СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Смысловое чтение, как когнитивный элемент подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по развитию смыслового чтения на уроках истории и обществознания. Неумение внимательно работать с текстом заданий, первоисточника часто приводит к ошибкам в выполнении заданий.

Просмотр содержимого документа
«Смысловое чтение, как когнитивный элемент подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации»

Тема выступления:

«Смысловое чтение, как когнитивный элемент подготовки учащихся

к государственной итоговой аттестации».



Добрый день, уважаемые коллеги! Прежде всего, я хотела бы поздравить всех нас с приближающимся праздником- днем учителя. Разрешите пожелать вам здоровья, жизненных сил, оптимизма, а главное, не забывать о том, что все это необходимо распределять не только на работу, но и на свою семью, и на наших близких, которым нас, порой, не хватает.

Я очень рада тому, что сегодня у меня есть возможность поделиться своим опытом. Ведь каждый из вас имеет огромный опыт работы, свои изюминки, находки, которые помогают достигать хороших результатов, в том числе , в подготовке к ГИА. В своем районе мы, учителя истории, тесно общаемся между собой, делимся тем, что сумели наработать, помогаем друг другу.

Вот и сегодня я хочу поделиться, прежде всего, тем, на чем сама набила много шишек. Как оказалось, это чаще всего происходит с тем, что кажется само собой разумеющимся, давно известным.

Немного о себе. Я работаю в МОУ Цильнинской СШ. Стаж работы- 29 лет. Количество учащихся в нашей школе – 470 человек. Изучение истории и обществознания велось на базовом уровне. С 2018 года в 10-11 классах введено углубленное изучение истории (3 часа). Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ осуществляется в урочное и внеурочное время. Один раз в неделю в 9-х и 11-х классах проводятся групповые консультации по истории и обществознанию, по необходимости – индивидуальные занятия. Но это не значит, что готовится к экзаменам мы начинаем только в 9-ом или 11-м классах.

Необходима поэтапная подготовка к ГИА. Нам необходимо научиться организовывать учебный процесс как самостоятельный, творческий поиск самого ученика в партнёрском взаимодействии с учителем. Основная подготовка выпускников к ГИА по истории и обществознанию должна осуществляться, начиная с 5 класса.

Добиваться хороших результатов при подготовке к ГИА по истории и обществознанию, мне помогает использование системно-деятельностного подхода и поэтапная подготовка учащихся к ЕГЭ.

Залогом успешной сдачи экзаменов является систематическая планомерная работа в течение всего обучения предмету. Нам учителям, необходимо хорошо понимать то, какие компетенции учащихся и какими методами мы должны отработать на уроках.

А для этого нам самим необходимо постоянно повышать свой уровень квалификации, знакомиться с передовым опытом других учителей.

Тема моего выступления - «Смысловое чтение, как залог успешного изучения предмета, а также подготовки к ЕГЭ и ОГЭ». Я не буду долго утомлять вас теорией вопроса, так как вы и так все хорошо знаете. Остановлюсь лишь на некоторых моментах.

В соответствии с ФГОС смысловое чтение относится к метапредметным результатам освоения образовательных программ и подразумевает умение учащихся ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, полученную из различных источников.

  • - это вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста

- фундамент всех обозначенных в ФГОС результатов вид речевой деятельности;

- универсальный способ получения информации из любого вербального (словесного) источника;

- максимально точное и полное понимание содержания текста и практическое осмысление извлеченной информации

  • Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлечённую из текста информацию.

  • ФГОС: требования к результатам освоения (метапредметным результатам)

  • НОО: … овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах п.11 (9)

  • ООО: смысловое чтение п.10 (8)

Таким образом, смысловое чтение текста – это:

  • поиск информации в тексте и понимание прочитанного;

  • интерпретация прочитанного текста;

  • оценка информации, заключенной в тексте.

Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:

Факторы «внимания» к чтению


  • в личностные УУД;

  • в регулятивные УУД;

  • в познавательные УУД.

  • Выход на первое место каналов письменной коммуникации.

  • Компьютеризация, переход на электронный носитель текста.

  • Наличие устойчивых связей между качеством чтения и качеством образования.

  • Смена модели чтения, что требует смены методик обучения чтению и приобщения к чтению

  • Расширение «ролей» чтения в образовании и жизнедеятельности человека



Это метапредметное умение проверяется в КИМах ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию, а также используется в более широком контексте формирования умений и навыков смыслового чтения. Умение работать с большими объемами информации является важнейшей компетенцией человека на современном этапе. Прежде всего, это понимание текста, которое основывается на извлечении из него необходимой информации, ее интерпретирование в различных ракурсах.

В школе обучение работе с информацией проходит в рамках формирования умений и навыков смыслового чтения. В заданиях ОГЭ, ЕГЭ и ВПР используются наиболее распространенные приемы извлечения информации:

- нахождение требуемых понятий, названий, имен и др. по системе ключевых слов в тексте, по всему описанию;

- выбор правильного ответа из нескольких, а также более сложные приемы работы с текстами: интерпретация информации (распознавание информации и соотнесение ее с заданными характеристиками, суждениями), использование информации текста в заданном контексте.

В то же время приемы и методы работы с текстами гораздо многообразнее, чем используемые в ходе итоговой аттестации. Такие познавательные умения (универсальные учебные действия), как классификация, сравнение, обобщение, конкретизация, специально в КИМ ОГЭ и ЕГЭ не проверяются. В то же время перечисленные операции используются в обществоведческих, исторических текстах для структурирования и систематизации материала. Поэтому для школьников необходимо освоение этих умений в ходе обучения приемам работы с текстами и применение их в различных познавательных ситуациях.

С перечисленными познавательными умениями в самой простой форме мы знакомим учащихся, начиная с пятого класса. В истории в учебниках и учебных пособиях для учащихся присутствуют задания на сравнение и обобщение материала, что касается классификации, то такие задания - редкость. Прием классификации используется в качестве наглядности для иллюстрации и объяснения изучаемого материала. Принцип построения классификаций рассматривается на известных учащимся примерах классификаций: сравнение изучаемых объектов, выявление общего для них принципа группировки материала.

Хорошее подспорье для учащихся - памятки по применению на практике разных познавательных умений.

Работа с текстами должна постепенно усложняться: от заданий на поиск и выявление информации, представленной в явном виде, формулирования прямых выводов на основе фактов, имеющихся в тексте, к заданиям на анализ, интерпретацию и обобщение информации, формулирование логических выводов на основе содержания текста, а также к заданиям, нацеленным на формирование умений использовать информацию из текста для решения различного круга задач с привлечением ранее полученных знаний.


  • На первом и втором этапе внедрения в 5-7 классах, можно формировать такие элементарные компетенции школьников, как:

  • извлечение основного содержания прочитанного или услышанного;

  • формулировка понятий;

  • точная формулировка мыслей, построение оригинальных высказываний по заданному вопросу или теме;

  • исследование различных вариантов решения проблемных задач, выбор наилучшего, принимая во внимание различные критерии;

  • сотрудничество с другими (учениками и учителем) при выполнении общего задания;

  • планирование действий и времени;

  • оценка результатов своей деятельности и т.д.



В дальнейшем, в 8-11 классах, происходит обучение приемам на более высоком уровне, так, чтобы ребенок смог действовать в ситуации неопределенности:

  • распознавание признаков понятий, характерных черт социального объекта, элементов его описания;

  • определение понятий, социального явления на основе его существенного признака, предложенной характеристики; распознавание понятий и их составляющих;

  • соотношение видовых понятий с родовым и исключение лишнего;

  • сравнение социальных объектов, выявление их общих черт и различий; применение в предлагаемом контексте обществоведческих терминов и понятий;

  • приведение уместных в заданном контексте примеров социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными нормами;

  • осуществление поиска социальной информации в различных источниках;

  • оценивание различных суждений о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

  • осуществление комплексного поиска, систематизации и интерпретации социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);

  • применение социально- гуманитарных знаний в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества

  • формулирование на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственных суждений и аргументов по определенным проблемам;

  • оценивание поведения людей с точки зрения социальных норм.


