Социальная сфера – женская сфера
Мария Клавдиевна была незаурядным человеком, обладательницей энциклопедических знаний в искусстве, почетным членом первого в России союза художников. Поражают масштабы ее общественной деятельности, в которой ведущим началом было просветительство: ею было создано Училище ремесленных учеников (под Брянском), открыто несколько начальных народных школ, совместно с Репиным организованы рисовальные школы, открыты курсы для подготовки учителей, и даже создан на Смоленщине самый настоящий аналог подмосковного Абрамцева-Талашкино. « Созидательницей и собирательницей » назвал Тенишеву Рерих. И это действительно так и это в полной мере относится к русским меценатам золотого века. Тенишева не только на редкость разумно и благородно ассигновала деньги на цели возрождения отечественной культуры, но и сама непосредственно, своим талантом, знаниями и умениями внесла заметный вклад в изучение и развитие лучших традиций отечественной культуры .
Тенишева
Мария
Клавдиевна
(1867-1928)
Происходила она из дворянской помещичьей семьи Новгородской губернии. Живя в довольстве и холе, Карцева услышала о тяжких бедствиях, переносимых на крымских бастионах нашими воинами, беспомощно истекавшими кровью и умирающими от болезней за недостатком врачебного ухода. Презрев все условности окружающей жизни, она откликнулась помочь несчастным страдальцам и прибыла под Севастополь. « Истинная мать родная » - другого отзыва нет о ней ни у больных, ни у сестер.
Более десяти лет после Бакуниной она работает на пользу страждущим в качестве старшей сестры Крестовоздвиженской общины. В конце 1870 г. она устроила новую общину сестер милосердия - Георгиевскую. Елизавета Петровна, можно сказать, создала эту общину, привлекла в нее лучшие медицинские силы, устроила при ней лечебницу для приходящих и больницу, собрала вокруг себя таких же самоотверженных, способных тружениц-сестер, как она сама, и с их помощью сделала общину образцовым медицинским учреждением, и до сих пор поставляющим настоятельниц в другие общины.
Имя Карцевой стало одним из священнейших для русского воина. Далеко по всей России разнесли участники Турецкой кампании рассказы о ее трудах, о ее любви к ближнему, и имя славной, дорогой « сестрицы » не забудется. Не забудут ее и все те, кто имеет надлежащее представление о значении общин сестер милосердия и в мирное время.
Елизавета
Петровна
Карцева
(1823-1898)
Супруга великого князя Михаила Павловича, благотворительница, государственная и общественная деятельница. Проявила себя как меценат: покровительствовала К. П. Брюллову, И. К. Айвазовскому, А. Рубинштейну. Поддержав идею учреждения Русского музыкального общества и консерватории, финансировала этот проект. Начальные классы консерватории открылись в ее дворце в 1858 году. Оказала поддержку актёру И. Ф. Горбунову, тенору Нильскому, хирургу Пирогову. Содействовала посмертному изданию собрания сочинений Н. В. Гоголя. В 1853 — 1856 годах выступила одной из основательниц Крестовоздвиженской общины сестер милосердия. После окончания войны при общине были открыты амбулаторная лечебница и бесплатная школа для 30 девочек. Великая княгиня оказывала попечительство училищу святой Елены; основала в память дочерей Елисаветинскую детскую больницу (Петербург), детские приюты Елисаветы и Марии (Москва, Павловск); реорганизовала Максимилиановскую больницу, где по её инициативе был создан постоянный стационар. Был открыт в 1885 году Клинический институт Великой княгини Елены Павловны (Еленинский клинический институт). В своей благотворительной деятельности проявляла не только высокие духовные качества, но и организационный и администраторский талант.
Великая
княгиня
Елена
Павловна
(1806-1873)
Сестра милосердия. Из дворянского рода, давшего России плеяду общественных и государственных деятелей.
В 1854, в разгар Крымской войны, окончила курсы при Крестовоздвиженской общине сестер милосердия. 15 декабря 1854 в составе третьего медицинского отряда общины была отправлена к месту боевых действий для оказания помощи раненым. В феврале 1856 была назначена настоятельницей Крестовоздвиженской общины.
