. Мы довольно-таки часто можем их услышать от родителей, учителей да и вообще от людей старшего возраста. Ваша задача - найти в этих фразах как можно больше рационального, правильного. На это задание у вас 5-7 минут.

Фразы:

Думать надо об учебе, а не о гулянках!

Посмотри, как ты выглядишь! Мальчики/девочки не должны так одеваться.

Я лучше знаю, что тебе нужно.

Педагог-психолог: Обсудите упражнения, выслушайте мнения. По желанию ведущих, фразы могут быть другими.

Третья причина: невнимание.

Педагог-психолог: Часто люди требуют внимания, но не получают его от нас. Всем приятно, когда окружающие помнят о дате рождения, замечают обновки и пр.

Нам нужен доброволец (выбрать добровольца). Встаньте спиной к группе. Я буду задавать вопросы о членах группы, постарайся ответить.

Примерный список вопросов: у кого сегодня не очень хорошее настроение, какие на участниках предметы одежды, какой у кого-либо из участников цвет волос, глаз.


Если доброволец хорошо справился с заданием - отметьте это обязательно, так как такие ситуации очень редкие. Можно вызвать еще кого-нибудь, если позволяет время, или один из участников считает, что он лучше бы справился с заданием.


Педагог-психолог: Как мы видим, мы не всегда проявляем внимание, а отсутствие внимания может спровоцировать конфликтную ситуацию.

Четвертая причина: конкуренция.

Педагог-психолог: Что такое конкуренция? Как вы думаете? (выслушайте варианты) Да, действительно, конкуренция появляется, когда несколько человек претендуют на одно и то же - вещь, должность, значимого человека и т. д. Давайте на примере простого упражнения попробуем прочувствовать, что же такое конкуренция. Для этого проведем небольшое упражнение, называется оно «Коллекционер».

Для этого упражнения ведущий заранее должен приготовить мелкие предметы - скрепки, спички, зубочистки - на усмотрение ведущего.

Инструкция к упражнению: мелкие предметы ведущий высыпает на пол и предлагает участникам собрать каждому как можно больше предметов из рассыпанных, но с условиями: во-первых, нельзя брать и носить в руках больше, чем 3 предмета: взял три предмета - положи в свою отдельную кучку; во-вторых, и это главное условие - нельзя препятствовать отбору предметов из своей кучки, то есть любой быстрый и ловкий участник может в любой момент взять три предмета из вашей кучки. На игру отводится 5 минут.

Педагог-психолог: Ну, как вам упражнение? Какие чувства возникали, когда кто-то из вашей честно набранной кучки пытался забрать предметы? И не только пытался, но и забирал! А кому было интересней не собирать самому, а утаскивать предметы из кучек соседей? (обсудите с участниками упражнение)

Мы с вами остановились на самых основных причинах конфликтов. Как вы думаете, какие еще причины могут быть? (выслушайте варианты; например, непонимание позиции другого человека, личная антипатия, неприязнь, некие ограничения и т. д.)

Давайте вместе подумаем, как можно предотвратить конфликты.


Мозговой штурм. Ведущий фиксирует ответы на флипчарте. Например:

• Имейте свою четкую позицию, но не пытайтесь навязать ее окружающим, ибо в споре рождается только спор, а не истина.

• Будьте добрее и терпимее.

• Расставляйте приоритеты - не всегда ситуация, из-за которой конфликт вот-вот разгорится, стоит того.

• Помните о своем эмоциональном состоянии: если эмоции зашкаливают, лучше повременить с разрешением ситуации, ведь эмоции - не самый хо¬роший советчик.

• Относитесь к ситуациям с юмором.

• Давайте людям право на ошибку.

• Не переходите на личности: оценивайте ситуацию в целом, а не человека.

• И др.


Педагог-психолог: Мы с вами разобрали способы, как можно избежать конфликта, но представьте себе, что ни один из них по каким-то причинам не сработал, и конфликт все-таки разгорелся. Как можно вести себя в конфликтной ситуации?

Выслушайте мнение участников. Обсудите предложенные варианты поведения, анализируя для каких ситуаций предложенные варианты будут хороши, для каких - нет.

Информационный блок

(Ведущий группы дает его после либо в процессе обсуждения того, как вести себя в конфликтной ситуации.)

Соперничество приемлемо, когда:

• необходимы быстрые решительные действия;

• есть 100% уверенность в правильности выбранного решения, и его необходимо отстоять.

Сотрудничество приемлемо, когда:

• общая конечная цель от разнообразия позиций только выиграет;

• нужно преодолеть негативные эмоции, возникшие за время общения.

избегание приемлемо, когда:

• предмет разногласий несущественен и есть другие более важные дела;

• отсутствует возможность удовлетворить собственные интересы;

• вероятность разрушить отношения больше, чем улучшить их;

• надо дать людям возможность успокоиться, отойти от переживаний;

• другие люди могут решить конфликт более эффективно;

• перед принятием конкретных действий необходимо собрать информацию.

