I. Мотивация к учеб- ной деятельности | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | |
II. Актуализация знаний | 7 | Беседа по изученному материалу. | В начале урока проводится беседа в ходе которой дети повторяют пройденное на прошлом уроке. В чем выражается социальное неравенство? Какой процесс называют социальной мобильностью? Назовите основные виды социальных групп. Проверим правильность схемы | Учащиеся вспоминают изученный ранее материал определяют его значимость, высказывают свою точку зрения. Записывают тему. Предлагают версии. Составляют план деятельности | Работа в парах Индивидуальная работа | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы | 1. Работа в тетради Устные ответы |
III. Изучение нового материала | 17 | Беседа с учащимися Самостоятельная работа с учебником Объяснение учителя Объяснение учителя Практическая работа. Беседа с учащимися Самостоятельная работа Беседа с учащимися? | Возьмите, пожалуйста, листочек, в левой части которого нарисуйте привлекательного для Вас человечка. Представьте, что этот человечек – Вы. В течение минуты, напишите ответ на вопросы: «Кто ты?» Как можно назвать все то, что Вы о себе написали? На доске записываем проблему: Как определяется положение человека в обществе, и какие виды оно имеет? Учащимся предлагается прочитать первое предложение параграфа. Какой характер (смысл) носит (имеет) 1 предложение? Учитель предлагает прочитать 2 предложение. Выскажите свое мнение относительно характера этого предложения. Что такое «социальный статус», являющийся компонентом социальной структуры? Учитель сообщает, что различают предписанный и достигаемый статусы. Учитель даёт классу задание для работы в парах в течение 10 минут. Составить схему «Виды статусов». Учащимся предлагается слайд с изображенными на нем картинками. Глядя на слайд, назовите социальные роли, которые характерны для школьников. Назовите социальные роли, которые характерны для взрослых. Используя свои новые знания, выполните задания. Учитель даёт классу задание для работы в течение 3 минут на отработку материала. Необходимо обозначить название колонок и привести в соответствие виды статусов и примеры их иллюстрирующие. 1. Мачеха 2. Депутат, 3. Жена, 4. Президент, 5. Принцесса, 6. Башкир, 7. Полковник 8. Монголоид, 9. Юноша прирожденный | приписанный | достигаемый | | | | Какой вывод по проблеме урока мы можем сделать? Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? В начале урока Вы пытались ответить на вопрос «Кто я?». Какой ответ Вы могли дать? | Ребята записывают на листочках: ученик, девочка, спортсменка... Несколько ребят зачитывают свои записи. Ребята предлагают свои варианты. В тетрадь записываем проблему: Как определяется положение человека в обществе, и какие виды оно имеет? Это определение понятия «социальная структура». Высказывают свое мнение, обозначая, что это другое определение понятия «социальной структуры». Вычитывают определение понятия «социальный статус». Записывают определение понятия «Социальный статус» в тетрадь, записывают составленный кластер. Учащиеся слушают учителя и затем составляют схему «Виды статусов». Учащиеся читают текст и выполняют задание учителя. Затем озвучивают результат. Учащиеся отвечают. Учащиеся отвечают на вопрос. Ребята сравнивают свои ответы и образец. прирожденный | приписанный | достигаемый | 6,8, 9 | 1, 3,4, | 2, 4, 7 | Ученики предлагают разные выводы по проблеме урока. Примерный вывод по проблеме урока: Человек в обществе является членом различных социальных групп и соответственно занимает разное положение. Положение человека в обществе, определяемое его полом, возрастом, образованием, профессией, называется «социальным статусом». Статусы бывают разного вида. Перечисляют их, называя их характеристики. Каждому статусу соответствует социальная роль | Работа в парах Фронтальная работа. Работа в парах Индивидуальная работа. Фронтальная работа Работа в парах Фронтальная работа | Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы Познавательные: извлекают необходимую информацию; дополняют и расширяют имеющиеся знания; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных. Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное | Устные ответы Записи в тетради. Устные ответы Записи в тетради Записи в тетради Устные ответы и записи в тетради Устные ответы |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 7 | Самостоятельная работа с текстом учебника | Проводится беседа в ходе которой возможно, предложить учащимся самостоятельно сделать вывод по материалам урока или провести беседу по вопросам: - В одной американской детской книге автор пишет: «Нет ничего, что мы могли бы попробовать. Ты можешь сделать все, что ты видишь не зависимо от того, кто ты – мальчик или девочка». Разделяешь ли ты такой взгляд на гендерные роли? - Что нового о социальных статусах и ролях вы узнали сегодня? - Какие выводы можно сделать? | Учащиеся проводят осмысление ранее изученного, составляют кроссворд и выполняют задания в рабочей тетради. После этого анализируют проблему поставленную в начале урока и находят ее решение. | Работа в парах Фронтальная работа | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации. Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради | Проверка выполнения заданий |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений | Проводит беседу по вопросам: - Что определяет статус человека? - Чем предписанный статус отличается от достигаемого? Каковы особенности статусной позиции молодых людей в обществе? - Что входит в понятие социальная роль? - Что такое гендер? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке Самостоятельно оценивают тот материал, который изучили на уроке (интересно, трудно, бесполезно) | Фронтальная работа Индивидуальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке |