СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Смысловой анализ рассказа "Сирота" М. Самарского

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлены приёмы развития навыков смыслового чтения на ууроке лит-ры.

Просмотр содержимого документа
«Смысловой анализ рассказа "Сирота" М. Самарского»

Мастер-класс учителя рус.языка и лит-ры Долгих Т.В

Смысловой анализ рассказа М. Самарского «Сирота»

1. Здравствуйте, уважаемые коллеги!

- Крикните громко и хором, друзья,

Помочь откажетесь мне? (нет или да?)

Деток вы любите? Да или нет ?

Пришли вы на мастер-класс,

Сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)

Я вас понимаю…..

Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь откажетесь мне? (Нет)

Последнее спрошу у вас я:

Активными все будете? (нет или Да)

Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем

мастер-класс

-Уважаемые коллеги! Учителю необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом. На своём мастер-классе Использование приёмов технологии интерактивного обучения на уроках литературы я хотела бы представить Вашему вниманию наиболее полюбившиеся моим ученикам и мне самой приёмы. Не менее замечательны и слова Бернарда Шоу: «Если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи». Очень важно повышать познавательную активность школьников, а это - Верите ли вы, что можно сегодняшних детей можно научить учиться?

- Многолетний опыт учителей показал, что и даже в самых «безнадежных», «неинтересных» случаях можно найти приём, который позволит не просто ввести учащихся в тему урока, но и организовать их самостоятельную деятельность,. Я не буду вдаваться в теорию, попробую показать на практике , как можно использовать приёмы интерактивного обучения возможно использовать на разных этапах урока. 

Рзделившись на 3 группы с помощью фигурок, которые вы сами выберете,надеюсь, что вы с интересом будете работать на сегодняшнем мастер-классе, немного почувствуете себя в роли ученика, возможно, какие-то элементы возьмете на заметку"Символьный тест" Разделение на группы

(слайд)

Инструкция: "Посмотрите на эти три фигур, и выберите фигуру, которая вам нравится больше всего.

1 группа.

Волна нестандартная и творческая. Ей лучше всего делать в основном что-то новое и разнообразное, ей надоедает размеренность. Когда перед ней ставят задачу, у нее возникают блестящие идеи.

2 группа.

Прямоугольник также любит систему и равномерность. Но он скорее устанавливает её с помощью организации, собраний, комитетов и т. д. Всё должно делаться правильно, с учётом всех правил и норм. Когда ему дают задание, он начинает его организовывать, делая всё, чтобы оно выполнялось как можно систематичнее.

3 группа.

Треугольник ориентирован на цель. Он получает удовольствие от планирования чего-то и достижения плана. Его побуждает к действиям то, чего он достигнет. Он часто обращает внимание на большие долгосрочные дела, но может забывать о деталях. Когда ему дают задание, он устанавливает цель и разрабатывает план её достижения. Ориентирован на цель.

Итак, начнем работу.

!.этап урока – стадия вызова

Прослушайте отрывок из музыкального произведения современного исполнителя Паскаля.

-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?



- А кто это – сирота?

Рисуем схему приём Персонаж на стене ( предположение) – 1 группа

Чтение рассказа По ходу чтения 2 группа заполняет таблицу Блума

Причинно- следственные связи Цепочка вопросов

-Почему рассказчику не понравился Ванька Брызгалов?

-Как наш рассказчик относится к Катьке Белоноговой?

-Что вы можете сказать о семье приёмных родителей Вани? Почему рассказчик называет их «странной парочкой»?

-Что же означает выражение «Сыночка» своего, наверное, вечерами ублажают»?



Фишбоун



Круги Вена




Согласны ли вы с мнением главного героя? Почему?


-А как бы вы отнеслись к тому, если бы в вашем классе был такой мальчик?

-Мы с вами познакомились лишь с первой частью рассказа, но есть и продолжение. Прежде, чем мы его прочитаем, давайте побудем в роли писателей и придумаем свою концовку.

-ЛИСТ №2 ЧТЕНИЕ УЧИТЕЛЕМ

- Как закончилась эта история?


-Как вы понимаете последнюю фразу?

За свое поведение Костя наказан судьбой. Ему досталось по заслугам, верно?




-Какие выводы вы можете сделать, прочитав этот рассказ?


Есть «золотое правило нравственности». Может, кто-то его знает?