Приспособление приемлемо, когда:

• есть необходимость прислушаться к иной точке зрения, показать гибкость взглядов;

• предмет разногласий важнее для других;

• важны гармония и стабильность отношений.

компромисс приемлем, когда:

• цели важны, но все же не стоят того, чтобы прибегать к жестким мерам для их достижения;

• оппоненты имеют одинаковую силу, но стремятся достичь разных целей;

• можно придти к временному соглашению по важным вопросам;

• можно найти приемлемое решение при недостатке времени;

• нужно сделать «шаг назад», если сотрудничество и конкуренция не помогают достичь целей.









Продолжаем наш тренинг, но прежде, как всегда, мы сыграем в одну игру. Игра «Ветер дует на тех, кто...»

Инструкция для участников: «Я сейчас из круга убираю один стул и ста¬новлюсь в центр круга. Моя задача - сесть. Чтобы это сделать я говорю: «Ветер дует на тех, кто...» и называю какой-либо признак. Те, у кого этот признак есть, должны встать и пересесть на другой стул. Тот, кто останется без места, стано¬вится в центр и придумывает свой признак.

Например: ветер дует на тех, кто... сегодня завтракал, носит джинсы и т. д.

Молодцы!



Сегодня мы с вами поговорим о стигматизации и дискриминации. Кто-нибудь слышал термин «стигма», «стигматизация». А «дискриминация», «то¬лерантность»?

Выслушайте ответы группы.

Хорошо, мы об этом сегодня поговорим.

Как вы думаете, можно ли судить о человеке по тому, что говорят о нем другие люди? (Дайте высказаться). На самом деле, ситуация двоякая: обще¬ственное мнение о человеке может быть как истинным, так и ложным, так что прислушиваться нужно, но полностью полагаться не стоит. Особенно если общественное мнение сложилось не о конкретном человеке, а о группе людей, и уже потом распространилось на этого человека.

Упражнение «Стереотипы»

Сейчас мы разделимся на три команды. Каждой команде я дам по карточке. То, что написано на карточке, не произносите вслух. Ваша задача - написать ассоциации к этому слову, ответить на вопрос «какой?», написать характери¬стики этому человеку.

Пример: карточки с надписями: отец, гей, лесбиянка, проститутка, инвалид, преступник, учитель, бомж. Дайте время на написание.

Готовы? Теперь каждая команда по очереди прочтет нам характеристики. А другие команды попробуют догадаться, о ком идет речь, что было написано на карточке.

Обсудите с группой упражнение. Насколько легко было писать признаки, угадывать и т. д.

Стереотипы чаще всего бывают необоснованными и не имеющими никако¬го отношения к конкретному человеку. Иногда мы судим вообще по представ¬лениям, очень далеким от реальности. Почему мы заранее приписываем людям качества, которых у них может не быть?

Упражнение «Перейти реку»

Внимание! Игра может вызвать у участников чувство дискомфорта. Ее нужно проводить с осторожностью, предупредив участников, что необяза¬тельно раскрывать что-то из своей жизни, если не хочется, в этом случае можно просто стоять на месте.

Встаньте все в одну линию. Давайте представим, что вы находитесь на одном берегу реки. Прямо перед вами вода. Ширина речки приблизительно полметра. Сейчас я и мой напарник будем зачитывать утверждения, и, если кто-то из вас поймет, что это утверждение про него, он переходит на другой берег, встает лицом к группе и стоит до тех пор, пока не прозвучит слово «следующее». По¬том вы возвращаетесь на «берег для всех» и слушаете новое утверждение. Если вы не хотите афишировать свой ответ, просто стойте на месте. Старайтесь быть откровенными, но не заставляйте себя делать то, что вам крайне неприятно. Понятны правила? Тогда начнем.

Утверждения:

• кто носит очки

• кто родом из деревни

• у кого есть родственники алкоголики и наркозависимые

• кто носит зубные пластинки (протезы)

• кто хоть раз бывал у психиатра

• кто хоть раз бывал у гинеколога

• кто из неполной семьи

• женщины

• мужчины

• рыжие

• из небогатой семьи

• из богатой семьи

• из неблагополучной семьи

• не русские

• плохо произносящие какие-либо звуки

• болевшие инфекционным заболеванием

• те, кто были избиты

• переехавшие из другого региона

Как вы себя чувствуете? Кто может поделиться ощущениями? Кто-нибудь чувствовал радость в душе от того, что сейчас вышел не он? А были ли утверж¬дения, на которые вы могли выйти, но не вышли? Не обязательно отвечать вслух, просто подумайте об этом про себя. Если была хоть одна фраза, на кото¬рую вы могли выйти, но не вышли, значит, это именно тот факт, по которому вы боитесь стигматизации.

Обсудите, выслушайте мнения

Почему так происходит, что одни люди унижают других по таким призна¬кам и по множеству других? Как вы думаете, какие еще люди могут оказаться «по ту сторону реки»? Что они чувствуют?

Упражнение «Мои права»

Напишите список своих прав. Каждое ваше утверждение должно начинать¬ся словами: «Я имею право...».

Каждый участник по кругу зачитывает то, что написал. Данное упраж¬нение можно делать и в малых группах по 3-4 человека.

