Урок по теме «Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника».
Цели:
Образовательная: на основе повторения и обобщения ранее изученного материала вывести значения тригонометрических функций углов 30, 45, 60 градусов;
Ход урока:
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
1. | 1. Найдите: CD, AC, CB CD = 6 AC = CB = |
2. | 2. Найти: sinB, cosB, tgB sinB = 3/5 cosB = 4/5 tgB = 3/4 |
3. | 3. SABCD = ? SABCD = AD * BH = 12 * 4 = 48 |
III.Решите письменно
1. В прямоугольном rАВС (С = 90°), CDAB, AD = 2, DB = 3. Найдите синус, косинус и тангенс угла А.
2. В параллелограмме стороны равны а и b, острый угол . Найдите площадь параллелограмма. Вычислите эту площадь, если а = 2,3; b = 3,7; = 40°36'
Изучение нового материала.
При решении задачи ответить на вопросы:
Что называется синусом, косинусом острого угла прямоугольного треугольника?
Вывод из решения задачи: Синус одного острого угла прямоугольного треугольника равен косинусу другого острого угла.
№3. Дано: sin. Найти cos, tg.
Решение: cos== ===; tg==:===.
Что и требовалось доказать.
Следствие 1. Основное тригонометрическое тождество позволяет находить синус угла по известному косинусу или, наоборот, косинус угла по известному синусу. Справедливы формулы
Закрепления Дано: а) cos = .
б) cos = .
Найти: sin
Ученик: чтобы найти синус угла, используем основное тригонометрическое тождество и выразим синус через косинус.
Запись на доске и в тетрадях:
sin2 + cos2 = 1
a) sin2 = 1 - cos2 ;
sin2 = 1 - = 1 - = ;
sin2 =
Ученик: так как точка находится в первой четверти, синус положителен, следовательно равен .
Запись на доске и в тетрадях:
Так как находится в 1 ч., то sin 0,
sin =
б) sin2 = 1 - = 1 - = ;
Ученик: так как угол находится во 2 ч., то sin 0
Запись на доске и в тетрадях:
Так как находится во 2 ч., то sin 0,
sin = .
Учитель: теперь решите номер 1015(а, в), где необходимо найти тангенс угла .
К доске вызывается ученик.
Запись на доске и в тетрадях:
№ 1015 (а, в)
Дано: а) cos = 1;
в) sin = и 0 .
Ученик: так как тангенс - это отношение синуса угла к косинусу угла, нам необходимо под а) найти синус угла, а под б) косинус угла. Используем основное тригонометрическое тождество.
Запись на доске и в тетрадях:
a) tg = ,
sin2 + cos2 = 1;
sin2 = 1 - cos2 ;
sin2 = 1 - = 1 - = 0.= 0; sin
tg = = = 1.
в) sin2 + cos2 = 1;
cos2 = 1 - sin2 ;
cos2 = 1 - = 1 - = ;
т.к. 0 , cos 90 =0, cos .
tg = = 1.
Самостоятельная работа
Проверка проводится на уроке (можно провести взаимно проверку) с выставлением оценок на уроке.
Ответы
Вариант 1 1. б 2. в 3. б 4. в 5. а | Вариант 2 1. в 2. б 3. г 4. в 5. в |
Оценки за тест:
«5» – 5
«4» – 4
«3» – 3
«2» – 2 и меньше
V. Подведение итогов работы на уроке
Это интересно!
Оказывается, значения синусов и косинусов углов находятся на вашей ладони. Протяните руку (любую) и разведите как можно сильнее пальцы (как на плакате). Приглашается один ученик. Мы измеряем углы между нашими пальцами.
Берется треугольник, где есть угол в 30, 45, 60 и 90 и прикладываем вершину угла к бугру Луны на ладони. Бугор Луны находится на пересечении продолжений мизинца и большого пальца. Одну сторону совмещаем с мизинцем, а другую сторону – с одним из остальных пальцев.
Оказывается, между мизинцем и большим пальцем угол 90, между мизинцем и безымянным – 30, между мизинцем и средним – 45, между мизинцем и указательным – 60. И это у всех людей без исключения.
Если пальцы считать лучами, исходящими из бугра Луны на ладони, то можно считать, что направление мизинца соответствует началу отсчёта углов, т.е.0.
Введем нумерацию пальцев:
Мизинец №0 – соответствует 0,
Безымянный №1 – соответствует 30,
Средний №2 – соответствует – 45,
Указательный №3 – соответствует 60,
Большой №4 – соответствует 90.
Рефлексия. Домашнее задание.
- Какую цель мы поставили в начале урока?
- Мы достигли цели?
- какие знания, полученные ранее, нам позволили «открыть» новое знание?
Домашнее задание: