СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение на методическую комиссию "Самостоятельная работа как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся."

Нажмите, чтобы узнать подробности

“ Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к учению, а учение, основанное только на интересе, не даёт возможности окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как всё в учении интересно и необходимо брать силою воли”

К.Д. Ушинский

Просмотр содержимого документа
«Сообщение на методическую комиссию "Самостоятельная работа как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся."»

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Республики Адыгея

«Красногвардейский аграрно-промышленный техникум»









Доклад на тему: Самостоятельная работа как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся.







Выполнила: преподаватель

высшей категории

Гусакова Елена Николаевна








с.Красногвардейское,2014


ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КАК СПОСОБА АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЩАЮЩИХСЯ.


“ Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к учению, а учение, основанное только на интересе, не даёт возможности окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как всё в учении интересно и необходимо брать силою воли”

К.Д. Ушинский

Сегодня, к обучающемуся образовательных учреждений XXI века общество предъявляет достаточно серьёзные требования.

Он должен:

  • уметь самостоятельно приобретать знания;

  • применять их на практике для решения разнообразных проблем;

  • работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;

  • самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;

  • быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях. 

Задача нелёгкая, но вполне выполнимая. Многое зависит от нас, педагогов.

Специфика работы в техникуме заставила пересмотреть свои позиции в обучении обучающихся и всё больше задумываться над вопросами: «Как учить студентов без принуждения? Как помочь им раскрыть свои возможности? Как сделать предмет интересным для всех? Как дать стимул к творчеству? Чему я хочу научить своих учеников?» Эти вопросы мы задаем себе постоянно. Я глубоко убеждена в том, что главная цель любого урока – это воспитание личности, человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир. Одним словом, личность в моём понимании – человек, не боящийся мыслить. И моя задача как преподавателя,  сделать все возможное для того, чтобы развить студента как личность способную к самообразованию.  

Современный урок – это такой урок, когда обучающийся под руководством преподавателя добывает и усваивает новые знания, сам исследует факты и делает выводы. Иными словами, высокая эффективность занятия достигается, как доказывает педагогическая практика, тогда, когда сливаются воедино мыслительная активность и творческая деятельность педагога и обучающегося.

Одним из основных способов реализации поставленных задач является организация самостоятельной работы обучающихся.

Психологи доказали, что в памяти от услышанного на уроке  остается 10% содержания, от воспринятого чтения – 30%,от наблюдения явления или предмета – 50%, а вот практические действия обучающихся с учебным материалом дают 90%.  Из этого следует, что роль  преподавателя сегодня сводится к следующему:

  • не давать готовых решений, а помочь обучающимся в поиске правильных ответов на вопросы;

  • создавать ситуации, заставляющие их самостоятельно думать;

  • включать в сферу самостоятельной познавательной деятельности обучающихся все разнообразие содержащихся в предмете знаний;

  • направлять процесс обучения и осуществлять контроль.

Слова К. Д. Ушинского, - «Учитель идет в класс не учить детей, а побуждать их к учению», - стали девизом для преподавателей.

Под самостоятельной работой понимается один из видов деятельности обучающихся, осуществляемый на всех видах учебной работы и в часы самостоятельной подготовки внеаудиторных  занятий. Самостоятельная работа позволяет:

  • вести  обучение с учетом индивидуальных особенностей и   уровня подготовки обучающихся;

  • осуществлять переход от простых знаний к  более сложным;

  • развивать мышление  и творческие способности каждого обучающегося;

  • овладеть определенными познавательными умениями и  навыками.

     При организации самостоятельной работы можно воспользоваться существующей классификацией её типов и видов:

  • по    форме    задания    (на    узнавание,    на    воспроизведение,    на преобразование, на выбор и творческие);

  • по   оформлению   ответов   (устно   и   письменно,   схематически   и практически);

  • по месту в процессе обучения (на этапе изучения новых знаний, их осмысления, применения, обобщения и систематизации, контроля);

  • по месту выполнения (на уроке, вне урока);

  • по охвату обучающихся (весь коллектив, группа или группы учащихся, один обучающийся).

