СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Сотрудничество семьи и школы – залог успешности младшего школьника с УО (ИН)"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка является обобщением практического опыта работы с детьми с ИН, которая включает ссылки на приложения и материалы к докладу, такие как Экспресс-диагностика "Что должен уметь первоклассник", Игры с родителями, Формы внеурочной деятельности, Мониторинг личностного развития через инструмент "Портфолио". Надеемся материал будем вам полезен!  

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Сотрудничество семьи и школы – залог успешности младшего школьника с УО (ИН)"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное общеобразовательное казенное учреждение иркутской области

«специальная (коррекционная) школа №27 г. Братска»







Доклад

в рамках Областного методического семинара

для педагогов СКОУ

«Роль совместной работы педагога и семьи в формировании социально успешной личности»


на тему

«Сотрудничество семьи и школы –

залог успешности младшего школьника с УО (ИН)»





Авторы обобщения опыта:

Учителя нач.классов

ГОКУ СКШ №27 г.Братска

Безлепкина Е.А., Крачек О.П.,

Мишакова О.Н., Нечаева М.В.








Братск, 2022

Добрый день, уважаемые коллеги!

Представляем вашему вниманию практический опыт работы на тему «Сотрудничество семьи и школы –

залог успешности младшего школьника с УО (ИН)».

Со всеми приложениями и материалами, дополняющими данный доклад, вы сможете напрямую ознакомиться по данной ссылке на презентацию к докладу https://disk.yandex.ru/i/SrlUUv-6oaoOkA


Слайд 1.

Успешность развития обучающихся с УО (ИН) во многом зависит от совместного взаимодействия и партнёрства семьи и школы по воспитанию детей.

Слайд 2. В рамках данного семинара мы хотим поделиться с Вами опытом практической работы с родителями, по направлениям которые отражены на слайде.

Слайд 3. Любой учитель хочет, чтобы все его ученики были успешными. «Успешный» – это значит, достигший положительного результата в разных видах деятельности. И эта успешность у каждого своя, и обучающиеся в коррекционной школе не исключение, и здесь наша задача- «донести» это до родителей и сделать их помощниками и партнерами в деле воспитания детей и формировании их успешности.

Слайд 4. И первая ступень пути в школе – это адаптация.

- Как же пройти этот путь с минимальными потерями?

Слайд 5. В коррекционной школе трудности в адаптационный период испытывают не только обучающиеся, но и их родители. В этот период для обучающихся, мы создаём ситуации успеха, опираясь при этом на сохранные функции, и добиваемся успешности в меру их возможностей. А родителям помогаем преодолеть беспокойство, укрепить их веру в своих детей, сформировать новые жизненные ценности по отношению к собственному ребенку через вовлечение родителей в совместную творческую социально значимую деятельность.

Слайд 6. На начальном этапе обучения предлагаем родителям провести с детьми экспресс-диагностику «Что должен уметь первоклассник» это простые упражнения для определения наличия трудностей у первоклассников. Вы можете познакомиться с диагностикой, перейдя по ссылке на слайде. Она помогает родителям увидеть готовность своего ребенка, а педагогам показать пути преодоления школьных трудностей.

Слайд 7. «Письма родителям», как один из приемов обращения к родителям. В 1-ом классе используем письмо-обращение, написанное от имени ребенка, в котором по результатам наблюдений за ребенком пишем:

- в 1 части письма «Я умею» - перечисляем то, что ребенок уже умеет делать сам, - а во 2 части письма «Я хочу научиться» – пишем то, чему он должен научиться в ближайшее время, при этом просим о поддержке и вере в его силы именно родителей. Образец письма вы видите на слайде, также можете познакомиться с его содержанием, пройдя по ссылке. В дальнейшем использую письма-поздравления, приглашения, благодарности.

Слайд 8. «Совместные творческие задания»- еще одна продуктивная форма взаимодействия. На слайде практикум для родителей с участием детей в совместном составлении «Режима дня первоклассника.

Слайд 9. Предварительное задание для родителей сфотографировать своих детей в разные режимные моменты. Такие формы работы помогают показать возможности ребенка и настроить родителей на совместную деятельность по достижению ближайших перспектив в развитии. По ссылке на слайде Вы можете посмотреть «Памятку для родителей по составлению индивидуального режима дня младшего школьника»

Успешно адаптируясь, ребенок поднимается на новую ступень для дальнейшего развития.

Слайд 10. Для успешного сотрудничества в условиях СКШ мы создаём неформальную дружескую атмосферу жизнедеятельности обучающихся и родителей класса, реализуем направление (Слайд 11) - «организация внеурочной деятельности», через проведение «Праздников хорошего настроения», приуроченных к календарным праздникам, предполагают активное взаимодействие взрослых и детей, способствуют формированию коммуникативных навыков.

Слайд 12. «Семейные вояжи» – это совместные выходы, экскурсии с целью формирования культуры поведения в общественных местах на примере взрослых, выявление и распространение положительного опыта семейных взаимоотношений. Пройдя по ссылке на слайде, Вы сможете познакомиться с конспектом внеклассного мероприятия «Прощание с начальной школой».

Слайд 13. «Дни совместного творчества»- изготовление совместного творческого продукта не только укрепляют детско-родительские отношения, но и формируют воображение, положительные эмоции, создают дружескую атмосферу, учат нестандартно мыслить.

Слайд 14. Акции «Добрые сердца» - участие в благотворительных акциях способствуют развитию социальной ответственности, как у обучающихся, так и у родителей.

