Сочинение по серии рисунков «Любимые игрушки»
Автор Будаева Т.Л.
Цель: формирование умения писать сочинение по серии рисунков на тему «Любимые игрушки».
Планируемые результаты: учащиеся научатся строить речевые высказывания (устные и письменные) в соответствии с поставленными вопросами по серии рисунков, анализировать, делать выводы, писать сочинение по готовому плану.
Оборудование: иллюстрации по серии рисунков на тему «Любимые игрушки» (художник Херлуф Бидструп, Приложение 1), индивидуальные листы с готовым планом для подготовки к письменной работе (Приложение 2), тетради учеников.
Ход урока (2 часа)
I.Организационный момент
II.Актуализация знаний (с опорой на собственный жизненный опыт учащихся)
Есть ли у вас любимые игрушки?
Как игрушки появились у вас дома? (Купили, подарили)
Почему данная игрушка стала для вас любимой?
Как часто вы играете с ней?
Где хранится ваша игрушка?
Бережёте ли вы игрушки?
III.Работа по серии рисунков «Любимые игрушки»
- Предлагаю, ребята, рассмотреть по серии рисунков историю о любимых игрушках.
1.Устное обсуждение серии рисунков
Вопросы для устного обсуждения
1)В чьей комнате мама обнаружила игрушки, валяющиеся в углу: это детская комната? (Ответы детей: Мама обнаружила в комнате детей сломанные игрушки. Увидела в детской комнате кучу игрушек.)
Мама давно сюда не заглядывала? (Ответы детей: Видимо мама давно не заглядывала в комнату детей.)
Чем занималась мама, когда обнаружила гору игрушек? (Ответы детей: Мама затеяла уборку. Когда зашла в детскую комнату, то увидела кучу (гору) игрушек. Все игрушки валялись в куче.)
Её огорчил только беспорядок или плачевное состояние, в котором находились игрушки? А что с ними случилось? (Ответы детей: Маму огорчил не только беспорядок, но и то, что игрушки сломаны. Игрушки сломаны. Брошены в кучу.)
2)Что мама решила сделать?
Она стала разбирать этот беспорядок или приняла решительные меры? Какие? Куда были отправлены игрушки? Что мама сделала с тем углом комнаты, в котором они находились? (Ответы детей: Мама не стала разбирать эти игрушки. Решила выбросить все игрушки в мусорку. Помыла пол.)
3)Чьи это игрушки? Кому они принадлежали? Может быть, таких людей двое? Кто из детей старше и уже учится в школе? Кто младше? Где дети обнаружили свои игрушки? (Ответы детей: Игрушки брата и сестры. Это детские игрушки. Брат старше сестры, потому что видим у него за спиной ранец (портфель), идёт из школы.)
4)Что произошло дальше: дети огорчились или стали спасать свои игрушки? Кто начал вытаскивать игрушки одну за другой из мусорного бака? Кто их принимал в руки? Все ли игрушки удалось достать? Стали ли дети разбирать их, расположившись возле мусорного бака? Для чего? (Ответы детей: Брат шёл из школы, увидел свои игрушки в мусорном баке. Он позвал сестру. К нему подбежала сестра. Ребята начали спасать (вытаскивать) свои игрушки из мусорного бака. Дети стали разбирать свои игрушки.)
5)Удалось ли брату и сестре разобрать игрушки так, чтобы стало понятно, какие принадлежат мальчику, а какие – его младшей сестре? Можно ли сказать, что каждый понёс назад в дом свои игрушки? (Ответы детей: Видно по рисунку, что брат и сестра достали свои игрушки, разобрались, где чьи. Понесли свои любимые игрушки домой.)
6)Что обнаружила мама детей, когда в очередной раз вошла в детскую комнату? Можно ли сказать, что возвращенные домой игрушки образовали такую же беспорядочную кучу, какой была та, что мама уже убрала? (Ответы детей: Когда мама в очередной раз зашла в детскую комнату, снова увидела игрушки и удивилась. Мама зашла в очередной раз в комнату, игрушки лежали на том же месте, в такой же куче.)
7)Можно ли сказать, что дети не поняли, что нужно сделать, чтобы игрушки снова не попали в мусорный бак? (Ответы детей: Брат и сестра удивились тому, что их игрушки попали в мусорный бак. Дети не поняли, что нужно сделать, чтобы игрушки снова не попали в мусорный бак. Они вытащили из мусорного бака свои игрушки и занесли домой.)
