СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сочинение по картинам О.А.Кипренского и В.И.Тропинина «Портрет А.С.Пушкина». Сопоставительная характеристика портретов.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация составлена по ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Сочинение по картинам О.А.Кипренского и В.И.Тропинина «Портрет А.С.Пушкина». Сопоставительная характеристика портретов.»

Сочинение по картинам О.А.Кипренского  и В.И.Тропинина  «Портрет А.С.Пушкина». Сопоставительная характеристика портретов. Урок русского языка в 9 классе

Сочинение по картинам О.А.Кипренского и В.И.Тропинина «Портрет А.С.Пушкина». Сопоставительная характеристика портретов.

Урок русского языка в 9 классе

Цели урока: Учиться давать сопоставительную характеристику двух картин. Подготовиться к написанию сочинения – сравнительной характеристики по картинам О.А.Кипренского и В.И.Тропинина «Портрет А.С.Пушкина».

Цели урока:

  • Учиться давать сопоставительную характеристику двух картин.
  • Подготовиться к написанию сочинения – сравнительной характеристики по картинам О.А.Кипренского и В.И.Тропинина «Портрет А.С.Пушкина».
Задачи урока: Узнать историю написания портретов Пушкина, созданных В.И. Тропининым и О.А.Кипренским. Увидеть художественные особенности каждой картины. Сравнить эти портреты Пушкина, дать их сопоставительную характеристику. Отработать умение использовать в письменной речи сложные предложения и расставлять в них знаки препинания.

Задачи урока:

  • Узнать историю написания портретов Пушкина, созданных В.И. Тропининым и О.А.Кипренским.
  • Увидеть художественные особенности каждой картины.
  • Сравнить эти портреты Пушкина, дать их сопоставительную характеристику.
  • Отработать умение использовать в письменной речи сложные предложения и расставлять в них знаки препинания.
Портрет (от фр. portrait – изображение) – картина, изображающая внешность человека.

Портрет

(от фр. portrait – изображение) – картина, изображающая внешность человека.

Портреты А.С.Пушкина Орест Адамович Кипренский. Пушкин не любил позировать художникам, шутливо ссылаясь на «арапское безобразие». Поэтому так мало сделанных с натуры портретов поэта. Зато в 1827 году появилось сразу два таких портрета, и оба из них считаются лучшими изображениями Пушкина. Один из них принадлежит кисти Ореста Кипренского, а другой – Василию Тропинину. «Портрет А.С.Пушкина». Василий Андреевич Тропинин «Портрет А.С.Пушкина»

Портреты А.С.Пушкина

Орест Адамович

Кипренский.

  • Пушкин не любил позировать художникам, шутливо ссылаясь на «арапское безобразие». Поэтому так мало сделанных с натуры портретов поэта. Зато в 1827 году появилось сразу два таких портрета, и оба из них считаются лучшими изображениями Пушкина. Один из них принадлежит кисти Ореста Кипренского, а другой – Василию Тропинину.

«Портрет А.С.Пушкина».

Василий Андреевич

Тропинин

«Портрет А.С.Пушкина»

Сравнительная характеристика портретов А.С.Пушкина Пункт плана В.И.Тропинин  История создания картины О.А.Кипренский Замысел художника В какой обстановке изображён поэт Как изображён поэт (поза, жесты, лицо, одежда) Что ещё изображено на картине и с какой целью? Каков колорит картины? Каково отношение самого поэта и современников Пушкина к портрету? Что сближает работы художников и в чём их своеобразие?

