СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«СОКРОВИЩА КЛАДОВОЙ СОЛНЦА» ПО СКАЗКЕ – БЫЛИ М.М.ПРИШВИНА (Обобщающий урок по теме)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я ведь, друзья мои, пишу о природе,

сам же о людях только и думаю!

 

Цель урока: 1. Подведение итогов изучения произведения М.М. Пришвина «Кладовая солнца»,  выявление знания содержания текста, основных образов и характеристик героев, уяснение философского смысла произведения  «Сокровища кладовой солнца». 2.Совершенствование навыков пересказа, выразительного чтения, развития устной речи школьников, их умения работать с деталью. 3.Воспитание любви к Родине через любовь к родной природе, чувства  ответственности за неё и бережного отношения к её богатствам.

 Методы и приемы:

Просмотр содержимого документа
««СОКРОВИЩА КЛАДОВОЙ СОЛНЦА» ПО СКАЗКЕ – БЫЛИ М.М.ПРИШВИНА (Обобщающий урок по теме)»

«СОКРОВИЩА КЛАДОВОЙ СОЛНЦА»

ПО СКАЗКЕ – БЫЛИ М.М.ПРИШВИНА

(Обобщающий урок по теме)



Я ведь, друзья мои, пишу о природе,

сам же о людях только и думаю!



Цель урока: 1. Подведение итогов изучения произведения М.М. Пришвина «Кладовая солнца»,  выявление знания содержания текста, основных образов и характеристик героев, уяснение философского смысла произведения «Сокровища кладовой солнца».
2.Совершенствование навыков пересказа, выразительного чтения, развития устной речи школьников, их умения работать с деталью.
3.Воспитание любви к Родине через любовь к родной природе, чувства 
ответственности за неё и бережного отношения к её богатствам.

Методы и приемы:



Словесный (вопросы к детям, повторение и уточнение, напоминание, поощрение)

Наглядный (доска, задания на карточках, тексты, гербарий, ягода).

Практический ( выполнение заданий с использованием дидактического материала):

- репродуктивный метод, эвристический метод, исследовательский метод, игровой.

Деятельность была построена с использованием элементов современных образовательных технологий: игровая, коммуникативная, проблемного обучения, здоровьесберегательная, групповая работа, что обеспечивало активность, высокую работоспособность, интерес детей к содержанию деятельности, способствовало успешному решению поставленных учебных задач.


Оборудование: хрестоматия по литературе 6 кл, рисунки детей, ягоды клюквы, карта пути Насти и Митраши, запись звуков леса, ящик для мотивационного игры, материалы для групповой работы, памятки – инструкции о том, как работать в группе.

Результаты:

1.Предметные: на основе прочитанного текста научиться анализировать, раскрывать характеры героев через их поступки, видеть отношение автора.

2. Личностные: излагать свою точку зрения, убедительно ее доказывать .

3. Метапредметные: воспитывать любовь к природе, развивать в детях чувство доброты, внимания к другим людям, связь с другими предметами.

Тип урока: обобщение, размышление


Я пришел в этот мир

Не для того, что(бы) оправдывать твои надежды,

Не для того, что(бы) отвечать твоим интересам.

Не для того, что(бы) соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в этот мир

Не для того, что(бы) оправдывать мои надежды,

Не для того, что(бы) отвечать моим интересам.

Не для того, что(бы) соответствовать моим ожиданиям.

Потому что я – это я, а ты – это ты.

Но если мы встретились и поняли друг друга –

То это прекрасно!



Этапы урока: На фоне музыки

«Черный ящик» Задание. Угадайте, какой предмет лежит в «черном ящике».

1. Чудесная, по мнению Митраши, вещь, необходимая в любом походе или прогулке по лесу, так как всегда поможет найти дорогу к дому. Досталась ему от отца. (Компас)

2. В ящике находится изделие юного умельца Митраши (Какой-нибудь предмет деревянной посуды: бочонок, ложка, чашка и т. д.)

3. Предмет, с помощью которого Митраша сумел удержаться на поверхности болота, упираясь на него (Ружье)

4. «Муравка, Муравка, я дам тебе…!»- крикнула ей Настя. Что предлагала Настя Травке? (Хлеб)

-Как связан конкурс с уроком литературы. Давайте определим тему, цели урока. Назовите слова в теме, главными и важными (на ваш взгляд). Молодцы! А помогут в этом сегодня группа экспертов в разных областях науки, литературы, искусства.


Работу в группах (всего 4 группы). Задания группам.


