СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Состав числа 5. Сложение и вычитание на практической основе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок был проведён по теме "Состав числа 5. Сложение и вычитание на практической основе". Данная тема изучается в рамках раздела "Однозначные числа". На её изучение отводится 34 часа. Это 11 урок, урок комбинированный. Целью данного урока было: познакомить учащихся с составом числа 5;учить сравнивать изученные числа с числом 5; учить выявлять соответствия между схемой и сюжетным рисунком.

Просмотр содержимого документа
«Состав числа 5. Сложение и вычитание на практической основе»

Государственное учреждение образования

«Ясли-сад - базовая школа № 11 г. Полоцка»























Подготовила учитель начальных классов

Юницина Светлана Анатольевна












г.Полоцк


Тема: Состав числа 5.Сложение и вычитание на практической основе.

Цель: познакомить учащихся с составом числа 5; учить составлять равенства и неравенства с числом 5; учить выявлять соответствие между схемой и сюжетным рисунком.

Задачи:

Образовательные:

- обобщить полученные знания о составе чисел 3, 4;

- закрепить изученные вычислительные приемы сложения и вычитания;

-повторить последовательность чисел в пределах 20.

Развивающие:

-развивать познавательную активность;

-развивать умение следовать заданным инструкциям учителям;

-развивать навык самооценивания, взаимооценивания.

Воспитательные:

-воспитывать активность, усидчивость, прилежания в процессе учения;

-воспитывать уважение к товарищам.

Здоровьесберегающие:

-создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на уроке;

Учебно-дидактическое обеспечение урока и средства обучения: учебник «Математика» 1 класс, рабочая тетрадь, наглядность, записи на доске.

Ход урока

1.Организационный момент, настрой на работу, мотивация.

А ну-ка, дети, встаньте, раз!

Готов к работе первый класс? Да!!!

Мы приветствуем гостей,

Дорогих учителей.

Всех знакомых, незнакомых

И серьёзных и весёлых.

Два, занимай свои места.

-Сядем тихо, проверим, как мы сидим.

Математика сложна.

Но скажу с почтеньем

Математика нужна

Всем без исключения!

-Над полями тайна кружит.

Дремлет сонный лес…

В одном сказочном лесу на пятой поляне, в пятом доме живёт гном по имени Пятница. А все гномы, как известно, большие любители секретов, кладов и тайн. У гнома Пятницы тоже есть секрет. Ему очень хочется рассказать о нём, но нельзя – ведь это же секрет. А как вы думаете, почему этого гнома зовут Пятницей? И живёт он на пятой поляне в пятом домике…(Пятница – пятый день недели, мы будем работать с числом 5). Гном Пятница хочет узнать о том, знакомы ли мы с числом 5? (На прошлом уроке мы учились писать цифру 5, сравнивали число 5 с другими числами).

2.Сообщение темы и задач урока.

-Мы будем решать задачи, считать, сравнивать, учиться работать вместе, открывая замки, которые расположены на доске, мы узнаем состав числа 5, узнаем, как получается число 5. Гномик будет постепенно открывать свои секреты, если мы правильно выполним его задания.

Вам всё понятно? Да!!!

Это слышать мне приятно.

Математика нас ждет,

Начинаем устный счет.

3.Устный счёт.

а) Фронтальная работа. (Игра с мячом)

Гном очень любит играть с мячом и вам предлагает поиграть, а он проверит, научились ли вы считать на предыдущих уроках.

- Назовите соседей числа 4.

- Назовите число, следующее при счёте за числом 4.

- Сравните числа 4и5, 5и2, 3и4.

- Считайте от 3 до 8; от 2 до 6; от 8 до 1; от 13 до 17; от 16 до 11.

- Назовите соседей числа 7.

- Назовите число, соседи которого 5 и 7, 2 и 4, 4 и 6.

- Как из числа 4 получить число 3.

- Назовите все числа, которые меньше 5.

б) Работа в паре

-Гном Пятница хочет убедиться, что вы помните состав чисел 3 и 4 и предлагает показать свои знания. Работать вы будете в парах, каждая пара получает домик, в который будете заселять жильцов.

