СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социалистическая модернизация России 1921-1939 гг. – «советская модель». Основные направления и поиски моделей экономического строительства социализма (военный коммунизм, НЭП, индустриализация и коллективизация с/х).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целями советской модернизации являлись ускоренное превращение СССР из преимущественно аграрной страны в индустриальную державу, обеспечение максимальной экономической независимости и укрепление обороноспособности. План форсированного развития социализма включал в себя индустриализацию, коллективизацию сельского хозяйства и культурную революцию.  

Просмотр содержимого документа
«Социалистическая модернизация России 1921-1939 гг. – «советская модель». Основные направления и поиски моделей экономического строительства социализма (военный коммунизм, НЭП, индустриализация и коллективизация с/х).»

Социалистическая модернизация России 1921-1939 гг. – «советская модель». Основные направления и поиски моделей экономического строительства социализма (военный коммунизм, НЭП, индустриализация и коллективизация с/х).   Выполнил Ждан Никита

Социалистическая модернизация России 1921-1939 гг. – «советская модель». Основные направления и поиски моделей экономического строительства социализма (военный коммунизм, НЭП, индустриализация и коллективизация с/х).

Выполнил

Ждан Никита

Цели модернизации

Целями советской модернизации являлись ускоренное превращение СССР из преимущественно аграрной страны в индустриальную державу, обеспечение максимальной экономической независимости и укрепление обороноспособности. План форсированного развития социализма включал в себя индустриализацию, коллективизацию сельского хозяйства и культурную революцию.

В середине 1920-х гг. перед Советской Россией встала задача индустриализации страны. В условиях сложной военно-политической обстановки в мире и наращивания промышленного потенциала передовыми европейскими странами руководители СССР понимали необходимость милитаризации страны, которая была невозможна без поднятия уровня тяжелой промышленности. Серьезный военный потенциал должен был  стать для капиталистических стран сдерживающим от вмешательства во внутренние дела СССР фактором.

Вторая причина коренной реорганизации заключалась  в стремлении большевиков укрепить и расширить свою социальную базу - рабочий класс. Сохранение диктатуры пролетариата в аграрной стране, где рабочие составляли незначительную часть населения, где сохранялась проблема избытка рабочих рук в деревне и безработицы в городах (

Среди лидеров партии и правительства существовали разные точки зрения на проблему выбора путей индустриального развития :одни считали, что сначала надо развивать сельское хозяйство и легкую промышленность, как делалось при классической индустриализации на Западе, а заработанные таким образом средства пустить на развитие тяжелой промышленности. Другие , предлагали увеличить налоги с крестьян, чтобы за счет этого покупать технику за границей. Л. Б. Троцкий и его сторонники предлагали провести сверхиндустриализацию за счет изъятия средств у крестьянства путем увеличения налогов и создания в деревне крупных коллективных хозяйств.

И. В. Сталин тоже выступал за ускоренную индустриализацию. Его концепция предусматривала свертывание НЭПа, укрепление административного контроля над деревней, ликвидацию элементов рыночных отношений, подавление экономической свободы производителя, жесткое планирование, перекачку средств из сельского хозяйства в промышленность, ускорение темпов индустриализации. Эта точка зрения в конце концов стала мнением большинства руководителей страны.

Источниками средств на индустриализацию стали налоги с нэпманов, принудительные займы государства у населения, прибыль от государственной монополии на внешнюю торговлю, доходы от легкой промышленности. Но главным источником стали доходы от сельского хозяйства. В декабре 1925 г. на XIV съезде партии был провозглашен курс на индустриализацию. Для реализации курса стало применяться пятилетнее планирование развития народного хозяйства.

