Сочинение по картинам О.А.Кипренского и В.И.Тропинина «Портрет А.С.Пушкина». Сопоставительная характеристика портретов.
Урок русского языка в 9 классе
Цели урока:
- Учиться давать сопоставительную характеристику двух картин.
- Подготовиться к написанию сочинения – сравнительной характеристики по картинам О.А.Кипренского и В.И.Тропинина «Портрет А.С.Пушкина».
Задачи урока:
- Узнать историю написания портретов Пушкина, созданных В.И. Тропининым и О.А.Кипренским.
- Увидеть художественные особенности каждой картины.
- Сравнить эти портреты Пушкина, дать их сопоставительную характеристику.
- Отработать умение использовать в письменной речи сложные предложения и расставлять в них знаки препинания.
Портрет
(от фр. portrait – изображение) – картина, изображающая внешность человека.
Портреты А.С.Пушкина
Орест Адамович
Кипренский.
- Пушкин не любил позировать художникам, шутливо ссылаясь на «арапское безобразие». Поэтому так мало сделанных с натуры портретов поэта. Зато в 1827 году появилось сразу два таких портрета, и оба из них считаются лучшими изображениями Пушкина. Один из них принадлежит кисти Ореста Кипренского, а другой – Василию Тропинину.
«Портрет А.С.Пушкина».
Василий Андреевич
Тропинин
«Портрет А.С.Пушкина»
Сравнительная характеристика портретов А.С.Пушкина
Пункт плана
В.И.Тропинин
О.А.Кипренский
- В какой обстановке изображён поэт
- Как изображён поэт (поза, жесты, лицо, одежда)
- Что ещё изображено на картине и с какой целью?
- Каково отношение самого поэта и современников Пушкина к портрету?
- Что сближает работы художников и в чём их своеобразие?
1827 год в биографии А.С.Пушкина
- В 1826 году Пушкин вернулся из Михайловской ссылки. Закончилось следствие по делу декабристов. По указанию Николая I Пушкина препровождают в Москву. Состоялась встреча Пушкина с императором. После долгой беседы государь поступил гуманно: освободил Пушкина из ссылки, выразил желание видеть его при дворе и фактически освободил от цензуры, пообещав лично быть его цензором.
- Зиму 1826 - 1827 гг. Пушкин провел главным образом в Москве. Москвичи приняли его с распростертыми объятиями как величайшего поэта.
- В мае 1827 года Пушкину дозволено было ехать в Петербург, и он поспешил воспользоваться позволением.
- К осени он, "почуя рифмы", уехал в Михайловское.
- Там он начал исторический роман «Арап Петра Великого».
- Вот в это время, в 1827 году, и появляются два самых знаменитых портрета А.С.Пушкина.
Василий Андреевич Тропинин
(1776 – 1857)
«Портрет А.С.Пушкина».
1827 год.
Москва, Государственный музей А.С.Пушкина
- Портрет Тропинину заказал сам Пушкин и поднес его в качестве подарка своему приятелю Сергею Александровичу Соболевскому, который очень хотел иметь портрет поэта.
- Выбор художника не случаен. Василий Андреевич Тропинин был популярен в московских кругах как отличный портретист.
- На картине Пушкин сидит, опершись о стол. Фигура поэта развернута на зрителя, спокойное и сосредоточенное лицо дано в легком повороте. Рука, украшенная любимым «мистическим» перстнем, лежит на листах рукописи, что указывает на то, что перед нами – портрет поэта.
- Мы видим Пушкина в естественной и непринуждённой позе, в халате, в расстегнутой рубашке и с небрежно повязанным шарфом. Это не случайно: художник хотел изобразить поэта не в официальной, а в домашней обстановке. Однако эти внешние атрибуты «домашности» не помешали Тропинину показать Пушкина как вдохновенного поэта.
- Фон и одежда поэта на картине объединены общим тоном, на котором выделяется лицо – самое яркое красочное пятно картины и одновременно её композиционный центр.
- Вот мнение современника, писателя, историка и журналиста Николая Полевого: «Сходство портрета с подлинником поразительно, хотя нам кажется, что художник не смог совершенно схватить быстроты взгляда и живого выражения лица поэта».
Василий Андреевич Тропинин «Портрет А.С.Пушкина»
Орест Адамович Кипренский
(1782 – 1836)
«Портрет А.С.Пушкина». 1827 год
Москва, Государственная Третьяковская галерея
- Через несколько месяцев после завершения Тропининым пушкинского портрета, в июне 1827 года, Антон Дельвиг заказывает изображение Пушкина Оресту Адамовичу Кипренскому.
- Дельвигу хотелось иметь самый лучший портрет своего близкого товарища с лицейских лет, и он остановил свой выбор на прославленном живописце.
- Пушкин, приехав из Москвы в Петербург, позировал Кипренскому в мастерской художника.
Орест Адамович
Кипренский.
«Портрет А.С.Пушкина».
- Кипренский стремился запечатлеть творческую личность, создать возвышенный образ поэта.
