СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социально-психологические причины нарушений речи

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В консультации подробно описаны причины нарушений детской речи. 

Просмотр содержимого документа
«Социально-психологические причины нарушений речи»

Социально-психологические причины нарушения речи


В раннем и дошкольном возрасте речь ребенка очень ранима и легко может подвергаться различным неблагоприятным воздействиям.

Выделяют 3 критических периода в развитии речевой функции

Первый (1—2 года жизни), когда формируются предпосылки речи, складываются основы коммуникативного поведения и движущей ее силой становится потребность в общении. Любые, даже как будто незначительные неблагоприятные факторы, действующие в этом периоде, могут отразиться на развитии речи ребенка. Например, несформировавшийся или нарушенный эмоциональный контакт с мамой.

Второй критический период (3 года), когда интенсивно развивается связная речь, происходит переход от ситуационной речи к контекстной, что требует большой согласованности в работе центральной нервной системы. Речевая система становится очень ранимой. В это время может возникнуть заикание, отказ ребёнка от речевого общения как ответ на завышенные к нему требования со стороны взрослых.

Третий критический период (6—7 лет) — ребёнок поступает в школу, начало развития письменной речи.

Социально-психологические факторы риска

  • Ребенок живет в двуязычной семье, в которой с ним общаются одновременно на двух языках.

  • Неадекватный тип воспитания ребенка проявляется в отсутствии должного внимания к развитию речи ребенка или наоборот, излишняя стимуляция речевого развития ребенка, завышенные требования к речи.

  • Общаясь с людьми, страдающими нарушениями речи, ребенок может усвоить неправильные варианты произношения некоторых звуков, например, звуков «р» и «л»; ускоренный темп речи. Известны случаи появления заикания по подражанию. Усвоение неправильных форм речи можно наблюдать у слышащего ребенка, воспитывающегося глухими родителями. Некоторые дети, имея младших братьев или сестёр начинают подражать их речи.

  • Речевые нарушения часто возникают при различных психических травмах (испуг, переживания в связи с разлукой с близкими, длительная психотравмирующая ситуация в семье, длительная госпитализация, ограничение социальных контактов из-за различных тяжелых заболеваний, например, дети с церебральным параличом и т. д.).

  • Скупая речевая среда. Родители мало общаются с ребенком. Большое количество факторов, отвлекающих внимание взрослых от ребенка (телевизор, интернет, телефон и т. д.) создают ситуацию, когда речь фоном звучит около ребенка, но не направлена на ребенка, не провоцирует его на ответную реакцию. Постоянный речевой и музыкальный фон активно понижает уровень слухового восприятия. Когда ребёнок часто смотрит телевизор, играет в планшет, телефон яркая картинка действует возбуждающе, что не полезно для ЦНС и, как следствие, для общего развития в целом.

  • Современный рынок игрушек неправильно организован и перенасыщен. Современные игрушки, за редким исключением, либо красивые и бесполезные, либо полезные, но малопривлекательные, либо у ребенка их так много, что его внимание растормаживается и он не в состоянии в них играть в соответствие с возрастными нормативами.

  • Родители мало читают книг детям. Начинайте читать малышу, когда он еще не умеет разговаривать. А когда он станет читать сам, сохраняйте ритуал «чтения после обеда» или «на ночь». Попробуйте разные жанры. Может быть, он просто еще не нашел то, что ему по вкусу. Устройте небольшую библиотечку прямо в его комнате или отведите место в общем книжном шкафу.

  • Ходите вместе в книжный магазин - тогда, когда там не очень много людей.

Уважаемые родители! Используйте каждый свободный момент для общения со своими детьми.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!