СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Здоровый образ жизни"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В материале предложен методический материал- анкета для классного часа по теме: "Здоровый образ жизни". В документе предложен материал для разных возрастных групп.

Просмотр содержимого документа
«"Здоровый образ жизни"»

Использование стратегий смыслового чтения и работы с текстом на уроках русского языка и литературы Подготовила: учитель русского языка и литературы МКОУ Петровская СОШ Корочина Марина Анатольевна

Использование стратегий смыслового чтения и работы с текстом на уроках русского языка и литературы

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

МКОУ Петровская СОШ

Корочина Марина Анатольевна

В ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом (междисциплинарная программа) ФГОС НОО ФГОС ООО Метапредметные результаты Чтение. Стратегии смыслового чтения. Работа с текстом Работа с текстом Работа с текстом: поиск информации и работа с прочитанным Работа с текстом: преобразование и интерпретация Работа с текстом: оценка информации

В ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом (междисциплинарная программа)

ФГОС НОО

ФГОС ООО

Метапредметные результаты

Чтение.

Стратегии смыслового чтения.

Работа с текстом

Работа с текстом

Работа с текстом:

поиск информации и работа с прочитанным

Работа с текстом:

преобразование и интерпретация

Работа с текстом:

оценка информации

 ? Источник приобретения знаний - книга Уровень читательской культуры падает Поиск новых подходов в использовании уже известных приёмов, форм, методов в работе с текстом и другими речевыми единицами, которые позволят при чтении текстов слить вместе внимание и память, воображение и мышление, эмоции и волю, интересы и установки читателя. Сложившийся Технологии на основе Повышение опыт работы с системно- результативно текстом деятельностного сти подхода

? Источник приобретения знаний - книга

Уровень читательской культуры падает

Поиск новых подходов в использовании уже известных приёмов, форм, методов в работе с текстом и другими речевыми единицами, которые позволят при чтении текстов слить вместе внимание и память, воображение и мышление, эмоции и волю, интересы и установки читателя.

Сложившийся

Технологии на основе

Повышение

опыт работы с

системно-

результативно

текстом

деятельностного

сти

подхода

Грамотность чтения Грамотность чтения (PISA) - это способность человека к пониманию письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.

Грамотность чтения

Грамотность чтения (PISA) - это способность человека к пониманию письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.

Смысловое чтение  - это восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей (А. А. Леонтьев). В концепции универсальных учебных действий смысловое чтение обозначено как: • осмысление цели и выбор вида чтения в зависимости от цели; • извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; • определение основной и второстепенной информации; • свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; • понимание и адекватная оценка языка средств  массовой информации.

Смысловое чтение

- это восприятие графически оформленной текстовой

информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей

(А. А. Леонтьев).

В концепции универсальных учебных действий смысловое чтение обозначено как:

• осмысление цели и выбор вида чтения в зависимости от цели;

• извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

• определение основной и второстепенной информации;

• свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

• понимание и адекватная оценка языка средств

массовой информации.

Стратегии смыслового чтения  под стратегиями смыслового чтения понимают комбинации приёмов , которые используются для восприятия текстовой информации и её переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.  Стратегия всегда предполагает выбор и функционирует автоматически на бессознательном уровне.

Стратегии смыслового чтения

под стратегиями смыслового чтения понимают

комбинации приёмов , которые используются для

восприятия текстовой информации и её переработки в

личностно-смысловые установки в соответствии с

коммуникативно-познавательной задачей.

Стратегия всегда предполагает выбор и функционирует автоматически на бессознательном уровне.