ГОЭЛРОО ГОЭЛРОО (Государственная комиссия по электрификации Россиии) — государственный план электрификации Советской России после Октябрьской революции 1917 года. Разработан Государственной комиссией по электрификации России по заданию и под руководством В. И. Ленина. Одобрен VIII Всероссийским электротехническим съездом План ГОЭЛРО, рассчитанный на 10—15 лет, предусматривал строительство 30 районных электрических станций (20 ТЭС и 10 ГЭС) общей мощностью 1,75 млн кВт. В числе прочих намечалось построить Штеровскую, Каширскую, Нижегородскую, Шатурскую и Челябинскую районные тепловые электростанции, а также ГЭС — Нижегородскую, Волховскую . Проект ГОЭЛРО положил основу индустриализации в России. План, в основном, был перевыполнен к 1931 году. Выработка электроэнергии в 1932 году по сравнению с 1913 годом увеличилась не в 4,5 раза, как планировалось, а почти в 7 раз: с 2,0 до 13,5 млрд кВт•ч.

ГОЭЛРОО

ГОЭЛРОО (Государственная комиссия по электрификации Россиии) — государственный план электрификации Советской России после Октябрьской революции 1917 года. Разработан Государственной комиссией по электрификации России по заданию и под руководством В. И. Ленина. Одобрен VIII Всероссийским электротехническим съездом

План ГОЭЛРО, рассчитанный на 10—15 лет, предусматривал строительство 30 районных электрических станций (20 ТЭС и 10 ГЭС) общей мощностью 1,75 млн кВт. В числе прочих намечалось построить Штеровскую, Каширскую, Нижегородскую, Шатурскую и Челябинскую районные тепловые электростанции, а также ГЭС — Нижегородскую, Волховскую .

Проект ГОЭЛРО положил основу индустриализации в России. План, в основном, был перевыполнен к 1931 году. Выработка электроэнергии в 1932 году по сравнению с 1913 годом увеличилась не в 4,5 раза, как планировалось, а почти в 7 раз: с 2,0 до 13,5 млрд кВт•ч.

Первая пятилетка  (1928—1932) Главной задачей первой пятилетки было провозглашено превращение страны из аграрной в аграрно-индустриальную. План предусматривал увеличение промышленного производства на 135%, национального дохода на 82%, капиталовложений в промышленность в 4 раза, коллективизацию 20% крестьянских хозяйств. Главным лозунгом первой пятилетки стал тезис

Первая пятилетка  (1928—1932)

Главной задачей первой пятилетки было провозглашено превращение страны из аграрной в аграрно-индустриальную. План предусматривал увеличение промышленного производства на 135%, национального дохода на 82%, капиталовложений в промышленность в 4 раза, коллективизацию 20% крестьянских хозяйств. Главным лозунгом первой пятилетки стал тезис "Техника решает все!".

В начале 1933 г. было объявлено, что план выполнен за 4 года и 3 месяца. Хотя рост производства оборудования, полуфабрикатов тяжелой промышленности, электроэнергии, добычи сырья был весьма значительным, он не достиг запланированных показателей. Высокие  темпы строительства вели к нарушениям технических требований, авариям на производстве, вину за которые руководство страны возложило на "вредителей-специалистов".

Итог первой пятилетки  (1928—1932) Несмотря на достигнутые успехи, самоотверженный труд и энтузиазм советских людей, уже 1930 г. показал, что осуществление плана нереально из-за нехватки сырья, топлива, рабочей силы и оборудования. Главные стройки: ДнепроГЭС, Беломорканал, Турксиб, Магнитка, Комсомольск-на-Амуре и др.  поглощали 50 % всех капиталовложений. За этот период производство тяжелой промышленности выросло в 2,8 раза, машиностроения — в 4 раза. В стране исчезла безработица, но остро не хватало квалифицированных кадров, что привело к открытию новых высших и средних учебных заведений. Нехватку неквалифицированной рабочей силы замещали трудом узников ГУЛАГа. В 1928-1932 гг. было построено 1500 промышленных объектов

Итог первой пятилетки  (1928—1932)

Несмотря на достигнутые успехи, самоотверженный труд и энтузиазм советских людей, уже 1930 г. показал, что осуществление плана нереально из-за нехватки сырья, топлива, рабочей силы и оборудования. Главные стройки: ДнепроГЭС, Беломорканал, Турксиб, Магнитка, Комсомольск-на-Амуре и др.  поглощали 50 % всех капиталовложений.

