СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Состояние слогового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Состояние слогового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи»


Состояние слогового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи


Проблема овладения письменной речью у детей с ОНР интересует многих исследователей, таких как А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, И.Н. Садовникова, О.А. Токарева.

Учёные подчеркивают, что нарушение формирования письменной речи у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития связано с тем, что у них ограничен объем памяти, неустойчивое внимание, медлительность психических процессов и их пониженная переключаемость, ограниченный запас общих сведений об окружающем, несформированность мыслительных операций анализа и синтеза [Лалаева 2004, Мальцева 1991].

Следовательно, существует необходимость в диагностике операций слогового анализа и синтеза как одних из важных предпосылок овладения письменной речью у детей младшего школьного возраста с ОНР. О важности исследования говорит тот факт, что недостаток сформированности слогового анализа и синтеза влияет на качество как устной, так и письменной речи.

При разработке диагностической программы мы опирались на ряд теоретических положений:

1.Положение о взаимосвязи анализа и синтеза как операций мышления в процессе овладения письменной речи (А.Н. Щукин, Д.Б. Эльконин).

2.Теория семантического контекста (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев).

3.Значимость сформированности сукцессивных и симультанных процессов (восприятия, памяти, мышления) в их единстве для процесса овладения письменной речи (Т. В. Ахутина, Р. И. Лалаева).

4.Нейрофизиологический и нейропсихологический подходы к анализу нейропсихологических механизмов операций слогового анализа и синтеза (Р. Аткинсон, А.Р. Лурия, Р.С. Немов).

5.Психолингвистический подход к раскрытию системного характера механизма формирования навыка чтения и письма (Б.Г. Ананьев, А.Н. Корнев, А.Л. Сиротюк).

6.Темпо-ритмическая организация речи как предпосылка овладения слоговым анализом и синтезом в устной и письменной речи (Н.И. Жинкин, Т.А Титова, И.А. Поварова).

В обследовании принимали участие дети младшего школьного возраста с ОНР 8-9 лет в количестве 10 человек, имеющие логопедическое заключение – нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР.

Исследование навыка слогового анализа и синтеза включало в себя два этапа, каждый из которых содержал серии заданий на продуктивном и репродуктивном уровнях их выполнения.

1 этап - состояние сформированности навыков слогового анализа и синтеза в письменной речи на уровне применения их в учебной ситуации, где действия будут рассматриваться как продуктивные, состоит из следующих заданий: письменный диктант, чтение текст в слух. Для исследования на уровне узнавания и воспроизведения в репродуктивной деятельности использовались задания: прочитать записанный текст и раздели выделенные слова на слоги, собрать слово из прочитанных слогов, записать его.

2 этап - исследование навыка слогового анализа и синтеза в устной речи. Данный этап предполагает оценку слогового анализа и синтеза в связной речи (продуктивный уровень), а также оценку навыка слогового анализа и синтеза вербально и не вербально (репродуктивный уровень). Репродуктивный уровень включал задания без зрительной опоры: повторить слова по слогам и определить их количество, назвать ударный слог в слове и определить его место, выполнить слоговой синтез прослушанных слогов в слово, подобрать слова, состоящие из 2-ух, 3-ёх, 4-ёх слогов; со зрительной опорой: составить из предложенных карточек со слогами слова, выполнить слоговой анализ слов и отметить наличие в них ошибок, разложить карточки со словами по группам в зависимости от количества слогов.

В оценке выполнения заданий учитывались количественные и качественные критерии, отражающие правильность и точность выполнения заданий. Результаты обследования заносились в сводную таблицу.

Согласно составленной программе диагностики критерии отражались в балльной системе, что позволяет определить уровни выполнения всех заданий: высокий, средний, низкий уровни.

Результаты исследования навыка слогового анализа и синтеза у детей с задержкой психического развития показывают, что на высоком уровне с заданиями справилось 20% обследуемых, на среднем - 60% и на низком уровне выполнение заданий у 20%.

