Сценарий классного часа "Сохраним леса России"
Цель: Привлечение внимания учащихся к охране, изучению и восстановлению лесных экологических систем
Форма проведения: Пресс - конференция.
Участники пресс – конференции: учащиеся 5 класса.
Оформление : Электронная презентация классного часа, плакаты: «Лес – наше самое большое природное богатство», «Сохраним леса России».
План подготовки к классному часу.
1. Территории лесных массивов в России. Значение леса в природе. Вступительное слово классного руководителя.
2. Конкурс мини – сочинений.
3.Обсуждение вопросов для пресс – конференции.
4. Поэтическая страничка.
5. Экскурсия в лес.
6. Оформление плакатов.
Класс делится на две группы - экологи и лесоводы - с целью выяснения волнующих проблем по защите и восстановлению леса.
Место проведения: кабинет биологии.
Вступительное слово классного руководителя.
Ребята! Классный час посвящён очень актуальной теме – сохранению самого большого природного богатства - леса. Леса России раскинулись на территории 6,3 млн.кв.км. Это 45% всей территории России. Для сравнения – площадь лесов США составляет 2,6 млн.кв.км.
Необычайно велика и многогранна роль леса в географической оболочке Земли.
Лес – один из источников кислорода и гигантский фактор очищения воздуха планеты.
Лес предохраняет почвы от эрозии и защищает поля от губительных суховеев и пыльных бурь. Но лес – это ещё и древесина, и пастбищные угодья для обитателей леса, бесчисленная кладовая разнообразных богатств и эликсир от душевных недугов. Однако лес - это исчерпаемый природный ресурс, а наша задача – сделать его неисчерпаемым, а для этого необходимо разумно использовать данные нам природой лесные богатства.
Основные запасы лесов в России концентрируются на Дальнем Востоке и в Сибири, а также на Европейском Севере. Площади лесов постоянно сокращаются вот уже 500 лет, но более резко в ХХ веке. В последние 10 тысяч лет истребление лесов было сведено до 2/3 лесов в Евразии. Показатель России меньше 1/3. Запасы древесины снизились за 10 лет (1983 -1993годы) на 1,2 млрд. куб. м., что говорит о том, что леса «молодеют», вырубаются наиболее ценные – спелые продуктивные леса, восстановление идёт за счёт малоценных мелколиственных молодняков.
Подход ГРИНПИС к защите лесов основывается на убеждении , что только независимый общественный контроль может улучшить ситуацию с охраной и использованием лесов. Вот и наша с вами задача действовать по рекомендациям и законам ГРИНПИСовцев.
В защитных лесах главные породы назначаются из долговечных, с хорошими защитными и почвоукрепляющими свойствами, к таким породам относятся тополь, вязь, клён и другие .
Вопрос: Бывают ли случаи браконьерских вырубок в наших лесах и какие принимаются меры?
Ответ: Конечно бывают, но браконьеры очень дорого расплачиваются за свои поступки. Штрафы огромные, уголовные дела.
Вопрос: Случались ли пожары в наших лесах, их причины и меры по защите лесов от пожаров?
Ответ: Пожары нанося самый большой вред лесным хозяйствам России. Но все владельцы лесного фонда, а также лесопользователи в целях выполнения пожарной безопасности должны выполнять следующие мероприятия:
• пожарное обустройство лесов: ремонт противопожарных дорог, прокладка просек, содержание противопожарной техники в исправном состоянии, особенно в пожароопасный период;
• создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров;
• разработка планов тушения лесных пожаров – документ, разработанный совместно с районными органами власти, лесничествами и арендаторами;
• оперативный план тушения пожаров составляется авиабазой охраны лесов, лесхозами и арендаторами;
Профилактическая работа в лесах со средствами наглядной агитации, организация постоянных выставок и агитвитрин, установка мест отдыха и курения.
Основная причина – человеческий фактор: непотушенные костры, неосторожное обращение с огнём.
Вопрос: Я представляю экологический отряд нашего школьного лесничества и вот мой вопрос: Назовите других вредителей леса, о которых ещё не было
сказано?
Ответ: Вредные насекомые и болезни, которые могут вызвать гибель лесов:
сосновый пилильщик, зелёная дубовая листовёртка; инфекционные заболевания: корневая и комлевая гниль, корневая губка. В Белгородской области выявлены очаги корневой губки на площади 2582 га, на конец года площадь увеличилась до 8153 га. По защите лесов от вредителей и болезней разработана целая система мер, которая требует огромных средств и огромных усилий лесоводов.
Вопрос: В декабре 1896 года, отдыхая в Ликино Московской области, великий лесовод Карл Францевич Трюмер выразил такую мысль: «Бедный лес! Дай Бог, чтобы ты никогда не попал в руки людей, для которых твоё дальнейшее существование – дать временно много денег. Этого от всего сердца желает К.Ф». Что Вы думаете по этому поводу, Андрей Михайлович?
Ответ: Я думаю, что вы, как и я смотрели телевизионные передачи, в которых вскрыто серьёзное незаконное расхищение ценной древесины. Можно отметить целый ряд снижения площади лесов:
- проведение сплошных вырубок наиболее ценных, спелых пород доступных в транспортном отношении без проведения полноценного лесовозобновления;
- зачастую варварская заготовка «чёрными» лесорубами в особоохранных территориях, что приводит к нарушениям равновесия экосистем территорий.
