СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сохраним леса России

Нажмите, чтобы узнать подробности

что происходит с лесами? как помочь нашим лесам?

Просмотр содержимого документа
«Сохраним леса России»

Сценарий классного часа "Сохраним леса России"

Цель: Привлечение внимания учащихся к охране, изучению и восстановлению лесных экологических систем

Форма проведения: Пресс - конференция.

Участники пресс – конференции: учащиеся 5 класса.

Оформление : Электронная презентация классного часа, плакаты: «Лес – наше самое большое природное богатство», «Сохраним леса России».

План подготовки к классному часу.

1. Территории лесных массивов в России. Значение леса в природе. Вступительное слово классного руководителя.

2. Конкурс мини – сочинений.

3.Обсуждение вопросов для пресс – конференции.

4. Поэтическая страничка.

5. Экскурсия в лес.

6. Оформление плакатов.

Класс делится на две группы - экологи и лесоводы - с целью выяснения волнующих проблем по защите и восстановлению леса.

Место проведения: кабинет биологии.

Вступительное слово классного руководителя.

Ребята! Классный час посвящён очень актуальной теме – сохранению самого большого природного богатства - леса. Леса России раскинулись на территории 6,3 млн.кв.км. Это 45% всей территории России. Для сравнения – площадь лесов США составляет 2,6 млн.кв.км.

Необычайно велика и многогранна роль леса в географической оболочке Земли.

Лес – один из источников кислорода и гигантский фактор очищения воздуха планеты.

Лес предохраняет почвы от эрозии и защищает поля от губительных суховеев и пыльных бурь. Но лес – это ещё и древесина, и пастбищные угодья для обитателей леса, бесчисленная кладовая разнообразных богатств и эликсир от душевных недугов. Однако лес - это исчерпаемый природный ресурс, а наша задача – сделать его неисчерпаемым, а для этого необходимо разумно использовать данные нам природой лесные богатства.

Основные запасы лесов в России концентрируются на Дальнем Востоке и в Сибири, а также на Европейском Севере. Площади лесов постоянно сокращаются вот уже 500 лет, но более резко в ХХ веке. В последние 10 тысяч лет истребление лесов было сведено до 2/3 лесов в Евразии. Показатель России меньше 1/3. Запасы древесины снизились за 10 лет (1983 -1993годы) на 1,2 млрд. куб. м., что говорит о том, что леса «молодеют», вырубаются наиболее ценные – спелые продуктивные леса, восстановление идёт за счёт малоценных мелколиственных молодняков.

Подход ГРИНПИС к защите лесов основывается на убеждении , что только независимый общественный контроль может улучшить ситуацию с охраной и использованием лесов. Вот и наша с вами задача действовать по рекомендациям и законам ГРИНПИСовцев.

В защитных лесах главные породы назначаются из долговечных, с хорошими защитными и почвоукрепляющими свойствами, к таким породам относятся тополь, вязь, клён и другие .

Вопрос: Бывают ли случаи браконьерских вырубок в наших лесах и какие принимаются меры?

Ответ: Конечно бывают, но браконьеры очень дорого расплачиваются за свои поступки. Штрафы огромные, уголовные дела.

Вопрос: Случались ли пожары в наших лесах, их причины и меры по защите лесов от пожаров?

Ответ: Пожары нанося самый большой вред лесным хозяйствам России. Но все владельцы лесного фонда, а также лесопользователи в целях выполнения пожарной безопасности должны выполнять следующие мероприятия:

• пожарное обустройство лесов: ремонт противопожарных дорог, прокладка просек, содержание противопожарной техники в исправном состоянии, особенно в пожароопасный период;

• создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров;

• разработка планов тушения лесных пожаров – документ, разработанный совместно с районными органами власти, лесничествами и арендаторами;

• оперативный план тушения пожаров составляется авиабазой охраны лесов, лесхозами и арендаторами;

Профилактическая работа в лесах со средствами наглядной агитации, организация постоянных выставок и агитвитрин, установка мест отдыха и курения.

Основная причина – человеческий фактор: непотушенные костры, неосторожное обращение с огнём.

Вопрос: Я представляю экологический отряд нашего школьного лесничества и вот мой вопрос: Назовите других вредителей леса, о которых ещё не было

сказано?

Ответ: Вредные насекомые и болезни, которые могут вызвать гибель лесов:

сосновый пилильщик, зелёная дубовая листовёртка; инфекционные заболевания: корневая и комлевая гниль, корневая губка. В Белгородской области выявлены очаги корневой губки на площади 2582 га, на конец года площадь увеличилась до 8153 га. По защите лесов от вредителей и болезней разработана целая система мер, которая требует огромных средств и огромных усилий лесоводов.

Вопрос: В декабре 1896 года, отдыхая в Ликино Московской области, великий лесовод Карл Францевич Трюмер выразил такую мысль: «Бедный лес! Дай Бог, чтобы ты никогда не попал в руки людей, для которых твоё дальнейшее существование – дать временно много денег. Этого от всего сердца желает К.Ф». Что Вы думаете по этому поводу, Андрей Михайлович?

Ответ: Я думаю, что вы, как и я смотрели телевизионные передачи, в которых вскрыто серьёзное незаконное расхищение ценной древесины. Можно отметить целый ряд снижения площади лесов:

- проведение сплошных вырубок наиболее ценных, спелых пород доступных в транспортном отношении без проведения полноценного лесовозобновления;

- зачастую варварская заготовка «чёрными» лесорубами в особоохранных территориях, что приводит к нарушениям равновесия экосистем территорий.