Отдельные приемы по формированию смыслового чтения  (для сплошных и несплошных текстов) «Круги по воде» • «Прогнозирование содержания» • «Знаю. Хочу узнать. Узнал» «Инсерт» • «Двучастный, трехчастный дневник» • «Зигзаг» • «Чтение с остановками» • «Бортовой журнал» «Кластер» • Дискуссия «совместный поиск» • «Перекрестная дискуссия» • «Создание общественного текста» «Денотатный граф» «Фишбоун» • «Концептуальная таблица» • «Пирамидная история» «Синквейн» • «Мышление под прямым углом» • «Эссе» • «Чтение и суммирование в парах» • «Создание общественного текста» • «Прогнозирование содержания» «Ромашка вопросов Блума» • «Толстые и тонкие вопросы» • «Уголки» • «Двучастный, трехчастный дневник» • «Ассоциации» • «Кубик»

Отдельные приемы по формированию смыслового чтения (для сплошных и несплошных текстов)

«Круги по воде»

• «Прогнозирование содержания»

• «Знаю. Хочу узнать. Узнал»

«Инсерт»

• «Двучастный, трехчастный дневник»

• «Зигзаг»

• «Чтение с остановками»

• «Бортовой журнал»

«Кластер»

• Дискуссия «совместный поиск»

• «Перекрестная дискуссия»

• «Создание общественного текста»

«Денотатный граф»

«Фишбоун»

• «Концептуальная таблица»

• «Пирамидная история»

«Синквейн»

• «Мышление под прямым углом»

• «Эссе»

• «Чтение и суммирование в парах»

• «Создание общественного текста»

• «Прогнозирование содержания»

«Ромашка вопросов Блума»

• «Толстые и тонкие вопросы»

• «Уголки»

• «Двучастный, трехчастный дневник»

• «Ассоциации»

• «Кубик»

По временнóй отнесенности к тексту стратегии смыслового чтения делятся на : Предтекстовые Текстовые Послетекстовые

По временнóй отнесенности к тексту стратегии смыслового чтения делятся на :

Предтекстовые

Текстовые

Послетекстовые

Стратегии предтекстовой  деятельности Целью ориентировочных предтекстовых стратегий является постановка цели и задач чтения, актуализация или знакомство с важными понятиями, терминами, ключевыми словами, актуализация предшествующих знаний, диагностика, формирование установки на чтение с помощью вопросов или заданий, повышение скорости чтения и количества прочтений, мотивирование читателя, включение механизма антиципации, формирование умения и привычки думать над книгой до чтения.

Стратегии предтекстовой деятельности

Целью ориентировочных предтекстовых стратегий является

  • постановка цели и задач чтения,
  • актуализация или знакомство с важными понятиями,

терминами, ключевыми словами,

  • актуализация предшествующих знаний,
  • диагностика, формирование установки на чтение с помощью вопросов или заданий,
  • повышение скорости чтения и количества прочтений, мотивирование читателя, включение механизма антиципации,
  • формирование умения и привычки думать над книгой до чтения.
Антиципация Антиципация (лат. anticipatio) - это предвосхищение, предугадывание содержания. Является эффективным средством отработки техники чтения: при систематических тренировках ребёнок учится по начальным буквам угадывать слово, по начальным словам - фразу, по начальным фразам - содержание текста. Это существенно ускоряет темп чтения. Один из важнейших приёмов работы с текстом до чтения.

Антиципация

Антиципация (лат. anticipatio) - это предвосхищение,

предугадывание содержания.

  • Является эффективным средством отработки техники

чтения: при систематических тренировках ребёнок учится

по начальным буквам угадывать слово, по начальным

словам - фразу, по начальным фразам - содержание текста.

Это существенно ускоряет темп чтения.

  • Один из важнейших приёмов работы с текстом до чтения.
Разновидности антиципации: а) Прогнозирование содержания текста по названию, фамилии автора, эпиграфу. б) Восстановление текста с пропущенными элементами. в) Составление до чтения плана текста с опорой на имеющиеся знания, читательский опыт, заголовок, жанр и стиль текста. г) Угадывание хода мысли автора при чтении с остановками: Как вы думаете, что произойдёт дальше? Как будут развиваться события? К какому выводу придёт автор?

Разновидности антиципации:

а) Прогнозирование содержания текста по названию, фамилии автора, эпиграфу.

б) Восстановление текста с пропущенными элементами.

в) Составление до чтения плана текста с опорой на имеющиеся знания, читательский опыт, заголовок, жанр и стиль текста.

г) Угадывание хода мысли автора при чтении с остановками: Как вы думаете, что произойдёт дальше? Как будут развиваться события? К какому выводу придёт автор?

«Ассоциативный куст»  учитель даёт ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями. это позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.