       Работая с книгой, картой, таблицей, другими источниками, современными техническими средствами, обучающиеся могут выполнять самые разные задания и давать ответы на основе самостоятельного обдумывания вопроса или проблемной ситуации, созданной преподавателем. Можно предложить обучающимся на основе анализа содержания учебного материала самостоятельно обобщить его и сделать выводы; спрогнозировать дальнейший ход событий; высказать сомнение; поделиться собственным мнением в устной или письменной форме; составить таблицу; выполнить практическое задание.

        Организация  самостоятельной  работы обучающихся  на  уроке  требует определённых условий, обеспечивающих её успешность:

  1. Планирование разных вариантов самостоятельной работы в системе уроков по теме.

  2. Наличие сформированных умений и навыков самостоятельной работы (от элементарных до более сложных).

  3. Посильность заданий (постепенное нарастание самостоятельности), их вариативность и разнообразие.

  4. Соотнесение объёма и сложности работы с темпом его выполнения.

  5. Осознание обучающимся цели и появление желания к её достижению.

  6. Использование различных форм деятельности обучающихся для достижения поставленной цели: фронтальная работа (все ребята выполняют одно и то же задание); коллективная деятельность (каждый выполняет какую-то часть общего задания); индивидуальная работа (каждый обучающийся выполняет особое задание).

  7. Осознание обучающимся результатов своих достижений.

По новым образовательным стандартам самостоятельной работе уделяется большое внимание.

Организация самостоятельной  работы обучающихся проводится с целью:

  • систематизации  и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;

  • углубления и расширения теоретических знаний;

  • формирования общих компетенций.

В учебном процессе учреждения СПО выделяют два вида самостоятельной работы:

  • аудиторная;

  • внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на  учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Аудиторные работы: посещение лекций, семинаров; выполнение лабораторных работ и практических работ; контрольных заданий (тестовый контроль; понятийные диктанты, самостоятельные и контрольные работы и пр.); защита рефератов, проектов, посещение консультаций; сдача зачетов и  экзаменов и др.

Внеаудиторная  самостоятельная  работа выполняется обучающимися по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Видами  заданий  для  внеаудиторной  самостоятельной  работы могут быть:

  • для    овладения    знаниями:    чтение    текста    (учебника, первоисточника,  дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение  структуры  текста;  конспектирование  текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными   документами;   учебно-исследовательская   работа; использование аудио- и видеозаписей,  компьютерной техники и Интернета и др.;

  • для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом (обработка текста); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование, анализ и др.); подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов, презентаций составление библиографии, тематических кроссвордов; тестирование и др.;

  Виды  заданий  для внеаудиторной самостоятельной работы,  их содержание и характер могут  иметь  вариативный  и  дифференцированный характер,  учитывать  специфику  специальности,  изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности обучающегося.

Во время выполнения обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы  и при необходимости преподаватель может проводить консультации за счет общего бюджета времени, отведенного на консультации.

Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу обучающихся по дисциплине или модулю, может проходить в письменной, устной или смешанной форме, с представлением изделия или продукта творческой деятельности обучающегося. В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося могут быть использованы семинарские занятия, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы, защита творческих работ и др.

Критериями  оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося являются:

  • уровень освоения обучающимся учебного материала;

  • умение   обучающегося  использовать   теоретические   знания   при выполнении практических задач;

  • сформированность общих компетенций;

  • обоснованность и четкость изложения ответа;

  • оформление материала в соответствии с требованиями.

Успешности и результативности своей работы достигаю за счёт того, что, наряду с традиционными формами проведения уроков, практикую нетрадиционные, при этом учитываю возрастные особенности обучающихся.