Вопрос: Каковы перспективы развития лесного хозяйства Яковлевского района?

Ответ: Лесной фонд Яковлевского района, как сырьевой не играет ведущей роли в общем объёме производства, практически все объёмы заготовленной древесины используются на местном уровне. Лесной фонд отнесён к защитным лесам и является одним из наиболее важных элементов сохранения экологии. Лесное хозяйство области и района обладает ресурсами отдыха и туризма.

На территории области и района туристские ресурсы представлены в виде разнообразных комплексных территориальных сочетаний:

• лесные рекреационные, приурочены к крупным лесным массивам и позволяют развивать отдых в санаториях и лагерях;

• сосновые боры с фитоцидными свойствами занимают ареальное положение, но тем не менее широко используются для строительства домов отдыха и санаториев, а также для кратковременного отдыха;

• природные и историко – культурные ресурсы являются уникальными памятниками природы.

Перспективным представляется увеличение использования в туристических целях, предполагается разработка схем экологических маршрутов по всей области, связанных с отдыхом на природе.

Ученица 1. Я сочинила прямо сейчас стихотворение, которое является призывом: «Берегите лес!»

Берегите лес и эту землю,

Даже маленькую веточку любя.

Берегите всех зверей в лесу и всю природу,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Ученик 2. Готовясь к классному часу, я совершенно случайно прочёл во вчерашней газете «Победа» стихотворение, которое написал Богдан Тимченко, учащийся 7 класса «Плач ёлки». Это стихотворение по теме нашего классного часа.

Ёлка мигнула ресницами,

Блеснула огнями стекла

И речь свою грустную – грустную

С вопроса ко мне начала:

«Зачем меня жизни лишили?

Зачем этот блеск, мишура?

И песни и пляски-

не в радость.

Взгляни на меня, детвора!

Я плачу, что нет здесь простора.

Нет ветра, нет снега такого,

Чтоб в шубу меня нарядили

И песню зимы сотворили!

Где ж танец зимней метели?

Снежинок где хоровод?

Не слышу я сказок леса

Оглохла совсем у вас – вот!..»



И ёлка ресницы сомкнула,

Тихонько – тихонько всплакнула,

И – нечего делать - вздыхать:

Она начала умирать.

Красавица стала бледнеть

(Так страшно было смотреть!)

Посыпались иглы, игрушки…

Не стало зелёной подружки.



Ученик 3. А я к классному часу подготовил стихотворение незнакомой нам поэтессы Татьяны Агибаловой.

Я ходил посмотреть на росу,

На гирлянды цветной паутины,

Ветка держит её на весу,

Будто шлейф молодой синьорины.

Земляники рассыпана горсть,

На поляне разорваны бусы.

Жаль я в этом лесу только гость,

Бестолковый мальчишка безусый.

Я всему по чуть – чуть научусь,

Наберусь в жизни знаний и весу,

И когда – нибудь, верю, вернусь

В этот лес за своею принцессой.



1. Ученик 4. Я написал мини-сочинение и предлагаю вашему вниманию.

Лес.

Лес – это удивительное творение природы. Он завораживает своей красотой и особенным ароматом лесных деревьев и трав. Ведь именно лес даёт нам так необходимый для жизни кислород.

Как – то я шёл вдоль своего родного посёлка и мне стало трудно дышать. Я понял, что это близость магистрали Москва – Крым. Выхлопные газы проезжающих машин загрязняют воздух настолько, что живущие вдоль магистрали люди, задыхались от них, особенно летом.



Раскалённое солнце беспощадно палило, заставляло прохожих разбегаться по подъездам, магазинам, прятаться в тени деревьев.

Однажды в отчаянии, бредя по улице родного посёлка, я, утомлённый солнцем, решил уйти в небольшой лесок, который находится в трёхстах метрах от меня. Там, кроме берёз, растут и другие деревья, и различные кустарники, трава и цветы. Я ощутил себя в этом небольшом лесочке счастливым человеком. Лёг на траву, обнял её, прижался к земле и не почувствовал, как уснул.

Разбудило меня чириканье неугомонных воробьёв, которые тоже спрятались от жары в этот удивительный уголок природы.

Я повернулся лицом вверх и там, высоко за верхушками деревьев на меня смотрел небольшой кусочек неба.

Я долго лежал, мою голову посещали прекрасные мысли о моём недавнем знакомстве с интересным человеком. Мне так не хотелось уходить, с неба на меня смотрели лёгкие облака, и мне казалось, что они улыбались и звали меня за собой. И я подумал, как много прелести у леса, как он ласков и приветлив.

Но как же могут люди так безжалостно загрязнять его, оставляя после отдыха всякую всячину, да ещё костры разводить и забывать их потушить? Беречь надо её, родную природу.

Каждый раз, проходя мимо этого лесочка, я вспоминаю тот случай, те счастливые минуты, которые подарил мне этот маленький лесок.

1. Каждому учащемуся вашей школы принять участие в выполнении программы «Зелёная столица».

2. Привлечь в школьное лесничество большинство учащихся 1-11 классов.

3. Проводить среди младших школьников, жителей поселения разъяснительную работу по сохранению и возрождению лесов в своём районе.

4. Помочь Яковлевскому лесничеству в сборе семян сосны и дуба.

5. Задачи экологического воспитания школьников считать самыми важными.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!