«Ассоциативный куст»

  • учитель даёт ключевое слово или заголовок

текста, ученики записывают вокруг него все

возможные ассоциации, обозначая стрелочками

смысловые связи между понятиями.

  • это позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.
НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ И СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ   Стратегии предтекстовой деятельности  «Мозговой штурм» Цель: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к изучаемой теме. Учитель обращается к ученикам с вопросом:

НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ И СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ

Стратегии предтекстовой деятельности

«Мозговой штурм»

Цель: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к изучаемой теме.

  • Учитель обращается к ученикам с вопросом: " Какие ассоциации возникли у вас, когда вы услышали тему ?"
  • Учитель записывает все называемые ассоциации.
  • Учитель предлагает прочитать текст и определить, были ли школьники правы.
« Глоссарий» Цель: актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста. Учитель предлагает посмотреть на список слов и отметить те, которые могут быть связаны с текстом.  После прочтения текста ученики возвращаются к данным словам и сравнивают их значение и употребление в тексте

« Глоссарий»

Цель: актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.

  • Учитель предлагает посмотреть на список слов и отметить те, которые могут быть связаны с текстом.
  • После прочтения текста ученики возвращаются к данным словам и сравнивают их значение и употребление в тексте
Текстовый этап.  Стратегии текстовой деятельности Целью стратегий на исполнительной фазе чтения является развитие его механизмов, то есть выдвижение гипотезы о содержании читаемого, ее подтверждение/отклонение, контекстуальная и смысловая догадка, размышление во время чтения о том, что и как я читаю и насколько хорошо понимаю прочитанное. Основным принципом стратегий этого является остановка деятельности, размышление вслух, прогноз, установление разнообразных и разнонаправленных связей и отношений в ходе развития сюжета.

Текстовый этап. Стратегии текстовой деятельности

Целью стратегий на исполнительной фазе чтения является развитие его механизмов, то есть выдвижение гипотезы о содержании читаемого, ее подтверждение/отклонение, контекстуальная и смысловая догадка, размышление во время чтения о том, что и как я читаю и насколько хорошо

понимаю прочитанное.

Основным принципом стратегий этого является остановка деятельности, размышление вслух, прогноз, установление разнообразных и разнонаправленных связей и отношений в ходе развития сюжета.

Стратегии текстовой деятельности «Чтение в кружок» Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения. Учитель озвучивает задание: «Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу» .  Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют

Стратегии текстовой деятельности

«Чтение в кружок»

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

  • Учитель озвучивает задание: «Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу» .
  • Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют
«Чтение про себя с вопросами» Цель: формирование умений вдумчивого чтения. Ученик самостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения вопросы, которые он задал бы автору, ведет своеобразный «диалог с автором». «Чтение с остановками» Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения. Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе: «Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие – на прогноз содержания последующего отрывка»

«Чтение про себя с вопросами»

Цель: формирование умений вдумчивого чтения.

Ученик самостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения вопросы, которые он задал бы автору, ведет своеобразный «диалог с автором».

«Чтение с остановками»

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе: «Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие – на прогноз содержания последующего отрывка»

« Чтение в парах – обобщение в парах» Цель: формирование умений выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы.  1. Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть текста. 2.Учитель объединяет учащихся в пары и дает четкий инструктаж. Каждый ученик поочередно выполняет две роли: докладчик – читает и обобщает содержание в виде одного тезиса; респондент – слушает докладчика и задает ему два вопроса по существу. Далее происходит смена ролей.  3.Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению

« Чтение в парах – обобщение в парах»

Цель: формирование умений выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы.

1. Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть текста.

2.Учитель объединяет учащихся в пары и дает четкий инструктаж. Каждый ученик поочередно выполняет две роли: докладчик – читает и обобщает содержание в виде одного тезиса; респондент – слушает докладчика и задает ему два вопроса по существу. Далее происходит смена ролей.

3.Учитель привлекает всех учащихся к обсуждению

«Читаем и спрашиваем» Цель: формирование умений самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.  1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.  2.Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном. 3.Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой – отвечает на него.  4.Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе, коррекция.

«Читаем и спрашиваем»

Цель: формирование умений самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.