Я убеждена в том, что только самостоятельная работа формирует

необходимые учебные  умения, такие как:

  •  конспектировать;  

  •  составлять схемы, таблицы, аннотации, планы;

  •  писать доклады, рефераты;

  •  решать творческие задачи;

  •  анализировать,  сопоставлять, делать выводы;

  •  давать собственную оценку фактам;

  •  стройно излагать свои мысли.

К тому же,  самостоятельная работа  является основой большинства современных  педагогических технологий и способствует процессу активизации  обучения.  

ТЕХНОЛОГИЯ  КРИТИЧЕСКОГО  МЫШЛЕНИЯ.

Одна из современных педагогических технологий – это технология критического мышления.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана в конце XX века в США (Ч.Темпл, Д.Стил, К.Мередит). В России данная технология стала известна благодаря деятельности Л.С.Выготского. В ней синтезированы идеи и методы отечественных технологий, коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения.

Критическое мышление – это направленное мышление, которое отличается логичностью и умением учесть свою точку зрения и другие мнения, а если необходимо, то отказаться от собственных предубеждений. 
Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).

Первый этап –  «вызов» – направлен на актуализацию знаний и имеющегося опыта, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

Второй этап – «осмысление» – непосредственная работа с содержанием материала, в ходе которой  происходит осмысление собственного понимания материала, дискуссия и осознание альтернативных подходов.

Третий этап – «рефлексия» – размышление. На этом этапе обучающийся структурирует новое знание в системе собственных представлений, формирует личностное отношение к информации.

Происходит осмысление собственного способа мышления и изменение собственной позиции.

1. «Чтение с остановками». Особенности использования этого приёма в технологии критического мышления заключается в том, что текст читается дозировано. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.

2. Использование кластера. На стадии рефлексии происходит групповое и коллективное исправление неверных, или неточных предположений-знаний, а также изменение-углубление предварительного кластера. Результатом являются новые знания, развитие умений (внимательного чтения,  извлечения необходимой информации, сравнения, анализа, систематизации, синтеза, умение формулировать и аргументировать свою точку зрения, слышать других и т.д.).

В кластер необходимо добавить необходимую информацию.

3. Одним приемом является «Верное или неверное утверждение», который использовался в виде игры в крестики-нолики. Обучающимся на индивидуальных карточках даются утверждения. Читая утверждение необходимо выразить свое согласие или не согласие с помощью значков:

х- означает согласие, о – не согласие. Свое мнение обучающийся записывают в заранее приготовленную сетку, где каждая клетка определенным образом пронумерована. Прочитав первое утверждение, каждый ставит значок в первую клетку, прочитав второе – во вторую, и т.д. Таким образом, заполняются все клетки. Затем задаю вопрос: «Кто выиграл: крестики или нолики?»  При ответе на этот вопрос, как правило, выясняется, что единого мнения нет: у кого выиграли «крестики», у кого-то – «нолики», или получилась ничья. Так выглядит этап вызова. Поскольку многие ребята боятся допустить ошибку, которую придется исправлять, и в тетради будет грязно, то предлагаю на этапе вызова работать карандашом.

1

2

3

4

5

6

7

8

9





На этапе содержания используется текст учебника.

Если объем текста большой, то он делится на несколько отрывков, которые распределяются по группам. При наличии  небольшого текста все читают одно и то же.

Читая текст, обучающиеся делают пометки: подчеркивают те фразы и предложения, где содержится информация, подтверждающая или опровергающая суждение; на полях ставится номер этого суждения. По ходу работы могут вноситься изменения в сетку. Теперь все записи в ней делаются ручкой. Сначала каждый обучающийся работает индивидуально, затем все делятся своим мнением в группе и приходят к единому мнению. После завершения групповой работы обучающиеся рассказывают всей группе о том, какие значки должны стоять в каждой клетке, подтверждая свое мнение аргументами из текста. Опрос мнения может происходить в зависимости от номера утверждения или по очереди отрывков текста. Затем подводим итог: еще раз называю, какие значки стоят в сетке, и кто выиграл.

