СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социально -образовательный проект "Иллюстрация книги"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наша школа искусств (художественное отделение) сотрудничает с  самодеятельной поэтессой, писателем  Екатериной Емельяновой. Екатерина пишет для детей. Есть в её творчестве  произведения и для взрослой аудитории. Мои коллеги со своими учащимися проиллюстрировали уже не одно произведение.

Просмотр содержимого документа
«Социально -образовательный проект "Иллюстрация книги"»

«Социально - образовательный проект «Иллюстрация книги» (графика).


Наша школа искусств (художественное отделение) сотрудничает с самодеятельной поэтессой, писателем Екатериной Емельяновой. Екатерина пишет для детей. Есть в её творчестве произведения и для взрослой аудитории. Мои коллеги со своими учащимися проиллюстрировали уже не одно произведение.

В начале 2018-1019 учебного года писательница обратилась с просьбой ко мне и моим учащимся проиллюстрировать детскую книгу-азбуку «Летим, едем, плывём». Было оговорён формат, место расположения текста и букв. Для каждой буквы с рисунком, отдельная страница. Книга должна быть вертикального формата, черно-белого исполнения, то есть, выполнена в графике. Наша задача: изображение иллюстраций. Буквы и текст будут заданы типографией. Исходя из заданных параметров мы с детьми начали работать над проектом.

Основную работу выполняли учащиеся 3 класса общеразвивающего отделения 12-13 лет. Включены в работу учащиеся 5 класса предпрофессионального отделения 14-16 лет, есть работы подготовительного отделения 8-9 лет

.Начали мы с букв, которые должны были располагаться по одной на странице и наиболее доходчиво объясняли бы смысл в рисунках для детей 5-6 лет, изучающих алфавит. Учащиеся выполняли эскизы, голосованием был выбран лучший вариант буквицы и все (учащиеся 3 классов) принялись в едином стиле за работу.

Н ачали мы с закрепления и изучения темы «Перспектива». Учащимся было предложено построение кубов и параллелепипедов на различных точках зрения относительно линии горизонта. Этой темой мы закрепляли знания, полученные на уроках рисунка. Из готовый блоков, учащиеся(12-13лет) создавали буквы, отсекая ненужное - учились развивать своё пространственное мышление.

На деле было все не так просто, не у всех получалось, даже с помощью образцов, пространственно мыслить. Строить геометрические формы в пространстве вызывало затруднение. Учащиеся лепили фигуры букв из пластилина и на примере их учились создавать пространство. Передавать объем букв в плоском листе бумаги. Следующим этапом была задача «оживить» буквы – нарисовать подходящие по смыслу рисунки. Скомпоновать изображение в формате. Здесь у учащихся или совсем не было идей, или другая крайность – они хотели нарисовать все предметы, какие бывают на эту букву.

П редстояла задача остановиться на нескольких изображениях и композиционно их разместить. Сами буквы и крупные элементы композиции выполнялись в технике аппликации в черно-серой гамме оттенков. Мелкие детали наносились сверху, кистью, пером в основном гуашь, тушью. Ограниченная гамма цветов в работе - непростая задача для учащихся среднего школьного возраста, но все справились с поставленной задачей. Лучшие работы экспонировались в холле учебного заведения.











Следующим этапом работы было создание обложки и иллюстрация кратких стихотворений про транспорт. Обложку выполнял один их лучших учащийся 5 класса – Саримсаков Фируз.

Количество небольших стихотворений про транспорт составляет 270 штук. Это большой объём и надо было как – то систематизировать работу на ними.

Все стихотворения были разделены мною по блокам: №1. Старинные виды транспорта. №2. Техника времён Великой Отечественной войны. №3. Рабочая техника, применяемая в нефтяной промышленности. №4. Рабочая техника, применяемая в дорожных работах. №5. Городской транспорт, легковые автомобили. №6 Спортивные и игровые виды транспорта. №7 Водный транспорт. № 8.Воздушные виды транспорта. Некоторые темы перекликаются между собой, и моя задача состояла распределить стихотворения между учащимися и следить, чтобы они не дублировали друг друга.