- Портрет наполнен внутренней динамикой, которая выражена энергичной «наполеоновской» позой со скрещенными руками на груди. Через плечо эффектно перекинут шотландский клетчатый шарф. Эта деталь усиливает романтическое звучание всей композиции, вызывая ассоциации с поэзией Джорджа Байрона и романами Вальтера Скотта – английских писателей-романтиков.
- Весь облик поэта лишён небрежности, обыденности.
- Чтобы подчеркнуть тему творчества, Дельвиг попросил художника изобразить на картине фигуру музы. В глубине портрета Кипренский поместил подставку, а на ней бронзовую статуэтку музы лирической поэзии Эрато с лирой в руке.
- Лицо поэта мягко выделено светом. Другое светлое пятно на картине – пальцы. К.Г. Паустовский писал: «Глазам художник сообщил почти недоступную человеку чистоту, блеск и спокойствие, а пальцам поэта придал нервическую тонкость и силу.»
Портрет работы О.А. Кипренского написан по заказу друга поэта Антона Дельвига. После смерти Дельвига Пушкин купил работу у вдовы на деньги из гонорара за издание «Бориса Годунова».
- Сам Пушкин высоко ценил работу Кипренского. Увидев картину, он откликнулся экспромтом:
«Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз, —
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.»
- Позже Дельвиг заказал художнику Н.И. Уткину гравюру с портрета Кипренского. Отец поэта уже после смерти сына сказал: «Лучший портрет сына моего есть тот, который написан Кипренским и гравирован Уткиным».
Н.И.Уткин.
Портрет А.С.Пушкина
Пушкин «светский» и «домашний»
«Вот поэт Пушкин, – писал современник о портрете О. Кипренского. – Видев его хоть раз живого, вы тотчас признаете его проницательные глаза и рот, которому недостаёт только беспрестанного вздрагивания».
«Взгляд Пушкина на портрете В. Тропинина вдохновенно устремлён вдаль. Пушкин остаётся поэтом-романтиком, сосредоточенным на своём призвании. Он величав и вместе с тем порывист – словно внутри него сжата пружина, готовая вот-вот распрямиться.»
Детали портретов
На правой руке Пушкина (портрет работы В. Тропинина), лежащей на бумагах, видны два перстня. Один из них – подарок Е.К. Воронцовой, дружба с которой стала причиной изгнания поэта из Одессы. Пушкин всегда относился к этому перстню как к талисману.
На руке Пушкина (портрет работы О. Кипренского) украшений нет, художника интересует облик поэта-творца. Скрещённые на груди руки – ещё один типично романтический жест, подчёркивающий самоуглублённость творца и его полную отгороженность в момент высокого творчества от мира обычных людей.
Детали портретов
Что сближает работы художников? В чём своеобразие каждого портрета? Каково ваше отношение к ним?
Возможное начало сочинения
- Пушкин не любил позировать художникам шутливо ссылаясь на «арапское безобразие» поэтому так мало сделанных с натуры портретов поэта. Зато в 1827 году появилось сразу два таких портрета и оба из них считаются лучшими изображениями Пушкина. Один из них принадлежит кисти Ореста Кипренского а другой Василию Тропинину.
- Вставьте пропущенные знаки препинания.
- Составьте схемы предложений.
Проверьте себя:
Пушкин не любил позировать художникам , шутливо ссылаясь на «арапское безобразие» , поэтому так мало сделанных с натуры портретов поэта. Зато в 1827 году появилось сразу два таких портрета , и оба из них считаются лучшими изображениями Пушкина . О дин из них принадлежит кисти Ореста Кипренского , а другой –
Василию Тропинину.
Прочитайте варианты сочинений
и ответьте на вопрос, как можно построить сочинение-сопоставление
двух портретов А.С.Пушкина?
Параллельное
Последовательное
описание картин
описание картин
Описать каждый портрет
Описывать портреты поочерёдно,
в отдельности. Сначала
сразу указывая
на их общие черты и их своеобразие.
подробно рассказать об одной картине,
Подвести итог, сделать общий вывод.
затем о другой.
В заключение перечислить
Выразить своё отношение
к двум портретам А.С.Пушкина.
наиболее яркие признаки
сходства и своеобразия
каждой картины.
Выразить своё к ним отношение.
Сравнительная характеристика двух портретов А.С.Пушкина
Ответим на следующие вопросы:
- В какой обстановке изображён поэт?
- Какова его поза, жесты?
- Как изображено его лицо (глаза, губы)?
- Как одет поэт?
- Что ещё, кроме фигуры поэта, есть на картине? С какой целью они изображены?
- Каков колорит картины? Какие цвета использовал художник?
- Каков был замысел картины, сумел ли художник его воплотить?
- Каково отношение современников Пушкина и самого поэта к портрету?
Сравнительная характеристика двух картин. Используя информацию, с которой вы познакомились на уроке, раздаточный материал, заполните таблицу.
Орест Адамович Кипренский.
«Портрет А.С.Пушкина»
Василий Андреевич Тропинин.
«Портрет А.С.Пушкина»
Домашнее задание
- Заполнить таблицу.
- Написать черновик сочинения – сопоставительной характеристики двух портретов А.С.Пушкина.