Закончить работу можно небольшим обобщающим заданием: 1) что произвело наибольшее впечатление; 2) каких утверждений не хватает и т. д.

4. Составить синквейн. В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от обучающихся в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы: 
На первой строке одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна. 
На второй строке - два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. 
На третьей строке - три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. 
На четвертой строке - целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого обучающийся высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная студентом фраза в контексте с темы.

Последняя строка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

Чаще всего личности, да и термины не укладываются только в положительные или отрицательные характеристики. Благодаря этому приему у обучающихся есть возможность в несколько необычной форме выразить свое отношение и дать личную оценку происходящему.

 5. Удобным приемом для формирования умения задавать вопросы является прием «тонкие и толстые вопросы». «Тонким» считается тот вопрос, на который можно дать точный краткий ответ, а «толстый» вопрос требует размышления и развернутого ответа. Этот прием можно сочетать с другими: вопросительные слова, мозговой штурм, чтение с остановками. Формировать умение лучше начинать с «тонких» вопросов, т.к. детям их легче придумывать. На основе «тонких» вопросов ребята учатся составлять «толстые» вопросы.

«тонкие» вопросы

«толстые»  вопросы



6.И в конечном итоге определяем, достигнуты ли запланированные результаты. 
Используется памятка для учащихся «Рефлексия урока» 
Наш урок подошёл к концу, и я хочу сказать ... 
• Мне больше всего удалось ... 
• Я могу себя похвалить за… 
• Меня удивило… 
• Для меня было открытием то, что ... 
• На мой взгляд, не удалось…, потому что… 
• На будущее я учту…

Используя названные приёмы технологии критического мышления, мы решаем очень важные задачи. Во-первых, делаем процесс обучения интересным. Во-вторых, формируем такие навыки работы с информацией, без которых современному человеку трудно достичь социального успеха. И, в-третьих, воспитываем качества критически мыслящей личности, способной найти правильный путь решения любой проблемы.   Использование технологии критического мышления позволяет обеспечить три составляющие успешного проведения урока: интеллектуальную и коммуникативную составляющие и осознание значимости личного вклада каждого в общее дело.

МЕТОД ПРОЕКТОВ

Метод проектов – комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, даёт возможность студенту проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Метод проектов возник в 20-е годы в США, принадлежит философу и педагогу Дж. Дьюи. Способом организации предложенной Дж. Дьюи деятельности обучающихся стал метод проектов, разработанный В.Х. Килпатриком. В России метод проектов был известен еще в 1905 году. Под руководством С.Т.Шацкого работала группа российских педагогов по внедрению этого метода. Развитие метода проектов в образовательных учреждениях России связано с именами таких педагогов , как В.Н.Шульгин, М.В.Крупенина, Б.В.Игнатьев и другие. Обучающиеся в процессе учебной деятельности планируют (проектируют) выполнение конкретной практической задачи и с помощью плана своей работы достигают конкретной цели.

Проектная технология способствует обучению ребят элементам исследовательских процедур, связанных с поиском, отбором, анализом, обобщением собранных данных и учит обучающихся публично выступать, защищая свои первые научные труды, отстаивая свою точку зрения и, вместе с тем, толерантно относиться к другим мнениям.

Проектная деятельность обучающихся на занятиях, способствует формированию ключевых образовательных компетенций: коммуникативной, информационной, учебно-познавательной.

В процессе совместной творческой деятельности обучающихся выявляются не только лидерские способности, но что не менее важно, умение работать в коллективе. Так, работая над проектом обучающиеся самостоятельно могут разрешать возникающие проблемы в общении друг с другом. Способность понимать другого человека, общение вне уроков привели к более тесному сотрудничеству в коллективе. Изучая выбранную тему, обучающиеся  становятся настоящими исследователями, а не просто «получателями» определённой информации.