За этот период производство тяжелой промышленности выросло в 2,8 раза, машиностроения — в 4 раза. В стране исчезла безработица, но остро не хватало квалифицированных кадров, что привело к открытию новых высших и средних учебных заведений. Нехватку неквалифицированной рабочей силы замещали трудом узников ГУЛАГа. В 1928-1932 гг. было построено 1500 промышленных объектов

Вторая пятилетка (1933—1937)

Второй пятилетний план (1933—1937) ставил задачу построить материально-техническую базу социализма. Главный лозунг пятилетки — «Кадры решают все!».

План предусматривал 16,5 % прироста продукции в год; интенсивное развитие Урала, Сибири, Казахстана, среднеазиатских республик, Башкирии, Дальнего Востока, куда направлялось более трети всех капиталовложений в народное хозяйство. В 1933-1937 гг. было введено в действие 4500 крупных народнохозяйственных предприятий: Урало-Кузнецкий металлургический комбинат, Уральский и Краматорский заводы тяжелого машиностроения. В Москве в 1935 г. открылась первая линия метрополитена им. Л. М. Кагановича, соединившая станции "Сокольники" и "Парк культуры". Возникли новые отрасли промышленности, в том числе в области производства цветных металлов, синтетического  каучука, калийных удобрений.

  Развернулась борьба за повышение производительности труда. Забойщик шахты "Центральная -Ирмино" в Донбассе Алексей Стаханов в августе 1935 г. за смену добыл 102 т угля, превысив норму в 14,5 раза. Рекорд был установлен в результате правильной организации труда. В пропагандистских целях рекорд Стаханова получил всесоюзную известность, а массовое движение новаторов и передовиков производства стало называться стахановским.

Итог Второй пятилетки (1933—1937)

Второй пятилетний план был реализован на 70—77 %. По ряду показателей (производство металла и товаров народного потребления, добыча угля и др.) достичь запланированных рубежей не удалось. Однако СССР стал крупнейшей индустриальной державой. По объему промышленного производства в конце 30-х г. он вышел на первое место в Европе  и второе место в мире (после США). Была преодолена зависимость от импорта, повышена обороноспособность страны.

Источниками капиталовложений для форсированной индустриализации являлись сельское хозяйство; принудительные займы у населения; денежная эмиссия; торговля водкой; экспорт сырья; усиление эксплуатации трудящихся.

Положительными итогами индустриализации стали сокращение отставания от западных стран и экономическая независимость государства. Среди отрицательных последствий можно назвать дефицит товаров народного потребления, диспропорции в развитии промышленности и сельского хозяйства, понижение уровня жизни населения, преобладание моральных стимулов к труду над материальными. В ходе индустриализации окрепла роль государства в экономике.

Коллективизация в СССР

Коллективизация проводилась в 1929-1935 годах. Эта политика соответствовала большевистской идеологии с ее представлениями о преимуществах государственной и коллективной собственности над частной. Другой причиной коллективизации было стремление обеспечить промышленность финансовыми средствами за счет сельского хозяйства.

Политика коллективизации проводилась по двум направлениям: объединение единоличных хозяйств в колхозы и раскулачивание. В колхозах обобществлялись земля, скот, инвентарь. Устанавливались очень короткие сроки проведения коллективизации: в основных сельскохозяйственных районах коллективизация проводилась за 1-2 года. Карательные органы лишали несогласных крестьян избирательных прав, конфисковывали имущество, запугивали, сажали под арест.

Параллельно шел процесс раскулачивания. Зажиточные крестьяне, не желавшие вступать в колхозы подлежали аресту, выселению в Сибирь, конфискации имущества. Ответом стали массовые волнения, убой скота, скрытое и явное сопротивление. В 1932-1933 годах в самых хлебных районах вспыхнул голод. Погибли от 3 до 8 миллионов человек (точные данные неизвестны). К 1937 году в колхозах состояло более 93 % крестьянства.

Коллективизация нанесла невосполнимый ущерб сельскому хозяйству (сокращения урожайности, производства, поголовья скота, посевных площадей).