Сравнительная характеристика портретов А.С.Пушкина

Пункт плана

В.И.Тропинин

  • История создания картины

О.А.Кипренский

  • Замысел художника
  • В какой обстановке изображён поэт
  • Как изображён поэт (поза, жесты, лицо, одежда)
  • Что ещё изображено на картине и с какой целью?
  • Каков колорит картины?
  • Каково отношение самого поэта и современников Пушкина к портрету?
  • Что сближает работы художников и в чём их своеобразие?
1827 год в биографии А.С.Пушкина В 1826 году Пушкин вернулся из Михайловской ссылки. Закончилось следствие по делу декабристов. По указанию Николая I Пушкина препровождают в Москву. Состоялась встреча Пушкина с императором. После долгой беседы государь поступил гуманно: освободил Пушкина из ссылки, выразил желание видеть его при дворе и фактически освободил от цензуры, пообещав лично быть его цензором. Зиму 1826 - 1827 гг. Пушкин провел главным образом в Москве. Москвичи приняли его с распростертыми объятиями как величайшего поэта. В мае 1827 года Пушкину дозволено было ехать в Петербург, и он поспешил воспользоваться позволением. К осени он,

1827 год в биографии А.С.Пушкина

  • В 1826 году Пушкин вернулся из Михайловской ссылки. Закончилось следствие по делу декабристов. По указанию Николая I Пушкина препровождают в Москву. Состоялась встреча Пушкина с императором. После долгой беседы государь поступил гуманно: освободил Пушкина из ссылки, выразил желание видеть его при дворе и фактически освободил от цензуры, пообещав лично быть его цензором.
  • Зиму 1826 - 1827 гг. Пушкин провел главным образом в Москве. Москвичи приняли его с распростертыми объятиями как величайшего поэта.
  • В мае 1827 года Пушкину дозволено было ехать в Петербург, и он поспешил воспользоваться позволением.
  • К осени он, "почуя рифмы", уехал в Михайловское.
  • Там он начал исторический роман «Арап Петра Великого».
  • Вот в это время, в 1827 году, и появляются два самых знаменитых портрета А.С.Пушкина.
Василий Андреевич Тропинин (1776 – 1857) «Портрет А.С.Пушкина». 1827 год. Москва, Государственный музей А.С.Пушкина

Василий Андреевич Тропинин

(1776 – 1857)

«Портрет А.С.Пушкина».

1827 год.

Москва, Государственный музей А.С.Пушкина

  • Портрет Тропинину заказал сам Пушкин и поднес его в качестве подарка своему приятелю Сергею Александровичу Соболевскому, который очень хотел иметь портрет поэта.
  • Выбор художника не случаен. Василий Андреевич Тропинин был популярен в московских кругах как отличный портретист.
  • На картине Пушкин сидит, опершись о стол. Фигура поэта развернута на зрителя, спокойное и сосредоточенное лицо дано в легком повороте. Рука, украшенная любимым «мистическим» перстнем, лежит на листах рукописи, что указывает на то, что перед нами – портрет поэта.
  • Мы видим Пушкина в естественной и непринуждённой позе, в халате, в расстегнутой рубашке и с небрежно повязанным шарфом. Это не случайно: художник хотел изобразить поэта не в официальной, а в домашней обстановке. Однако эти внешние атрибуты «домашности» не помешали Тропинину показать Пушкина как вдохновенного поэта.
  • Фон и одежда поэта на картине объединены общим тоном, на котором выделяется лицо – самое яркое красочное пятно картины и одновременно её композиционный центр.
  • Вот мнение современника, писателя, историка и журналиста Николая Полевого: «Сходство портрета с подлинником поразительно, хотя нам кажется, что художник не смог совершенно схватить быстроты взгляда и живого выражения лица поэта».

Василий Андреевич Тропинин «Портрет А.С.Пушкина»

Орест Адамович Кипренский (1782 – 1836) «Портрет А.С.Пушкина». 1827 год Москва, Государственная Третьяковская галерея

Орест Адамович Кипренский

(1782 – 1836)