Формы работы с текстом учебника:

  1. Самостоятельный поиск и формулировка понятий и терминов;

  2. Ответы на вопросы разного уровня в устной и письменной форме;

  3. Составление плана текста;

  4. Составление хронологических таблиц;

  5. Составление таблиц по истории развития культуры;

  6. Составление сравнительных таблиц;

  7. Работа с историческими персоналиями;

  8. Составление кроссвордов;

  9. Составление тестов по определенной теме по заданным критериям и др.

Конечно, задания даются с учетом возраста учащихся.

Почему необходимо развивать смысловое чтение?

Необходимо научить ребят правильно читать тексты, так как

  1. невнимательное чтение, неправильно прочитанные слова, порой, придуманные слова, приводят к неполному или неправильному усвоению материала. Необходимо практиковать чтение на уроках, в ходе которого учитель строго отслеживает правильность прочитанных слов, имен, названий и терминов.

Наши дети любят читать до первой точки. Например, при выполнении задания по формулировке определения понятия они очень часто берут только первое предложение, в котором есть само понятие или термин, не обращая внимания на то, что в следующем предложении присутствуют признаки данного понятия. Таким образом определение получается куцим, неинформативным, что приводит к искаженному или неполному его усвоению. «Графическая» работа с понятием, например понятие «Общество». Это позволяет выделить основные характеристики и признаки понятия. Стараюсь убедить в том, что если ты хорошо усвоил понятие, ты сможешь его сформулировать и на экзамене. (выполнение 25 задания: критерии ответа, умение составлять предложения с понятием).

  1. Невнимательное чтение также приводит к тому, что учащиеся не понимают или выполняют не полностью задания, в том числе и на экзаменах.


Например, как оценивается задание 27 в ЕГЭ.


Подход первый.

Количество баллов определяется количеством названных содержательных элементов ответа.

1.1. Требование задачи представляет собой систему взаимосвязанных вопросов. В этом случае оцениваемыми элементами являются ответы на поставленные вопросы (в соответствующем количестве).

1.2. Условие задачи содержит некое суждение, опровергнуть или поддержать которое необходимо с помощью нескольких аргументов (доказательств, обоснований). Оцениваемые элементы ответа - заданное требованием количество суждений (аргументов), соответствующих анализируемому суждению.


Подход второй.

2. Количество баллов определяется по принципу качественных накоплений.

2.1. Условие задачи предполагает формулирование четкого ответа на вопрос по тексту условия и его аргументацию. Оценивается наличие четкого ответа на поставленный вопрос и заданное количество аргументов (доказательств, объяснений, утверждений, обоснований и т.п.).

  1. Отсутствие навыка смыслового чтения также является одной из причин того, что дети делают ошибки пи выполнении тестовых заданий. Они читают не то что написано, а то, что хотят увидеть. Например, при ответе на вопрос «Кто подлежит призыву в армию», они делают ошибку, хотя точно знают правильный ответ, не обращая внимания на то, что в задании написано «подлежат призыву все граждане от 18 до 27 лет». Такие ошибки бываю самыми обидными и досадными.

Данные умения необходимы для успешного выполнения как первой, так и второй части ЕГЭ.


Что мне помогает в подготовке учащихся к ЕГЭ?

- всесторонний анализ результатов ЕГЭ своих учеников с последующим составлением плана подготовки к ЕГЭ;

- работа с аналитическими материалами по результатам ЕГЭ на сайте ФИПИ, а также материалами статистических статсборников результатов ЕГЭ и ОГЭ по Ульяновской области;

- работа с методическими материалами для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым
ответом экзаменационных работ.