Культурная революция в СССР Культурная революция в СССР была следствием Октябрьской революции 1917 года. Сам термин появился весной 1917 года в “Манифесте анархизма”, а Ленин стал его использовать с 1923 года в одной из своих последних работ – “О кооперации”. Он видел в ней задачу культурного развития народных масс Причиной культурной революции была общая отсталость страны 1917 году. Борьба с неграмотностью стала первым шагом для создания собственных кадров для развития науки и промышленности.

Культурная революция в СССР

  • Культурная революция в СССР была следствием Октябрьской революции 1917 года. Сам термин появился весной 1917 года в “Манифесте анархизма”, а Ленин стал его использовать с 1923 года в одной из своих последних работ – “О кооперации”. Он видел в ней задачу культурного развития народных масс
  • Причиной культурной революции была общая отсталость страны 1917 году. Борьба с неграмотностью стала первым шагом для создания собственных кадров для развития науки и промышленности.
Культурная революция в СССР В первые месяцы советской власти, еще до создания СССР, появились органы партийно-государственного управления культурной жизнью:  -Агитпроп.  -Главполитпросвет.  -Наркомпрос.  -Главлит. Большевики начали национализацию типографий, издательств, кинофабрик и музеев. Уже в годы Гражданской войны была введена жесткая цензура, начались гонения на религию и власти приступили к борьбе с неграмотностью. Декрет о борьбе с неграмотностью был издан 26 декабря 1919 года. Он обязывал население в возрасте от 8 до 50 лет научиться читать и писать на русском или родном языке.

Культурная революция в СССР

В первые месяцы советской власти, еще до создания СССР, появились органы партийно-государственного управления культурной жизнью:

-Агитпроп.

-Главполитпросвет.

-Наркомпрос.

-Главлит.

Большевики начали национализацию типографий, издательств, кинофабрик и музеев. Уже в годы Гражданской войны была введена жесткая цензура, начались гонения на религию и власти приступили к борьбе с неграмотностью. Декрет о борьбе с неграмотностью был издан 26 декабря 1919 года. Он обязывал население в возрасте от 8 до 50 лет научиться читать и писать на русском или родном языке.

Культурная революция в СССР Так же этот процесс бурно шел в годы первых пятилеток. В стране развивался кинематограф, фильмы были черно-белые, а в 1931 году вышел первый звуковой – “Путевка в жизнь”. К концу десятилетия появились знаменитые исторические фильмы, например, “Александр Невский”. В 1931-1935 годах произошли изменения в школьном образовании. В школу вернули преподавание истории с элементами идеологического воспитания, а также появилась четкая программа, уроки, предметы, оценки. Численность школ к 1940 году выросла до 198 тыс., численность учеников – 35 млн, а численность учителей – до 1,2 млн. С 1938 года сталинскую версию истории партии и советского государства стали изучать по “Краткому курсу истории ВКП(б)”. С 1937 года было введено семилетнее обучение, к концу 1930-ых годов часть языков в СССР перевели с латинского алфавита на кириллицу. Итогом культурной революции стало повышение уровня грамотности населения до 87% согласно переписи 1939 года. Появилась широкая сеть школ, институтов, библиотек, а также множество объектов культурного назначения .

Культурная революция в СССР

Так же этот процесс бурно шел в годы первых пятилеток. В стране развивался кинематограф, фильмы были черно-белые, а в 1931 году вышел первый звуковой – “Путевка в жизнь”. К концу десятилетия появились знаменитые исторические фильмы, например, “Александр Невский”. В 1931-1935 годах произошли изменения в школьном образовании. В школу вернули преподавание истории с элементами идеологического воспитания, а также появилась четкая программа, уроки, предметы, оценки. Численность школ к 1940 году выросла до 198 тыс., численность учеников – 35 млн, а численность учителей – до 1,2 млн. С 1938 года сталинскую версию истории партии и советского государства стали изучать по “Краткому курсу истории ВКП(б)”. С 1937 года было введено семилетнее обучение, к концу 1930-ых годов часть языков в СССР перевели с латинского алфавита на кириллицу. Итогом культурной революции стало повышение уровня грамотности населения до 87% согласно переписи 1939 года. Появилась широкая сеть школ, институтов, библиотек, а также множество объектов культурного назначения .

