«СОКРОВИЩА КЛАДОВОЙ СОЛНЦА»
ПО СКАЗКЕ – БЫЛИ М.М.ПРИШВИНА
(Обобщающий урок по теме)
Я ведь, друзья мои, пишу о природе,
сам же о людях только и думаю!
Цель урока: 1. Подведение итогов изучения произведения М.М. Пришвина «Кладовая солнца», выявление знания содержания текста, основных образов и характеристик героев, уяснение философского смысла произведения «Сокровища кладовой солнца».
2.Совершенствование навыков пересказа, выразительного чтения, развития устной речи школьников, их умения работать с деталью.
3.Воспитание любви к Родине через любовь к родной природе, чувства
ответственности за неё и бережного отношения к её богатствам.
Методы и приемы:
Словесный (вопросы к детям, повторение и уточнение, напоминание, поощрение)
Наглядный (доска, задания на карточках, тексты, гербарий, ягода).
Практический ( выполнение заданий с использованием дидактического материала):
- репродуктивный метод, эвристический метод, исследовательский метод, игровой.
Деятельность была построена с использованием элементов современных образовательных технологий: игровая, коммуникативная, проблемного обучения, здоровьесберегательная, групповая работа, что обеспечивало активность, высокую работоспособность, интерес детей к содержанию деятельности, способствовало успешному решению поставленных учебных задач.
Оборудование: хрестоматия по литературе 6 кл, рисунки детей, ягоды клюквы, карта пути Насти и Митраши, запись звуков леса, ящик для мотивационного игры, материалы для групповой работы, памятки – инструкции о том, как работать в группе.
Результаты:
1.Предметные: на основе прочитанного текста научиться анализировать, раскрывать характеры героев через их поступки, видеть отношение автора.
2. Личностные: излагать свою точку зрения, убедительно ее доказывать .
3. Метапредметные: воспитывать любовь к природе, развивать в детях чувство доброты, внимания к другим людям, связь с другими предметами.
Тип урока: обобщение, размышление
Я пришел в этот мир
Не для того, что(бы) оправдывать твои надежды,
Не для того, что(бы) отвечать твоим интересам.
Не для того, что(бы) соответствовать твоим ожиданиям.
И ты пришел в этот мир
Не для того, что(бы) оправдывать мои надежды,
Не для того, что(бы) отвечать моим интересам.
Не для того, что(бы) соответствовать моим ожиданиям.
Потому что я – это я, а ты – это ты.
Но если мы встретились и поняли друг друга –
То это прекрасно!
Этапы урока: На фоне музыки
«Черный ящик» Задание. Угадайте, какой предмет лежит в «черном ящике».
1. Чудесная, по мнению Митраши, вещь, необходимая в любом походе или прогулке по лесу, так как всегда поможет найти дорогу к дому. Досталась ему от отца. (Компас)
2. В ящике находится изделие юного умельца Митраши (Какой-нибудь предмет деревянной посуды: бочонок, ложка, чашка и т. д.)
3. Предмет, с помощью которого Митраша сумел удержаться на поверхности болота, упираясь на него (Ружье)
4. «Муравка, Муравка, я дам тебе…!»- крикнула ей Настя. Что предлагала Настя Травке? (Хлеб)
-Как связан конкурс с уроком литературы. Давайте определим тему, цели урока. Назовите слова в теме, главными и важными (на ваш взгляд). Молодцы! А помогут в этом сегодня группа экспертов в разных областях науки, литературы, искусства.
Работу в группах (всего 4 группы). Задания группам.
Задания для группы № 1
«Мудрые»
1. Жанр сказка-быль. Что это
такое? (объяснить).
1) В толковом словаре С.И.Ожегова даётся такое значение этих слов:
Быль – то, что было в действительности, действительное происшествие, в отличие от небылицы.
Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
2. Выбрать карточки, где определены
черты реалистического повествования
и сказочные мотивы
в «Кладовой солнца»? ( доказать).
3. Для чего же М.М. Пришвин соединил два столь противоположных жанра воедино?
