СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Смешное и грустное в рассказе Михаила Зощенко "Беда"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по рассказу Михаила Зощенко "Беда".

Просмотр содержимого документа
«"Смешное и грустное в рассказе Михаила Зощенко "Беда"»

Литература 7 класс

Над моими рассказами надо

 не смеяться,  а плакать.

  М. Зощенко


Тема: Смешное и грустное в рассказе Михаила Зощенко «Беда».

Цель: 1) Познакомить учащихся с творчеством М.Зощенко на примере рассказа «Беда», выявить особенности рассказа и смысл названия рассказа.

Задачи:

1) совершенствовать умения анализировать литературное произведение, закрепить понятия «Сатира» и «Юмор»;

2) воспитывать гуманное отношение к окружающим;

3) формировать интерес к творчеству писателя и чтению.



Ход урока
  1. Орг. момент.

  2. Слово учителя.

- Тема нашего сегодняшнего урока «Смешное и грустное в рассказе Михаила Зощенко «Беда»».

  1. Рассказ о писателе.

Учащиеся рассказывают о жизни и творчестве М.Зощенко.

  1. Литературоведческая подготовка.

  • А чтобы наша работа была успешной, давайте вспомним определения понятий «сатира» и «юмор».

САТИРА - обличение людских пороков и недостатков жизни, отрицательных явлений действительности.

ЮМОР - изображение чего-то в смешном, комическом виде. В отличие от сатиры юмор не обличает, а весело вышучивает.

  • В чем существенная разница этих понятий?

  • Эти понятия помогут нам выяснить, каков смех в рассказе М.Зощенко «Беда».

  1. Анализ рассказа М.Зощенко «Беда».

«Игра ассоциации»

Беда? Какие ассоциации вызывает у вас это слово?

- Какой смысл вкладывает Зощенко в слово беда в название рассказа? («прогулял» лошадь)

Беседа по вопросам.

- От какого лица идет рассказ?

Повествование от лица автора, повествование от 3-го лица.

– Какой он, герой рассказа? Что за человек? (Егор Иваныч Глотов, мужик из деревни)

Рассказ «Беда» прост по сюжету. Этот сюжет можно передать двумя предложениями.

Мужик долго копил деньги на лошадь, отказывая себе во многом. Он купил лошадь и пропил ее»

Казалось бы, о чем здесь писать?

Но Зощенко умел в малом сказать о большом.

У каждого человека есть мечта. Ну, не всем же мечтать о высоком – мечтать можно и о собственной лошади. Глотов копил старательно, едва ли не изнуряет себя:



«Питался худо, бросил махорку, а что до самогона, то забыл, какой и вкус в нем. То есть, как ножом отрезало — не помнит Егор Иваныч, какой вкус, хоть убей».

- Сколько лет деревенский мужик Егор Иваныч копил на лошадь?

(2 года)

- Какие слова он все время повторяет, дабы подчеркнуть всю сложность этого предприятия? (солому жрал)

-Как это понять? (не ел, не пил-копил, во всем себе отказывал)

Зощенко живым ярким народным языком описывает и накопление нужной суммы и радость от предстоящей покупки. Мы видим, что для Глотова покупка – это праздник. Ведь именно потому отказал он мужику из соседней деревни, что все получилось бы слишком буднично:

«— Что ты, батюшка! — сказал он. — Я два года солому жрал — ожидал покупки. А тут накося — купи у него лошадь. Это вроде как и не покупка будет… Нет, не пугай меня, браток. Я уж в город лучше поеду. По-настоящему чтобы».

-Куда он отправился за лошадью? (базар в город)

- А куда спрятал деньги? (завернул в портянку, натянул сапоги)

- Что такое базар, знаешь? (торгового место, с минимально оборудованными или необорудованными торговыми рядами или даже под открытым небом)

(посмотреть рисунки)

Давай отправимся тоже на базар и посмотрим как же мужик покупал лошадь. Давай сначала вспомним, как ведет себя продавец и покупатель.

– Как вы охарактеризуете действия героя на базаре?

(Продавец лошади строит из себя человека, которому все равно, приобретут ли у него эту лошадь)

- А Егор Иваныч изображает себя знающего толк в лошадях человека.

Чтение по ролям торга.

Момент торга, осмотра лошади, сама покупка – все это для Егора Иваныча радостное события. Он пока скорее играет в покупку, чем покупает по-настоящему.

Надо думать, Зощенко не раз наблюдал сцены торга, ведь очень живо и красочно описывает он торг и покупку.

Деньги мужику достались тяжелым трудом и многими лишениями Постоянно снимает сапог, вынимая деньги, вытирает слезы.

Ему больно смотреть на то, как они уходят в чужие руки.

«Потом сел на камень, снял сапог и вынул деньги. Он долго и с сожалением пересчитывал их и подал торговцу, слегка отвернув свою голову. Ему было невыносимо смотреть, как скрюченные пальцы разворачивали его деньги»

Этот переполняющий Глотова восторг и принудил мужика отправиться в кабак «вспрыснуть» покупку. И малознакомого человека с собой позвать: радость буквально распирала Егора Иваныча.

Два года лютой экономии пропали даром

-Кто же в этом виноват? Только сам Глотов.

Ему хотелось похвастаться покупкой, покрасоваться, погордиться. Ну, а пьяному-море по колено. В пьяном угаре и покупка ушла на вино.

- Действительно ли для мужика это была беда, трагедия?

- Какой прием в тексте помогает нам понять состояние мужика? (многоточие)

-Зачем они понадобились автору в таком количестве?

Мужик до того растерян, раздосадован, что ему нечего сказать, он ничего не может объяснить себе и другим.

- Что же характерно для рассказа М. Зощенко: юмор или сатира?

-Какой прием сатиры использует автор? Много горькой иронии, вроде бы смешно, но одновременно и жалко мужика.

-Осуждает ли Зощенко своего героя?

Да, осуждает. Но жалеет. Ведь он так глупо и бестолково остался ни с чем.

«— А я, милый, два года солому лопал… зря…»

- Теперь вспомни эпиграф к уроку. Как можно его объяснить?

-Какой же русский порок высмеивает автор?

Привычка: все новое – отпраздновать. Да, это привычка, или лучше сказать «Традиция», жива и сейчас, к сожалению. И, порою, желание «порадоваться» приобретению оборачивается мягко говоря разочарованием.

- Почему же?

  1. Рефлексия.

  • Как вы думаете, актуальны ли рассказы М.Зощенко сегодня и почему?

  • Так что же характерно для рассказа М.Зощенко: юмор или сатира?

  • Почему писатель считал, что над его рассказами надо не только смеяться, но и плакать?

  • Над чем можно плакать в этом рассказе? (Сквозь смех писателя мы видим его сердечную боль за простого русского мужика, за его бестолковость и легкомысленность.

  • Как вы понимаете высказывание Н.В. Гоголя:

«О, смех великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха… Боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы не удержала его никакая сила».
  • На что надеется М.Зощенко, смеясь над героем рассказа? (Писатель не только смешит нас, но и, высмеивая те или иные недостатки, учит не быть смешными, учит жить так, как достойно и подобает человеку.)

  • Изменилось время, но люди остались теми же, со своими пороками, разменивают жизнь на пустяки, дорожат никчёмными вещами, живут мелкими интересами, не доверяют друг другу и самим себе. Это и высмеивает М.Зощенко в людях, рисуя именно сатирические ситуации.

7.Домашнее задание.
  • Написать мини-сочинение «Встречается ли подобный герой в наше время»?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!