Каждый проект обязательно требует исследовательской работы обучающихся. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

Результатом работы над проектом, выходом проекта, является продукт. 
Проект – это «пять П»:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Шестое «П» проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Метод проектов, ориентированный в первую очередь на самостоятельную деятельность обучающихся направить процесс обучения и развития в данном направлении.

Метод проектов предполагает осознанное выполнение обучающимися интеллектуальных действий: анализ, синтез, прогнозирование и т.д. В связи с этим, метод можно успешно применять как в социальной практике, так и в учебной деятельности.  

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКАХ

Большую роль в образовательном процессе может сыграть активное применение ИКТ в учебном процессе, поскольку, как показывает практика:

- использование ИКТ способствует повышению интереса и качества знаний обучающихся, уровню воспитанности, общему и специальному развитию детей, а также позволяет более оптимально расходовать средства и время педагогов и студентов для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития;

- использование ИКТ позволяет добиваться стабильности результатов учебно - воспитательного процесса; с применением ИКТ появилась возможность организовывать новые формы, методы обучения и воспитания. Перспективы использования информационных технологий на уроках очень разнообразны и безграничны. Конечно, существует масса технологий, которые выполняют свою миссию и на сегодняшний день, но ИК технологии - это наше будущее и будущее подрастающего поколения.

Применение ИКТ на уроках это еще один способ повысить познавательную активность современных обучающихся, в жизни, которых компьютер играет, чуть ли не ведущую роль.

     Самым простым, на мой взгляд, является введение в образовательный процесс электронных презентаций.

       Преподаватель часто сталкивается с проблемой нехватки

 наглядного материала для уроков: карты, схемы, таблицы, просто

 картины по предмету, позволяющие стимулировать воображение обучающегося.

.Практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий:

  • При изучении и закреплении нового материала презентация позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами. Применение особенно выгодно в тех случаях, когда необходимо показать динамику развития какого-либо процесса.

  • Для проверки знаний -  компьютерное тестирование – это средство качественного контроля знаний.

  • Для углубления знаний, как дополнительный материал к урокам

  • Во время анализа фронтальных самостоятельных работ, обеспечивает наряду с устным визуальный анализ результатов.

КЕЙС – ТЕХНОЛОГИЯ  КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

В образовательных стандартах значительно увеличены нормативы времени на самостоятельную работу обучающихся. Таким образом, новые условия предполагают значительную индивидуализацию учебного процесса при активной позиции личности студента в процессе учения. При этом возникает проблема овладения специалистом новыми информационными технологиями – важнейшего в современных условиях всеобщей информатизации аспекта информационной культуры. При этом не уменьшается роль дополнительной литературы по предмету, которую можно использовать в самостоятельной работе. В решении этого вопроса может помочь кейс-технология. Эта технология представляет собой синтез проблемного обучения, информационно-коммуникативных технологий, метода проектов.

Под методом кейсов понимают изучение предмета, путем рассмотрения большого количества ситуаций и задач в определённой комбинации. Данный метод способствует развитию умений: анализа ситуации;  выбора оптимального пути решения; оценивания альтернативного решения заданий. Задачей этого метода является максимальная активизация каждого студента в самостоятельную работу по решению проблемы. Кейс-технология состоит в том, что в начале обучения, составляется индивидуальный план, каждый обучающийся получает так называемый кейс, содержащий пакет учебной литературы, задания по выбранной теме, электронные материалы. Технологии этой группы используют, по возможности, компьютерные сети и современные коммуникации для проведения консультаций, переписки и обеспечения, обучаемых учебной и другой информацией из электронных библиотек, печатной литературы, баз данных и систем электронного администрирования. Важным достоинством этой группы технологий является возможность более оперативного руководства обучаемым, его воспитания в процессе общения с преподавателем и группой, что является неоспоримым преимуществом традиционных форм очного обучения. Кейс рассматривает более полно тему, входящую в предмет, включает цитаты из источников, содержит проблему понятную студенту. Учебно-методические материалы, используемые в данной группе технологий, отличаются полнотой и целостностью системно организованного комплекта материалов. К их достоинствам можно отнести:

  • доступность, как возможность организации самостоятельной работы в электронной библиотеке, так и дома;

  • наглядность, т.е. красочные иллюстрации, видеофрагменты, мультимедиа-компоненты, схемы;

  • наличие интерактивных заданий;

По форме и содержанию, кейсы можно классифицировать:

  • комплексный (модульный) кейс содержит 20 и более страниц информации, первичных данных, образцов документов, видеороликов и т.п.

