Профилактика подросткового суицида
Социально-психологические факторы суицидального поведения .
Коммуникативные маркеры суицидального поведения в социальных сетях
По материалам «АКАДЕМИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ»и
Центр мониторинга социальных сетей ГБУ ДПОЧИРПО
Часть 1 . Коммуникативные маркеры суицидального поведения в социальных сетях
“ Мы выбираем жизнь, они - смерть.
Мы пишем письма, они – предсмертные записки.
Мы строим планы на будущее, у них……
У них нет будущего.
Кажется, что мы и они – из разных миров.
Но как велика пропасть между нами,
Читающими эти строки,
И тем, кто решился на самоубийство?
Как сильно нужно измениться человеку ,
Чтобы сделать этот шаг? Всего лишь - шаг.
Они не были рождены самоубийцами, но умерли
С этим клеймом.
Они продолжают умирать”.
Статистика
- По уровню самоубийств среди подростков Россия находится на одном из первых мест в мире – средний показатель самоубийств среди населения подросткового возраста более чем в 3 раза превышает средний показатель в мире.
- Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что для молодых людей характерны депрессии, высокий уровень тревожности, агрессии.
- Но если в развитых западных странах уровень депрессии подростков не превышает 5%, то в России – около 20%.
- Мысль о самоубийстве появляется в голове у 45% российских девушек и у 27% юношей.
- Более 90% самоубийств среди подростков связано с неблагополучием в семье - результаты исследования «Смертность российских подростков от самоубийств».
Федеральный закон 436 структурно подразделяется на главы, учитывающие следующие вопросы:
- общие положения Закона об информационной защите детей;
- классификация информационной продукции;
- требования к ее обороту;
- проведение экспертизы;
- государственный надзор и общественный контроль;
- ответственность за нарушения.
Общие положения Федерального закона об информационной безопасности детей включают в себя основные понятия и принципы, используемые в документе. Учитываются нормы законодательства, а также полномочия федеральных и региональных органов власти. Отдельно приводится перечень видов информации, которая, по мнению законодателей, наносит вред здоровью и развитию детей .
Запрещённый контент (149-ФЗ. Ред. От 2013):
- Детская порнография Информация о наркотических веществах Информация о самоубийствах Информация о несовершеннолетних-жертвах противоправных действий
- Детская порнография
- Информация о наркотических веществах
- Информация о самоубийствах
- Информация о несовершеннолетних-жертвах противоправных действий
Контент, запрещённый к распространению среди детей (436-ФЗ, 2010):
- Действия, причиняющие вред и здоровью Наркотики, алкоголь, бродяжничество, проституция, азартные игры Оправдание насилия и жестокости Отрицание семейных ценностей Оправдание противоправного поведения Нецензурная брань Порнография Информация о несовершеннолетних-жертвах противоправных действий
- Действия, причиняющие вред и здоровью
- Наркотики, алкоголь, бродяжничество, проституция, азартные игры
- Оправдание насилия и жестокости
- Отрицание семейных ценностей
- Оправдание противоправного поведения
- Нецензурная брань
- Порнография
- Информация о несовершеннолетних-жертвах противоправных действий
Контент, распространение которого среди детей ограничено (436-ФЗ):
- Насилие и антиобщественные действия Пугающий контент Половые отношения между мужчиной и женщиной Бранные слова и выражения
- Насилие и антиобщественные действия
- Пугающий контент
- Половые отношения между мужчиной и женщиной
- Бранные слова и выражения
13
Стены ненависти «Вконтакте»
2017 г . Результаты поиска 3 096 сообществ
2022 г. Результат поиска
1741 сообщество
2020 г. Результат поиска 75 200 сообществ
Видео
143 486
13
Сообщества, пропагандирующие нездоровые формы поведения (пищевые расстройства, суицид, сэлф-харм)
Группы «Подслушано …», «Курицы города», «Вписки» Публикуют провокационные фотографии несовершеннолетних, их переписки без их согласия
Часть 2. Социально-психологические факторы суицидального поведения .
ПРИЗНАКИ, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИЕ О СУИЦИДАЛЬНОЙ УГРОЗЕ
Поведенческие
Любые внезапные изменения в поведении и настроении, особенно отдаляющие от близких
Склонность к неоправданно рискованным поступкам.