- работа с критериями ответов ЕГЭ и ОГЭ;

- курсовая подготовка, в том числе и различные онлайн- лекции в сети интернет;

- знакомство с методическими рекомендациями учителей в сети интернет и др.


Я стараюсь сначала для себя прояснить все моменты, а уже потом с этим идти к ученикам.


Основные принципы подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию

  1. Работа по повышению мотивации учащихся к изучению предмета. Не секрет, что ЕГЭ по обществознанию, например, выбирает большинство учащихся, в том числе и слабоуспевающие ребята. Существует мнение о том, что это самый легкий предмет для сдачи. Я считаю, что необходимо развенчать этот миф. Здесь хорошо работает знакомство со статистикой сдачи ЕГЭ, например «Количество 100-бальников по предмету»



Общее количество сдававших ЕГЭ в 2021 году – 681 771 человека

Предмет

Количество сдававших предмет

Количество, не набравших минимальный балл /%

Количество высокобалльников

Количество 100- балльников

Средний балл


%

81-100

%


%


Русский язык

653 844

95,9

0,4

188 932

28,9

3591

0,55

71,4

Литература

48 039

7,1

3,29

1 025

2,1

355

0,74

66,0

Математика профильная

365 641

53,6

7,6

31 000

8,5

504

0,14

55,1

Физика

128 414

18,8

6,5

12 500

9,7

430

0,33

55,1

Химия

93 438

13,7

16

11 492

12,3

543

0,58

53,8

История

99 686

14,6

7,4

11 000

11,0

366

0,37

54,9

Обществознание

306 794

45,0

18

29 265

9,5

318

0,1

56,4

Биология

127 427

18,7

18,6

6 367

5,0

62

0,05

51,1

Информатика

94 023

13,8

В 2020 году

10,36%.


В 2020 году - 19,6%.


В 2020 году –

0,64

62,8

География

14 454

2,12

5,35

1 518

10,5

120

0,8

59,1

Английский язык

87 588

12,8

Нет статистики


В 2020 году - 35%


В 2020 году –

0,3%

72,2



Анализ данной таблицы говорит сам за себя. Озвучиваю не только в % отношении, но и фактическое количество сто- бальников, высокобальников по разным предметам.

2.Очень важно, чтобы дети усвоили одну простую истину: подготовка к ЕГЭ - это тяжёлый труд, результат будет прямо пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену (т. е. на такую подготовку, когда практически устранены все отвлекающие факторы и всё внимание уделено только подготовке). Истина эта кажется банальной. Но, поверьте опыту, для успешной подготовки к ЕГЭ учащиеся должны очень хорошо понять, всю сложность и важность подготовки к этому экзамену.

3. Выбор литературы по подготовке к ЕГЭ: сборники заданий, сборники по подготовке к ЕГЭ, учебники и т.п.

4. Работа на уроках. Никогда не прекращающееся повторение всего пройденного материала практикуется во время ежеурочной «разминки», когда дети должны ответить на вопрос из любой пройденной темы. Такой вид работы помогает при повторении всех разделов истории и обществознания. При этом я ставлю только хорошие оценки. Это приводит к тому, что и слабые ученики не боятся отвечать на вопросы. В конце каждого учебного года провожу небольшие опросы учащихся, где они пишут о том, какие именно методы работы на уроках и консультациях им помог в подготовке к экзаменам.