  • кейс – изложение содержит рассказ, о каких – либо ситуациях, проблемах, путях их решения, выводы.

  • кейс – иллюстрация содержит небольшой объем данных, используемых для подтверждения.

  • кейс – практическая задача содержит небольшой или средний объем информации.

  • кейс со структурированными вопросами содержит перечень вопросов после основного текста.

Информационно-коммуникативная технология как метод активации познавательной деятельности на современном уроке.

Творчество обучающегося рождается

творчеством преподавателя.

На современном этапе развития образования проблема активизации познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с потребностью общества в образованных и эрудированных людях, способных к самостоятельному осмыслению и мышлению. Проблема активизации познавательной деятельности через информационно-коммуникативные технологии является одной из наиболее выраженных проблем процесса обучения, характерной для современного общества. В актуальности решения данной проблемы нет и тени сомнения, так как оно обусловлено требованиями современного общества, общества XXI века – мира информационных технологий и обмена информацией.

Результаты работы преподавателя оцениваются умениями его студентов, уровнем самодеятельности обучающихся на уроке, отношением обучающихся к предмету, преподавателю, друг к другу, воспитательной и развивающей подвижностью личности, возникшей в ходе урока.

В своей работе я ставлю перед собой цель  дать обучающимся не только сумму знаний как основной результат образования, но с помощью различных методов и способов обучения пробудить интерес обучающихся к поставленной проблеме или задаче, попытаться полученные знания и умения применить в практической деятельности. Для достижения поставленной цели я ставлю перед собой ряд задач: сформировать у обучающихся информационную культуру, подготовить обучаемых средствами ИКТ к самостоятельной познавательной деятельности, повысить качество и эффективность процесса обучения за счет реализации информационных технологий.

Использование ИКТ на уроках позволяет мне, как преподавателю, быть в курсе тенденций развития педагогической науки, повысить профессиональный уровень, расширить кругозор и самое главное позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога обучающегося с компьютером, путем ориентации учения на успех; усвоить базовые знания по предмету, их систематизировать; сформировать навыки самостоятельной работы с обучающимся и дополнительной литературой. С использованием ИКТ источником информации является не только преподаватель, но и сам студент.

Самостоятельная работа как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся.

Современное состояние образования характеризуется тенденцией роста объема информации, требующей успешного и надежного усвоения. Одной из возможностей для успеха такого усвоения является самостоятельная работа обучающихся. Она является одним из самых доступных путей повышения эффективности урока и активизации познательной деятельности обучающихся, занимает исключительное место на современном уроке, так как наиболее эффективное приобретение и усвоение знаний происходит только в процессе личной самостоятельной учебной деятельности.

Самостоятельная работа – это работа, которая выполняется без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий.

Анализ научной, педагогической и методической литературы позволяет говорить о том, что в современном процессе обучения самостоятельной работе отводится лишь роль проверки и контроля деятельности обучающихся, причем в самостоятельную работу включаются, только основные понятия.

Исследования ученых-практиков и психологов позволяют условно выделить четыре уровня самостоятельной деятельности обучающихся, соответствующие их учебным возможностям.

1.Копирующие действия обучающихся по заданному образцу. Идентификация объектов и явлений, их узнавание путем сравнения с известным образцом. На этом уровне происходит подготовка обучающихся к самостоятельной деятельности.

2.Репродуктивная деятельность по воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого объекта, в основном не выходящая за пределы уровня памяти. Однако на этом уровне уже начинается обобщение приемов и методов познавательной деятельности, их перенос на решение более сложных, но типовых задач.