А теперь представьте ту социальную группу, к которой у вас наиболее не¬приязненное отношение. И вместо местоимения «я» в начале предложения вставляете название этой группы, например: «Геи имеют право.» зачитываем вслух тот же список прав, что и в начале упражнения.

Какие мысли, чувства у вас возникли после этого упражнения? Выслушайте участников группы.

Информационный блок

Мы очень часто приписываем людям качества, которых у них на самом деле может не быть, только потому, что они принадлежат к какой-то социаль¬ной группе, которую мы считаем не очень хорошей. Это явление и называется стигматизацией. Стигматизация - это приклеивание ярлыков. Стигма - это ка¬кая-либо особенность человека, которая унижает его в глазах общества.

Есть еще одно, похожее понятие - дискриминация. Дискриминация - это прямое ущемление прав одних граждан по сравнению с другими. Например, если

на вас плохо посмотрели из-за того, что вы плохо одеты - это стигматизация, а если вам не разрешили пройти в кинозал из-за этого - это уже дискриминация.

А что такое толерантность? (Примите ответы). Толерантность - это тер¬пимость. Это означает понимать, что люди имеют право быть другими, пони¬мать, что другой - не значит враг Как вы себе представляете толерантность к людям с физическими недостатками? К людям других национальностей? К ВИЧ-инфицированным?

Выслушайте ответы. Эти высказывания помогут оценить, как обстоят дела с толерантностью в этой группе. Можно подискутировать. Но вывод должен быть один - толерантность означает отсутствие унижения.

Мозговой штурм

Давайте разберем конкретную ситуацию. Ситуация:

Джамиля, 16 лет, родилась в Душанбе, сейчас живет в нашем городе, она на третьем месяце беременности.

Ваша задача: во-первых, придумать 5 причин появления такой ситуации, и, во-вторых, 5 последствий, которые ситуация повлечет.

Упражнение проводится в малых группах. При обсуждении нужно обра¬тить внимание на то, что группа«додумала»про героиню, какие ярлыки на¬весила, осуждала ли и т. д.

Очень часто мы судим о людях по первому впечатлению, а оно бывает обманчиво. Первое впечатление складывается часто из внешности, иногда - из имени. Слышим «Джамиля» - и уже что-то себе представляем. Все-таки нуж¬но лучше узнать человека, чтобы делать выводы.

Иногда мы судим о людях, когда видим их поступки, поведение, но не знаем настоящих причин этого поступка или поведения. Например, люди могут от¬носиться к Джамиле плохо, потому что она не подумала вовремя и забереме¬нела. На самом деле, мы не знаем настоящих причин (может, ее изнасиловали, может, она замужем, может, были другие причины). Так что нельзя делать вы¬водов, пока не разберешься в ситуации. Наше осуждение - лишняя капля в чашу неприятностей другого человека. Нужно уважать личность и право каждого че¬ловека на выбор и право быть другим.

Упражнение «Что мне нравится в тебе - это...»

Давайте все встанем в круг, а кто-нибудь, кто хочет, встанет в середину круга. Каждый из нас, тех, кто стоит в круге, скажет что-нибудь хорошее о качествах характера и поступках того, кто стоит в центре, начиная со слов «Что мне нра¬вится в тебе - это...»

Дайте возможность поучаствовать всем желающим. Можно обсудить, как участники себя чувствовали, стоя в центре круга.

Итак, наше занятие подходит к концу. Принимайте других людей такими, какие они есть, не оскорбляйте и не унижайте людей за то, что они отличаются

от вас. Лучше попробуйте разобраться в ситуации. Хорошо, если вы еще пораз¬мышляете на сегодняшнюю тему.

Упражнение «Круг эмоций»

У нас есть «круг эмоций». Он разделен на секторы, и каждый сектор соот¬ветствует определенной эмоции. Каждая эмоция может проявляться в разной степени, на нашем круге - от «0» до «5». Мы предлагаем вам по очереди выбрать те эмоции, которые вы сейчас чувствуете. Вы можете выбрать одну эмоцию или несколько, в зависимости от того, что вы сейчас чувствуете.

Обратная связь. В заключении я хотел (а) бы вас спросить, что было ин¬тересно в нашем занятии, что полезно? Что понравилось? (Участники высказы¬ваются по кругу)









Молодцы! Мы сегодня очень продуктивно поработали! Теперь по традиции наш круг эмоций.

Упражнение «круг эмоций»

У нас есть «круг эмоций». Он разделен на секторы, и каждый сектор соот¬ветствует определенной эмоции. Каждая эмоция может проявляться в разной степени, на нашем круге - от «0» до «5». Мы предлагаем вам по очереди выбрать те эмоции, которые вы сейчас чувствуете. Вы можете выбрать одну эмоцию или несколько, в зависимости от того, что вы сейчас чувствуете.

обратная связь. В заключении я хотел (а) бы вас спросить, что было ин¬тересно в нашем занятии, что полезно? Что понравилось? (Участники высказы¬ваются по кругу)

10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!