Мастер-класс учителя рус.языка и лит-ры Долгих Т.В
Смысловой анализ рассказа М. Самарского «Сирота»
1. Здравствуйте, уважаемые коллеги!
- Крикните громко и хором, друзья,
Помочь откажетесь мне? (нет или да?)
Деток вы любите? Да или нет ?
Пришли вы на мастер-класс,
Сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)
Я вас понимаю…..
Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь откажетесь мне? (Нет)
Последнее спрошу у вас я:
Активными все будете? (нет или Да)
Итак, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем
мастер-класс
-Уважаемые коллеги! Учителю необходимо постоянно учиться, учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом. На своём мастер-классе Использование приёмов технологии интерактивного обучения на уроках литературы я хотела бы представить Вашему вниманию наиболее полюбившиеся моим ученикам и мне самой приёмы. Не менее замечательны и слова Бернарда Шоу: «Если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обмениваемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи». Очень важно повышать познавательную активность школьников, а это - Верите ли вы, что можно сегодняшних детей можно научить учиться?
- Многолетний опыт учителей показал, что и даже в самых «безнадежных», «неинтересных» случаях можно найти приём, который позволит не просто ввести учащихся в тему урока, но и организовать их самостоятельную деятельность,. Я не буду вдаваться в теорию, попробую показать на практике , как можно использовать приёмы интерактивного обучения возможно использовать на разных этапах урока.
Рзделившись на 3 группы с помощью фигурок, которые вы сами выберете,надеюсь, что вы с интересом будете работать на сегодняшнем мастер-классе, немного почувствуете себя в роли ученика, возможно, какие-то элементы возьмете на заметку"Символьный тест" Разделение на группы
(слайд)
Инструкция: "Посмотрите на эти три фигур, и выберите фигуру, которая вам нравится больше всего.
1 группа.
Волна нестандартная и творческая. Ей лучше всего делать в основном что-то новое и разнообразное, ей надоедает размеренность. Когда перед ней ставят задачу, у нее возникают блестящие идеи.
2 группа.
Прямоугольник также любит систему и равномерность. Но он скорее устанавливает её с помощью организации, собраний, комитетов и т. д. Всё должно делаться правильно, с учётом всех правил и норм. Когда ему дают задание, он начинает его организовывать, делая всё, чтобы оно выполнялось как можно систематичнее.
3 группа.
Треугольник ориентирован на цель. Он получает удовольствие от планирования чего-то и достижения плана. Его побуждает к действиям то, чего он достигнет. Он часто обращает внимание на большие долгосрочные дела, но может забывать о деталях. Когда ему дают задание, он устанавливает цель и разрабатывает план её достижения. Ориентирован на цель.
Итак, начнем работу.
!.этап урока – стадия вызова
Прослушайте отрывок из музыкального произведения современного исполнителя Паскаля.
-Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
- А кто это – сирота?
Рисуем схему приём Персонаж на стене ( предположение) – 1 группа
Чтение рассказа По ходу чтения 2 группа заполняет таблицу Блума
Причинно- следственные связи Цепочка вопросов
-Почему рассказчику не понравился Ванька Брызгалов?
-Как наш рассказчик относится к Катьке Белоноговой?
-Что вы можете сказать о семье приёмных родителей Вани? Почему рассказчик называет их «странной парочкой»?
-Что же означает выражение «Сыночка» своего, наверное, вечерами ублажают»?
Фишбоун
Круги Вена
Согласны ли вы с мнением главного героя? Почему?
-А как бы вы отнеслись к тому, если бы в вашем классе был такой мальчик?
-Мы с вами познакомились лишь с первой частью рассказа, но есть и продолжение. Прежде, чем мы его прочитаем, давайте побудем в роли писателей и придумаем свою концовку.
-ЛИСТ №2 ЧТЕНИЕ УЧИТЕЛЕМ
- Как закончилась эта история?
-Как вы понимаете последнюю фразу?
За свое поведение Костя наказан судьбой. Ему досталось по заслугам, верно?
-Какие выводы вы можете сделать, прочитав этот рассказ?
Есть «золотое правило нравственности». Может, кто-то его знает?
Конечно же, Ванька не собирался никого наказывать за обидное к нему отношение. Главного героя наказал жизнь.