Чрезмерное употребления алкоголя или таблеток.
Посещение врача без необходимости.
Нарушение дисциплины или снижения качества работы или учебы.
Расставание с дорогими вещами или деньгами
Приобретение средств для суицида
Подведение итогов, приведение дел в порядок, приготовление к уходу.
Пренебрежение внешним видом, аккуратностью в быту.
ПРИЗНАКИ, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИЕ О СУИЦИДАЛЬНОЙ УГРОЗЕ
Эмоциональные
Амбивалентность
Беспомощность – безнадежность
Переживание горя
Признаки депрессии: нарушение сна или аппетита, повышенная возбудимость, отсутствие удовлетворения, печаль, грусть.
Несвойственная агрессия или ненависть к себе.
Вина или ощущение неудачи, поражения
Чрезмерные опасения или страхи
Чувство мало значимости, никчемности, ненужности.
Рассеянность или растерянность
ПРИЗНАКИ, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИЕ О СУИЦИДАЛЬНОЙ УГРОЗЕ
Словесные
Уверения в беспомощности и зависимости от других
Прощание
Разговоры или шутки о желании умереть.
Сообщение о конкретном плане суицида.
Высказывание самообвинения.
Двойственная оценка значимых событий.
Медленная, маловыразительная речь.
К внешним проявлениям относятся:
• тоскливое выражение лица (скорбная мимика), гипомимия, амимия; • тихий монотонный голос, замедленная речь;
• краткость ответов, отсутствие ответов; • ускоренная экспрессивная речь; • общая двигательная заторможенность, бездеятельность, адинамия, двигательное возбуждение; • стремление к контакту с окружающими, поиски сочувствия, апелляция к врачу за помощью; • эгоцентрическая направленность на свои страдания
Вегетативные нарушения
- Чувство физической тяжести, душевной боли в груди
- Ощущение стесненного дыхания, нехватки воздуха
- Пища ощущается безвкусной
- То же в других частях тела (голове, животе)
- Нарушение ритма сна
- Слезливость
- Ощущение комка в горле
- Повышенное артериальное давление
- Сухость во рту («симптомы сухого языка»)
- Головные боли
- Снижение веса тела
- Повышение веса тела
- Снижение аппетита
- Отсутствие чувства сна
- Запоры
- Повышенная сонливость
- Тахикардия
- Расширение зрачков
- Бессонница
Рекомендации
Педагогам и родителям важно знать, в чем заключается проявление пред суицидального поведения. Признаки эмоциональных нарушений:
• потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость; • частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость); • необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду; • постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти; • ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие; • уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека одиночку;
Педагогам и родителям важно знать, в чем заключается проявление пред суицидального поведения. Признаки эмоциональных нарушений:
• уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека одиночку; • нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы; • погруженность в размышления о смерти; • отсутствие планов на будущее; • внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей; • пессимистическая оценка своего прошлого, избирательное воспоминание неприятных событий;
• пессимистическая оценка своего нынешнего состояния, отсутствие перспектив в будущем .
Риск суицидального поведения увеличивается в случае:
• Наличия предыдущей (незаконченной) попытки суицида. • Тенденции к самоповреждению (аутоагрессия). • Наличия суицидальных попыток в семье. • Алкоголизма. Длительное злоупотребление алкоголем способствует усилению депрессии, чувства вины и психической боли, которые часто предшествуют суициду. • Хронического употребления наркотиков и токсических препаратов. Они ослабляют мотивационный контроль над поведением человека, обостряют депрессию, вызывают психозы. • Аффективных расстройств, особенно тяжелых депрессий. • Хронических или смертельных болезней. • Тяжелых утрат, например смерти родителя, особенно в течение первого года после потери. • Лично-семейных конфликтов (развод, болезнь, одиночество, неудачная любовь, оскорбления со стороны окружающих, половая несостоятельность). • Конфликтов, связанных с антисоциальным поведением, в том числе опасение уголовной ответственности; боязнь иного наказания или позора. • Материально-бытовых трудностей. • Конфликтов, связанных с учебой (неуспехи в учебе).