Тему №1. Старинные виды транспорта – выполняли учащиеся 5 класса предпрофессионального отделения 14-16 лет, II четверть. Работы выполнялись в технике живопись, гризайль. Учащиеся тщательно изучали эпоху, стиль искусства того времени, типы людей, обстановку, одежду и т.д. Юный художник должен уловить дух литературного произведения, его стиль и отразить в своём творчестве. Ребята соприкоснулись с этой гранью творчества и погрузились в эпоху, изучали историю.

Учащиеся 3 класса общеразвивающего отделения 12-13 лет выполняли во II четверти виды транспорта по выбору, в технике живопись, гризайль. Кто-то смог (в силу объективных обстоятельств) сделать только иллюстрацию одной буквы, кто-то успел сделать две и три работы (букву и иллюстрацию).

Учащиеся выгорают, если долго работать над одной и той же темой. Поэтому в третьей четверти мы выполняли вначале другую работу, поучаствовали во Всероссийском изобразительном диктанте, а затем вновь вернулись к иллюстрации книги.

Поступил социальный заказ от нефтяников на изображение темы №3. Рабочая техника, применяемая в нефтяной промышленности. Все силы моих третьих и пятых классов, брошены на изображение техники рабочей специальности. Ребята с помощью, специальной литературы изучают виды техники, применяемые для разработки, добычи и транспортировки нефти и сопутствующих полезных ископаемых. Посещают Музейно-выставочный центр - залы музея : «История города», «История основания нефтяных промыслов».

Для поддержания интереса к творчеству выполнения иллюстрации – изучаем различные приёмы и техники графики.



Параллельно изучаем приёмы трафаретной печати, рисунка с помощью поролоновой губки, стека, мастихина, техники «сухая кисть» - для графического выполнения композиции.

Подготовительному отделению предлагается тема №6 Спортивные и игровые виды транспорта. Работа выполняется в технике сухая кисть (фон) и проработка деталей гелиевой ручкою, маркёром, линером

Знакомство с различными видами выполнения графической работы развивают профессиональный уровень учащихся. Помогает ориентироваться в выборе материала и приёмов выполнения композиционных работ.





В преддверии празднования годовщины великой Победы нашего народа в Великой Отечественной войны, ребята приступили к следующему этапу в выполнение иллюстраций к детской книге-азбуки «Летим, едем, плывём» Екатериной Емельяновой. Тема: техника времён Великой Отечественной войны. Эта тема выполнялась несколькими параллелями и в различных техниках ( коллаж, трафаретная

печать, сухая кисть, «монотипия» и пр).







З
а один учебный год не удалось выполнить все иллюстрации. Проект продолжал выполняться в 2019-2020 учебном году. В технике обрывной аппликации из газетного текста различного штриха, фотографий, составлялись коллажи на темы: городской т ранспорт, легковые автомобили; спортивные и игровые виды транспорта; водный транспорт, воздушные виды транспорта.

Был привлечён ещё один класс учащихся для работы над книгой. Это ребята 10-11 лет. Они выполняли иллюстрации в технике силуэт и декоративная графика.









Работая над книгой, мы не отклонялись от учебной программы станковой композиции, и все базовые принципы композиции изучались.

Хочу отметить, что данный проект подчёркивает значимость изобразительного труда школьников.

Б
ыла сделана большая работа по систематизации и компьютерной обработке художественного материала. На деньги спонсоров книга издана. Тираж книги небольшой, но каждый участник её создания получит эксклюзивное издание в своё пользование.



Благодаря музею и в частности Александру Седову была организована выставка детских иллюстраций. В торжественной обстановке книга была вручена юным художникам. Всем желающим автор стихов и преподаватель написали на книге своё пожелание, оставили автограф.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!