СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Содержание работы по организации творческого развития старшеклассников в условиях внеурочной деятельности

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработана и реализована программа развития творческого мышления старшеклассников «Живем творчески». Участие в программе осуществлялось в рамках организации внеурочной деятельности школьников.

Просмотр содержимого документа
«Содержание работы по организации творческого развития старшеклассников в условиях внеурочной деятельности»

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Такишев Дархан Жанболатович,

Магистрант образовательной программы 7М01101 - «Педагогика и психология»

Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова


На формирующем этапе была разработана и реализована программа развития творческого мышления старшеклассников «Живем творчески». Участие в программе осуществлялось в рамках организации внеурочной деятельности школьников.

Способы стимулирования творческой активности старшеклассников:

1. Создание благоприятной атмосферы: доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес подростка способствуют свободному проявлению многоаспектного мышления [1].

2. Поощрение высказывания оригинальных идей.

3. Обеспечение возможностей для упражнений и практики, широкое использование вопросов.

5. Использование личного приёма творческого подхода к решению проблем.

6. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы [2].

Принципы, на которых основывается процесс развития творческого мышления старшеклассников в процессе обучения [3]:

- создание атмосферы, благоприятствующей появлению новых идей и мнений, атмосферы, которая может вдохновлять ребенка, вселять уверенность в себя, поощрять интересы, развивать творческое начало;

- создание климата взаимного доверия, психологической безопасности (следует помнить: критическое высказывание в адрес детей подавляет их творческие способности);

- восхищение каждой идеей подростков (позитивное подкрепление всех идей и ответов, поощрение оригинальных идей, использование ошибки как возможности нового, неожиданного взгляда на что-то привычное) [4, 92].

Важным моментом в процессе организации развивающих занятий является создание мотивации, потребности в осознании своей значимости, признании, самоутверждении созидании, мотива личной заинтересованности.

Чем старше дети, тем реже возникает необходимость в использовании этого мотива, больше внимания уделяется формированию общественно-значимых мотивов: желания сделать приятное, нужное другим людям, облегчить их положение, принести пользу, оказать помощь [5].

Методы и приемы развития воображения, нестандартного мышления освобождают детей от психической инерции, раскрепощают их, внушают им уверенность в своих силах, должны решаться задачи формирования культуры общения, поведения, подросток должен овладеть искусством установления и поддержа­ния контактов с окружающими его людьми [6].

Цель программы: создать условия для развития творческого мышления старшеклассников в процессе обучения.

Задачи программы:

- обеспечить психологический комфорт старшеклассников при установлении субъект-субъектных отношений в педагогическом процессе при организации творческой деятельности;

- поэтапно вовлекать старшеклассников в творческую деятельность, посредством которой они смогут изменить отношение к себе, с окружающими его людьми, приобрести опыт социально-положительного целеполагания и поведения;

- обеспечить свободный выбор для участия в творческой деятельности и возможности выбора вида творческой деятельности по интересам.

Ожидаемые результаты:

- осуществление учебно-воспитательного взаимодействия со старшеклассниками на принципах диалогического подхода (восприятие воспитанника как равноправного партнера творческой деятельности; безусловно позитивное отношение, уважение к ученику и вера в его потенциальные творческие возможности; личностная открытость и доверие; настроенность на взаимопонимание и творческое сотрудничество; предоставление воспитанникам свободы выбора, права на собственную позицию);

- изменение в уровнях развития творческого мышления старшеклассников в процессе обучения после реализации программы ««Живем творчески».


Таблица11. - Программа творческого развития старшеклассников «Живем творчески».

Тема

Кол-во часов

Цель

Содержание

1

Презентация мира

1

Развитие воображения, креативности, гибкости мышления

Найти новое применение предмету

2

Социодрама

2

Упражнение духовных сил старшеклассника по осознанию себя как личности в структуре общественных отношений

Создание сюжета и решение его с разных жизненных позиций

3

Гостиная

2

Развитие коммуникативных и рефлексивных способностей

Творческие презентации, сюрпризы и шутки

4

День добрых сюрпризов

2

Формирование благоприятного психологического климата

Подготовка подарков, сюрпризов нематериального характера

5

Смешинка

2

Развитие позитивных эмоций

Веселые миниатюры, розыгрыши

6

Театр вещей

2

Развитие воображения, развития коммуникативных навыков и умений

Принятие роли неодушевленного предмета

7

Агитбригада

2

Развитие воображения, креативности

Разработка сценария выступления агитбригады

8

Социальный проект Акция «Вирус сквернословия!»

2

Сформировать приоритеты здорового образа жизни, понять смысл добрых слов, почувствовать их глубину и перспективу, проникнуть в тайны слова

Творческая работа в группах по разработке и реализации этапов проекта

Итого 15 часов


Творчество - это особый вид активности, свойственной человеку. При этом творчество нельзя считать привилегией исключительных натур, немногих избранных, оно доступно каждому. Любой человек есть в какой-то степени или потенциальной форме. Подлинное творчество предполагает высоконравственную основу. Это дает возможность понимать творчество как «строительство человека», как «созидание судьбы», как «реализацию личности». Творчество представляет определенную жизненную позицию, что подтверждается проявлением личностных особенностей творческих людей, таких как независимость, открытость ума, высокая толерантность, развитое эстетическое чувство, положительная Я-концепция. Поэтому программа «Учимся творчески» способствует реализации сущностных сил старшеклассников, преобразующих внутреннюю энергию в созидательную творческую деятельность.

Для эффективной реализации программы формирующего эксперимента «Учимся творчески», направленной на развитие творческого мышления старшеклассников в процессе обучения необходимо соблюдение педагогических условий:

- создание эффективной педагогической среды, в основу которой в качестве системообразующей будет положена совместная творческая деятельность при соблюдении субъект-субъектных отношений педагога и воспитанника, опоре в выборе видов творческой деятельности на интерес старшеклассника;

- вхождение старшеклассника в творческий процесс будет обеспечено психолого-педагогической поддержкой в целях пробуждения личностных сил;

- соблюдение этапности в процессе вовлечения старшеклассника в творческую деятельность, предполагающая изучение особенностей, пробуждение интереса к творческой деятельности, обучение различным видам творческой деятельности, приобретение положительного опыта и непосредственное участие в творческой деятельности.

Таким образом, на формирующем этапе описана и обоснована экспериментальная работа, которая была проведена в контексте организации внеурочной деятельности для творческого развития старшеклассников.


Список литературы


1. Липский И.А. Социальная педагогика: Методологический анализ: Учебное пособие. – М: Сфера, 2019. – 317 c.

2. Мустаева Ф.А. Социальная педагогика: Учебник для студентов педагогических вузов. – М.: Деловая книга, 2017. – 582 с.

3.Никулина О.М., Смотрова Л.Н. Социальная педагогика: Конспект лекций. – М: Высшее образование, 2017 – 256 с.

4. Казнова Г.В. Сравнительный анализ отношения современного подростка к различным видам общения. — В сб.: Проблемы психологии современного подростка. - М.: Наука, 2020. – С.120-132.

5. Козинцева Т.Н. Индивидуальный подход к подросткам в процессе формирования их организационно-общественной деятельности. –Гардарики, 2019. – 147с.

6. Кузнецова Г.И. Особенности отношения подростков к различным видам общественно полезной деятельности. - В сб.: Проблемы психологии современного подростка. - М.: Академия, 2020. С.39-47.





Скачать

© 2023, 81 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!