Когда следует обращаться за профессиональной помощью
Затянувшаяся депрессия и одиночество становятся опасными, если:
• Вы чувствуете враждебность к людям, к которым раньше относились хорошо; • У вас нет интереса к чему бы то ни было;
• Ваше здоровье существенно подорвано; • Вы попадаете в зависимость от лекарств или алкоголя;
• Вы избегаете общества и большую часть времени проводите в одиночестве;
• Вы думаете о самоубийстве.
Требования к проведению беседы с подростком, размышляющим о суициде.
Для начала рекомендуется не просто принять суицидента как личность, способную на самоубийство, но и признать за человеком формальное право совершить такой шаг. А во время самого диалога взрослому рекомендуется:
1. Внимательно слушать собеседника, так как подростки очень часто страдают от одиночества и не возможности излить перед кем то свою душу.
2. Правильно формировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о какая помощь необходима.
3. Не выражать удивление от услышанного и не осуждать за любые, самые шокирующие высказывания.
4. не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, ему живется лучше других, по сколько высказывания типа “у всех есть такие же проблемы” заставляют ребенка ощущать себя более ненужным и бесполезным.
5. Постараться изменить романтико – трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти.
6. не предлагать не оправданных утешений, поскольку подростки зачастую не способны принять советы, но подчеркнуть временный характер проблемы.
7. Привести конструктивные способы ее решения.
Одновременно стремиться вселить в подростка надежду, которая, однако, должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей .
Рекомендации родителям застенчивого ребенка и педагогам должны включать следующие моменты:
1. Фон общения с ребенком должен быть спокойным и доброжелательным.
2. Необходимо свести до минимума критику и негативные оценки поведения ребенка, а в отношении его личности такие оценки вообще недопустимы.
3. Главный козырь взрослых — это терпение и тактичность.
4. Необходимо развивать у ребенка инициативность и самостоятельность.
5. В быту необходимо стимулировать ребенка к разностороннему общению: обратиться к кому-то с просьбой, отдать что-либо (деньги — продавцу, телеграмму — телеграфистке и т. д.). На первых этапах присутствие и участие знакомого взрослого обязательно.
В непосредственной работе с детьми можно использовать следующие приемы и методы:
- обучение способам расслабления;
- проигрывание проблемных ситуаций, являющихся травмирующими для застенчивого ребенка (публичное выступление, ситуация знакомства и т. д.);
- подвижные игры для развития коммуникативных навыков;
- рисование для выявления и отработки страхов;
- использование элементов сказкотерапии, художественных произведений с ярко прорисованными характерологическими чертами героев и явным разрешением проблем;
- обучение диалоговому общению в сюжетно-ролевых играх.
15 ПРАВИЛ ОБЩЕНИЯ С ЧЕЛОВЕКОМ С СУИЦИДАЛЬНЫМИ МЫСЛЯМИ
1. Попытайтесь убедить человека обратиться к специалистам (психолог, врач, невропатолог).
2. Разработайте стратегию помощи, если человек отказывается от помощи специалистов.
3. Будьте заинтересован судьбе этого человека и готовы помочь.
4. Оцените его внутренние резервы – найдите их.
5. Позвольте выговариваться – человек почувствует облегчение.
6. Не оставляйте в одиночестве.
7. Поддерживайте его и будьте ненавязчиво настойчивы в позитиве –
дайте ему эмоциональную опору.
15 ПРАВИЛ ОБЩЕНИЯ С ЧЕЛОВЕКОМ С СУИЦИДАЛЬНЫМИ МЫСЛЯМИ
8. Давайте больше позитивных установок, т.к. в состоянии душевного кризиса нужны строгие утвердительные указания.
9. Будьте компетентны в данном вопросе - соблюдайте такт, терпение, обратитесь за консультацией к специалисту.
10. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь.
11. Помогите ему осознать или вспомнить его способность анализировать и воспринимать советы окружающих.
12. Помогите осознать, что следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников, муллы к которым можно обратиться.
13. Помогите отвлечься от негативных мыслей, что поможет вернуть душевные силы и стабильность.
14. Внушите ему чувство уважения к собственной жизни и к себе самому.
15. Примените технику 2 колонок – негатив превратите в позитив.
Важно помочь родителям и педагогам выработать единую стратегию
в общении с застенчивым ребенком,
научить их навыкам конструктивного общения.