Слайд 15. «Семейное наследие» - это подготовка к занятиям и посиделкам, посвященным семейным традициям, на которых формируется чувство уважения к родительскому труду, ответственности. В неформальной обстановке в совместной деятельности укрепляются взаимоотношения ребёнка с родителями, которые влияют на его успешность и поднимают его на новую ступень развития.

Слайд 16. Следующее направление сотрудничества – это «педагогическое просвещение» и основной её формой являются родительские собрания. Чтобы взаимодействие было эффективным, на собрании педагогу надо из лектора превратиться в партнёра для родителя. Мы предлагаем Вашему вниманию проведение собраний в игровой форме с использованием разнообразных игр для включения в родительские собрания. С картотекой игр Вы можете познакомиться, перейдя по ссылке на данном слайде.

Слайд 17 Игры на снижение тревожности, проводятся при знакомстве, в начале родительского собрания, чтобы передать хорошее настроение, пожелания, например игра «Мяч радости», проведение которой Вы тоже можете посмотреть в видео по ссылке.

Слайд 18. Игры на выбор родительского комитета или активных родителей, с помощью игры «Семейная фотография» был выбран председатель родительского комитета класса, и в последующем активный представитель в родительский комитет школы.

Слайд 19. Игры на обмен информацией и решение общих проблем. Например, в игре «Раскадровка» после обсуждения был решён вопрос оформления игрового уголка в классе.

Слайд 20. Игры на выделение положительных сторон ребёнка, на побуждение говорить ласковые слова, выделять положительные стороны своего ребенка. Например, игра «Недетские запреты». Вы можете посмотреть видео проведения данной игры, перейдя по ссылке на слайде.

Слайд 21. Игры на укрепление семейных отношений и традиций. Например, создание «Герба своей семьи». А также игры – рефлексии, например «Счастливая семья» с которой Вы также можете ознакомиться на видео, перейдя по отдельной ссылке.

Самое главное при проведении собрания - установить диалог между родителями и педагогом, обмен информацией, поиск совместных решений, объединении усилий в формировании успешности обучающихся на протяжении всего общения.

Слайд 22. Для постепенного роста и формирования компетенций выпускника начальной школы, указанных на слайде (Слайд 23) еще одним направлением в работе с семьёй является «Мониторинг личностных достижений». Это отслеживание динамики в развитии обучающихся, их успешности и формирования БУД, в своем роде «Дневник личностного роста».

Слайд 24. Одной из форм мониторинга является «Портфолио» – это современный педагогический инструмент, введение которого позволяет целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке и фиксировать индивидуальные возможности обучающихся. А также позволяет ввести родителей в образовательный процесс и активно взаимодействовать с педагогом и обучающимися класса в разных видах совместной деятельности, в том числе проектной по разным направлениям.

Слайд 25. Портфолио вводится в 1 классе и постепенно в течение 4 лет совместно с детьми и родителями пополняется рабочими листами. Содержание Вы можете увидеть на слайде, а по ссылке посмотреть образец портфолио младшего школьника.

Особое место отводится системе оценки личностных достижений «Мотивация на успех», в 1 классе она выглядит в виде пирамиды из стимулирующих наклеек. И в виде ступенек вверх, в дальнейшем, обучающиеся зарабатывают жетоны в разных видах деятельности за разные индивидуальные достижения «активное участие, старательность, самостоятельность, смекалку» и т.п., а затем каждые 5 жетонов обмениваются на большие пятерки. Эту систему можете увидеть на слайде справа.

В 1 классе обучающиеся знакомятся и познают себя, свой рост в знаниях и умениях. В продолжение темы адаптации, эта страница показывает родителям, что их ребенок, имеющий особенности в развитии, может быть успешным.

Слайд 26. Со 2 класса возможности обучающихся становятся больше и они могут выполнять какую-либо часть заданий самостоятельно, активными помощниками здесь становятся родители. Каждая тема это отдельное мини-исследование, краткосрочный проект. Во 2 классе они изучают свое имя, увлечения, интересы по предметам, (Слайд 27) а также изучают свою семью, сначала по представлению ребенка, а затем - по представлению семьи, уточняя тем самым свои знания о количестве семейных родственников, о которых они никогда не знали.

Слайд 28. Исследования продолжаются и далее. В 3классах дети расширяют знания о малой родине в проектах «Любимый город», (Слайд 29), а уже в 4 класса изучают «Мой милый край». В этом возрасте обучающиеся уже могут показать свои достижения на уровне города и области, добиваясь при этом высоких результатов.

Слайд 30. Таким образом постепенно с 1-4 классы обучающиеся с родителями участвуют уже в мероприятиях и проектах, выходящих на уровень общественности.

Слайд 31. Большинство проектов включают непосредственную помощь родителей, и особенно ценен в воспитательном плане такие проекты, как «Защитники нашей страны», в котором обучающиеся привлекали родителей к совместному участию в празднике, изучению защитников Отечества в своих семьях (брата, отца, деда) и делали для себя новые открытия о героях в их семьях.

Слайд 32. «Портфолио» в работе с детьми с УО (ИН) не несёт идеи соперничества между обучающимися, а помогает каждому индивидуально развивать свою успешность, личные качества, а также показывают своим родителям рост в достижениях.

Таким образом, логическое восхождение ребенка от возраста к возрасту, где каждый шаг – ступенька вверх:

  • активизирует родителей для участия в школьной жизни их детей;

  • повышает успешность обучающихся; способствует формированию адекватной самооценки; создаёт ситуацию успеха в условиях взаимоотношений в системе педагог-учитель-родитель;

  • формирует БУД в соответствии с ФГОС;

  • является важным условием раскрытия воспитательного потенциала семьи.

Слайд 33. Благодарим за внимание и желаем успешности всем участникам образовательных отношений!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!