Конечно же, Ванька не собирался никого наказывать за обидное к нему отношение. Главного героя наказал жизнь.






Ситуации будут встречаться чаще, будут более жестокими






?


Рефлексия приём 3 шляп

Черная шляпа – негативное в рассказе( критики)

Красная шляпа- эмоции

Жёлтая шляпа- положительное в рассказе




5. Заключительное слово.

Дорогие коллеги , сегодня я хотела показать вам, как интересные приёмы на уроке могут раскрывать возможности учащихся. Я благодарю вас всех за активное участие и за ту поддержку, которую вы мне оказали и искренне желаю нам всем, чтобы:

- мы на каждом шагу пытались бы раскрасить нашу жизнь более яркими красками;

- нас всегда окружали люди, перед которыми можно было бы «снять шляпу»;

- и всегда помнить: «Жизнь заключается не в том, чтобы ждать, когда пройдет буря, а в том, чтобы научиться танцевать под дождем»

- Берегите свои души от уныния, тоски, бегите от одиночества. Не забывайте, что мы сами себе можем причинять страдания, терзая свою душу неудачами и разочарованиями.

Выбор за тобой

«Это невозможно!» - сказала Причина.

«Это безрассудство!» - заметил Опыт.

«Это бесполезно!» - отрезала Гордость.

«Попробуй…» - шепнула Мечта.








М.Самарский

СИРОТА

Ванька Брызгалов пришёл к нам в третьем классе. Это был первый детдомовец, которого мы увидели живьём. Мне он почему-то сразу не понравился. Тихоня. Вечно хмурый, чем-то недовольный. А тут ещё эта дура, Катька Белоногова, в него втрескалась. Бегает за ним будто хвостик: «Ваня, Ваня, Ванечка!» Действительно, дура. Нашла себе женишка. Он же круглый сирота. У него ни матери, ни отца. Почему он и оказался в детдоме. А к нам он попал из-за того, что его усыновила одна семейка. Такая странная парочка. Я их знаю. Они раньше по вечерам гуляли у нашего дома. Умора! Идут, как в старинном фильме, под ручку, что-то друг дружке нашёптывают, хихикают, остановятся и целуются. Ну, не странные ли? Давно я их не видел. Как Ваньку усыновили, перестали прогуливаться. «Сыночка» своего, наверное, вечерами ублажают, не до прогулок.

Баба Зина из третьего подъезда сказала нам с Серёгой по секрету, что Ванька даже не сын этой парочке, а пасынок. Так называют усыновлённых сирот. Какие некрасивые слова: «сирота», «пасынок», «детдомовец»… Бр-р! Какие-то холодные и склизкие. Интересно, а почему у него нет родителей? Алкаши, наверное, были. У всех нормальных детей кто-то, но есть. Хотя бы или мама, или папа. А если нет ни мамы, ни папы, то тут уже что-то не то. У нас в классе есть и пацаны, и девчонки, у которых только мама. Ничего, нормальные. А Ваня…

Да ладно, что-то много я о нём говорю. Лучше расскажу, какой сегодня прикол случился.

Мой приятель Антоха из 5-го «б» говорит мне:

- Костик, давай приколемся над вашим «пасынком», - теперь у Ваньки такое прозвище.

- Что ты ещё придумал? – спрашиваю я, ведь Антоха юморист ещё тот.

- Давай на стенде «Лучшие ученики» маркером на фотке Ваняхи напишем «Лучшая сирота школы». И усы какие-нибудь, как у кота, пририсуем. Прикольно?

- Можно, - согласился я.

Мы задержались после уроков и разрисовали портрет «пасынка». Получилось очень смешно.












Вечером ко мне в комнату вошла бабушка. Она была вся в слезах и ловила ртом воздух.

- Ба, ты чего? – вскочил я с кровати. – Что случилось?

- Вот, - она протянула мне трубку телефона. – СМС…

Бабушка упала на пол. Я метнулся к городскому телефону, вызвал скорую. Мне пообещали, что будут быстро.

Я поднял с пола телефон и прочитал сообщение: «Мама, держись. Косте пока не говори. Варя и Олег погибли в Египте в автокатастрофе».

Я не сразу понял, что речь идёт о моих родителях. Врач со «скорой» сказал, что к бабушке они опоздали...

А больше у меня никого нет…










































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!