1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.

2.Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном.

3.Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой – отвечает на него.

4.Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе, коррекция.

  « Чтение с пометками» Цель: формирование умений читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами. Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму: V + Знакомая информация  - Новая информация Я думал (думала) иначе ? Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше

« Чтение с пометками»

Цель: формирование умений читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.

Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:

V

+

Знакомая информация

-

Новая информация

Я думал (думала) иначе

?

Это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше

Летом Саша был в Москве. В книге, которую он  читал в пути, сохранился билет на выставку.  Какую информацию мы можем получить,  рассмотрев этот билет? 1. Отметьте верные утверждения значком √. 1) Продолжительность экскурсии – 1 час. 2) Музей находится в Москве. 3) Саша посетил выставку 3 июня. 4) Саша сделал фотографии экспонатов. 5) Саша осматривал выставку под руководством экскурсовода.

Летом Саша был в Москве. В книге, которую он читал в пути, сохранился билет на выставку. Какую информацию мы можем получить, рассмотрев этот билет?

1. Отметьте верные утверждения значком √.

1) Продолжительность экскурсии – 1 час.

2) Музей находится в Москве.

3) Саша посетил выставку 3 июня.

4) Саша сделал фотографии экспонатов.

5) Саша осматривал выставку под руководством экскурсовода.

2. Что можно увидеть на выставке? Выбери  верные ответы, отметив их знаком √. А. Антикварная мебель Б. Старинные книги В. Драгоценные камни

2. Что можно увидеть на выставке? Выбери верные ответы, отметив их знаком √.

  • А. Антикварная мебель
  • Б. Старинные книги
  • В. Драгоценные камни
   3. «Можно или нельзя?».  Запиши слова в 2 колонки.      входить в верхней одежде; любоваться экспонатами; входить через Боровицкие ворота; фотографировать; приводить на выставку детей дошкольного возраста; оставить вещи в камере хранения; входить через Троицкие ворота. можно нельзя

3. «Можно или нельзя?». Запиши слова в 2 колонки.

  • входить в верхней одежде;
  • любоваться экспонатами;
  • входить через Боровицкие ворота;
  • фотографировать;
  • приводить на выставку детей дошкольного возраста;
  • оставить вещи в камере хранения;
  • входить через Троицкие ворота.

можно

нельзя

4. Выполни грамматические задания: 4.1. Определи части речи 4.3. Подбери синонимы: драгоценные - длительность - Кремль - располагается - 4.4. Подбери антонимы: допускаются - 1998 - запрещены - 4.2. Выпиши из текста конец - вход - одно имя существительное собственное.

4. Выполни грамматические задания:

4.1. Определи части речи

4.3. Подбери синонимы:

драгоценные -

длительность -

Кремль -

располагается -

4.4. Подбери антонимы:

допускаются -

1998 -

запрещены -

4.2. Выпиши из текста

конец -

вход -

одно имя

существительное

собственное.

Ромашка Блума Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них. • Наиболее удачная классификация вопросов была предложена американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом. • Учащиеся с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой. • Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах). • При отработке приёма необходимо указывать учащимся на качество вопросов, отсеивая неинформативные, случайные.

Ромашка Блума

Одним из основных приёмов осмысления информации является

постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них.

• Наиболее удачная классификация вопросов была предложена

американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом.

• Учащиеся с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом

из шести лепестков которой записываются вопросы разных

типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой.

• Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание

содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской

позиции (в художественных и публицистических текстах).

• При отработке приёма необходимо указывать учащимся на

качество вопросов, отсеивая неинформативные, случайные.

Шесть лепестков –  шесть типов вопросов Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, Уточняющие воспроизвести некую информацию вопросы. Обычно они начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», Объясняющие Творческие Обычно начинаются со слова «почему». Они направлены на вопросы. «Если я правильно понял, то…?». Такие вопросы предоставляют установление причинно-следственных связей собеседнику обратную связь относительно того, что он только чтосказал. В вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементыусловности, предположения, фантазии, прогноза: «Что бы изменилось, если бы…?», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?». Оценочные вопросы. вопросы Они направлены на выяснение критериев оценки тех или иных Практические событий, явлений, фактов: «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?»,«Чем один герой отличается от другого?». вопросы Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как бы вы поступили на месте героя?».