- Сейчас вы будете проверять, правильно ли выполнили это задание ваши товарищи. Поменяйтесь своими листочками с теми ребятами, которые сидят за вами. Я показываю правильный ответ, а вы внимательно смотрите на работу своих учеников, если нашли ошибку, зачеркните ту цифру, рядом напишите правильный ответ. А теперь покажите это на смайликах, если всё выполнено верно, зарисуйте весёлый смайлик, допустили ошибки – серьёзный смайлик, выполнено задание неправильно – недовольный смайлик. (Прохожу по классу, сама оцениваю работу и даю словесную оценку), верните домики парам и посмотрите, как вы справились с работой.

4. Работа по теме.

Мы выполнили задание, значит, мы можем открыть 1 замок. Сколько осталось? (4), значит 5 это 1 и 4. Гномик готов открыть первый секрет. (Первую табличку с примером 5=1+4 переворачиваем лицевой стороной вверх).

а) Минутка чистописания

Гномик очень любит писать, но он не знает, правильно ли он написал цифры в тетради на стр. 29, последняя строчка, чтобы нам правильно и красиво написать цифры, мы должны подготовить свои пальчики.

б) Физкультминутка для пальчиков.

Жили-были гномики

(Указательным и большим пальцем показываем размер)

В расчудесном домике.

(Ладони сложены в виде крыши)

Папа-гном дрова рубил,

(Ребром кисти ударяем о ладонь)

Гном-сынок их в дом носил,

(Хватательные движения руками)

Мама-гномик суп варила,

(Кисти округлены, шарообразные движения)

Дочка-гном его солила,

(Пальцы сложены в «щепотку»)

Гномик-бабушка вязала,

(Имитируем вязание на спицах)

Гномик-тетушка стирала,

(Потираем ладошки друг о друга)

Дед – окошко открывал,

Всех знакомых в гости звал!

(Обеими кистями рук делаем приглашающий жест к себе)

-Прочитайте, какие цифры написаны на последней строчке. Что мы должны сделать? (Сначала обводим цифры по точечкам, а потом продолжить писать так , как показано.

-Посмотрите внимательно на свою работу, как вы прописали цифры, точно и правильно обвели по точкам, проверьте, совпадает ли ваше письмо с образцом в тетради? Рядом гномик нарисовал смайлик, но он его не докончил. Вы должны сами оценить свою работу. Дорисуйте: весёлый, серьёзный или грустный смайлик. -Мы выполнили ещё задание и поэтому смогли открыть ещё один замок.

-Сколько замков уже открыли? (2), а сколько ещё надо открыть? (3). Значит 5 это 2 и 3. Гномик готов открыть второй секрет. (Вторую табличку с примером 5=2+3 переворачиваем лицевой стороной вверх).

5. Работа по учебнику.

а) фронтальная работа

-Наш гномик очень любит цветы. Он выращивал их на своих клумбах. Откройте учебник на стр.56, зад.2 и вы увидите их. Какие цветы вы видите? (Розы). Гномик решил расставить их в две вазы. Но как это сделать? Он задумался. Поможем ему? Цветов у нас нет, возьмём фигуры. Красных фигур возьмите столько, сколько красных роз, а жёлтых фигур столько, сколько жёлтых роз. Сколько всего фигур? (5). Попробуйте разделить их на две части. Сколько получится слева, а сколько получится справа фигур? Записываем на доске все возможные варианты:

5=3+2 записываем на доске 5=2+3 не записываем

5=4+1 записываем на доске 5=1+4 уже есть на доске, прочитаем запись

б) самостоятельная работа в тетради

-Гномик будет очень рад, если вы запишите решение задачи о цветах в своих тетрадках.

-Откройте тетради на стр.29, найдите третью строчку математической прописи. Сколько примеров мы можем записать? На доске записано 2 примера нам открыл гномик, а те, что мы открыли сами, записываем в тетрадь. Цифру 5 обводим по точечкам, знаки расставлены, повторим их, записываем самостоятельно. Рядом со строчкой, нарисован смайлик, но не до конца. Проверьте ещё раз правильность записи решения задачи на доске и в тетради и нарисуйте свой смайлик.

-Вы помогли гномику расставить цветы в вазы. Выполнили его задание и смогли открыть ещё один замок. Сколько замков открыли? (3). Сколько осталось? (2). Значит 5 это 3 и 2. Гномик готов открыть третий секрет. (Третью табличку с примером 5=3+2 переворачиваем лицевой стороной вверх).