5. Важнейшим моментом подготовки к ЕГЭ является работа над пониманием учащимися формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос. В процессе этой работы рекомендуется использовать различные упражнения, сутью которых является анализ формулировки вопроса и подбор правильного ответа, т.е. соответствующего данной формулировке. Такие упражнения имеются в методической литературе ( См., например, Шаповал В.В., Митрофанов К.Г., Саплина Е.В., Правила и приёмы успешной сдачи экзаменов)

6.Для успешного выполнения заданий ЕГЭ нужна постоянная тренировка в решении этих заданий. Чем больше учащиеся прорешают заданий ЕГЭ прошлых лет, тестов из всевозможных учебных пособий, заданий, придуманных самим учителем, тем больше у них будет опыта, и тем меньше возможных неприятных неожиданностей их будет ожидать во время экзамена.

Работа со сборником заданий начинается сначала по темам ( без записи правильных ответов), затем уже вариант выполняется полностью со всеми возможными пометками. За время консультаций мы успеваем разобрать примерно 15, максимум 20 вариантов. На консультациях мы работаем вместе сначала сборника, а дома они начинают выполнять с 30 варианта. То есть мы идем навстречу друг другу. При этом, я прошу, чтобы они записывали свои рассуждения при ответе на вопрос, обозначали то, что поняли, что сделали правильно, но больше на интуиции, затруднились ответить, сделали неправильно. На переменах, на индивидуальных консультациях разбираются эти моменты с учениками.

7.Большое внимание должно быть уделено разбору заданий, вызвавших наибольшее затруднение. Для этого учитель, по-возможности, должен анализировать все работы, написанные учащимися и выделять наиболее трудные задания, разбирать их на уроке вместе с учениками, находить аналогичные задания (по теме и типу) и отрабатывать с детьми их решение.

8. Очень важно обратить внимание учащихся на время выполнения заданий, дать рекомендации как писать, как оформлять работу (вплоть до того, что писать на КИМе, черновике, бланке).

6. при решении тестов не нужно пренебрегать интуицией, если недостаточно знаний. Очень часто именно интуитивно полученный ответ, а не тот, который основан на нечётких знаниях, оказывается верным. Интуиция, как привило, подсказывает правильный ответ сразу, как только человек прочитал задание, поэтому изменять ответ нужно только в том случае, если ученик вспомнил материал и совершенно уверен, что его первоначальный ответ был неправильным.

7. Так как ученики с разными способностями, я практикую занятия по группам: для сильных, хорошо подготовленных и для слабых учеников.

- Описание работы с понятием.

Оценивание выполнения заданий к фрагментам текста (21–24)

Каждый вариант КИМ включает фрагмент источника (носителя социальной информации) общим объемом авторского текста порядка 250-230 слов. Первые два вопроса-задания (21, 22) оцениваются от 0 до 2 баллов, два последующих (23, 24) – от 0 до 3 баллов. Таким образом, за полное правильное выполнение мини-теста с текстовым фрагментом экзаменуемый может получить 10 баллов.

Тексты, используемые в КИМ ЕГЭ, обладают следующими характеристиками:

тематически связаны с изученным содержанием, отражают, уточняют или расширяют его;

поднимают социально значимую проблему;

содержат завершенную, доступно изложенную авторскую точку зрения.

При оценке ответов экзаменуемых или еще на этапе предварительного ознакомления с заданиями и критериями их оценивания необходимо внимательно прочитать текст и разобрать задания к нему (в ряде случаев целесообразно отметить в тексте соответствующие фрагменты).

К текстовому фрагменту поставлены четыре вопроса – задания, которые в совокупности с фрагментом источника образуют составное задание, своего рода мини-тест. Каждый из четырех вопросов (заданий) к тексту имеет свое назначение в экзаменационной работе и направлен на проверку определенной группы умений. Первое задание (21) направлено на выявление осознанности восприятия и точности воспроизведения информации, содержащейся в тексте в явном виде. Второе задание (22)  на преобразующее воспроизведение и интерпретацию текста в заданном контексте (выявление ключевых идей текста, разъяснение отдельных положений, понятий, словосочетаний и т.п.). Третье задание (23) предполагает привлечение знаний обществоведческого курса и направлено на конкретизацию отдельных положений текста в связи с изученным курсом, на интерпретацию ключевых идей, проблем с опорой на собственные знания. Четвёртое задание (24) предполагает использование информации текста в другой познавательной ситуации, самостоятельное формулирование и аргументацию оценочных, прогностических и иных суждений, связанных с проблематикой текста и т.п.

