Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Красносулинская специальная школа-интернат № 1»
Программа
«Этикет общения» (для подростков)
Направление: социально-педагогическое
для учащихся 7-8-9 класса
2023
Пояснительная записка
Программа «Этикет общения» (для подростков) разработана на базе Федерального государственного стандарта основного общего образования, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.13. 2012 года № 273 – ФЗ), приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644), СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», устава школы-интерната и правил внутреннего распорядка для обучающихся ГКОУ РО Красносулинской школы-интерната №1.
Отличием данной программы является то, что она разработана для детей с ОВЗ, обучающихся в специальных коррекционных школах. Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. У таких детей очень часто наблюдаются нарушения всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной и волевой сферы.
Назначение программы занятий
Основная особенность курса по данной программе – его ориентация на формирование у учащихся навыков бытовой культуры, социальной, культуры пола, здорового образа жизни, национальной и гражданской культуры.
Содержание должно быть реализовано основными средствами воспитания: деятельность, общение, отношение.
Актуальность и перспективность
На современном этапе общественного развития повышение культуры поведения и общения молодежи – важнейшая задача. Курс «Этикет общения» формирует у учащихся, прежде всего, культуру устного общения.
Коммуникативное поведение личности ребёнка формируется в процессе его индивидуального развития как члена определённой национально-культурной общности и представляет собой совокупность усвоенных путём подражания другим членам общества норм и традиций общения, а также включает сугубо индивидуальные нормы и традиции, сформировавшиеся в процессе индивидуальной практики человека, его личного опыта общения и взаимодействия с людьми.
Адекватное коммуникативное поведение – это такое коммуникативное поведение, которое соответствует принятым для определённого типа ситуации нормам и является эффективным. Таким образом, учащиеся должны освоить этикетные нормы общения (как надо? как принято?), правила и приёмы эффективного речевого воздействия (как лучше?).
Возрастная группа учащихся, на которых ориентирован курс - 7-9 классы. Программа занятий «Этикет общения» (для подростков) разработана с учетом особенностей учащихся коррекционной школы-интерната.
Объем часов: 20 часов (1 час в неделю).
Цель - формирование культуры поведения, коммуникативной грамотности и общения учащихся.
Коммуникативная грамотность предполагает сформированность у учащихся:
- устойчивых навыков культуры устной речи;
- навыков эффективного общения;
- культуры поведения.
Задачи курса: 1.Сформировать коммуникативную грамотность учащихся. 2.Вооружить учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета поведения и общения, а также норм культуры речи.
3.Обучить основным правилам и приемам эффективного коммуникативного поведения в различных ситуациях.
4.Сформировать у подростков навык ответственного коммуникативного поведения, умение корректировать своё общение и поведение в зависимости от ситуации.
Планируемые результаты освоения курса
овладение навыками адаптации в различных жизненных ситуациях;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
умение слушать собеседника, вести диалог и аргументировать свою точку зрения;
соблюдение общих норм этикета: демонстрировать уважение и дружелюбие к собеседнику; изменять свое поведение в зависимости от ситуации;
умение производить положительное впечатление на собеседника своим внешним, коммуникативным и поведенческим имиджем;
сформировать свой внешний стиль с учетом индивидуальных особенностей личности, типа внешности, требований этикета и моды и материальных возможностей;
обходиться без жаргонизмов в собственной речи.
Содержание
№ раздела | Название раздела | Кол-во часов | Характеристика основных содержательных линий |
I | Понятие этикета | 2 | Этикет как совокупность правил «хорошего тона», принятых в обществе и устанавливающих порядок поведения и общения людей в тех или иных ситуациях. Основные функции этикета. Понятие «культурный человек». Понятие вежливости. Речевой этикет, этикет внешнего вида и этикет поведения, их соотношение и неразрывная связь. Сферы действия и виды этикета. |
II | История этикета | 1 | Возникновение этикета на этапе осознания человеком себя членом определенного коллектива. |
III | Виды современного этикета | 2 | Этикет поведения, этикет внешнего вида и речевой этикет как составляющие современного этикета. Принципы этикета. Важные правила современного этикета. |
IV | Понятие имиджа | 2 | Имидж как образ, который человек выбирает, создает и сознательно поддерживает, используя для достижения своих целей в жизни. Возможные имиджи. Три основные слагаемые имиджа – внешность, речь, поведение. Формирование имиджа. |
V | Этикет внешнего вида | 2 | Законы моды и этикет. Структура этикета внешнего вида: одежда, прическа, силуэт, цветовая гамма. Соотношение этикета и моды. Функции одежды. Стиль как совокупность деталей внешнего вида, существующих в постоянном, одобряемом обществом единстве. Гармоничные сочетания одежды, аксессуаров, прически и т.п. |
VI | Речевой этикет | 3 | Соблюдение правил речевого этикета как способ формирования благоприятного языкового паспорта человека. Соблюдение норм культуры речи и общения. Жаргон как особенности речи определенной, относительно замкнутой группы людей. Причины употребления жаргона. Правила речевого этикета относительно употребления жаргона. Недопустимость общественного сквернословия. |
VII | Этикетные нормы общения со сверстниками | 3 | Этикет поведения в школьном коллективе. Проблема сосуществования в группе. «Ярлык» как отличительный знак личности подростка в группе. Этикет дружеских отношений. Этикет взаимоотношений юноши и девушки. |
VIII | Семейный этикет | 2 | Правила семейного этикета. Профилактика конфликтов в семье. |
IX | Трудные случаи этикета поведения. | 3 | Трудные случаи этикета как случаи, для которых нет четких норм, для которых большое значение имеет сама ситуация общения. Этикет поведения в школьном коллективе. Этикет дружеских отношений. Этикет взаимоотношений юноши и девушки. Правила поведения при ссоре. Умей уступать. |
|
4