СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«СОКРОВИЩА КЛАДОВОЙ СОЛНЦА» ПО СКАЗКЕ – БЫЛИ М.М.ПРИШВИНА (Обобщающий урок по теме в 6 классе )

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: 1. Подведение итогов изучения произведения М.М. Пришвина «Кладовая солнца»,  выявление знания содержания текста, основных образов и характеристик героев, уяснение философского смысла произведения  «Сокровища кладовой солнца». 2.Совершенствование навыков пересказа, выразительного чтения, развития устной речи школьников, их умения работать с деталью. 3.Воспитание любви к Родине через любовь к родной природе, чувства  ответственности за неё и бережного отношения к её богатствам.

Просмотр содержимого документа
««СОКРОВИЩА КЛАДОВОЙ СОЛНЦА» ПО СКАЗКЕ – БЫЛИ М.М.ПРИШВИНА (Обобщающий урок по теме в 6 классе )»

Тема урока:

«СОКРОВИЩА КЛАДОВОЙ СОЛНЦА»

ПО СКАЗКЕ – БЫЛИ М.М.ПРИШВИНА

(Обобщающий урок по теме)



Я ведь, друзья мои, пишу о природе,

сам же о людях только и думаю!



Цель урока: 1. Подведение итогов изучения произведения М.М. Пришвина «Кладовая солнца»,  выявление знания содержания текста, основных образов и характеристик героев, уяснение философского смысла произведения «Сокровища кладовой солнца».
2.Совершенствование навыков пересказа, выразительного чтения, развития устной речи школьников, их умения работать с деталью.
3.Воспитание любви к Родине через любовь к родной природе, чувства 
ответственности за неё и бережного отношения к её богатствам.

Методы и приемы:



Словесный (вопросы к детям, повторение и уточнение, напоминание, поощрение)

Наглядный (доска, задания на карточках, тексты, гербарий, ягода).

Практический ( выполнение заданий с использованием дидактического материала):

- репродуктивный метод, эвристический метод, исследовательский метод, игровой.

Деятельность была построена с использованием элементов современных образовательных технологий: игровая, коммуникативная, проблемного обучения, здоровьесберегательная, групповая работа, что обеспечивало активность, высокую работоспособность, интерес детей к содержанию деятельности, способствовало успешному решению поставленных учебных задач.


Оборудование: хрестоматия по литературе 6 кл, рисунки детей, ягоды клюквы, карта пути Насти и Митраши, запись звуков леса, ящик для мотивационного игры, материалы для групповой работы, памятки – инструкции о том, как работать в группе.

Результаты:

1.Предметные: на основе прочитанного текста научиться анализировать, раскрывать характеры героев через их поступки, видеть отношение автора.

2. Личностные: излагать свою точку зрения, убедительно ее доказывать .

3. Метапредметные: воспитывать любовь к природе, развивать в детях чувство доброты, внимания к другим людям, связь с другими предметами.

Тип урока: обобщение, размышление


Я пришел в этот мир

Не для того, что(бы) оправдывать твои надежды,

Не для того, что(бы) отвечать твоим интересам.

Не для того, что(бы) соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в этот мир

Не для того, что(бы) оправдывать мои надежды,

Не для того, что(бы) отвечать моим интересам.

Не для того, что(бы) соответствовать моим ожиданиям.

Потому что я – это я, а ты – это ты.

Но если мы встретились и поняли друг друга –

То это прекрасно!



Этапы урока: На фоне музыки

«Черный ящик» Задание. Угадайте, какой предмет лежит в «черном ящике».

1. Чудесная, по мнению Митраши, вещь, необходимая в любом походе или прогулке по лесу, так как всегда поможет найти дорогу к дому. Досталась ему от отца. (Компас)

2. В ящике находится изделие юного умельца Митраши (Какой-нибудь предмет деревянной посуды: бочонок, ложка, чашка и т. д.)