Задание для группы № 2
«Опытные»
1. Проблема выбора дороги на палестинку.
Спор (инсценировка)
2. Что пережила Настя на своем пути?
3.Поведение Митраши в Блудовом болоте. Что пережил Митраша на своем пути?
4.Встреча детей. Какой жизненный урок они извлекли из случившегося?
(Анализ карты).
Задания для группы № 3
«Творческие»
1. Найти описание клюквы в
словаре.
2. Описание клюквы Пришвиным (Художественный пересказ отрывка) – Зацепина Критстина
Вопросы: отличается ли описание Пришвиным ягоды от того, которое нашли в словаре?
В наших лесах растет клюква? О каких ягодах идёт речь в сказке-были? Показать гербарий.
Задания для группы № 4
«Идейные»
1. Какие породы собак вы знаете?
(показать иллюстрации)
2. А какой породы была Травка?
А что вы знаете об этих собаках? Послушаем, что нам расскажет группа «Идейные» в роли кинологов?
Русская гончая
Название гончей эта порода собак получила от своего свойства, найдя зверя, гнать его по следу с голосом. Существовал целый ряд разновидностей гончих: русская, англо-русская, русско-польская, арлекин, брудастая и др. В настоящее время в наиболее устойчивом положении как в отношении экстерьера, так и полевых качеств, сохранились русская и англо-русская гончие, которых только и следует использовать в племенных целях.
Внешний вид: голова клинообразная, почти без перелома, с сухим, удлиненным щипцом, с темным, миндалевидной формы глазом и с небольшим (угольником) ухом. Колодка хорошо сбитая, с небочковатым, низко опущенным, до локотков, ребром. Ноги сухие, костистые, со следистой, в комке, лапой. Гон (хвост) короткий, но толстый (конец его не должен быть ниже скакательного сустава), покрыт густой псовиной, но без подвеса. Несет его гончая слегка изогнутым. Вся собака
хорошо одета в теплую, с мягким подшерстком псовину, за исключение
м головы и ног, на которых псовина короткая. Окрас весь
багряный или багряный с черной спиной в виде чепрака,
называемый чепрачным.
Если чернота на спине и боках выражена резко,
то окрас называется темночепрачным, если слабо —
то светлочепрачным. Допускается окрас и сероватый и черный, с желтыми подпалинами, которые не должны быть красными,— это свидетельствует о
примеси крови польской гончей.
В общем русская гончая должна быть сухой, могучей сложки,
хорошего роста, примерно для выжлецов — 57 см и для
выжловок — 53 см; предпочтительнее высокопередая.
Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали
Великанами мы стали.
Бабочки летали,
Крыльями махали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем.
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали.
Вопросы всему классу: Почему автор изменил название
произведения? (первоначальное название «Друг человека»).
2.Люди – герои произведения (характеристика Насти и Митраши, Антипыча, Пришвина – цитаты из текста). Письмо литературному герою (1-2)
3. Какие цитаты, выражения, слова вам особенно запомнились в тексте именно о людях? (назвать). Обратимся к теме урока и эпиграфу. Что включает Пришвин в понятие сокровища. А эпиграф.
3. Чтение стихотворения о Пришвине (Орлов Кирилл).
Человек не может жить без Родины, без природы. А природу необходимо любить и беречь. Будьте же людьми, как об этом нас просит М. М. Пришвин.
Поработаем со словом палестинка –ягодное место. Я хочу, чтобы оно появилось на доске.
(сохранять обязательно время) - 7 минут.
Далее ответы детей.
Лист самооценки (оценить с объяснениями и доказательствами).
На фоне звука леса.
Рефлексия: у вас на партах лежит клюква, напишите отзыв на обратной стороне и прикрепите на доске! (можно зачитать)
Написать мини-сочинение «Чему научила меня сказка-быль «Кладовая солнца» или отзыв на урок.