в) Физкультминутка (под музыку).

-Гномик устал и предлагает вам вместе с ним отдохнуть

г) Физкультминутка для глаз

-А чтобы отдохнули наши глазки нам нужно выполнить такое упражнение:

Нарисуем 2 квадрата,

А на них огромный круг,

А потом опять кружок-

Треугольный колпачок.

Вот и вышел очень, очень

Развесёлый чудачок.

6. Нахождение соответствия между картинкой и схемой.

а) фронтальная работа

-Наш гномик очень любит играть с животными, особенно с котятами и щенками, но он никак не может с ними справиться, они всё время разбегаются. Поможем гномику с ними справиться? Ученики рассматривают картинки на стр.56 учебника и думают над вопросом: какое задание будем выполнять?

А в это время 2 человека выполняют

б) индивидуальное задание в тетради стр.29, задание 2. (Находят соответствие картинки со схемой, решают примеры.

-В голубом квадрате с левой стороны находятся щенки. А как они там расположены? (Три щенка делят между собой косточку, а два подходят), значит, как это можно изобразить геометрическими фигурами?

- Выложите на парте столько кружков красного цвета, сколько щенков, которые делят косточку, а жёлтого цвета столько, сколько щенков на подходе. Сколько всего кружков получилось? (5) . А как получилось? (3 и 2). Теперь посмотрите на кружочки с правой стороны и определите, какие кружочки соответствуют нашей картинке. Стрелка, которая направлена влево, показывает, что мы прибавляем, а стрелка вправо показывает, что мы вычитаем. (Это жёлтые кружочки, а именно 3+2=5)

-А теперь обратите внимание на котят слева, которые находится в жёлтом квадратике. Как они расположены? (Пять котят играли с клубочком, один из них решил схитрить и ниточку потянул за собой.)

-Как мы можем это изобразить геометрическими фигурами? Выкладываем на парте геометрические фигуры. Сколько всего котят? (5), сколько играют с клубком? (4), сколько тянут ниточку? (1). Справой стороны найдите кружочки, которые соответствуют нашим котятам. (Красные кружочки).

-Ученики, которые выполняли свою работу в тетрадях, проверяют выполненное задание по образцу, и оцениваю работу своего одноклассника. Если есть ошибки, исправляют и рисуют соответствующий смайлик в тетради.

-Мы открыли четвёртый замок. (Убираем замок с доски). Сколько открыли? (4). Сколько осталось? (1).

-Мы справились с заданием, помогли гномику навести порядок среди расшалившихся животных, поэтому смогли открыть четвёртый замок. Сколько ещё осталось открыть? (1). Значит 5 это 4 и 1. Гномик готов открыть четвёртый секрет. (Четвёртую табличку с примером 5= 4+1переворачиваем лицевой стороной вверх).

7. Повторение и закрепление знаний.

Гномик очень доволен вашей работой, посмотрите, он стал улыбаться, а всё потому, что вы правильно и успешно выполняете все задания. Так как мы узнали, как получилось число 5? Гномик снова вас испытывает. Возвращаемся к примерам, на доске и повторяем состав числа 5.

-Мы открыли все замки, а гномик готов открыть ещё, последний секрет. Открываем последнюю табличку и читаем «Молодцы!»

8.Подведение итогов.

Мы открыли все замки, постарались выполнить все задания. Нет больше секрета числа 5, потому что мы этот секрет разгадали вместе с вами. Гному интересно узнать, что вы запомнили о числе 5, как его можно получить.

Посмотрите свою работу за весь урок, на свои смайлики и подведите итог, в конце смайлик большой только дорисуйте его. Гном, а вместе с ним и я, довольна вашей работой на уроке.


этапа

Содержание урока

Время

( в минутах)

1

Организационный момент.

1

2

Сообщение темы и целей урока.

0,5

3

Устный счет.

7

4

Работа по теме, физ.мин. для пальчиков, чистописание

0,5+1+2

5

Работа по учебнику. Физ.мин(муз.), физ.мин.(для глаз)

8+2,5+0,5

6

Соответствие между схемой и картинкой, индивидуальная работа

6

7

Повторение и закрепление знаний

4

8

Итог урока.

2


Итого

35



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!