3. Предмет, с помощью которого Митраша сумел удержаться на поверхности болота, упираясь на него (Ружье)

4. «Муравка, Муравка, я дам тебе…!»- крикнула ей Настя. Что предлагала Настя Травке? (Хлеб)

-Как связан конкурс с уроком литературы. Давайте определим тему, цели урока. Назовите слова в теме, главными и важными (на ваш взгляд). Молодцы! А помогут в этом сегодня группа экспертов в разных областях науки, литературы, искусства.


Работу в группах (всего 4 группы). Задания группам.


Задания для группы № 1

«Мудрые»

1. Жанр сказка-быль. Что это

такое? (объяснить).

1) В толковом словаре С.И.Ожегова даётся такое значение этих слов:

Быль – то, что было в действительности, действительное происшествие, в отличие от небылицы.

Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

2. Выбрать карточки, где определены

черты реалистического повествования

и сказочные мотивы

в «Кладовой солнца»? ( доказать).

3. Для чего же М.М. Пришвин соединил два столь противоположных жанра воедино?

Задание для группы № 2

«Опытные»

1. Проблема выбора дороги на палестинку.

Спор (инсценировка)

2. Что пережила Настя на своем пути?

3.Поведение Митраши в Блудовом болоте. Что пережил Митраша на своем пути?

4.Встреча детей. Какой жизненный урок они извлекли из случившегося?

(Анализ карты).

Задания для группы № 3

«Творческие»

1. Найти описание клюквы в

словаре.

2. Описание клюквы Пришвиным (Художественный пересказ отрывка) – Зацепина Критстина

Вопросы: отличается ли описание Пришвиным ягоды от того, которое нашли в словаре?

В наших лесах растет клюква? О каких ягодах и травах идёт речь в сказке-были? Показать гербарий.



Задания для группы № 4

«Идейные»

1. Какие породы собак вы знаете?

(показать иллюстрации)

2. А какой породы была Травка?

А что вы знаете об этих собаках? Послушаем, что нам расскажет группа «Идейные» в роли кинологов? 

Русская гончая

Название гончей эта порода собак получила от своего свойства, найдя зверя, гнать его по следу с голосом.



Вопросы всему классу: Почему автор изменил название

произведения? (первоначальное название «Друг человека»).



2.Люди – герои произведения (характеристика Насти и Митраши, Антипыча, Пришвина – цитаты из текста). Письмо литературному герою (1-2)

3. Какие цитаты, выражения, слова вам особенно запомнились в тексте именно о людях? (назвать). Обратимся к теме урока и эпиграфу. Что включает Пришвин в понятие сокровища. А эпиграф.



3. Чтение стихотворения о Пришвине (Орлов Кирилл).

Человек не может жить без Родины, без природы. А природу необходимо любить и беречь. Будьте же людьми, как об этом нас просит М. М. Пришвин. Обратимся к эпиграфу.



Поработаем со словом палестинка –ягодное место. Я хочу, чтобы оно появилось на доске.



(сохранять обязательно время) - 7 минут.

Далее ответы детей.

Лист самооценки (оценить с объяснениями и доказательствами).



На фоне звука леса.

Рефлексия: у вас на партах лежит клюква, напишите отзыв на обратной стороне и прикрепите на доске! (можно зачитать)

Написать мини-сочинение «Чему научила меня сказка-быль «Кладовая солнца» или отзыв на урок.

































Самоанализ урока по теме «Сокровища кладовой солнца»

(обобщающий урок в 6 классе)

Вашему вниманию представлен анализ урока в 6 классе МБОУ Балаганская СОШ№2 (всего 26 учеников). Конспект урока составлен на основе рабочей программы по литературе для 6 класса к учебнику В.Я.Коровиной. М.: Просвещение, 2014год. Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы - первого поколения (Программа общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. 2004 год (базовый уровень). Данный урок проводится согласно календарно-тематического планирования, он является обобщающим уроком в изучении творчества М.М.Пришвина и его сказки-были «Кладовая солнца».