Задания для группы № 1

«Мудрые»

1. Жанр сказка-быль. Что это

такое? (объяснить).

1) В толковом словаре С.И.Ожегова даётся такое значение этих слов:

Быль – то, что было в действительности, действительное происшествие, в отличие от небылицы.

Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

2. Выбрать карточки, где определены

черты реалистического повествования

и сказочные мотивы

в «Кладовой солнца»? ( доказать).

3. Для чего же М.М. Пришвин соединил два столь противоположных жанра воедино?

Задание для группы № 2

«Опытные»

1. Проблема выбора дороги на палестинку.

Спор (инсценировка)

2. Что пережила Настя на своем пути?

3.Поведение Митраши в Блудовом болоте. Что пережил Митраша на своем пути?

4.Встреча детей. Какой жизненный урок они извлекли из случившегося?

(Анализ карты).

Задания для группы № 3

«Творческие»

1. Найти описание клюквы в

словаре.

2. Описание клюквы Пришвиным (Художественный пересказ отрывка) – Зацепина Критстина

Вопросы: отличается ли описание Пришвиным ягоды от того, которое нашли в словаре?

В наших лесах растет клюква? О каких ягодах идёт речь в сказке-были? Показать гербарий.



Задания для группы № 4

«Идейные»

1. Какие породы собак вы знаете?

(показать иллюстрации)

2. А какой породы была Травка?

А что вы знаете об этих собаках? Послушаем, что нам расскажет группа «Идейные» в роли кинологов? 

Русская гончая

Название гончей эта порода собак получила от своего свойства, найдя зверя, гнать его по следу с голосом. Существовал целый ряд разновидностей гончих: русская, англо-русская, русско-польская, арлекин, брудастая и др. В настоящее время в наиболее устойчивом положении как в отношении экстерьера, так и полевых качеств, сохранились русская и англо-русская гончие, которых только и следует использовать в племенных целях.

Внешний вид: голова клинообразная, почти без перелома, с сухим, удлиненным щипцом, с темным, миндалевидной формы глазом и с небольшим (угольником) ухом. Колодка хорошо сбитая, с небочковатым, низко опущенным, до локотков, ребром. Ноги сухие, костистые, со следистой, в комке, лапой. Гон (хвост) короткий, но толстый (конец его не должен быть ниже скакательного сустава), покрыт густой псовиной, но без подвеса. Несет его гончая слегка изогнутым. Вся собака

хорошо одета в теплую, с мягким подшерстком псовину, за исключение

м головы и ног, на которых псовина короткая. Окрас весь

багряный или багряный с черной спиной в виде чепрака,

называемый чепрачным.

Если чернота на спине и боках выражена резко,

то окрас называется темночепрачным, если слабо —

то светлочепрачным. Допускается окрас и сероватый и черный, с желтыми подпалинами, которые не должны быть красными,— это свидетельствует о

примеси крови польской гончей.

В общем русская гончая должна быть сухой, могучей сложки,

хорошего роста, примерно для выжлецов — 57 см и для

выжловок — 53 см; предпочтительнее высокопередая.



Мы немножко отдохнем, 
Встанем, глубоко вздохнем. 
Дети по лесу гуляли, 
За природой наблюдали. 
Вверх на солнце посмотрели 
И их лучики согрели. 
Чудеса у нас на свете 
Стали карликами дети. 
А потом все дружно встали 
Великанами мы стали. 
Бабочки летали, 
Крыльями махали. 
Дружно хлопаем, 
Ногами топаем. 
Хорошо мы погуляли 
И немножечко устали.



Вопросы всему классу: Почему автор изменил название

произведения? (первоначальное название «Друг человека»).



2.Люди – герои произведения (характеристика Насти и Митраши, Антипыча, Пришвина – цитаты из текста). Письмо литературному герою (1-2)

3. Какие цитаты, выражения, слова вам особенно запомнились в тексте именно о людях? (назвать). Обратимся к теме урока и эпиграфу. Что включает Пришвин в понятие сокровища. А эпиграф.



3. Чтение стихотворения о Пришвине (Орлов Кирилл).

Человек не может жить без Родины, без природы. А природу необходимо любить и беречь. Будьте же людьми, как об этом нас просит М. М. Пришвин.



Поработаем со словом палестинка –ягодное место. Я хочу, чтобы оно появилось на доске.



(сохранять обязательно время) - 7 минут.

Далее ответы детей.

Лист самооценки (оценить с объяснениями и доказательствами).