3.Продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний для решения задач, выходящих за пределы известного образца, требующая способности к индуктивным и дедуктивным выводам.

4.Самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых ситуациях, условиях по составлению новых программ принятия решений, выработка гипотетического, аналогового мышления.

В соответствии с уровнями самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся можно выделить 4 типа самостоятельных работ: воспроизводящие самостоятельные работы по образцу, реконструктивно-вариативные, эвристические и творческие. Каждый из перечисленных типов имеет свои дидактические цели.

Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу необходимы для запоминания способов действий в конкретных ситуациях (признаков понятий, фактов и определений), формирования умений, навыков и их прочного закрепления. Они формируют фундамент подлинно самостоятельной деятельности обучающегося. Роль преподавателя состоит в том, чтобы для каждого обучающегося определить оптимальный объем работы.

Самостоятельные работы конструктивно-вариативного типа позволяют на основе полученных ранее знаний и данной преподавателем общей идеи найти самостоятельно конкретные способы решения задач применительно к данным условиям задания. Самостоятельные работы этого типа формируют основания для дальнейшей творческой деятельности обучающегося.

Эвристические самостоятельные работы формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Как правило, обучающийся определяет сам пути решения задачи и находит его.

Постоянный поиск новых решений, обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в совершенно нестандартные ситуации делают знания обучающегося более гибкими, мобильными, вырабатывают умения, навыки и потребность самообразования.

Творческие самостоятельные работы, эта деятельность позволяет обучающимся получать принципиально новые для них знания, закрепляет навыки самостоятельного поиска знаний .

В практике обучения каждый тип самостоятельной работы представлен большим разнообразием видов работ, используемых преподавателями в системе урочных и внеурочных занятий:

1. Работа с книгой. Это работа с текстом и графическим материалом учебника. Работа с первоисточниками, справочниками и научно-популярной литературой, конспектирование и реферирование ранее прочитанного материала.

2. Упражнения: тренировочные, воспроизводящие упражнения по образцу; реконструктивные упражнения; составление различных задач и вопросов и их решение; рецензирование ответов других обучающихся, оценка их деятельности на уроке; различные упражнения, направленные на выработку практических умений и навыков.

3. Решение разнообразных задач и выполнение практических и лабораторных работ.

4. Различные проверочные самостоятельные работы, контрольные работы.

5. Подготовка докладов и рефератов.

6. Выполнение индивидуальных и групповых заданий .

7. Домашние задания.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, обучающиеся должны не только овладеть определенным кругом знаний и навыков, но и приобрести умения самостоятельно добывать знания, находить ответы на вопросы, выдвигаемые жизнью.

Активизация мыслительной и познавательной деятельности обучающихся - одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество обучения. Установлено, что уровень развития мыслительных операций, степень овладения ими определяет ход мыслительных процессов и его результат, а, следовательно, продуктивность познавательной деятельности.

Организация самостоятельной работы, руководство ею - это ответственная и сложная работа. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания человека. Самостоятельные работы является средством борьбы за глубокие прочные знания обучающихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.

Знания, полученные самостоятельно, отличаются глубиной, прочностью, превращаются в убеждения. Самостоятельное осмысление материала способствует развитию творческого начала в человеке, является показателем его интеллектуального роста.








СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Зотов Ю. Б. Организация современного урока. – М.,1984

2. Махмутов М. И. Современный урок.- М., 1977

3. Потапова Е.Н. Радость познания.- М. 1990

4. Фогельсон И.А. Формирование навыков самостоятельной работы на уроках

литературы.-Киев..1990

5. Шаламов В. В. Организация самостоятельной работы в образовательных

учреждениях.

6. Есипов, Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках [Текст] – М.: Учпедгиз, 1961. – 370 с.

7. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей [Текст] / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 608 с.

8. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении [Текст] – М.: Педагогика, 1980. – 340 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!