Самоанализ урока по теме «Сокровища кладовой солнца»
(обобщающий урок в 6 классе)
Вашему вниманию представлен анализ урока в 6 классе МБОУ Балаганская СОШ№2 (всего 26 учеников). Конспект урока составлен на основе рабочей программы по литературе для 6 класса к учебнику В.Я.Коровиной. М.: Просвещение, 2014год. Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы - первого поколения (Программа общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. 2004 год (базовый уровень). Данный урок проводится согласно календарно-тематического планирования, он является обобщающим уроком в изучении творчества М.М.Пришвина и его сказки-были «Кладовая солнца».
На изучение этого произведения отводится 4 урока. М.М.Пришвин – детский писатель, но как выяснилось, многим шестиклассникам его имя неизвестно, поэтому важен эмоциональный настрой на восприятие текста. Для этого перед уроками были даны опережающие на дом, а именно: прочитать некоторые рассказы Пришвина, для того, чтобы ученики имели общее представление о стиле и языке писателя, об основных темах его произведений. Важно, также рассказать о жизни и творчестве писателя.
Перед началом изучения сказки-были говорили о социально-исторической обстановке послевоенного времени, чтобы дети имели представление о том, как жили люди в то время (был задан вопрос, что о родителях почти ничего не сказано)
Работа по анализу образов главных героев, жанру произведения, а также говорили об образах природы, писали письмо литературному герою, карту составляли пути.
Структура занятия
- Вводная часть: (организация детей) – 3 минуты
- Основная часть: (практическая деятельность, выступление детей с результатами работы) - 24 минуты
- Заключительная часть (подведение итогов) 3 минуты
Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть занятия направлена на решение определенных педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приемов.
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап занятия, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.
На первом этапе была мотивация «Чёрный ящик», именно она помогла определить тему урока, поставить цель и определить задачи. Всего 4 группы, все получили задания разного характера, но все направлены на подведение итога работы над произведением, итога урока в целом.
На уроке использованы элементы новых стандартов, а именно: работа в группах позволила обменяться информацией по теме урока, на этапе подведения итогов вернулись к словам, полученные в начале урока. Использован приём погружения в проблему, тему урока с помощью игры. Работа с отрывками из текста. Домашнее задание дифференцированно, состоит из двух видов. Лист оценивания, рефлексия.
В ходе работы в группе удалось сделать большую работу: показали знание текста, каждая группа подготовила продукт своей работы, соблюдая и время работы, распределение ролей. Практически каждый принимал участие в работе. Смогли оценить работу и поделиться результатами оценивания. Прослеживались метапредметные связи: биология, география, история, знания показали в области кинологов и т.д.
Звучали отрывки из текста, диалог, рассуждения по поводу понравившихся цитат и высказывания. Для большого количества детей удачно спланирована работа в группах, что не всегда получается.
На этапе рефлексии дети поработали со словом палестинка и написали отзывы. Доску оформили сами до урока, не работал экран. Домашнее задание дифференцированно и носило творческий характер в двух видах: написать отзыв о проведённом уроке, составить электронный альбом иллюстраций по тексту.
Такие задания развивают мыслительные навыки учащихся и способствуют развитию интеллектуальной, одарённой, нравственной личности. Этапы занятия были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего занятия работал на организацию посильного поиска и исследования, соответствовал их жизненному опыту.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
При постановке вопросов и определении заданий я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
Учебный материал занятия соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников классов. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Результат урока. Считаю, что задачи, поставленные на уроке, реализованы, дети применили знания в новой ситуации. Каждый мог высказать свою точку зрения. Использование наглядности(материал к уроку, музыка «Звуки леса», портрет писателя, задания для групп имело разную цветовую гамму, клюква, работы ребят) позволили на каждом этапе избежать перегрузки и переутомления. Проведена физминутка (связана с темой урока). Сознательность, самостоятельность и активность детей достигалась в виде стимулирования познавательной активности, с помощью эффективных приёмов и средств наглядности. Урок своей цели достиг. На уроке удалось выполнить почти всю запланированную работу. Логичность построения различных видов деятельности позволила провести ее не выходя за рамки времени.