СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Социальные проблемы подростков группы риска

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа может быть использована при проведении профилактических бесед с подростками в средних и специальных учебных заведения, также можно использовать как тему самообразования.

Просмотр содержимого документа
«Социальные проблемы подростков группы риска»

Социальные проблемы подростков группы риска.

Время от 11 до 18 лет - это период активно развивающейся личности, пора, когда подросток по-новому смотрит на себя, становится все более и более самостоятельным, ставит перед собой новые цели, изыскивает новые пути для их достижения. Подросток может гор­диться количеством названий, придуманных для его возраста: "переходный", "переломный", "труд­ный", "критический". Подростковый возраст - пе­реход от детства к взрослости, который имеет два тесно связанных друг с другом аспекта - становле­ние взрослости ребенка и подготовка детей к взрослости. В этот период у подростка развиваются социальные качества, он осваивает новые роли и функции, подросток по-новому смотрит на себя, испытывает новые способы взаимодействия с дру­гими, изыскивает новые пути утверждения своей независимости. Подростковый возраст характери­зуется не только физиологическими изменениями организма, но и эмоционально-психической неус­тойчивостью, и поэтому в этот период у несовер­шеннолетних увеличиваются "шансы" пополнить категорию людей "группы риска", чье социальное положение по тем или иным критериям не имеет стабильности, кому практически невозможно в одиночку справиться с трудностями, возникшими в их жизни, которые могут привести если не к биоло­гической гибели, то к потери своей социальной значимости, морального облика [36, с. 56].

Механизм превращения "нормального" подро­стка в девиантного сложен и многовариантен, по­этому он не бросается в глаза, замаскирован и не замечается, как все привычное.

Трудных подростков по особенностям поведе­ния можно разделить на три группы. К первой группе были отнесены психически неустойчивые подростки, которые по физическому и половому развитию отстают от сверстников. У них наблюда­ется незрелость эмоционально-волевой сферы, по­вышенная внушаемость, неустойчивость интересов, невозможность тормозить желания.

Вторую группу трудных подростков состав­ляют школьники с ускоренным половым развити­ем, с повышенной аффективностью, возбудимо­стью, агрессивностью. Их протест чаще всего явля­ется реакцией на запрет со стороны родителей или педагогов.

У подростков третьей группы явно выражены расторможенность, сексуальная раскрепощенность, бродяжничество, употребление алкоголя и т. д. Ро­дители таких подростков, как правило, ведут амо­ральный образ жизни [38, с. 137].

К сожалению, все большее число подростков можно отнести к категории "группы риска". И это уже не только подростки из неблагополучных, не­полных семей, но и несовершеннолетние из благо­получных семей. Что же толкает юношей и деву­шек к асоциальному поведению, какие факторы и причины способствуют росту девиации.

Социальная защита - категория социально-экономическая и правовая. При разработке про­граммы социальной защиты надо исходить, прежде всего, из признания молодежи субъектом историче­ской деятельности, из признания ее права на дея­тельность, ибо молодежь - потенциал не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Социальная работа с молодыми людьми (до 18 лет) очень хо­рошо поставлена во многих странах, а в России сейчас идет процесс становления профессии "со­циальная защита", необходимость которой появи­лась уже давно.

Большая роль в решении подростковых про­блем отводится социальной профилактике и социальной реабилитации отклоняющегося поведения несовершеннолетних, которые представляют собой систему мер социально-правовой, медико-психоло­гической и социально-педагогической помощи се­мье и детям группы риска. Занимаясь социальной профилактикой отклоняющегося поведения несо­вершеннолетних, отделы социальной защиты семьи и детства выполняют следующие функции:

1) выявляют социальную инфраструктуру, ее соот­ветствие реальным потребностям разновозрастного населения, проживающего в районе, городе и т.д.;

2) готовят предложения для местных и вышестоя­щих органов о мерах социально-экономического и социально-педагогического характера, связанных с удовлетворением потребностей семьи, детей, моло­дежи в организации труда, учебы, досуга;

3) координирует и контролирует деятельность дру­гих ведомств (народного образования, здравоохра­нения, правоохранительных органов) по осуществ­лению мер социальной охраны и защиты детства и мер социальной профилактики;

4) своевременно выявляют подростков группы рис­ка, осуществляют социальный патронаж над этой категорией несовершеннолетних, оказывают им необходимую социально-правовую, социально-педагогическую и медико-психологическую по­мощь, привлекают по мере необходимости другие органы и социальные институты для поддержания детей и подростков групп социального риска.

Реабилитационная программа включает кон­сультации психологов для родителей, подростков, педагогов. Предусмотрен курс индивидуальных и групповых занятий. В центрах социальной реабилитации работают квалифицированные психологи, социальные педа­гоги, врачи, юристы, которые оказывают помощь подросткам «группы риска». В целях предупрежде­ния групповых правонарушений комиссиями раз­работана система контроля за подростковыми группировками.

Важный момент - работа с подростками по месту жительства, так как известно, что место про­живания - это та социальная среда, которая являет­ся мощным фактором социализации личности. В настоящее время практически разрушены подрост­ковые клубы по месту жительства, а в те, которые остались, имеют доступ лишь немногие подростки.

Чтобы стимулировать и оптимизировать про­цесс развития подростково-молодежных центров, учреждений социального обслуживания для моло­дежи, придать ему должную динамику, требуется программно-целевой подход к решению накопив­шихся проблем на функциональном уровне.

В основу деятельности этих центров должны быть положены следующие принципы:

- профилактика преступности среди подростков в сочетании с медико-психологическими и соци­ально-педагогическими приемами коррекции от­клоняющегося поведения;

- постепенная замена репрессивного механизма ранней профилактикой правонарушений, мерами по социально-психологической адаптации подрост­ков;

- создание среды общения подростков по месту жительства путем организации одноименных клу­бов общения.

Но сейчас возникла необ­ходимость в таких центрах, куда входили бы:

* центр социальной помощи семье и детям, зани­мающийся профилактической работой, консульта­тивной помощью, имеющий подразделения по ока­занию практической помощи;

* центр психолого-педагогической помощи под­росткам, который помогает в предотвращении эмо­ционального и психического кризиса, в преодо­лении конфликтов;

* служба экстренной помощи по телефону («теле­фон доверия»);

* социально-реабилитационный центр для несо­вершеннолетних, который осуществляет помощь и поддержку тому, кто оказался в кризисной жизнен­ной ситуации;

* служба социально-правовой защиты и юридиче­ской помощи несовершеннолетним;

* социальный приют для детей и подростков, ко­торый предоставляет временное убежище детям-беспризорным, беглецам и т. д.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что успешная реализация всех про­грамм государства и общества в целом в отноше­нии детей и подростков, создание центров и служб по работе с несовершеннолетними, адресная работа могут привести к созданию благоприятных условий для существования и развития данной категории населения в обществе - ведь именно они будущее нашей страны, продолжатели рода человеческого.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!