Ситуации будут встречаться чаще, будут более жестокими
?
Рефлексия приём 3 шляп
Черная шляпа – негативное в рассказе( критики)
Красная шляпа- эмоции
Жёлтая шляпа- положительное в рассказе
5. Заключительное слово.
Дорогие коллеги , сегодня я хотела показать вам, как интересные приёмы на уроке могут раскрывать возможности учащихся. Я благодарю вас всех за активное участие и за ту поддержку, которую вы мне оказали и искренне желаю нам всем, чтобы:
- мы на каждом шагу пытались бы раскрасить нашу жизнь более яркими красками;
- нас всегда окружали люди, перед которыми можно было бы «снять шляпу»;
- и всегда помнить: «Жизнь заключается не в том, чтобы ждать, когда пройдет буря, а в том, чтобы научиться танцевать под дождем»
- Берегите свои души от уныния, тоски, бегите от одиночества. Не забывайте, что мы сами себе можем причинять страдания, терзая свою душу неудачами и разочарованиями.
Выбор за тобой
«Это невозможно!» - сказала Причина.
«Это безрассудство!» - заметил Опыт.
«Это бесполезно!» - отрезала Гордость.
«Попробуй…» - шепнула Мечта.
М.Самарский
СИРОТА
Ванька Брызгалов пришёл к нам в третьем классе. Это был первый детдомовец, которого мы увидели живьём. Мне он почему-то сразу не понравился. Тихоня. Вечно хмурый, чем-то недовольный. А тут ещё эта дура, Катька Белоногова, в него втрескалась. Бегает за ним будто хвостик: «Ваня, Ваня, Ванечка!» Действительно, дура. Нашла себе женишка. Он же круглый сирота. У него ни матери, ни отца. Почему он и оказался в детдоме. А к нам он попал из-за того, что его усыновила одна семейка. Такая странная парочка. Я их знаю. Они раньше по вечерам гуляли у нашего дома. Умора! Идут, как в старинном фильме, под ручку, что-то друг дружке нашёптывают, хихикают, остановятся и целуются. Ну, не странные ли? Давно я их не видел. Как Ваньку усыновили, перестали прогуливаться. «Сыночка» своего, наверное, вечерами ублажают, не до прогулок.
Баба Зина из третьего подъезда сказала нам с Серёгой по секрету, что Ванька даже не сын этой парочке, а пасынок. Так называют усыновлённых сирот. Какие некрасивые слова: «сирота», «пасынок», «детдомовец»… Бр-р! Какие-то холодные и склизкие. Интересно, а почему у него нет родителей? Алкаши, наверное, были. У всех нормальных детей кто-то, но есть. Хотя бы или мама, или папа. А если нет ни мамы, ни папы, то тут уже что-то не то. У нас в классе есть и пацаны, и девчонки, у которых только мама. Ничего, нормальные. А Ваня…
Да ладно, что-то много я о нём говорю. Лучше расскажу, какой сегодня прикол случился.
Мой приятель Антоха из 5-го «б» говорит мне:
- Костик, давай приколемся над вашим «пасынком», - теперь у Ваньки такое прозвище.
- Что ты ещё придумал? – спрашиваю я, ведь Антоха юморист ещё тот.
- Давай на стенде «Лучшие ученики» маркером на фотке Ваняхи напишем «Лучшая сирота школы». И усы какие-нибудь, как у кота, пририсуем. Прикольно?
- Можно, - согласился я.
Мы задержались после уроков и разрисовали портрет «пасынка». Получилось очень смешно.
Вечером ко мне в комнату вошла бабушка. Она была вся в слезах и ловила ртом воздух.
- Ба, ты чего? – вскочил я с кровати. – Что случилось?
- Вот, - она протянула мне трубку телефона. – СМС…
Бабушка упала на пол. Я метнулся к городскому телефону, вызвал скорую. Мне пообещали, что будут быстро.
Я поднял с пола телефон и прочитал сообщение: «Мама, держись. Косте пока не говори. Варя и Олег погибли в Египте в автокатастрофе».
Я не сразу понял, что речь идёт о моих родителях. Врач со «скорой» сказал, что к бабушке они опоздали...
А больше у меня никого нет…