Шесть лепестков – шесть типов вопросов

Простые

вопросы.

Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить,

Уточняющие

воспроизвести некую информацию

вопросы.

Обычно они начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?»,

Объясняющие

Творческие

Обычно начинаются со слова «почему». Они направлены на

вопросы.

«Если я правильно понял, то…?». Такие вопросы предоставляют

установление причинно-следственных связей

собеседнику обратную связь относительно того, что он только чтосказал.

В вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементыусловности, предположения, фантазии, прогноза: «Что бы изменилось, если бы…?», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?».

Оценочные

вопросы.

вопросы

Они направлены на выяснение критериев оценки тех или иных

Практические

событий, явлений, фактов: «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?»,«Чем один герой отличается от другого?».

вопросы

Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и

практикой: «Как бы вы поступили на месте героя?».

Вопросы и задания 1. О чём этот текст? 2. Сколько писем написала Хельга Богу? 3. Как можно озаглавить этот текст? Предложи несколько своих вариантов. 4. Заполни таблицу «Верно/ Неверно» верно Урхо Калев Кекконен – действующий президент Финляндии. неверно В Финляндии письма с неправильным адресом имеет право вскрывать только член Парламента. Хельга Хилтунен написала письмо президенту. На машину президента никто не обратил внимания. Президент украл часть денег.

Вопросы и задания

1. О чём этот текст?

2. Сколько писем написала Хельга Богу?

3. Как можно озаглавить этот текст? Предложи несколько своих вариантов.

4. Заполни таблицу «Верно/ Неверно»

верно

Урхо Калев Кекконен – действующий президент Финляндии.

неверно

В Финляндии письма с неправильным адресом имеет право вскрывать только член Парламента.

Хельга Хилтунен написала письмо президенту.

На машину президента никто не обратил внимания.

Президент украл часть денег.

Вопросы и задания 5. Почему Хельга решила, что президент ворует деньги? 6. Что ты думаешь о поступке президента и девочки? 7. Если бы ты мог написать Богу, о чём бы ты его попросил? 8. Прочти текст и допиши свой вариант концовки. Поступок президента Поступок девочки

Вопросы и задания

5. Почему Хельга решила, что президент ворует деньги?

6. Что ты думаешь о поступке президента и девочки?

7. Если бы ты мог написать Богу, о чём бы ты его попросил?

8. Прочти текст и допиши свой вариант концовки.

Поступок президента

Поступок девочки

Текстовые упражнения Восстановление текста разного типа по схемам. Составление тематической зарисовки Восстановление текста по таблице. Завершение каждой микротемы текста фразеологическим оборотом. Восстановление текста по изучаемой на уроке орфограмме. Восстановление второй части текста по аналогии с первой и по опорным словам и фразам. Восстановление текста по причинно-следственным связям между предложениями. Восстановление текста на основе языковой интуиции, смысла и рифмы стихотворных строк Восстановление текста по смыслу и плану-схеме. Составление текста, который нужно сократить и завершить.

Текстовые упражнения

Восстановление текста разного типа по схемам.

  • Составление тематической зарисовки
  • Восстановление текста по таблице.
  • Завершение каждой микротемы текста фразеологическим оборотом.
  • Восстановление текста по изучаемой на уроке орфограмме.
  • Восстановление второй части текста по аналогии с первой и по опорным словам и фразам.
  • Восстановление текста по причинно-следственным связям между предложениями.
  • Восстановление текста на основе языковой интуиции, смысла и рифмы стихотворных строк
  • Восстановление текста по смыслу и плану-схеме.
  • Составление текста, который нужно сократить и завершить.
Восстановление текста разного  типа по схемам. Для данного вида упражнений используются прозаические и стихотворные тексты. Учитель записывает каждое предложение отдельно, предварительно поменяв их местами. Ниже помещаются схемы этих предложений. Порядок расположения схем должен соответствовать порядку предложений в тексте, который предстоит восстановить учащимся. Сначала используются схемы с одним поисковым ориентиром.