«Портрет А.С.Пушкина». 1827 год

Москва, Государственная Третьяковская галерея

Через несколько месяцев после завершения Тропининым пушкинского портрета, в июне 1827 года, Антон Дельвиг заказывает изображение Пушкина Оресту Адамовичу Кипренскому. Дельвигу хотелось иметь самый лучший портрет своего близкого товарища с лицейских лет, и он остановил свой выбор на прославленном живописце. Пушкин, приехав из Москвы в Петербург, позировал Кипренскому в мастерской художника. Орест Адамович Кипренский. «Портрет А.С.Пушкина».
  • Через несколько месяцев после завершения Тропининым пушкинского портрета, в июне 1827 года, Антон Дельвиг заказывает изображение Пушкина Оресту Адамовичу Кипренскому.
  • Дельвигу хотелось иметь самый лучший портрет своего близкого товарища с лицейских лет, и он остановил свой выбор на прославленном живописце.
  • Пушкин, приехав из Москвы в Петербург, позировал Кипренскому в мастерской художника.

Орест Адамович

Кипренский.

«Портрет А.С.Пушкина».

Кипренский стремился запечатлеть творческую личность, создать возвышенный образ поэта. Портрет наполнен внутренней динамикой, которая выражена энергичной «наполеоновской» позой со скрещенными руками на груди. Через плечо эффектно перекинут шотландский клетчатый шарф. Эта деталь усиливает романтическое звучание всей композиции, вызывая ассоциации с поэзией Джорджа Байрона и романами Вальтера Скотта – английских писателей-романтиков. Весь облик поэта лишён небрежности, обыденности. Чтобы подчеркнуть тему творчества, Дельвиг попросил художника изобразить на картине фигуру музы. В глубине портрета Кипренский поместил подставку, а на ней бронзовую статуэтку музы лирической поэзии Эрато с лирой в руке. Лицо поэта мягко выделено светом. Другое светлое пятно на картине – пальцы. К.Г. Паустовский писал: «Глазам художник сообщил почти недоступную человеку чистоту, блеск и спокойствие, а пальцам поэта придал нервическую тонкость и силу.»
  • Кипренский стремился запечатлеть творческую личность, создать возвышенный образ поэта.
  • Портрет наполнен внутренней динамикой, которая выражена энергичной «наполеоновской» позой со скрещенными руками на груди. Через плечо эффектно перекинут шотландский клетчатый шарф. Эта деталь усиливает романтическое звучание всей композиции, вызывая ассоциации с поэзией Джорджа Байрона и романами Вальтера Скотта – английских писателей-романтиков.
  • Весь облик поэта лишён небрежности, обыденности.
  • Чтобы подчеркнуть тему творчества, Дельвиг попросил художника изобразить на картине фигуру музы. В глубине портрета Кипренский поместил подставку, а на ней бронзовую статуэтку музы лирической поэзии Эрато с лирой в руке.
  • Лицо поэта мягко выделено светом. Другое светлое пятно на картине – пальцы. К.Г. Паустовский писал: «Глазам художник сообщил почти недоступную человеку чистоту, блеск и спокойствие, а пальцам поэта придал нервическую тонкость и силу.»
Портрет работы О.А. Кипренского написан по заказу друга поэта Антона Дельвига. После смерти Дельвига Пушкин купил работу у вдовы на деньги из гонорара за издание «Бориса Годунова».

Портрет работы О.А. Кипренского написан по заказу друга поэта Антона Дельвига. После смерти Дельвига Пушкин купил работу у вдовы на деньги из гонорара за издание «Бориса Годунова».

Сам Пушкин высоко ценил работу Кипренского. Увидев картину, он откликнулся экспромтом: «Любимец моды легкокрылой, Хоть не британец, не француз, Ты вновь создал, волшебник милый, Меня, питомца чистых муз, — И я смеюся над могилой, Ушед навек от смертных уз. Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит.» Позже Дельвиг заказал художнику Н.И. Уткину гравюру с портрета Кипренского. Отец поэта уже после смерти сына сказал: «Лучший портрет сына моего есть тот, который написан Кипренским и гравирован Уткиным». Н.И.Уткин. Портрет А.С.Пушкина
  • Сам Пушкин высоко ценил работу Кипренского. Увидев картину, он откликнулся экспромтом:

«Любимец моды легкокрылой,

Хоть не британец, не француз,

Ты вновь создал, волшебник милый,

Меня, питомца чистых муз, —

И я смеюся над могилой,

Ушед навек от смертных уз.

