Утверждаю:
Директор__________ С.С.Глинская
Социальный проект
«Доброе сердце - добрые дела!»
Возраст участников: 14 -18 лет
Классы: 7-9
Срок реализации: октябрь 2014 года – апрель 2015 года
Автор: Страздина С.Н.-зам. директора по УВР, учитель истории
с. Починки
2014 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
1.Пояснительная записка.
2.Актуальность проекта.
3.Этапы проекта.
а) Проектировочный этап (сбор и анализ информации по проблеме).
б) Социальная проба (реализация проекта).
4.Календарный план реализации проекта.
5.Общие выводы по проекту.
6.Список использованной литературы.
7.Приложения.
Пояснительная записка.
« Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать ДОБРО!»
А.П. Чехов.
Мы живём в сложном мире. Наше общество преодолевает политический, социальный, экономический и экологический кризис. Но остаётся в обществе самый страшный кризис – нравственный. В настоящее время в России все больше и больше распространяется культ бездуховности и безнравственности. Этот культ распространяется самыми разными способами: телевизионными передачами, действиями политических и общественных деятелей, поведением взрослых и т.д. Несмотря на разнообразие методов, сущностью их является навязывание человеку стереотипов агрессивного и безжалостного поведения по отношению к другим, пренебрежение нравственными нормами ради материальной выгоды. Сегодняшние дети утверждают завтрашнее благосостояние страны, что полностью зависит от доброкачественного воспитания. Проблема приобретения ребёнком эмоционально-нравственного опыта является сегодня особенно актуальной. Если наши дети будут совестливы и добры, этого достаточно. Всё остальное приложится. Из жизни они сами будут выбирать, и вбирать в себя всё доброе и честное.
Морально-этическое воспитание детей и подростков - важное направление воспитательной работы. Сегодня, школьники и учителя перегружены требованиями по освоению учебных дисциплин в рамках школьной программы, поэтому зачастую педагогам не хватает времени на воспитание духовности и нравственности у подрастающего поколения. А современный окружающий мир мало способствует естественному освоению нравственных ценностей.
Между тем, школа - это единственное место, где взрослые люди могут помочь детям сформировать и усвоить такие ценности как доброта, отзывчивость, милосердие. Не стоит забывать, что дети – будущее России, но от взрослых зависит, каким будет это будущее.
Отсутствие заботы к ближнему, агрессия по отношению к братьям нашим меньшим, безразличие к происходящему в мире - стало неотъемлемой частью поведения подростков. Дефицит доброты в социуме вызвал необходимость воспитания у молодых людей социальных чувств.
Задача современного педагога не только овладевать нормами международных социальных и педагогических компетенций, но и стремиться использовать инновационные процессы в молодёжной среде. Воспитать в каждом ребёнке гражданина и патриота своей страны, развить чувство долга в оказании помощи нуждающимся, побудить к совершению добрых и полезных поступков – одна из главных задач педагога. Этот процесс начинается с ранних лет развития ребенка и проходит через всю сознательную жизнь человека.
Младший возраст детей предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Податливость и известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию, авторитет взрослых, создают благоприятные предпосылки для формирования высокоморальной личности. Основы нравственного поведения закладываются именно в младшем возрасте и роль педагога в процессе социализации личности огромна.
Актуальность проекта
Доброта нужна всем людям-
Пусть побольше добрых будет!
Доброта - она от века
Украшенье человека!
Ведущая идея проекта. «Я должен сделать все необходимое, чтобы количество добра в мире увеличилось».
Актуальность заключается в соответствии идеи проекта требованиям современного общества и государственного заказа на воспитание социально активной личности.
Социальный проект «Доброе сердце – добрые дела!» способствует формированию инициативы добра и ответственности подростков и молодежи, приобретению ими практического опыта, который усилит социальную компетенцию и интерес к социально значимой деятельности.
Главное его направление – это оказание помощи детям в познании искусства творить добро, всем оказавшимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в специальной поддержке и заботе.