В письменных работах у детей диагностировались такие стойкие специфические ошибки слогового анализа и синтеза, как перестановки, пропуски, добавление и уподобление слогов. Это свидетельствует о том, что обучающиеся не вычленяют в составе слова такие его компоненты как слоги, затрудняются в определении последовательности слогов в слове.


Рис. 1. Уровень навыка слогового анализа и синтеза в устной и письменной речи.

Кроме описанных ошибок, дети допускали ошибки фонетического и лексического уровней (замены, пропуски букв, разрыв слов, слитное написание слов, предлогов со словами), ошибки на синтаксическом уровне в виде нарушения границ предложения, оптические замены и искажения сходных по написанию букв.

Количественное и процентное соотношение всех допущенных дисграфических ошибок и ошибок слогового анализа и синтеза представлено на рисунке 2.



Рис. 2. Процентное соотношение дисграфических ошибок.


Таким образом, больше половины допущенных дисграфических ошибок - это ошибки, обусловленные нарушением слогового анализа и синтеза.. Ошибки обнаруживаются чаще всего в условиях усложнения способа выполнения задания, при усложнении речевого материала, в качестве которого и выступают слова со сложной слоговой структурой. Это свидетельствует о недостаточной автоматизированности, неустойчивости операций письма, что связано с сниженным темпом течения языковых операций, входящих в состав сложной мыслительной деятельности (особенно операций анализа и синтеза). Это проявляется в дефицитарности программирования и затруднении коркового контроля письменной речи.

Анализ навыка слогового анализа и синтеза при чтения показал, что 80% детей продемонстрировали средний и низкий уровень, допустив такие ошибки, как пропуски и замены слогов, букв при стечении согласных, не правильное ударение в словах, был отмечен медленный темп чтения, чтение монотонное, не выразительное. Полученные результаты отражены на рисунке 3.

Рис. 3. Состояние навыка слогового анализа и синтеза при чтении.


Эти ошибки связаны с тем, что чтение является сложным психофизиологическим процессом, осуществление которого опирается на непосредственное участие и контроль высших психических функций и на интегрированную деятельность зрительного, речедвигательного и слухового анализаторов.

В ходе исследования слогового анализа и синтеза в связной речи мы получили следующие результаты, представленные на рисунке 4.



Рис. 4. Состояние слогового анализа и синтеза в связной речи.


Нарушение слоговой структуры слов с множественными ошибками - низкий уровень (30%), соответствует процентному содержанию среднего уровня (30%) с незначительными пропусками звуков и слогов, 40% обследованных продемонстрировали высокий уровень выполнения задания без нарушений слоговой структуры слова. Искажение слоговой структуры слова наблюдались в сложных словах и в словах со стечением согласных. Эти ошибки указывают на недоразвитие слухового восприятия, темпо-ритмическая организация речи.

Исследование слогового анализа и синтеза в устной речи показало несформированность данных действий: дети допускали ошибки в делении сложных слов со стечением согласных на слоги, затруднялись в определении ударного слога и его позиции. При определении ударного слога использовали метод подбора, результат которого был чаще всего не верен. Синтез слов из слогов показал худшие результаты: обучающиеся не удерживали линейную последовательность предъявляемых слогов, что связано с развитием мышления, переставляли, пропускали и добавляли лишние слоги. Также трудностью было составление разрезанных на слоги слов, а именно слов со стечением согласных, а также многосложных слов.

Полученные в ходе диагностики результаты свидетельствуют о том, что более чем у половины обследованных отмечается недостаточная сформированность навыков слогового анализа и синтеза как в устной речи, так и в письменной, что связано с недостаточностью ряда психических функций: внимания, памяти, пространственной ориентации, темпо-ритмической организации речи, мыслительных процессов анализа и синтеза. Это позволяет нам отметить, что усвоения письменной речи необходимо, чтобы навыки слоговой анализ и синтез были сформированы у ребёнка не только во внешнем, речевом, но и во внутреннем плане.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!