На фоне звука леса.

Рефлексия: у вас на партах лежит клюква, напишите отзыв на обратной стороне и прикрепите на доске! (можно зачитать)

Написать мини-сочинение «Чему научила меня сказка-быль «Кладовая солнца» или отзыв на урок.






























Самоанализ урока по теме «Сокровища кладовой солнца»

(обобщающий урок в 6 классе)

Вашему вниманию представлен анализ урока в 6 классе МБОУ Балаганская СОШ№2 (всего 26 учеников). Конспект урока составлен на основе рабочей программы по литературе для 6 класса к учебнику В.Я.Коровиной. М.: Просвещение, 2014год. Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы - первого поколения (Программа общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. 2004 год (базовый уровень). Данный урок проводится согласно календарно-тематического планирования, он является обобщающим уроком в изучении творчества М.М.Пришвина и его сказки-были «Кладовая солнца».

На изучение этого произведения отводится 4 урока. М.М.Пришвин – детский писатель, но как выяснилось, многим шестиклассникам его имя неизвестно, поэтому важен эмоциональный настрой на восприятие текста. Для этого перед уроками были даны опережающие на дом, а именно: прочитать некоторые рассказы Пришвина, для того, чтобы ученики имели общее представление о стиле и языке писателя, об основных темах его произведений. Важно, также рассказать о жизни и творчестве писателя.

Перед началом изучения сказки-были говорили о социально-исторической обстановке послевоенного времени, чтобы дети имели представление о том, как жили люди в то время (был задан вопрос, что о родителях почти ничего не сказано)

Работа по анализу образов главных героев, жанру произведения, а также говорили об образах природы, писали письмо литературному герою, карту составляли пути.

Структура занятия

- Вводная часть: (организация детей) – 3 минуты

- Основная часть: (практическая деятельность, выступление детей с результатами работы) - 24 минуты

- Заключительная часть (подведение итогов) 3 минуты

Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть занятия направлена на решение определенных педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приемов.

Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап  занятия, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.


На первом этапе была мотивация «Чёрный ящик», именно она помогла определить тему урока, поставить цель и определить задачи. Всего 4 группы, все получили задания разного характера, но все направлены на подведение итога работы над произведением, итога урока в целом.

На уроке использованы элементы новых стандартов, а именно: работа в группах позволила обменяться информацией по теме урока, на этапе подведения итогов вернулись к словам, полученные в начале урока. Использован приём погружения в проблему, тему урока с помощью игры. Работа с отрывками из текста. Домашнее задание дифференцированно, состоит из двух видов. Лист оценивания, рефлексия.


В ходе работы в группе удалось сделать большую работу: показали знание текста, каждая группа подготовила продукт своей работы, соблюдая и время работы, распределение ролей. Практически каждый принимал участие в работе. Смогли оценить работу и поделиться результатами оценивания. Прослеживались метапредметные связи: биология, география, история, знания показали в области кинологов и т.д.

Звучали отрывки из текста, диалог, рассуждения по поводу понравившихся цитат и высказывания. Для большого количества детей удачно спланирована работа в группах, что не всегда получается.

На этапе рефлексии дети поработали со словом палестинка и написали отзывы. Доску оформили сами до урока, не работал экран. Домашнее задание дифференцированно и носило творческий характер в двух видах: написать отзыв о проведённом уроке, составить электронный альбом иллюстраций по тексту.

Такие задания развивают мыслительные навыки учащихся и способствуют развитию интеллектуальной, одарённой, нравственной личности. Этапы  занятия были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего  занятия работал на организацию посильного поиска и исследования, соответствовал их жизненному опыту.

Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

При постановке вопросов и определении заданий   я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

 Учебный материал  занятия  соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников  классов. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.





Результат урока. Считаю, что задачи, поставленные на уроке, реализованы, дети применили знания в новой ситуации. Каждый мог высказать свою точку зрения. Использование наглядности(материал к уроку, музыка «Звуки леса», портрет писателя, задания для групп имело разную цветовую гамму, клюква, работы ребят) позволили на каждом этапе избежать перегрузки и переутомления. Проведена физминутка (связана с темой урока). Сознательность, самостоятельность и активность детей достигалась в виде стимулирования познавательной активности, с помощью эффективных приёмов и средств наглядности. Урок своей цели достиг. На уроке удалось выполнить почти всю запланированную работу. Логичность построения различных видов деятельности позволила провести ее не выходя за рамки времени.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!