Проект призван учить детей не проходить мимо тех, кому трудно, делиться своим теплом с теми, кому его не хватает.
Социально активная деятельность готовит подростков к последующей гражданской деятельности, ими приобретается социальный опыт, формируется умение самостоятельно планировать и реализовать задуманное, нести ответственность за свои действия. Дети учатся сотрудничать как со сверстниками, так и взрослыми.
Данный проект объединит вокруг себя детей и взрослых (учащихся, родителей, педагогов) и станет общим делом.
Добро, гуманизм, милосердие, смысл жизни – это ценности, о которых можно говорить бесконечно. Есть люди, которые говорят, а есть люди, которые делают! Результаты скажут сами за себя.
Все в наших руках!
В основу проекта положены следующие воспитательные методы:
- вовлечение в деятельность;
- стимулирование;
- сотрудничество;
- доверие;
- личный пример.
Цель проекта
Вовлечение учащихся в социально-значимые дела по оказанию прямой, практической помощи ветеранам труда, одиноким пенсионерам, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, семьям, нуждающимся в помощи, детям- сиротам, а также братьям нашим меньшим.
Для достижения вышеуказанной цели проект ставит и последовательно решает следующие задачи:
- Способствовать приобретению учащимися опыта сопричастности, сочувствия к чужой беде, милосердия, быть добрее друг к другу, не проходить мимо людей, зовущих на помощь.
- Способствовать осознанию ими важности и необходимости их деятельности.
- Способствовать пониманию того, что чёрствость души – самая страшная болезнь на свете.
- Развивать чувства долга, заботы и уважения к людям, нуждающимся в помощи.
-Воспитывать у учащихся чувство гражданского долга, патриотизма, любви к людям, милосердия.
- Оснащать учащихся различными источниками информации о социальных проблемах своего поселка и района.
Миссия проекта – актуализация лучших моральных качеств участников проекта: доброты, сочувствия, деятельной помощи и поддержки тех, кто сегодня отторгнут своими родными и близкими, оказался в трудной жизненной ситуации и, возможно, потерял веру в общество.
Процесс взаимодействия в рамках этого проекта осуществляется как в социальном, психологическом, так и педагогическом аспектах.
Социальный аспект выражается в потребности общества организованно оформить социальную активность детей, способствовать успешному обретению ими позитивного социального опыта.
Психологический аспект связан с удовлетворением стремления детей к общению, переживанием чувства общности и доверия в социальных отношениях.
Педагогический аспект проявляется в возможности создания условий для гармонизации опыта коллективных и индивидуальных отношений, в воспитании ребенка коллективом сверстников в процессе социально значимой деятельности, которая при благоприятных условиях способствует выработке у детей чувства ответственности, солидарности, сопричастности к проблемам окружающей жизни, позволяет формироваться зрелой гражданской позиции.
Участники проекта: обучающиеся МКСОУ Починковская СКО школа- интернат VIII вида, родители учащихся, педагоги школы.
Сроки реализации: с 01.10.2014 г- 20.04.2015 г.
Направления деятельности:
«Творчество». Организация праздников, концертов, акций для детей из детского дома и стариков из дома престарелых, конкурсы рисунков и сочинений, изготовление поздравительных открыток.
«Забота». Организация реальной помощи нуждающимся (малообеспеченным семьям, пожилым людям, пернатым друзьям).
Встреча с интересными людьми в рамках Недели добра
Ожидаемые результаты
-рост социальной и общественной активности;
-повышение стремления к общению;
-появление людей солидарных, готовых быть сопричастными к проблемам окружающей жизни;
-формирование зрелой гражданской позиции;
-формирование толерантного отношения к людям старшего поколения, разных взглядов и убеждений.
Прогнозирую, что участники данного проекта не будут сомневаться в том, что нужно сделать, если они столкнуться с человеком, которому нужна посильная помощь. Воспитание в самих себе ответственного толерантного сознания и поведения в повседневной жизни – один из главных моих прогнозов и ожидаемых результатов.