8)Рассмотри, в каком состоянии находятся игрушки. На каких рисунках это особенно хорошо видно? Ты видишь, что у мишки оторваны лапы, а у машинки колесики? (Ответы детей: Почти на всех рисунках видно, что игрушки в плохом состоянии (сломаны) На рисунках видно, что у мишки оторваны лапы, у машинки колесики. Железная дорога разобрана.) О чем это говорит: только ли о том, что дети небрежно обращались с игрушками? А может, о том, что дети постоянно играли с ними? (Дети небрежно обращались с игрушками, они же были маленькие, много играли.) Ты понимаешь, почему серия рисунков названа «Любимые игрушки»? (Ответы детей: Серия рисунков названа «Любимые игрушки», потому что дети были маленькими, много с играли, ещё не умели с ними обращаться аккуратно.)
9)Как ты думаешь, какое решение примет мама в этот раз? Убедилась ли она в том, что детям дороги их игрушки? Побеседует ли она с детьми? Что им нужно будет сделать, чтобы сохранить свои игрушки и не огорчать маму? (Ответы детей: Мама призадумалась. Она не выбросит больше игрушки детей. Мама поняла, что это любимые игрушки для брата и сестры. Надо не только починить игрушки. Мама побеседует с детьми, подскажет, что надо навести порядок в своей комнате.)
2.Подготовка к письменной работе
-Запишите ответы на вопросы (индивидуальные листы с готовым планом). Ответы записывайте полными предложениями.
1)Расскажи о том, что обнаружила мама в детской комнате, когда делала уборку. Где лежали игрушки её сына и дочери? В каком состоянии были игрушки? Что мама сделала с ними? А что мама сделала с тем местом (углом комнаты), где они лежали?
2)Кто первым из детей и где именно обнаружил выброшенные мамой игрушки? Откуда или куда шёл мальчик? Что он начал делать? Как быстро к нему присоединилась его сестра (сразу или немного позже)? Все ли игрушки были вынуты из мусорного бака? Какова была их дальнейшая судьба? (Как дети поступили с ними потом?)
3)Что увидела мам детей, когда в очередной раз вошла в детскую комнату? Она удивилась или ужаснулась? Какое решение она может принять теперь?
3. Самостоятельная запись текста сочинения (в тетради).
Орфографическая подсказка детям:
- Ребята! Обратите внимание, что правописание многих слов вы можете посмотреть в записях вопросов (плане), в орфографическом словаре (на парте лежит экземпляр словаря).
IV.Рефлексия.
- Кому была интересна история, о которой мы узнали из серии картинок «Любимые игрушки»? Что показалось самым интересным в этой истории? (Ответы детей: Мама увидела игрушки детей в углу комнаты. Игрушки лежали в куче. Игрушки были сломаны. Мама решила их выбросить в мусорный бак и помыть пол. Но самым интересным было то, что мама вновь увидела эти же игрушки в углу комнаты. Вот тогда она поняла, что эти игрушки любимы для детей. Мама поможет починить игрушки детей, навести порядок в комнате.)
V. Итог урока.
Аналитическая работа для учителя:
В сочинении использована ли собственная лексика ученика, опирался ли он на собственную фантазию.
Количество предложений в сочинении.
Какова конструкция составленных предложений.
Удаётся ли детям строить полные предложения.
Приложение 1
Приложение 2
Подготовка к письменной работе
1.Расскажи о том, что обнаружила мама в детской комнате, когда делала уборку. Где лежали игрушки её сына и дочери? В каком состоянии были игрушки? Что мама сделала с ними? А что мама сделала с тем местом (углом комнаты), где они лежали?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Кто первым из детей и где именно обнаружил выброшенные мамой игрушки? Откуда или куда шёл мальчик? Что он начал делать? Как быстро к нему присоединилась его сестра (сразу или немного позже)? Все ли игрушки были вынуты из мусорного бака? Какова была их дальнейшая судьба? (Как дети поступили с ними потом?)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Что увидела мам детей, когда в очередной раз вошла в детскую комнату? Она удивилась или ужаснулась? Какое решение она может принять теперь?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________