СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СОГЛАСНЫЕ ГЛУХИЕ ЗВУКИ [п], [п’], ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ПО ПРИЗНАКУ МЯГКОСТИ-ТВЕРДОСТИ. БУКВЫ П, п

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок литературного чтения разработан для учащихся 1 -ых классов ПНШ.Ц е л и : познакомить учащихся с глухими звуками [п], [п’]; упражнять в чтении слогов, слов и текстов с буквой «п»; учить дифференцировать эти звуки по твердости-мягкости и сравнивать их по очереди с соответствующей парой звонких согласных [б], [б’]; продолжить формирование умений практического определения звонкости-глухости изучаемых звуков; закреплять понимание смыслоразличительной функции фонем на примере сравнения минимальных пар слов; закреплять знание условного обозначения звонкого, глухого, твердого и мягкого согласных звуков; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; воспитывать культуру учебного труда.

Просмотр содержимого документа
«СОГЛАСНЫЕ ГЛУХИЕ ЗВУКИ [п], [п’], ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ПО ПРИЗНАКУ МЯГКОСТИ-ТВЕРДОСТИ. БУКВЫ П, п»

Тема: СОГЛАСНЫЕ ГЛУХИЕ ЗВУКИ [п], [п’], ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ПО ПРИЗНАКУ МЯГКОСТИ-ТВЕРДОСТИ. БУКВЫ П, п

Ц е л и : познакомить учащихся с глухими звуками [п], [п’]; упражнять в чтении слогов, слов и

текстов с буквой «п»; учить дифференцировать эти звуки по твердости-мягкости и сравнивать их

по очереди с соответствующей парой звонких согласных [б], [б’]; продолжить формирование

умений практического определения звонкости-глухости изучаемых звуков; закреплять понимание

смыслоразличительной функции фонем на примере сравнения минимальных пар слов; закреплять

знание условного обозначения звонкого, глухого, твердого и мягкого согласных звуков; учить

акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов;

раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе

двухуровневых моделей слов; формировать умение читать предложения как относительно

законченные по смыслу структурные единицы; воспитывать культуру учебного труда.

Предметные.

Осуществляют сравнение строчной и заглавной, печатной и письменной букв; слого — звуковой анализ слов со звуками [п], [п']. Выполняют письмо слогов и слов с буквами П, с, заглавной буквы в именах собственных, письмо предложений с комментированием. Дополняют предложения словом, закодированным в предметном рисунке. Списывают с письменного шрифта. Знают критерии оценивания выполненной работы.

Метапредметные.

Регулятивные: планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: общеучебные — осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; логические — осуществляют сравнение строчной и заглавной, печатной и письменной букв; проводят слого — звуковой анализ слов со звуком [н]; выделяют признаки предложения.

Коммуникативные: умеют в коммуникации строить понятные для партнёра высказывания

Личностные результаты.

Проявляют познавательный интерес, учебные мотивы.


О б о р у д о в а н и е : учебник«Азбука»(авт.Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков); скороговорки; карточки-буквы; шарады, загадки; фишки-звуки.

Х о д у р о к а

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

– Как пыхтит каша? (Пых-пых.) – Как пищат птенцы? (Пи-пи.)

– Назовите тему нашего урока.

В это время

Пеликан

Прилетел

Из дальних стран.

Он разинул клюв широкий

И прочел такие строки:

– Пассажирский

Пароход

Прямо к пристани

Плывет.

– Слов на букву «п»

немало, –

Птичка пеночка сказала.

Г. Сапгир

– Какие звуки звучали чаще в этом стихотворении? (Звуки [п], [п’].)

III. Звуковой анализ слов на основе одноуровневых моделей (с. 75).

– Рассмотрите иллюстрации в учебнике в верхнем ряду.

– Что изображено слева? (Полка.) – Прочитайте слово «полка» по слогам и орфоэпически.

– Произнесите первый звук в слове «полка».– Дайте характеристику звуку [п].

– Объясните, почему звук [п] произносится твердо? (За буквой «п» в слове стоит буква «а».)

– Что изображено справа? (Пилка.)– Прочитайте слово «пилка» по слогам и орфоэпически.

– Произнесите первый звук в слове «пилка».

– Дайте характеристику звуку [п’]. (Звук согласный глухой мягкий.)

– Объясните, почему звук [п] произносится мягко? (За буквой «п» в слове стоит гласная «и».)

Ф и з к у л ь т м и н у т к а ПТИЧКИ

Птички в гнездышке сидят

И на улицу глядят.

Погулять они хотят,

И тихонько все летят.

V. Знакомство с обозначением изученных звуков с помощью малой печатной буквы в

квадратных скобках и правилом соотношения буквы «п» и звуков [п], [п’].

Буква «п» обозначает два согласных звука: твердый глухой [п] и мягкий глухой [п’].

VI. Сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневой модели.

– Рассмотрите иллюстрации в книге. Что здесь изображено? (Пушка, пешка.)