Жизнеспособность проекта (перспективы):
- видимой станет общественно полезная деятельность обучающихся школы, --_
-обучающиеся школы станут активными участниками общественной жизни Починковского района;
-школьники смогут показать жизненную силу лозунга «Вместе - мы сила!», продемонстрировать, что их вклад является эффективным способом решения многих общественных (социальных) проблем.
Этапы проекта
1.Подготовительный этап.
Основная деятельность – социальное проектирование.
Определение темы и актуальности проекта.
Определение цели и задач проекта.
Определение круга благополучателей: обращение в поселковую администрацию с целью уточнения списка одиноких пожилых людей, ветеранов труда, нуждающихся в помощи; в администрацию Дома престарелых.
1.4Формирование добровольческих команд из классов и координация их деятельности.
1.5.Разработка перспективного плана дел.
2.Социальная проба.
2.1. Проведение плановых мероприятий .
2.2. Контроль и оценка проведения мероприятий.
23. Анализ результатов деятельности.
3. Подведение итогов (Отчеты, презентации, награждения.)
Проект не требует дополнительных материальных затрат.
Календарный план реализации проекта
«Добрые души - это сады, добрые мысли - это корни, добрые слова - это цветы, добрые дела - это фрукты, позаботьтесь о своем саде и берегите его от сорняков, заполните его светом добрых слов и добрых дел».
(ам. поэт Генри Уодсворт Лонгфелло)
№ | Мероприятие | Количественная группа | Сроки исполнения | Ответственные |
1. | Юбилей школы. Поздравление ветеранов труда Встреча с педагогическими работниками, находящимися на заслуженном отдыхе. | Обучающиеся 1- 9 классов | октябрь | Страздина С.Н.-зам. директора по УВР, учитель истории; Царёва И.А.-старшая вожатая |
2 | Мастер-класс «Журавлик-символ мира и добра» Научить изготовлять бумажных журавликов. | Обучающиеся 1- 4 классов | январь | Конончук О.А.-учитель начальных классов |
3 | Книжная выставка «Книги, которые учат добру» | | январь | Рокунова Т.А.-библиотекарь школы |
4. | Акция « От сердца к сердцу» Цель - поднять настроение жителям поселка. Вручение журавликов жителям поселка и села Починки, как символа добра и любви. | Обучающиеся 8-9кл | 14.02.2015г | Страздина С.Н.-зам. директора по УВР, учитель истории |
5. | Акция «Птичье кафе» Изготовление кормушек для птиц, развешивание по территории поселка и распространение листовок с призывом накормить птиц. | Обучающиеся 1-9 классов | Январь, февраль | Дружинин Г.Л.-учитель столярного дела, Страздина С.Н.-зам. директора по УВР, учитель истории |
6. | Акция «Зона милосердия» Цель: помощь престарелым людям | Обучающиеся 7-9 классов | Январь, февраль | Страздина С.Н.-зам. директора по УВР, учитель истории |
7. | Составление «Дерева добрых дел» | Обучающиеся 1-9 классов | март | Классные руководители |
8. | Проведение классных часов по теме проекта: « Доброта украсит мир!», «Доброта лучше красоты» | Обучающиеся 1-9 классов | март | Классные руководители |
9. | Конкурс рисунков, сочинений, стихотворений на тему «Дарите свою доброту» или «Доброта спасет мир» | Обучающиеся 1-9 классов | февраль | Учителя письма и чтения |
10. | Выставка детских работ «Добрые руки не знают скуки» | Обучающиеся 1-9 классов | март | Учителя технологии |
11. | Экспресс-анкетирование в рамках социального проекта | Обучающиеся 5-9 классов | апрель | Страздина С.Н.-зам. директора по УВР, учитель истории |
12. | Встреча с местным поэтом Починковского района А.В.Захаровым | Обучающиеся 1-9 классов | апрель | Страздина С.Н.-зам. директора по УВР, учитель истории |
План участия во Всероссийской добровольческой акции "Весенняя Неделя Добра - 2015"