На изучение этого произведения отводится 4 урока. М.М.Пришвин – детский писатель, но как выяснилось, многим шестиклассникам его имя неизвестно, поэтому важен эмоциональный настрой на восприятие текста. Для этого перед уроками были даны опережающие на дом, а именно: прочитать некоторые рассказы Пришвина, для того, чтобы ученики имели общее представление о стиле и языке писателя, об основных темах его произведений. Важно, также рассказать о жизни и творчестве писателя.

Перед началом изучения сказки-были говорили о социально-исторической обстановке послевоенного времени, чтобы дети имели представление о том, как жили люди в то время (был задан вопрос, что о родителях почти ничего не сказано)

Работа по анализу образов главных героев, жанру произведения, а также говорили об образах природы, писали письмо литературному герою, карту составляли пути.

Структура занятия

- Вводная часть: (организация детей) – 3 минуты

- Основная часть: (практическая деятельность, выступление детей с результатами работы) - 24 минуты

- Заключительная часть (подведение итогов) 3 минуты

Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть занятия направлена на решение определенных педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приемов.

Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности.

Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап  занятия, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.


На первом этапе была мотивация «Чёрный ящик», именно она помогла определить самостоятельно тему, поставить цель и определить задачи. И эта цель прослеживалась на протяжении всего урока.

Всего 4 группы, все получили задания разного характера, но все направлены на подведение итога работы над произведением, итога урока в целом. Каждый ученик в группе знал, что он должен делать, сколько и как? Большую часть урока работали самостоятельно, учитель лишь в роли консультанта. Главная задача работы в группе: коллективная работа, именно она помогла говорить, общаться и сотрудничать.

На уроке использованы элементы новых стандартов, а именно: работа в группах позволила обменяться информацией по теме урока, на этапе подведения итогов вернулись к словам, полученные в начале урока. Исследовательская работа показала, что текст прочитан и хорошо усвоен. Использован приём погружения в проблему, тему урока с помощью игры. Работа с отрывками из текста. Домашнее задание дифференцированно, состоит из двух видов. Лист оценивания, рефлексия.


В ходе работы в группе удалось сделать большую работу: показали знание текста, каждая группа подготовила продукт своей работы, соблюдая и время работы, распределение ролей. Практически каждый принимал участие в работе. Смогли оценить работу и поделиться результатами оценивания. Прослеживались метапредметные связи: биология, география, история, знания показали в области кинологов и т.д.

Звучали отрывки из текста, диалог, рассуждения по поводу понравившихся цитат и высказывания. Для большого количества детей удачно спланирована работа в группах, что не всегда получается.

На этапе рефлексии дети поработали со словом палестинка и написали отзывы. Доску оформили сами до урока, не работал экран. Домашнее задание дифференцированно и носило творческий характер в двух видах: написать отзыв о проведённом уроке, составить электронный альбом иллюстраций по тексту.

Такие задания развивают мыслительные навыки учащихся и способствуют развитию интеллектуальной, одарённой, нравственной личности. Этапы  занятия были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего  занятия работал на организацию посильного поиска и исследования, соответствовал их жизненному опыту.

Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

При постановке вопросов и определении заданий   я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

 Учебный материал  занятия  соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников  классов. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.





Результат урока. Считаю, что задачи, поставленные на уроке, реализованы, дети применили знания в новой ситуации. Каждый мог высказать свою точку зрения. Использование наглядности(материал к уроку, музыка «Звуки леса», портрет писателя, задания для групп имело разную цветовую гамму, клюква, работы ребят) позволили на каждом этапе избежать перегрузки и переутомления. Сознательность, самостоятельность и активность детей достигалась в виде стимулирования познавательной активности, с помощью эффективных приёмов и средств наглядности. Урок своей цели достиг. На уроке удалось выполнить почти всю запланированную работу. Логичность построения различных видов деятельности позволила провести ее не выходя за рамки времени. Листок самооценки и критерии оценивания помогли увидеть, за что ставится 5,4 и тд.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!