Себя как в зеркале я вижу,

Но это зеркало мне льстит.»

  • Позже Дельвиг заказал художнику Н.И. Уткину гравюру с портрета Кипренского. Отец поэта уже после смерти сына сказал: «Лучший портрет сына моего есть тот, который написан Кипренским и гравирован Уткиным».

Н.И.Уткин.

Портрет А.С.Пушкина

Пушкин «светский» и «домашний»   «Вот поэт Пушкин, – писал современник о портрете О. Кипренского. – Видев его хоть раз живого, вы тотчас признаете его проницательные глаза и рот, которому недостаёт только беспрестанного вздрагивания».  «Взгляд Пушкина на портрете В. Тропинина вдохновенно устремлён вдаль. Пушкин остаётся поэтом-романтиком, сосредоточенным на своём призвании. Он величав и вместе с тем порывист – словно внутри него сжата пружина, готовая вот-вот распрямиться.»

Пушкин «светский» и «домашний»

«Вот поэт Пушкин, – писал современник о портрете О. Кипренского. – Видев его хоть раз живого, вы тотчас признаете его проницательные глаза и рот, которому недостаёт только беспрестанного вздрагивания».

«Взгляд Пушкина на портрете В. Тропинина вдохновенно устремлён вдаль. Пушкин остаётся поэтом-романтиком, сосредоточенным на своём призвании. Он величав и вместе с тем порывист – словно внутри него сжата пружина, готовая вот-вот распрямиться.»

Детали портретов  На правой руке Пушкина (портрет работы В. Тропинина), лежащей на бумагах, видны два перстня. Один из них – подарок Е.К. Воронцовой, дружба с которой стала причиной изгнания поэта из Одессы. Пушкин всегда относился к этому перстню как к талисману.  На руке Пушкина (портрет работы О. Кипренского) украшений нет, художника интересует облик поэта-творца. Скрещённые на груди руки – ещё один типично романтический жест, подчёркивающий самоуглублённость творца и его полную отгороженность в момент высокого творчества от мира обычных людей.

Детали портретов

На правой руке Пушкина (портрет работы В. Тропинина), лежащей на бумагах, видны два перстня. Один из них – подарок Е.К. Воронцовой, дружба с которой стала причиной изгнания поэта из Одессы. Пушкин всегда относился к этому перстню как к талисману.

На руке Пушкина (портрет работы О. Кипренского) украшений нет, художника интересует облик поэта-творца. Скрещённые на груди руки – ещё один типично романтический жест, подчёркивающий самоуглублённость творца и его полную отгороженность в момент высокого творчества от мира обычных людей.

Детали портретов

Детали портретов

Что сближает работы художников? В чём своеобразие каждого портрета? Каково ваше отношение к ним?

Что сближает работы художников? В чём своеобразие каждого портрета? Каково ваше отношение к ним?

Возможное начало сочинения Пушкин не любил позировать художникам шутливо ссылаясь на «арапское безобразие» поэтому так мало сделанных с натуры портретов поэта. Зато в 1827 году появилось сразу два таких портрета и оба из них считаются лучшими изображениями Пушкина. Один из них принадлежит кисти Ореста Кипренского а другой Василию Тропинину. Вставьте пропущенные знаки препинания. Составьте схемы предложений.