В 1861 приехала в родовое имение Казицино Новоторжского уезда Тверской губернии, где в дальнейшем много лет оказывала медицинскую помощь сельскому населению. На собственные средства устроила в Казицыне в специально построенном деревянном здании лечебницу на 8 коек и дешевую аптеку, открыла амбулаторный прием больных. На свои средства приглашала врача из Твери. В 1868 во время эпидемии возвратной горячки (тифа) регулярно объезжала пораженные эпидемией села.
В 1877, с началом Русско-турецкой войны, возглавила один из отрядов сестер Всероссийского общества Красного Креста, отправляемых на Кавказ. Ей было поручено заведование военно-временными госпиталями от Тифлиса до Александрополя.
Пробыв на фронте больше года, в 1878 вернулась в Казицино, где продолжала свою деятельность. Основанную ею лечебницу пришлось закрыть из-за нехватки средств, но она продолжала вести прием и осмотр детей в школе.
Екатерина Михайловна Бакунина
(1810-1894)
Она широко занималась благотворительной деятельностью. В память о муже В. А. Морозова построила психиатрическую клинику на Девичьем поле. Несколько раньше, еще при жизни первого мужа Абрама Арбамовича Морозова, Варварой Алексеевной было устроено начальное училище (в 1873 г.) и ремесленные классы при них (с 1877 г.). На средства В.А. Морозовой были также построены здания Рогожских женского и мужского начальных училищ (т.н. Училищный дом на Б. Калитниковской, д. 36).
В.А. Морозова внесла большой вклад в создание таких учебных заведений, как Пречистенские рабочие курсы и городской народный университет им. А. Л. Шанявского. Благодаря ее участию и активной помощи было построено общежитие для студентов Императорского Технического училища. В 1885 г. В. А. Морозовой была основана первая в Москве бесплатная общедоступная читальня им. И. С. Тургенева, рассчитанная на 100 читателей и располагавшая богатым книжным фондом. Значительные средства были пожертвованы В. А. Морозовой на нужды Московского университета. При ее фабрике существовала больница (основана в 1858 г.), родильный приют (основан в 1861 г.), торговая школа для малолетних рабочих (основана в 1869 г.).
Морозова Варвара
Алексеевна
(1848-1917)
Предпринимательница
Посещая храмы, больницы, детские приюты, дома для престарелых и тюрьмы, Великая княгиня Елисавета видела много страданий. И везде она старалась сделать что-либо для их облегчения.
После начала в 1904 году русско-японской войны Елисавета Феодоровна во многом помогала фронту, русским воинам. Трудилась она до полного изнеможения.
Елисавета Феодоровна решила посвятить свою жизнь Господу через служение людям и создать в Москве обитель труда, милосердия и молитвы. Она купила на улице Большая Ордынка участок земли с четырьмя домами и обширным садом. В обители, которая была названа Марфо-Мариинской в честь святых сестер Марфы и Марии, были созданы два храма - Марфо-Мариинский и Покровский, больница, считавшаяся впоследствии лучшей в Москве, и аптека, в которой лекарства отпускались бедным бесплатно, детский приют и школа. Вне стен обители был устроен дом-больница для женщин, больных туберкулезом.
С начала первой мировой войны Великая княгиня организовала помощь фронту. Под ее руководством формировались санитарные поезда, устраивались склады лекарств и снаряжения, отправлялись на фронт походные церкви.
Великую княгиню Елисавету Феодоровну арестовали на третий день святой Пасхи 1918 года, в Светлый вторник.
Великая Княгиня
Елисавета и
инокиня Варвара
С ней разрешили поехать сестрам обители Варваре Яковлевой и Екатерине Янышевой. Спутниц Елисаветы Феодоровны отправили в Екатеринбург и там отпустили на свободу. Но сестра Варвара добилась, чтобы ее оставили при Великой княгине.
Преподобномученица инокиня Варвара была крестовой сестрой и одной из первых насельниц Марфо-Мариинской обители в Москве. Будучи келейницей и сестрой, самой близкой к Великой княгине Елисавете Феодоровне, она не превозносилась и не гордилась этим, а была со всеми добра, ласкова и обходительна, и все любили ее.
Память преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары совершается 5 (18) июля и в день Собора новомучеников и исповедников Российских.
Спасибо за внимание!