Восстановление текста разного типа по схемам.

Для данного вида упражнений используются

прозаические и стихотворные тексты. Учитель

записывает каждое предложение отдельно,

предварительно поменяв их местами. Ниже

помещаются схемы этих предложений. Порядок

расположения схем должен соответствовать

порядку предложений в тексте, который предстоит восстановить учащимся. Сначала используются схемы

с одним поисковым ориентиром.

Составление тематической  зарисовки  Учитель подбирает ряд стихотворных строк на определённую тему и предлагает школьникам соединить их по смыслу так, чтобы получилась зарисовка. Правильность соединения стихотворных строк проверяется по схеме. Зарисовку учащиеся составляют устно. Слушаются варианты их ответов. Правильный ответ определяется по схеме. Затем выполняются задания и вопросы к записанному тексту.

Составление тематической зарисовки

Учитель подбирает ряд стихотворных строк на

определённую тему и предлагает школьникам

соединить их по смыслу так, чтобы получилась

зарисовка. Правильность соединения

стихотворных строк проверяется по схеме.

Зарисовку учащиеся составляют устно.

Слушаются варианты их ответов. Правильный

ответ определяется по схеме. Затем выполняются

задания и вопросы к записанному тексту.

Восстановление текста по таблице. Учитель записывает на доске предложения, заведомо нарушив их последовательность. Учащиеся восстанавливают текст, ориентируясь на указанные в таблице языковые единицы. Например, при изучении темы «Отрицательные местоимения» школьникам предлагается следующая запись и таблица к ней. На основе таблицы и « рассыпанного» текста учащиеся формулируют задание.

Восстановление текста по таблице.

Учитель записывает на доске предложения, заведомо

нарушив их последовательность. Учащиеся

восстанавливают текст, ориентируясь на указанные в

таблице языковые единицы. Например, при изучении

темы «Отрицательные местоимения» школьникам

предлагается следующая запись и таблица к ней. На

основе таблицы и « рассыпанного» текста учащиеся

формулируют задание.

Завершение каждой микротемы текста  фразеологическим оборотом. Текст составляется учителем из небольших взаимосвязанных частей (микротем), каждая из которых должна заканчиваться подходящим по смыслу фразеологическим оборотом. Учащиеся находят фразеологические обороты с помощью материала для справок, дополняют ими микротемы. Ученики читают вслух и записывают дополненный текст, называют все встретившиеся в нем обороты, находят в них общее смысловое значение. Выполняют задание учителя

Завершение каждой микротемы текста фразеологическим оборотом.

Текст составляется учителем из небольших

взаимосвязанных частей (микротем), каждая из

которых должна заканчиваться подходящим по смыслу фразеологическим оборотом. Учащиеся

находят фразеологические обороты с помощью

материала для справок, дополняют ими микротемы. Ученики читают вслух и записывают дополненный текст, называют все встретившиеся в нем обороты, находят в них общее смысловое значение. Выполняют задание учителя

Восстановление текста по изучаемой на уроке  орфограмме. В упражнении этого вида основным ориентиром для восстановления текста служат слова с изучаемой на уроке орфограммой. Школьники, используя подсказки (слова с пропущенными буквами и схемы предложений), формулируют задание к упражнению. Примером может служить работа с упражнением по теме: «Гласные в приставках пре- и при-»

Восстановление текста по изучаемой на уроке орфограмме.

В упражнении этого вида основным

ориентиром для восстановления текста служат

слова с изучаемой на уроке орфограммой.

Школьники, используя подсказки (слова с

пропущенными буквами и схемы предложений), формулируют задание к упражнению. Примером может служить работа с упражнением по теме: «Гласные в приставках пре- и при-»

Стратегии послетекстовой  деятельности Целью стратегий постчтения является применение, использование материала в самых различных ситуациях, формах, сферах, включение его в другую, более масштабную деятельность. Стратегии связаны с усвоением, расширением, углублением, обсуждением прочитанного, происходит корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.

Стратегии послетекстовой деятельности

Целью стратегий постчтения является применение, использование материала в самых различных ситуациях, формах, сферах, включение его в другую, более масштабную деятельность.