Вопрос: Каковы перспективы развития лесного хозяйства Яковлевского района?
Ответ: Лесной фонд Яковлевского района, как сырьевой не играет ведущей роли в общем объёме производства, практически все объёмы заготовленной древесины используются на местном уровне. Лесной фонд отнесён к защитным лесам и является одним из наиболее важных элементов сохранения экологии. Лесное хозяйство области и района обладает ресурсами отдыха и туризма.
На территории области и района туристские ресурсы представлены в виде разнообразных комплексных территориальных сочетаний:
• лесные рекреационные, приурочены к крупным лесным массивам и позволяют развивать отдых в санаториях и лагерях;
• сосновые боры с фитоцидными свойствами занимают ареальное положение, но тем не менее широко используются для строительства домов отдыха и санаториев, а также для кратковременного отдыха;
• природные и историко – культурные ресурсы являются уникальными памятниками природы.
Перспективным представляется увеличение использования в туристических целях, предполагается разработка схем экологических маршрутов по всей области, связанных с отдыхом на природе.
Ученица 1. Я сочинила прямо сейчас стихотворение, которое является призывом: «Берегите лес!»
Берегите лес и эту землю,
Даже маленькую веточку любя.
Берегите всех зверей в лесу и всю природу,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Ученик 2. Готовясь к классному часу, я совершенно случайно прочёл во вчерашней газете «Победа» стихотворение, которое написал Богдан Тимченко, учащийся 7 класса «Плач ёлки». Это стихотворение по теме нашего классного часа.
Ёлка мигнула ресницами,
Блеснула огнями стекла
И речь свою грустную – грустную
С вопроса ко мне начала:
«Зачем меня жизни лишили?
Зачем этот блеск, мишура?
И песни и пляски-
не в радость.
Взгляни на меня, детвора!
Я плачу, что нет здесь простора.
Нет ветра, нет снега такого,
Чтоб в шубу меня нарядили
И песню зимы сотворили!
Где ж танец зимней метели?
Снежинок где хоровод?
Не слышу я сказок леса
Оглохла совсем у вас – вот!..»
И ёлка ресницы сомкнула,
Тихонько – тихонько всплакнула,
И – нечего делать - вздыхать:
Она начала умирать.
Красавица стала бледнеть
(Так страшно было смотреть!)
Посыпались иглы, игрушки…
Не стало зелёной подружки.
Ученик 3. А я к классному часу подготовил стихотворение незнакомой нам поэтессы Татьяны Агибаловой.
Я ходил посмотреть на росу,
На гирлянды цветной паутины,
Ветка держит её на весу,
Будто шлейф молодой синьорины.
Земляники рассыпана горсть,
На поляне разорваны бусы.
Жаль я в этом лесу только гость,
Бестолковый мальчишка безусый.
Я всему по чуть – чуть научусь,
Наберусь в жизни знаний и весу,
И когда – нибудь, верю, вернусь
В этот лес за своею принцессой.
1. Ученик 4. Я написал мини-сочинение и предлагаю вашему вниманию.
Лес.
Лес – это удивительное творение природы. Он завораживает своей красотой и особенным ароматом лесных деревьев и трав. Ведь именно лес даёт нам так необходимый для жизни кислород.
Как – то я шёл вдоль своего родного посёлка и мне стало трудно дышать. Я понял, что это близость магистрали Москва – Крым. Выхлопные газы проезжающих машин загрязняют воздух настолько, что живущие вдоль магистрали люди, задыхались от них, особенно летом.
Раскалённое солнце беспощадно палило, заставляло прохожих разбегаться по подъездам, магазинам, прятаться в тени деревьев.
Однажды в отчаянии, бредя по улице родного посёлка, я, утомлённый солнцем, решил уйти в небольшой лесок, который находится в трёхстах метрах от меня. Там, кроме берёз, растут и другие деревья, и различные кустарники, трава и цветы. Я ощутил себя в этом небольшом лесочке счастливым человеком. Лёг на траву, обнял её, прижался к земле и не почувствовал, как уснул.
Разбудило меня чириканье неугомонных воробьёв, которые тоже спрятались от жары в этот удивительный уголок природы.
Я повернулся лицом вверх и там, высоко за верхушками деревьев на меня смотрел небольшой кусочек неба.
Я долго лежал, мою голову посещали прекрасные мысли о моём недавнем знакомстве с интересным человеком. Мне так не хотелось уходить, с неба на меня смотрели лёгкие облака, и мне казалось, что они улыбались и звали меня за собой. И я подумал, как много прелести у леса, как он ласков и приветлив.
Но как же могут люди так безжалостно загрязнять его, оставляя после отдыха всякую всячину, да ещё костры разводить и забывать их потушить? Беречь надо её, родную природу.
Каждый раз, проходя мимо этого лесочка, я вспоминаю тот случай, те счастливые минуты, которые подарил мне этот маленький лесок.
1. Каждому учащемуся вашей школы принять участие в выполнении программы «Зелёная столица».
2. Привлечь в школьное лесничество большинство учащихся 1-11 классов.
3. Проводить среди младших школьников, жителей поселения разъяснительную работу по сохранению и возрождению лесов в своём районе.
4. Помочь Яковлевскому лесничеству в сборе семян сосны и дуба.
5. Задачи экологического воспитания школьников считать самыми важными.