– Прочитайте слово «пушка» по слогам и орфоэпически.

– Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.

– На каком месте в слове «пушка» стоит буква «п»?– Какой звук обозначает буква «п» в слове «пушка»?

– Дайте характеристику звуку [п]. (Звук согласный глухой твердый.)

– Объясните, почему звук [п] произносится твердо? (За буквой «п» в слове стоит гласная

буква «у».) – Прочитайте слово «пешка» по слогам и орфоэпически.

– Сколько в слове слогов? Назовите ударный слог.– Произнесите первый звук в слове

«пешка».

– Дайте характеристику звуку [п’]. (Звук согласный глухой мягкий.)

– Объясните, почему звук [п’] произносится мягко? (За буквой «п» в слове стоит гласная «е».)

– Назовите гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного звука.

VII. Чтение слогов по заданным схемам.

– Чем похожи слоги в каждом столбике?– Чем отличаются слоги в отдельных столбиках?

VIII. Чтение звуков по звонкости-глухости: [б] – [п], [п’] – [б’] и минимальных пар слов

(на розовом фоне), отличающихся по этому признаку и имеющих различное значение.

IХ. Чтение загадки.

– Прочитайте загадку. Отгадайте ее. (Мороз.) – О каких инструментах говорится в этой

загадке? – Прочитайте только те слова, в которых есть парные по глухости-звонкости согласные

звуки.

X. Чтение и заучивание наизусть чистоговорки. Произнесение текста в ускоренном

темпе. б– Прочитайте чистоговорку.

– Какой звук чаще всего повторяется в этой чистоговорке? (Звук [п’].)

– Что обозначает слово «перепелка»?

П е р е п е л – полевая птица, родственная куропатке.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

ХI. Задания на развитие речи, внимания.

1. «К т о б о л ь ш е з а п о м н и т с л о в ».

Пошел петух путешествовать. По полю погулял. Поклевал пшеницу. Пруд по пути попался.

Поостерегся петушок. Покупался в песке. Попрыгал. Пескарей попугал. Поглядел – полдень.

Перышки почистил. Л. Яхнин

2. С о ч и н и м с к а з к у . ПРО ОВОЩИ

Решил однажды помидор собрать войско из овощей. Пришли к нему горох, капуста, огурец,

морковь, лук, свекла, репа, картофель, редиска.

И сказал помидор: «Много желающих оказалось, поэтому я ставлю условие: в первую очередь

в войско мое пойдут лишь те овощи, в названии которых слышится звук [п]».

Опечалились остальные овощи, и решили они попросить помидора, чтобы он придумал для

них такое условие, чтобы они все оказались вместе в овощном войске. Думал-думал помидор и

наконец придумал. Он поделил их на две группы: в одной – овощи, в названии которых есть [л], а

в другой – [р]. В каких словах-названиях овощей слышатся эти звуки?

XII. Чтение и анализ текста «Попугай» (с. 77).

– Отгадайте загадку.

Не человек,

А разговаривает.(Попугай.)

В Европу попугаи впервые попали после восточных походов Александра Македонского. А

когда открыли Америку, попугаев в Европу навезли еще больше.

И поныне попугаи очень популярны у любителей птиц. Частые пленники квартир и зоопарков

– какаду, привезенные из Австралии и с островов Индийского океана. Белые, розовые или

черные, размером с ворону, с большим хохлом на голове. Самцы поочередно с самками

высиживают яйца – этим какаду отличаются от многих других попугаев. Черный какаду – самый

крупный из них и самый большеклювый: клюв длиной 10 см – без труда перекусит палец.

Попугайчики-неразлучники чрезвычайно привязываются друг к другу, парочки всегда

находятся вместе, потому так и называются.

После чтения текста учитель проводит беседу.

В о п р о с ы .

– Куда повела Полина брата?

– Как звали брата?

– Кого увидели дети в зоопарке?

– Что подумал Павлик?

– Как он стал пугать?

– Что сказала Полина?

– Почему Павлик не понял сестру?

– Слово «попугай» обозначает:

1) тропическую птицу с ярким и пестрым оперением;

2) действие.

XIII. Творческое задание.

Пр и д у м а й т е р а с с к а з. Почти все слова должны начинаться со звуков [п], [п’].

Например:

Папа пришел домой, принес покупки. Потом пришел Павлик. Папа и Павлик пошли пройтись

по Первомайскому проспекту. Там проходили пионеры и пели песни.

Папа пришел поздно. Поцеловал Павлика. Погладил по плечу Петю. Подумал, попробовал

пирог. Поужинал. Поднялся, постелил постель, потянулся. Присел. Поправил подушку. Прилег

спать.

XIV. Итог урока. Рефлексия.

Чему научились сегодня на уроке?

Что нового узнали? – Когда буква «п» обозначает твердый согласный звук [п], а когда – мягкий [п’]?

Кому было интересно, все удалось, поднимите карандаш зеленого цвета. Кому было интересно, но встретились трудности – желтого цвета.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!