Социальные проблемы подростков группы риска.
Время от 11 до 18 лет - это период активно развивающейся личности, пора, когда подросток по-новому смотрит на себя, становится все более и более самостоятельным, ставит перед собой новые цели, изыскивает новые пути для их достижения. Подросток может гордиться количеством названий, придуманных для его возраста: "переходный", "переломный", "трудный", "критический". Подростковый возраст - переход от детства к взрослости, который имеет два тесно связанных друг с другом аспекта - становление взрослости ребенка и подготовка детей к взрослости. В этот период у подростка развиваются социальные качества, он осваивает новые роли и функции, подросток по-новому смотрит на себя, испытывает новые способы взаимодействия с другими, изыскивает новые пути утверждения своей независимости. Подростковый возраст характеризуется не только физиологическими изменениями организма, но и эмоционально-психической неустойчивостью, и поэтому в этот период у несовершеннолетних увеличиваются "шансы" пополнить категорию людей "группы риска", чье социальное положение по тем или иным критериям не имеет стабильности, кому практически невозможно в одиночку справиться с трудностями, возникшими в их жизни, которые могут привести если не к биологической гибели, то к потери своей социальной значимости, морального облика [36, с. 56].
Механизм превращения "нормального" подростка в девиантного сложен и многовариантен, поэтому он не бросается в глаза, замаскирован и не замечается, как все привычное.
Трудных подростков по особенностям поведения можно разделить на три группы. К первой группе были отнесены психически неустойчивые подростки, которые по физическому и половому развитию отстают от сверстников. У них наблюдается незрелость эмоционально-волевой сферы, повышенная внушаемость, неустойчивость интересов, невозможность тормозить желания.
Вторую группу трудных подростков составляют школьники с ускоренным половым развитием, с повышенной аффективностью, возбудимостью, агрессивностью. Их протест чаще всего является реакцией на запрет со стороны родителей или педагогов.
У подростков третьей группы явно выражены расторможенность, сексуальная раскрепощенность, бродяжничество, употребление алкоголя и т. д. Родители таких подростков, как правило, ведут аморальный образ жизни [38, с. 137].
К сожалению, все большее число подростков можно отнести к категории "группы риска". И это уже не только подростки из неблагополучных, неполных семей, но и несовершеннолетние из благополучных семей. Что же толкает юношей и девушек к асоциальному поведению, какие факторы и причины способствуют росту девиации.
Социальная защита - категория социально-экономическая и правовая. При разработке программы социальной защиты надо исходить, прежде всего, из признания молодежи субъектом исторической деятельности, из признания ее права на деятельность, ибо молодежь - потенциал не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Социальная работа с молодыми людьми (до 18 лет) очень хорошо поставлена во многих странах, а в России сейчас идет процесс становления профессии "социальная защита", необходимость которой появилась уже давно.
Большая роль в решении подростковых проблем отводится социальной профилактике и социальной реабилитации отклоняющегося поведения несовершеннолетних, которые представляют собой систему мер социально-правовой, медико-психологической и социально-педагогической помощи семье и детям группы риска. Занимаясь социальной профилактикой отклоняющегося поведения несовершеннолетних, отделы социальной защиты семьи и детства выполняют следующие функции:
1) выявляют социальную инфраструктуру, ее соответствие реальным потребностям разновозрастного населения, проживающего в районе, городе и т.д.;
2) готовят предложения для местных и вышестоящих органов о мерах социально-экономического и социально-педагогического характера, связанных с удовлетворением потребностей семьи, детей, молодежи в организации труда, учебы, досуга;
3) координирует и контролирует деятельность других ведомств (народного образования, здравоохранения, правоохранительных органов) по осуществлению мер социальной охраны и защиты детства и мер социальной профилактики;
4) своевременно выявляют подростков группы риска, осуществляют социальный патронаж над этой категорией несовершеннолетних, оказывают им необходимую социально-правовую, социально-педагогическую и медико-психологическую помощь, привлекают по мере необходимости другие органы и социальные институты для поддержания детей и подростков групп социального риска.
Реабилитационная программа включает консультации психологов для родителей, подростков, педагогов. Предусмотрен курс индивидуальных и групповых занятий. В центрах социальной реабилитации работают квалифицированные психологи, социальные педагоги, врачи, юристы, которые оказывают помощь подросткам «группы риска». В целях предупреждения групповых правонарушений комиссиями разработана система контроля за подростковыми группировками.
Важный момент - работа с подростками по месту жительства, так как известно, что место проживания - это та социальная среда, которая является мощным фактором социализации личности. В настоящее время практически разрушены подростковые клубы по месту жительства, а в те, которые остались, имеют доступ лишь немногие подростки.
Чтобы стимулировать и оптимизировать процесс развития подростково-молодежных центров, учреждений социального обслуживания для молодежи, придать ему должную динамику, требуется программно-целевой подход к решению накопившихся проблем на функциональном уровне.
В основу деятельности этих центров должны быть положены следующие принципы:
- профилактика преступности среди подростков в сочетании с медико-психологическими и социально-педагогическими приемами коррекции отклоняющегося поведения;
- постепенная замена репрессивного механизма ранней профилактикой правонарушений, мерами по социально-психологической адаптации подростков;
- создание среды общения подростков по месту жительства путем организации одноименных клубов общения.
Но сейчас возникла необходимость в таких центрах, куда входили бы:
* центр социальной помощи семье и детям, занимающийся профилактической работой, консультативной помощью, имеющий подразделения по оказанию практической помощи;
* центр психолого-педагогической помощи подросткам, который помогает в предотвращении эмоционального и психического кризиса, в преодолении конфликтов;
* служба экстренной помощи по телефону («телефон доверия»);
* социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, который осуществляет помощь и поддержку тому, кто оказался в кризисной жизненной ситуации;
* служба социально-правовой защиты и юридической помощи несовершеннолетним;
* социальный приют для детей и подростков, который предоставляет временное убежище детям-беспризорным, беглецам и т. д.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что успешная реализация всех программ государства и общества в целом в отношении детей и подростков, создание центров и служб по работе с несовершеннолетними, адресная работа могут привести к созданию благоприятных условий для существования и развития данной категории населения в обществе - ведь именно они будущее нашей страны, продолжатели рода человеческого.