Возможное начало сочинения

  • Пушкин не любил позировать художникам шутливо ссылаясь на «арапское безобразие» поэтому так мало сделанных с натуры портретов поэта. Зато в 1827 году появилось сразу два таких портрета и оба из них считаются лучшими изображениями Пушкина. Один из них принадлежит кисти Ореста Кипренского а другой Василию Тропинину.
  • Вставьте пропущенные знаки препинания.
  • Составьте схемы предложений.
Проверьте себя:  Пушкин не любил позировать художникам , шутливо ссылаясь на «арапское безобразие» , поэтому так мало сделанных с натуры портретов поэта. Зато в 1827 году появилось сразу два таких портрета , и оба из них считаются лучшими изображениями Пушкина . О дин из них принадлежит кисти Ореста Кипренского , а другой –  Василию Тропинину.

Проверьте себя:

Пушкин не любил позировать художникам , шутливо ссылаясь на «арапское безобразие» , поэтому так мало сделанных с натуры портретов поэта. Зато в 1827 году появилось сразу два таких портрета , и оба из них считаются лучшими изображениями Пушкина . О дин из них принадлежит кисти Ореста Кипренского , а другой

Василию Тропинину.

Прочитайте варианты сочинений и ответьте на вопрос, как можно построить  сочинение-сопоставление  двух портретов А.С.Пушкина? Параллельное Последовательное описание картин описание картин Описать каждый портрет Описывать портреты поочерёдно, в отдельности. Сначала сразу указывая на их общие черты и их своеобразие. подробно рассказать об одной картине, Подвести итог, сделать общий вывод. затем о другой. В заключение перечислить Выразить своё отношение к двум портретам А.С.Пушкина. наиболее яркие признаки сходства и своеобразия каждой картины. Выразить своё к ним отношение.

Прочитайте варианты сочинений

и ответьте на вопрос, как можно построить сочинение-сопоставление

двух портретов А.С.Пушкина?

Параллельное

Последовательное

описание картин

описание картин

Описать каждый портрет

Описывать портреты поочерёдно,

в отдельности. Сначала

сразу указывая

на их общие черты и их своеобразие.

подробно рассказать об одной картине,

Подвести итог, сделать общий вывод.

затем о другой.

В заключение перечислить

Выразить своё отношение

к двум портретам А.С.Пушкина.

наиболее яркие признаки

сходства и своеобразия

каждой картины.

Выразить своё к ним отношение.

Сравнительная характеристика двух портретов А.С.Пушкина    Ответим на следующие вопросы: В какой обстановке изображён поэт? Какова его поза, жесты? Как изображено его лицо (глаза, губы)? Как одет поэт? Что ещё, кроме фигуры поэта, есть на картине? С какой целью они изображены? Каков колорит картины? Какие цвета использовал художник? Каков был замысел картины, сумел ли художник его воплотить? Каково отношение современников Пушкина и самого поэта к портрету?

Сравнительная характеристика двух портретов А.С.Пушкина

Ответим на следующие вопросы:

  • В какой обстановке изображён поэт?
  • Какова его поза, жесты?
  • Как изображено его лицо (глаза, губы)?
  • Как одет поэт?
  • Что ещё, кроме фигуры поэта, есть на картине? С какой целью они изображены?
  • Каков колорит картины? Какие цвета использовал художник?
  • Каков был замысел картины, сумел ли художник его воплотить?
  • Каково отношение современников Пушкина и самого поэта к портрету?
Сравнительная характеристика  двух картин.   Используя информацию, с которой вы познакомились на уроке,  раздаточный материал, заполните таблицу. Орест Адамович Кипренский. «Портрет А.С.Пушкина» Василий Андреевич Тропинин. «Портрет А.С.Пушкина»

Сравнительная характеристика двух картин. Используя информацию, с которой вы познакомились на уроке, раздаточный материал, заполните таблицу.

Орест Адамович Кипренский.

«Портрет А.С.Пушкина»

Василий Андреевич Тропинин.

«Портрет А.С.Пушкина»

Домашнее задание Заполнить таблицу. Написать черновик сочинения – сопоставительной характеристики двух портретов А.С.Пушкина.

Домашнее задание

  • Заполнить таблицу.
  • Написать черновик сочинения – сопоставительной характеристики двух портретов А.С.Пушкина.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!