Сочинение по репродукции
И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»
Автор : Кукушкина Ольга Владимировна,
учитель начальных классов
ГБОУ Вешняковская школа №1389 г.Москва
Цель урока :
Подготовка к написанию сочинения.
Задачи:
- учить описывать картину;
- формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;
- воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие окружающей действительности и развивать чувство прекрасного в процессе анализа репродукции картины;
- формировать личностное отношение к шедеврам российской живописи;
- воспитывать национальную гордость.
Игорь Эммануилович Грабарь
(1871 – 1960)
известный советский художник, живописец, искусствовед, музейный деятель, профессор и педагог.
Русский художник Игорь Грабарь - родился 13 марта 1871 года в Будапеште. Семья художника переехала в Россию в 1876 году. Учился на юридическом и историко-филологическом факультетах Санкт-Петербургского университета. Посещал занятия по рисованию Московского общества любителей художеств, а позже поступил в Петербургскую академию художеств. Одним из его преподавателей был великий русский художник Илья Репин .
И.Э.Грабарь участвовал в работе творческих объединений «Мир искусства» и «Союз русских художников».
Кроме того, Грабарь руководил Центральными реставрационными мастерскими в Москве, работал научным руководителем художественных мастерских.
Умер Игорь Грабарь в Москве 16 мая 1960 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Основными направлениями русского художника были пейзажи, натюрморты и портреты. Особенно известными стали его зимние пейзажи, где Грабарь мастерски передавал белоснежный иней. Иней художник писал на разные лады — в дневные, утренние и вечерние часы, при разной степени освещённости.
Творческое кредо
художника
Не помню себя не рисующим, не представляю себя без карандаша, без акварельных красок и кистей.
И.Э.Грабарь
И.Э.Грабарь «На озере»
И.Э.Грабарь «Сентябрьский снег»
И.Э.Грабарь «Зимний пейзаж»
И.Э.Грабарь «Мартовский снег»
И.Э.Грабарь
«Февральская лазурь»
История создания картины
Картину «Февральская лазурь»
художник писал зимой-весной 1904 г.,
когда гостил у друзей в Подмосковье
Картина «Февральская лазурь» -
одно из лучших произведений И.Э.Грабаря.
Февральскую лазурь художник увидел в Подмосковье, когда зимой 1904 года гостил у художника Н.Мещерина в имении Дугино. В солнечное февральское утро И. Грабарь вышел как обычно погулять и его поразило необычное состояние природы. Грабарь любовался березами. В то утро одна из берез привлекла его внимание, поразив редкостным ритмическим строением ветвей. Заглядевшись на березу, художник уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять.
«Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба. Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и то будет бесподобно…».
И.Э.Грабарь
Сам художник назвал свою картину
«Сказкой инея и восходящего солнца»
Почему картина названа
«Февральская лазурь»?
Название «Февральская лазурь» картина получила потому, что на ней изображён прекрасный солнечный февральский день.
Ослепляющее голубизной небо, белоствольная красавица берёза и сиреневый снег представляют собой единое целое, создают радостное и праздничное настроение.
Рассмотрим картину
- Какое общее впечатление от пейзажа, грустное или радостное?
- Какие чувства, желания рождает пейзаж?
- Какой февральский день изобразил художник?
- Рассмотрите небо: какого оно цвета вверху и на горизонте?
- Рассмотрите снег: много ли его, какого он цвета на солнце и в тени?
- Какова берёза на переднем плане картины: что можно сказать о цвете её ствола, ветвей и о цвете прошлогодней листвы на верхушке березы?
- Что можно сказать о других берёзках?
- Что виднеется на горизонте?
Рассмотрим картину
День
Небо
Воздух
Снег
Берёза
Роща
Настроение
ясный, морозный, яркий, чудесный, солнечный, воздух прозрачный, чистый, бодрящий …
синее, бездонное, безоблачное, чистое, лазоревое …
чистый, морозный, прозрачный, бодрящийжжет, колется …
на солнце сверкает, переливается разноцветными огнями, отражает небо, блики солнца…
стволы сверкают, жемчужный узор из сплетённых ветвей, берёза, как застывший фонтан, светится в лучах солнца…
озарена солнечным светом, косые лучи зимнего солнца освещают рощу, залита светом…
волшебное, восторженное, торжественное …
Словарная работа
Образуйте прилагательные
от данных существительных
светло-синий цвет,
синева
драгоценный камень синих оттенков
перламутровый драгоценный камень
розово-красный
драгоценный камень
светло-синий цвет,
синева
Подберем синонимы
живописец, автор картины, мастер живописи, создатель полотна;
ХУДОЖНИК —
полотно, произведение живописи, шедевр мастера, репродукция;
КАРТИНА —
запечатлел, создал, воплотил свой замысел, нарисовал, показал, передал;
ИЗОБРАЗИЛ —
ребята, герои картины
МАЛЬЧИКИ —
План:
- Художник и его картина.
- Описание картины:
а) февральский день;
б) небо;
в) снег;
г) берёзы;
д) горизонт.
3. Моё отношение к картине.
Закончив работу над сочинением в черновике, проверьте:
- есть ли в предложении подлежащее и сказуемое (главные члены предложения);
- правилен ли порядок слов;
- правильно ли связаны слова по смыслу;
- не повторяются ли одинаковые слова и выражения;
- правильно ли написаны слова и поставлены знаки препинания.
Приступайте к работе в чистовике.
Удачи!
Спасибо
за работу!
Использованный материал:
- Алпатов М.В., Ростовцев Н.Н. Искусство. Живопись. Графика. М.: Просвещение, 1989 г.
- Карасёва И.В. Поурочные аланы по учебнику «Русский язык: 5 класс». - Волгоград: Учитель, 2010 г.
- Романова С.А. Тематическая разработка уроков русского языка в 5 классе. - М.: Школьная пресса, 2010 г.
- Википедия – свободная энциклопедия http://ru.wikipedia
- Репродукции картин И.Э.Грабаря: http://ru.wikipedia