Стратегии связаны с усвоением, расширением,

углублением, обсуждением прочитанного,

происходит корректировка читательской

интерпретации авторским смыслом.

ИНСЕРТ в переводе с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления с использованием условных обозначений: «!» - помечается то, что уже известно, «-» - помечается то, с чем не согласен учащийся, «+» - помечается то, что является для учащегося интересно, «?» - то, что неясно и возникло желание узнать больше

ИНСЕРТ

в переводе с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления с использованием условных обозначений:

  • «!» - помечается то, что уже известно,
  • «-» - помечается то, с чем не согласен учащийся,
  • «+» - помечается то, что является для учащегося интересно,
  • «?» - то, что неясно и возникло желание узнать

больше

КЛАСТЕР это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядным те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему (способ визуализации).  Кластер является отражением нелинейной формы мышления.

КЛАСТЕР

это способ графической организации

материала, позволяющий сделать наглядным те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему (способ визуализации).

Кластер является отражением нелинейной

формы мышления.

СИНКВЕЙН используется как способ синтеза материала. стихотворение, состоящее из пяти строк, составленных согласно определённым правилам написания. лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать смысл в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

СИНКВЕЙН

  • используется как способ синтеза материала.
  • стихотворение, состоящее из пяти строк,

составленных согласно определённым

правилам написания.

  • лаконичность формы развивает

способность резюмировать информацию,

излагать смысл в нескольких значимых

словах, емких и кратких выражениях.

СИНКВЕЙН

СИНКВЕЙН

Текст 2

Кожа на них потрескалась и стала мягче лошадиных губ. В приличном обществе в таких сапогах не появишься. Я этого и не делаю — сапоги предназначены для иного. Мне сшил их старый софийский сапожник десять лет назад. Он содрал с меня десять лир и сказал: «Господин, из меня уже давно репей вырастет, а ты все еще будешь носить эти сапоги и вспоминать Исаака добрым словом».

Не прошло и года, и на раскопках ассирийского города в Междуречье у левого сапога

отлетел каблук. Мне пришлось вернуться в лагерь одному. Я хромал по раскаленному песку,

ругал старого софийского мошенника последними словами и клялся, что сожгу сапоги на

костре. Мои коллеги, британские археологи, не добрались до раскопок — на них напали

всадники Рифат-бека и вырезали всех до одного. Я не сжег сапоги, я сменил каблук и заказал

серебряные подковки.

В 1873 году, в мае, когда я направлялся в Хиву, проводник Асаф решил завладеть моими

часами, моим ружьем и моим вороным ахалтекинцем Ятаганом. Ночью, когда я спал в

палатке, проводник бросил в мой левый сапог эфу, чей укус смертелен. Но сапог просил

каши, и эфа уползла в пустыню. Утром Асаф сам рассказал мне об этом, потому что усмотрел в случившемся руку Всевышнего.

Полгода спустя пароход «Адрианополь» напоролся на скалу в Термаикосском заливе. Я

плыл до берега два с половиной лье. Сапоги тянули меня ко дну, но я их не сбросил. Я знал,

что это будет равносильно капитуляции, и тогда мне не доплыть. Сапоги помогли мне не

сдаться. До берега добрался я один, все остальные утонули.

Сейчас я там, где убивают, на войне. Каждый день над нами витает смерть. Но я спокоен.

Я надеваю свои сапоги, за десять лет ставшие из черных рыжими, и чувствую себя под огнем, как в бальных туфлях на зеркальном паркете

(По Б. Акунину)

Вопросы и задания 1. О чём этот текст? Выбери правильный вариант ответа. Это текст об увлекательном путешествии. Это текст о качестве обуви.  Это текст о «счастливых» сапогах. 2. Озаглавь текст (предложи 2-3 варианта заглавия) . 3. Поставь значок v в нужную графу (верно/неверно/ нет информации в тексте)

Вопросы и задания

1. О чём этот текст? Выбери правильный вариант ответа.

  • Это текст об увлекательном путешествии.
  • Это текст о качестве обуви.
  • Это текст о «счастливых» сапогах.

2. Озаглавь текст (предложи 2-3 варианта заглавия) .