с 18 по 25 апреля 2015 года
№ | Дата | Тема | Направление | Планируемое дело вашей детской организации, ответственные |
1 | 18.04.2015 | "День путешествующей улыбки" | У каждого есть возможность поделиться своей улыбкой и позвать друзей совершать добрые большие и маленькие дела | «Новый родник» - изготовление часовенки на родник с. Кочкурово. Отв.Дружинин Г.Л. |
2 | 19.04.2015 | «Твори добрые дела!» | У каждого есть возможность совершить добрые дела | Работа с детьми, которые должны сделать что-то хорошее для школы и окружающих людей Отв. классные руководители, воспитатели, старшая вожатая. |
3 | 20.04.2015 | Помощь одиноким пожилым людям и ветеранам ВОВ | Организация благотворительных и добровольческих мероприятий, посвящённых помощи одиноким людям и ветеранам ВОВ | Оказание помощи одиноким людям и ветеранам ВОВ Отв. воспитатели, ст.вожатая |
4 | 21.04.2015 | "Нет будущего без памяти о прошлом" | День памяти, посвящённый 70-летию Победы. | «Пионеры – герои войны» Страздина С.Н.- учитель истории |
5 | 22.04.2015 | "Международный день Земли" | Экологические акции, мероприятия | Воспитатели |
6 | 23.04.2015 | "Мирный день" | Акции, которые помогут учиться понимать и принимать друг друга | «Подари друг другу радость» Педагог-психолог Москова Ю.В. |
7 | 24.04.2015 | "День литературы" | Мероприятия, посвящённые Году литературы, может перейти во всероссийскую акцию "Библионочь" | Посещение центральной детской библиотеки Голубкова Е.А. Рокунова Т.А. |
8 | 25.04.2015 | "Доброе закрытие" | Подведение итогов "Весенней недели добра" | Страздина С.Н. - зам. директора по УВР |
Общие выводы по проекту:
Деятельность, осуществляемая по проекту, после его завершения должна продолжаться.
В процессе реализации проекта должен быть накоплен определенный опыт, выявлены определенные недостатки. Это составит основу для последующей работы.
Осуществление проекта должно встретить позитивный социальный резонанс: участники данного проекта , уже не будут, сомневаются в том, что нужно сделать, если они столкнуться с человеком, которому нужна посильная помощь. Участники продолжат развивать добровольческие инициативы за счет расширения числа партнеров активного социального взаимодействия.
Список использованной литературы:
Крылова Н. Школьное самоуправление перед выбором пути // Народное образование. – 2002. – №7.
Курбатова О. В. Прогнозирование, проектирование и моделирование социальной реальности. Социальная работа: Учебное пособие — Ростов н/Д, 2003г.
Лутошкин А.Н. Как вести за собой. Старшеклассникам об основах организаторской работы. – М., 1998.
Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников. – М., 1996.
Пахомов В.П. «Молодежь обустраивает Россию», Москва – Самара: Издательство «НТЦ», 2002. -120с.
Прутченков А. С. Социальное проектирование в воспитательной работе школы // Воспитание школьников. – 2001. – № 9–10; 2002 – № 1–5.
Приложение 1
Экспресс-анкетирование в рамках
социального проекта
Респондентам будут предложены следующие вопросы:
Какие добрые дела вы сделали в этом учебном году?
Что вы понимаете под словами "добро", "человечность"?
Легко ли быть человечным?
Считаете ли вы себя способными совершить бескорыстный поступок?
Приложение 2
Листовка
Внимание! Внимание! Внимание!
Мы, учащиеся школы, обращаемся ко всем жителям поселка!
В зимнюю стужу человек спасается от холода в теплом доме. А маленьким и беззащитным птицам приходится очень и очень нелегко. Они страдают от холода и голода. Но почему мы, люди, так равнодушно смотрим на голодных пташек? Ведь им так легко помочь! Немного зерна и крошки хлеба - спасение пернатых друзей.
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.