Итоги советской модернизации

  • Результатом первых пятилеток стало развитие тяжёлой промышленности, благодаря чему прирост ВВП в течение 1928-40 гг., составил около 4,6 % в год .Промышленное производство в период 1928—1939 гг. выросло в 2,5—3,5 раза, то есть, 10,5—16 % в год.
  • В частности, выпуск машинного оборудования в период 1928—1937 гг. рос в среднем 27,4 % в год. С 1930 по 1940 год число высших и средних технических учебных заведений в СССР выросло в 4 раза и превысило 150.
  • К 1941 г. было построено около 9 тыс. новых предприятий. К концу второй пятилетки по объёму промышленной продукции СССР занял второе место в мире, уступая лишь США.
  • Резко снизился импорт, что рассматривалось как завоевание страной экономической независимости. Открытая безработица была ликвидирована. Занятость (в полных ставках) увеличилась с одной трети населения в 1928 году до 45 % в 1940 году, что обеспечило около половины роста ВНП. За период 1928—1937 гг. вузы и техникумы подготовили около 2 млн специалистов. Были освоены многие новые технологии. Так, только в течение первой пятилетки был налажен выпуск синтетического каучука, мотоциклов, наручных часов, фотоаппаратов, экскаваторов, высокомарочного цемента и высококачественных сортов стали. Был также заложен фундамент для советской науки, которая по отдельным направлениям со временем вышла на ведущие мировые позиции. На созданной индустриальной базе стало возможным проведение масштабного перевооружения армии; за время первой пятилетки оборонные расходы выросли до 10,8 % бюджета.
  • С началом индустриализации резко снизился фонд потребления, и как следствие, уровень жизни населения.К концу 1929 г. Карточная систем была распространена почти на все продовольственные товары, но дефицит на пайковые товары по-прежнему остался, и для их покупки приходилось выстаивать огромные очереди. В дальнейшем уровень жизни начал улучшаться.
  • Уровень грамотности населения вырос до 87%
Ссылки и литература 1)История учебное пособие Воскобойников С.Г., Шишова  2)Учебник Личмана 3)Сергей Нефедов Мультимедийная Всемирная история 4) Голанд Ю. М.  Дискуссии об экономической политике в годы денежной реформы 1921—1924  1) http://vestiagula.ru/k-10/ 2) https://ru.wikipedia.org 3) http://tass.ru

Ссылки и литература

1)История учебное пособие Воскобойников С.Г., Шишова

2)Учебник Личмана

3)Сергей Нефедов Мультимедийная Всемирная история

4) Голанд Ю. М. Дискуссии об экономической политике в годы денежной реформы 1921—1924

1) http://vestiagula.ru/k-10/

2) https://ru.wikipedia.org

3) http://tass.ru

Историографиия

Ряд историков и экономистов (М. М. Горинов], Н. Д. Колесов], Г. А. Черемисинови др.) отмечают, что в конце 1920-х годов в сфере экономической политики Сталин выбрал стратегически верный путь форсированной индустриализации и создания мобилизационной модели плановой экономики, а жёсткие методы проведения индустриализации и коллективизации являлись вынужденными, поскольку были обусловлены необходимостью выживания советского государства в исторических условиях того времени, когда существовали реальные военные угрозы.В результате индустриализации всего за десять с небольшим лет в промышленном развитии было радикально уменьшено отставание от развитых стран Запада, а по абсолютным показателям СССР стал второй экономикой в мире Созданная в конце 1920-х годов сталинская модель экономики просуществовала три десятилетия и на всём своём протяжении демонстрировала высокие темпы экономического роста, которые по мнению Григория Ханина можно назвать «советским экономическим чудом». При этом в последний период существования сталинской модели , вследствие повышения эффективности экономической политики, начался переход от экстенсивного к интенсивному росту экономики.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!