3. Поставь значок v в нужную графу (верно/неверно/ нет информации в тексте)

Вопросы и задания верно Сапоги сшил старый финикийский сапожник 10 лет назад. неверно Британские археологи занимались раскопками Трои. Нет информации в тексте Я не сжёг сапоги, а сменил серебряные подковки и заказал каблук. Я не сбросил сапоги, даже когда они мешали мне плыть. Асаф хотел украсть у меня ружьё, Ятагана и часы.

Вопросы и задания

верно

Сапоги сшил старый финикийский сапожник 10 лет назад.

неверно

Британские археологи занимались раскопками Трои.

Нет информации в тексте

Я не сжёг сапоги, а сменил серебряные подковки и заказал каблук.

Я не сбросил сапоги, даже когда они мешали мне плыть.

Асаф хотел украсть у меня ружьё,

Ятагана и часы.

4. Заполни кластер. Укажи, где/при каких обстоятельствах сапоги помогли/помогают герою. Сапоги спасают/спасали меня

4. Заполни кластер. Укажи, где/при каких обстоятельствах сапоги помогли/помогают герою.

Сапоги

спасают/спасали

меня

Вопросы и задания 5. Продолжи предложения. • Кожа на сапогах стала мягче, чем… • Проводник хотел убить меня, бросив в сапог… • Пароход «Адрианополь» в Термаикосском заливе… • Я чувствую себя под огнём… 6. Вставьте на месте пропусков подходящее по смыслу слово. Слова для справок: паркет, лье, ахалтекинец, эфа, капитуляция _______________- прекращение вооружённой борьбы и сдача вооружённых сил одного из воюющих государств. _______________– верховая порода лошадей __________________________– старинная французская единица измерения расстояния _________________ – опасная для человека ядовитая змея __________________– напольное покрытие

Вопросы и задания

5. Продолжи предложения.

• Кожа на сапогах стала мягче, чем…

• Проводник хотел убить меня, бросив в сапог…

• Пароход «Адрианополь» в Термаикосском заливе…

• Я чувствую себя под огнём…

6. Вставьте на месте пропусков подходящее по смыслу слово.

Слова для справок: паркет, лье, ахалтекинец, эфа, капитуляция

_______________- прекращение вооружённой борьбы и сдача

вооружённых сил одного из воюющих государств.

_______________– верховая порода лошадей

__________________________– старинная французская единица

измерения расстояния

_________________ – опасная для человека ядовитая змея

__________________– напольное покрытие

Вопросы и задания 7. Заполни пропуски в предложениях. 1. Ты будешь носить эти сапоги даже тогда, когда… 2. Я хромал по раскаленному песку и клялся, что… 3. Британские археологи не добрались до раскопок, потому что… 4. За десять лет сапоги… 8. Укажи стрелками части сапога. Задник голенище каблук носок подошва подкладка

Вопросы и задания

7. Заполни пропуски в предложениях.

1. Ты будешь носить эти сапоги даже тогда, когда…

2. Я хромал по раскаленному песку и клялся, что…

3. Британские археологи не добрались до раскопок, потому что…

4. За десять лет сапоги…

8. Укажи стрелками части сапога.

Задник голенище

каблук носок

подошва подкладка

Вопросы и задания 9. Объясни значение прилагательных в словосочетаниях. доброе слово / добрый человек раскалённый песок / раскалённая сковорода тянуть ко дну / тянуть время серебряные подковки / серебряный голос содрать 10 лир / содрать обои 10. Составь два предложения , в которых слово ПРОВОДНИК употреблено в разных значениях. 11. Расскажи в 5-7 предложениях о том , какая вещь и почему стала для тебя талисманом.

Вопросы и задания

9. Объясни значение прилагательных в словосочетаниях.

  • доброе слово / добрый человек
  • раскалённый песок / раскалённая сковорода
  • тянуть ко дну / тянуть время
  • серебряные подковки / серебряный голос
  • содрать 10 лир / содрать обои

10. Составь два предложения , в которых слово

ПРОВОДНИК употреблено в разных значениях.

11. Расскажи в 5-7 предложениях о том , какая вещь и

почему стала для тебя талисманом.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!