При детальном рассмотрении характера вопросов-заданий к текстам можно выделить некоторые их модели.

Задания на раскрытие смысла отдельной части, идеи, проблемы текста («Как вы понимаете мысль о том, что…? Используя текст, приведите два объяснения».);

Задание на правильную интерпретацию авторского положения («Можно ли на основании приведенного фрагмента утверждать, что…? Свой вывод обоснуйте, привлекая положения текста».);

Задания, требующие установления прямой связи положений текста с обществоведческим курсом («На основе знаний курса и авторского текста назовите…»; «Опираясь на текст документа и знание курса, укажите…»);

Задания, требующие конкретизировать определенную авторскую идею фактами общественной жизни («Подтвердите / Проиллюстрируйте тремя примерами вывод автора о том…».);

Задания, выводящие экзаменуемых на анализ определенных явлений современности с использованием положений текста и контекстных обществоведческих знаний;

Задания, требующие выражения собственного мнения и его аргументации («Возможно ли, на ваш взгляд,… Используя текст и знания курса, приведите три аргумента в подтверждение своей позиции».).

Для оценки правильности и полноты ответов разработаны специальные критерии. В критериях предлагаются возможные формулировки ответов или даются общие подходы, «ключи» к оценке ответов экзаменуемых. Вместе с этим указывается, что допускаются иные, отличные от данных в критериях, формулировки, не искажающие смысл правильного ответа.

Поскольку часть заданий обращена только к тексту, их система оценивания содержит эталон правильного ответа (задания с закрытым рядом допустимых ответов). Как правило, это цитаты или близкий к тексту пересказ определённых фрагментов содержания. Данное обстоятельство необходимо учитывать при оценивании рассуждений экзаменуемого, не связанных напрямую с содержанием текста. При любом, даже самом высоком качестве рассуждений, отсутствие их непосредственной связи с текстом не позволяет засчитать их как верные.

Выполнение другой части заданий (задания, предполагающие широкий спектр вариантов ответа) проверяется по критериям, содержащим лишь «ключ» и примеры возможных элементов правильного ответа.

Поскольку часть заданий обращена только к тексту, их система оценивания содержит эталон правильного ответа (задания с закрытым рядом допустимых ответов). Как правило, это цитаты или близкий к тексту пересказ определённых фрагментов содержания. Данное обстоятельство необходимо учитывать при оценивании рассуждений экзаменуемого, не связанных напрямую с содержанием текста. При любом, даже самом высоком качестве рассуждений, отсутствие их непосредственной связи с текстом не позволяет засчитать их как верные.

Выполнение другой части заданий (задания, предполагающие широкий спектр вариантов ответа) проверяется по критериям, содержащим лишь «ключ» и примеры возможных элементов правильного ответа.

При проверке заданий 21 и 22 необходимо уяснить и четко выполнить указания разработчиков относительно состава оцениваемого ответа:

- что требуется: сформулировать какую-то мысль своими словами или привести цитату из текста (сформулировать мысль и подтвердить ее цитатами из текста);

- при формулировании собственных суждений опираться только на содержание текста или привлекать знания курса.

При проверке заданий 23 и 24 следует также обращать внимание на

- указанные источники информации для формулирования суждений, привлечения дополнительных сведений (могут быть указаны обществоведческий курс, знание других учебных дисциплин, факты общественной жизни, личный социальный опыт);

- требуемый поэлементный состав ответа


Подводя итог вышесказанному, еще раз хочется отметить важность смыслового чтения для усвоения материала, а также для выполнения заданий ЕГЭ.


«Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание»

В. И. Даль








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!